Методические рекомендации для студентов 2 курса по выполнению практической работы по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков "
методическая разработка
Методическая разработка по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков" предназначена для преподавателей и для обучающихся специальностям среднего профессионального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1
Тема: арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков
Цель: научиться выполнять арифметические действия с матрицами и вычислять определители второго и третьего порядков разными способами
Материалы:
1. Теоретические сведения и примеры решения задач к практической работе.
2. Рекомендуемая литература:
Основные источники
1. Афанасьев О.Н. Математика для техникумов. – М., Издательский центр «Академия», 2003.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. – М.: Высшая школа, 2009
3. Воеводин В.В. Линейная алгебра. - М.: Лань, 2009
4. Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Сборник задач по высшей математике. – М: Издательский центр «Академия», 2011
5. Дадаян А.В. Математика:Учебник 2-е изд. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014
6. Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика: Учеб. пособие для техникумов. – М.: Высш.шк., 1991. – 480 с.: ил.
Дополнительная литература
1. Богомолов В.С. Основы высшей математики. – М., Издательский центр «Академия», 2007.
2.Веретенников В.Н. Высшая математика. Множества. Элементы линейной алгебры. Векторная алгебра. Учебные пособия. – СПб.: РГГМУ, 2004.
3. Виноградов И. М.Элементы высшей математики. - М: Высш. шк., 2007.
4. Григорьев С.Г. Математика: учебник для студентов сред. проф.
учреждений / С.Г. Григорьев, С.В. Задулина; под ред. В.А. Гусева. –
2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
5.Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный.— Загл. с экрана.
3.Задания для самостоятельного решения практической работы.
Теоретические сведения и примеры решения задач
к практической работе
Матрицей называется прямоугольная таблица чисел, состоящая из m строк и n столбцов:
.
Числа, составляющие матрицу, называются элементами матрицы.
Матрицы обозначаются прописными (заглавными) буквами латинского алфавита, например, А, В, С, …, а для обозначения элементов матрицы используются строчные буквы с двойной индексацией: aij, где i - номер строки, j - номер столбца. Цифры m и n указывают размерность матрицы.
Запись « матрица B имеет размер mxn» означает, что речь идет о матрице, состоящей из m строк и n столбцов. Например, матрица имеет размер 2x3. Далее, bij - обозначение элемента, стоящего на пересечении i-й строки и j-го столбца данной матрицы (в примере b23=5).
Матрица, у которой число строк совпадает с числом столбцов, называется квадратной т.е. m = n. Например,
- квадратная матрица размерности 3.
Элементы a11 , a22 ,…, ann квадратной матрицы A (размера n x n) образуют главную диагональ. Квадратная матрица, у которой отличные от нуля элементы могут стоять только на главной диагонали, называется диагональной. Диагональная матрица, у которой все элементы (главной диагонали) равны 1, называется единичной. Например,
B – диагональная матрица, E – единичная матрица.
Арифметические действия с матрицами
1) Чтобы найти сумму матриц А, В одной размерности, необходимо сложить элементы с одинаковыми индексами (стоящие на одинаковых местах).
Пример 1. Найдите сумму матриц
Решение:
Пример 2. Найдите 2A-B, если , .
Решение: Сначала умножаем матрицу A на число «2», затем матрицу B на число «-1», и, наконец, находим сумму полученных матриц:
Имеем:
2) Чтобы умножить матрицу A на отличное от нуля вещественное число k, необходимо каждый элемент матрицы умножить на это число.
Пример 3. Умножьте матрицу А на число 3.
Решение:
3) Матрицу А можно умножить на матрицу В, когда число столбцов первой матрицы равно числу строк второй ( произведением матриц будет называться матрица, каждый элемент, которой равен сумме произведений элементов i-й строки матрицы А на соответствующие элементы j-го столбца матрицы В).
Пример. вычислить произведение матриц А∙ В, где
Решение:
Вычисление определителей
Для квадратных матриц вводится понятие определителя - числа, характеризующего квадратную матрицу А. Определитель матрицы А обозначается |A| или .
Определителем первого порядка, называется элемент a11:
Например. А=(3), тогда |A|=3.
Определитель квадратной матрицы A (размера 2x2) второго порядка называется число, которое можно найти по правилу:
△ = . (1)
(произведение элементов, стоящих на главной диагонали матрицы, минус произведение элементов, стоящих на побочной диагонали).
Пример 4. Вычислите определитель матрицы
Решение: По формуле (1) находим:
=
1 способ: определитель матрицы A размера 3x3 (определитель 3-го порядка) – число, вычисляемое по правилу «раскрытие определителя по первой строке»:
(2)
Пример 5. Вычислите определитель третьего порядка:
Решение. При нахождении определителя воспользуемся сначала правилом (2)
А = = 1 - (-1) + 1 , а затем
(для вычисления определителей 2-го порядка) правилом (1)
△= А = 4 - 3 + 8 + 6 + 2 + 2 = 19
2 способ: определителем третьего порядка называется число, которое вычисляется по правилу треугольника (рис. 1):
а11 а12 а13
а 21 а22 а23 (3)
а31 а32 а33
+ рис. 1 -
Пример 6. Вычислите определитель третьего порядка по правилу треугольника
Решение: применяя формулу (3), получим:
=1.1. 4 + 2.1.1 + (-1)∙3∙(-2) - 1.1∙(-2) - 1.3.1 – 2 ∙ (-1) ∙4=
= 4 + 2 + 6 + 2 – 3 + 8 = 19.
Порядок выполнения работы:
- Внимательно прочитайте теоретические сведения и примеры решения задач по изучаемой теме. В случае необходимости воспользуйтесь справочными материалами.
- Выполните предложенное преподавателем задание, используя теоретические сведения и примеры решения задач.
Рекомендации по выполнению расчетных заданий:
а) выпишите формулы по изучаемой теме;
б)обратите внимание, как использовались данные формулы при выполнении заданий на учебном занятии;
в) проанализируйте условия задания и определите алгоритм его решения;
г) решите предложенное задание, используя выписанные формулы;
д) оформите решение;
е)проанализируйте полученный результат (проверьте правильность подстановки в формулы численных значений, правильность расчетов, правильность вывода неизвестной величины из формулы и т.п.).
3. Соответствующим образом оформите работу.
Задания для самостоятельного решения:
Вариант 1
1. Найти: 3
2. Найти А+2В, если А= , В =.
3. Вычислить определители второго порядка:
а) =
б) =
в) =
4. Вычислить определители третьего порядка двумя способами: по правилу «раскрытие определителя по первой строке» и по правилу треугольника (рис. 1):
г) =
д) =
е) =
Вариант 2
1. Найти: 2
2. Найти 3А + В, если А = , В =
- Вычислить определители второго порядка:
а) =
б) =
в) =
4. Вычислить определители третьего порядка двумя способами: по правилу «раскрытие определителя по первой строке» и по правилу треугольника (рис. 1):
г) =
д) =
е) =
Вывод:
Контрольные вопросы:
- Что называется матрицей?
- Назовите арифметические действия с матрицами?
- Напишите правило, по которому вычисляется определитель матрицы второго порядка.
- Напишите правило, по которому вычисляется определитель матрицы третьего порядка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации в помощь обучающимся для выполнения практических работ по ПМ01 «Ввод и обработка цифровой информации»
Методические рекомендации в помощь обучающимся для выполнения практических работ по ПМ01 «Ввод и обработка цифровой информации» МДК.01.01. «Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной инфо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов СПО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» Тема: «Текстовый процессор Microsoft Word»
Методические указания предназначены для студентов среднего профессионального образования второго курса изучающих дисциплину «Информатика».Целью методических указаний является обучени...
Методические рекомендации по дисциплине "Обществознание" по выполнению практических работ для студентов СПО
Методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов СПО (обществознание)....
Практическое занятие 2. Вычисление определителей второго и третьего порядка.
Практическое занятие 2. Вычисление определителей второго и третьего порядка....
Методические рекомендации для студентов колледжа по выполнению практических работ
Методические рекомендации предназначены для студентов и служат пособием при выполнении практических заданий, предусмотренных рабочими учебными планами специальности 54.02.01Дизайн (по отраслям), запла...
Методические рекомендации для студентов колледжа по выполнению практических работ по ОГСЭ.03 «История»
Методические рекомендации по выполнению практических занятий адресованы студентам специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии).Методические рекомендации включа...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ОУД.04 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Методические рекомендации по выполнению практических занятий адресованы студентам специальности СПО: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)Методические рекомендации включают в себя учебную цель, перечень образ...