Методические рекомендации по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся
методическая разработка по теме
Важнейшей проблемой стоящей перед выпускниками школы является профессиональное самоопределение. Способствовать решению данной проблемы должна реализация концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования, создающая условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2001г. № 196, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего, утверждённой приказом Министерством образования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783, Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерством образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
Цель методических рекомендаций: повысить эффективность деятельности педагогов техникума при реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Методические рекомендации раскрывают особенности организации предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов на базе ГБОУ СПО СО «КУМТ», как системы педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предпрофильное обучение школьников на базе учреждения СПО | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение «Каменск-Уральский многопрофильный техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Решением методического объединения преподавателей общеобразовательной и общепрофессиональной подготовки
ГАОУ СПО СО «КУМТ»
№_____ от___________2012г.
Методические рекомендации по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Каменска-Уральского на базе ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский многопрофильный техникум»
г.Каменск-Уральский, 2012
Важнейшей проблемой стоящей перед выпускниками школы является профессиональное самоопределение. Способствовать решению данной проблемы должна реализация концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования, создающая условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2001г. № 196, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего, утверждённой приказом Министерством образования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783, Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерством образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
Цель методических рекомендаций: повысить эффективность деятельности педагогов техникума при реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Методические рекомендации раскрывают особенности организации предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов на базе ГАОУ СПО СО «КУМТ», как системы педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению учащихся.
В «Каменск-Уральском многопрофильном техникуме», который на протяжении нескольких лет являлся экспериментальной, базовой площадкой ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» по внедрению профильного обучения, реализуется программный проект «Модель организации предпрофильной подготовки и профильного обучения» учащихся 9-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений г.Каменска-Уральского» (период реализации программного проекта – 2010 -2014 гг.), основные положения которого, разрабатывались и внедрялись на основе преемственности с «Программой организации и внедрения предпрофильной и профильной подготовки на базе ГОУ НПО СО «Каменск-Уральский политехнический лицей» с 2006 года.
Цель и задачи программного проекта по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения:
Цель программы: создание комплекса условий для профессионального самоопределения выпускников основной школы, расширения возможности социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием для более эффективной готовности выпускников школы к освоению программ профессионального образования.
Задачи:
- совершенствовать условия и механизмы осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках образовательного учреждения;
- обеспечивать своевременное и качественное информирование участников проекта;
- осуществлять мониторинг реализации программного проекта и определять его эффективность;
- способствовать развитию профессионализма педагогических и руководящих работников лицея;
- использовать результативные методы мотивации участников проекта;
- обеспечивать научно-методическую поддержку проекта;
- осуществлять деятельность в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов
Состояние участников программного проекта:
для участия в проекте привлекаются высококвалифицированные педагогические работники:
- первой и высшей квалификационной категории;
- имеющие опыт успешной работы по разработке и реализации курсов предпрофильной подготовки;
- обладающие положительным опытом инновационной деятельности, в том числе по внедрению в образовательный процесс современных информационных технологий;
- пользующиеся у обучающихся лицея авторитетом и уважением.
Все работники, привлекаемых к проекту, имеют ясное и полное представление о содержании проекта в целом или того участка деятельности который им поручен, это выражается в активной педагогической, авторской позиции педагогов, своевременном и качественном выполнении возложенных на них задач.
Содержание деятельности коллектива в период реализации программного проекта (структурный план):
Таблица 1
Задача | Содержание деятельности | Обеспечение | Планируемый результат |
Совершенствовать комплекс организационных условий | Назначение или продление полномочий ответственного за создание и функционирование систем предпрофильного и профильного обучения Обсуждение и пролонгация организационного механизма по реализации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения Подготовка и издание распорядительных документов, определяющих состав рабочей группы и регламентирующих ее работу | Продуктивная, качественная деятельность ответственного в предыдущий период Федеральные нормативные документы регламентирующие данный вид образовательной деятельности Федеральные нормативные документы, структура управления проектом внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения | Приказ директора о назначении ответственного за создание и функционирование систем предпрофильного и профильного обучения на уч.год Структура управления проектом Пакет локальных нормативно-правовых документов регламентирующих проведение предпрофильной подготовки и профильного обучения |
Обеспечить своевременное и качественное информирование участников проекта | Информирование членов педагогического коллектива о проекте в целом, и конкретных задачах отдельных участников проекта в отдельности Подготовка информационных материалов для учащихся школ и их родителей по перспективным направлениям обучения; Периодическое ознакомление членов педагогического коллектива с результатами работы по организации предпрофильного обучения в текущем учебном году. | Инструктивно-методическое совещание «Направление и перспективы развития межсетевого взаимодействия» Заседание рабочей группы ПК, прикладные программы Дупликатор Расходные материалы Регулярные отчеты членов рабочей группы на инструктивно-методических совещаниях; План-график педагогических советов и ИМС | Большая часть педагогического коллектива ознакомлена с целями и задачами проекта Участники рабочей группы имеют четкое представление о проекте и своей деятельности в контексте его выполнения Набор рекламных флаеров, мультимедийных презентации, буклетов Открытое предъявление педагогическому коллективу результатов деятельности, формирование ценностного отношения и готовности педагогов к инновации |
Способствовать развитию профессионализма педагогических и руководящих работников лицея | Актуализация знаний педагогов по разработке программ элективных курсов, оценки их качества; Систематизация деятельности педагогов в направлении эффективного использования технологий преподавания элективных курсов | Методический семинар по обсуждению требований к составлению программ элективных курсов Методические рекомендации по составлению программ элективных курсов Методический семинар «Оптимизация учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных педагогических технологий» | Аналитические материалы по итогам семинара Комплект учебно-методических материалов по организации и проведению эксперимента Разработки планов уроков с использованием элементов современных педагогических технологий |
Использовать результативные методы мотивации участников проекта | Корригирование системы мотивации и системы показателей оценки труда педагогов, занятых в системе профильного обучения и предпрофильной подготовки. Осуществление системы контроля реализации программного проекта | Комплекс методических мероприятий направленных на собственное развитие педагогов График педагогических советов и ИМС лицея Система морального поощрения работников Критериально-оценочная система профессионального роста педагогов | Публичное признание достижений участников рабочей группы, через издание приказов, представления к награждению. Осуществление процедуры контроля обеспечивает качественное проведение мероприятий |
Обеспечить научно-методическую поддержку проекта | Коррекция типового комплекта учебно-методических материалов по организации и проведению профильного обучения и предпрофильной подготовки Индивидуальные консультации членов рабочих групп по модернизации данного программного проекта Оказание помощи в подборе востребованной специальной литературы Оказание помощи по поиску необходимой информации среди ресурсов сети «Интернет» Внутренняя экспертиза программ профильной подготовки и предпрофильного обучения, разработанных педагогами техникума | Пакет федеральных и локальных нормативно-правовых документов регламентирующих проведение предпрофильной подготовки и профильного обучения Методические рекомендации по составлению программ элективных курсов | УМК прошедший внутреннюю и внешнюю экспертизу, касающийся содержания и организации профильного обучения и предпрофильной подготовки Участники рабочей группы имеют четкое представление о своей деятельности в контексте осуществления программы |
Осуществлять деятельность в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов | Утверждение программ учебных курсов предпрофильной подготовки. Осуществление образовательной деятельности по заявленным программам предпрофильной подготовки | Программы учебных курсов предпрофильной подготовки Продуктивная деятельность коллектива по реализации программ предпрофильной подготовки | Утвержденные программы учебных курсов предпрофильной подготовки Освоение программ предпрофильной подготовки подтвержденное свидетельством об окончании курсов |
Целевые индикаторы реализации программного проекта:
Таблица 2
Целевой индикатор | Единицы измерения | Значение целевого индикатора | ||||
2009 -2010 базовый | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013* | 2013-2014* | ||
Количество МОУ, участников сетевого взаимодействия | абсолютный показатель | 4 | 9 | 10-12 | 15 | 15 |
Количество учащихся освоивших программы эл.курсов | абсолютный показатель | 41 чел. | 131 | 120 | 150 | 150 |
Количество эл. курсов предложенных к реализации | абсолютный показатель | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Количество программ эл. курсов прошедших внешнюю экспертизу | абсолютный показатель | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Доля высококатегорированных педагогов участников проекта | проценты | 100 | 80 | 100 | 100 | 100 |
Кабинеты и лаборатории, отвечающие современным требованиям организации образовательного процесса | проценты | 75 | 82 | 90 | 100 | 100 |
Удовлетворенность учащихся организацией образовательного процесса в рамках элективных курсов (результат анкетирования) | проценты | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
*запланированные показатели
Ожидаемый результат реализации программного проекта предпрофильной подготовки и профильного обучения на период 2009 – 2014 гг.
Реализация данного программного проекта должна способствовать:
- выявлению интересов, склонностей и способностей обучающихся и формированию практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля на следующей ступени обучения;
- оказанию психолого-педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
- развитию широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формированию у обучающихся умения объективно оценивать свои способности к обучению и принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
- обеспечению осознанного выбора учащимися старшей школы профиля обучения учитывая их особенности и способности, создавать условия для социальной адаптации выпускников основной школы, формировать навыки самообразования, саморазвития и самореализации;
- развитию модели сетевого взаимодействия техникума и муниципальных образовательных учреждений на основе сотрудничества и взаимодействия, для более эффективного имиджирования, рекламы образовательного учреждения и основных профессиональных образовательных программ, реализуемых техникумом, привлечения обучающихся.
Учебный план предпрофильной подготовки
Учебный план предпрофильной подготовки формируется в пределах часов, компонента муниципального образовательного учреждения и является составной частью учебного плана муниципального образовательного учреждения.
При организации предпрофильной подготовки осуществляется деление классов на группы. Группы могут комплектоваться обучающимися из различных классов, в том числе из различных образовательных учреждений, в рамках сетевого взаимодействия, на период освоения содержания отдельного курса. Количество обучающихся в одной группе при проведении курсов по выбору должно быть от 5 до 20 человек.
Предпрофильная подготовка осуществляется через:
- организацию курсов по выбору (элективных курсов);
- информационную работу и профильную ориентацию.
Организация работы элективных курсов
Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы), делятся на два вида:
Предметные - содержание и форма организации этих курсов направлены на расширение знаний обучающегося по тому или иному учебному предмету.
Задачи курсов данного вида:
- реализация личных познавательных интересов обучающихся в выбранной образовательной области;
- уточнение готовности и способности обучающегося осваивать выбранный предмет на профильном уровне;
- создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации (в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения на III ступени обучения);
формирование у учащихся умений и способов деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность).
Содержание курсов:
Программы курсов по выбору включают углубленное изучение отдельных тем базовых общеобразовательных программ и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.
Межпредметные (ориентационные) - занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения на III ступени обучения. Эти курсы организуются в виде учебных модулей и являются относительно краткосрочными (месяц, четверть).
Задачи курсов данного вида:
- создание условий для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов обучающихся;
- поддержка мотивации ученика, способствующая внутрипрофильной специализации;
- формирование у учащихся умений и способов деятельности для решения практических задач (учебные практики, проектная технология, исследовательская деятельность и др).
Содержание курсов:
Программы курсов предполагают выход за рамки учебных предметов Базисного учебного плана. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, с методами решения проблем и задач в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.
Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (групповая, проектно-исследовательская и т.д.).
Программное обеспечение элективных курсов.
Реализация содержания предпрофильной подготовки обеспечивается программами, рекомендованными и допущенными Министерством образования и науки РФ, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области; авторскими программами; программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно. Программы, разработанные образовательным учреждением самостоятельно должны соответствовать существующим требованиям (содержать пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, тематический план, список литературы). Программы должны пройти экспертизу в Экспертном совете Управления образования и быть утверждены педагогическим советом образовательного учреждения.
Методическое и дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя:
- пособия для учащихся, материалы для учителя, справочную литературу;
- систему творческих заданий для учащихся, творческие работы учащихся, материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований;
- оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;
- педагогические средства для работы курсов (в том числе разработки учителей города, области и т.д.).
Преподавание элективных курсов ведется по специальному расписанию, составленному специалистами УО г.Каменска-Уральского на основе сетевого взаимодействия, с которым учащиеся знакомятся за три дня до их начала. Учащиеся могут изучать курсы в том режиме, который более целесообразен для успешного прохождения программ. При организация учебного процесса используются различные инновационные методы: метод проектов, модульная технология, исследовательские методы и др.
Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности после его окончания в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся и формами контроля, указанными в программе элективного курса. Данные результаты заносятся в журнал элективных курсов педагогом или специалистом, ведущим курс.
Эффективность преподавания элективного курса может быть подтверждена:
- анализом отметок по предметам, связанным с элективным курсом;
- количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
- проведением анкетирования обучающихся, педагогов, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников занятиями;
Достижения учащихся на элективных курсах заносятся в состав индивидуальной накопительной оценки - портфолио.
По результатам курсов учащиеся получают «Свидетельство об окончании элективного курса», которое регистрируется в книге учета свидетельств об окончании элективных
курсов. «Свидетельство об окончании элективного курса» размещается в портфолио каждого учащегося.
Для организации предпрофильной подготовки используются:
- деление классов на группы при организации курсов по выбору;
- привлечение к преподаванию курсов предпрофильной подготовки педагогических работников и специалистов начального профессионального образования;
- использование современных информационных и коммуникационных технологий (Интернет, CD-диски, дистанционные формы и т.д.);
- использование практики экстерната.
Информационная работа и профильная ориентация
Информационная работа реализуется через организованное знакомство учащихся 9-х классов с образовательными учреждениями города (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.
Профильная ориентация осуществляется через оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах III ступени, учреждениях начального профессионального образования. Мероприятия по профильной ориентации включают психолого-педагогическую диагностику учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организацию профессиональных и профильных проб и т.п. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Информационную работу и профильную ориентацию организуют классный руководитель, педагог-психолог, педагоги техникума, или другие лица, назначенные ответственными за данную работу, по программе, утвержденной педагогическими советами образовательных учреждений.
Разработчик – Гаева Елена Викторовна, заведующий отделением СПО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ 11 класс
ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при ...
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ»
Рабочая программа по предмету«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ»11 КЛАСС2013-2014 учебный годУчитель: Ф.М. Шестакова 2013 годп. ЛенинскийПояснительная записка Курс «Подготовка к Е...
Технология предпрофильная подготовка
Технология предпрофильная подготовка...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки «Writing in English» ПИШЕМ ПО АНГЛИЙСКИ
Краткая аннотация Необходимой предпосылкой для овладения иностранным языком как средством коммуникации в современном мире является одновременная работа над устной и...
Элективный курс «Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки», для 8-9 классов.
Элективный курс «Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки», для 8-9 классов.Структура программыПрограмма является обучающей и содержит:Пояснительную записку.Цели...
Элективный курс по математике для 9 класса "Подготовка к ОГЭ"
Данная программа элективного курса может быть полезна учителям, работающим в 9 классах при подготовке к ОГЭ....
ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Программа предназначена для организации предпрофильной подготовки учащихся школ....