"Развитие форм рельефа"
план-конспект урока на тему
Об особенностях формирования рельефа на территории России в целом и Волгоградской области в частности; показать воздействие общества на изменение поверхности Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_geografiya_8_klass.docx | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА»
разработка урока географии в 8 классе.
Разработал Ярыш Александр Николаевич, учитель географии МБОУ СОШ № 9
х. Привольный, Кавказский район, Краснодарского края
Задачи: сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и Волгоградской области в частности; показать воздействие общества на изменение поверхности Земли.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Минеральные ресурсы России».
Возможные варианты проверки:
1. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся получают карточки, где наклеены части контурных карт отдельных регионов и даны задания к ним. Можно предложить контуры Западной Сибири, Среднесибирского плоскогорья, Восточно- Европейской равнины, Уральских гор. Задания - назвать тектоническую структуру, её возраст, форму рельефа, высоту, месторождения полезных ископаемых, объяснить их происхождение.
2. Индивидуальный опрос:
1) Расскажите о полезных ископаемых и их связи с тектоническим строением территории.
2) Расскажите о полезных ископаемых, приуроченных к платформам и складчатым областям.
3) Дайте оценку минерально-сырьевой базе России.
4) Расскажите о рациональном использовании минеральных ресурсов и охране недр.
5) Охарактеризуйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока:
1) Что такое полезные ископаемые?
2) Что такое месторождение?
3) Что такое бассейн?
4) От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
5) Какими полезными ископаемыми богата Россия?
6) Недалеко от полярного круга, в Воркуте и Ухте, мы добываем уголь и газ. О чем говорит их наличие в данном районе? Как изменилась природа данной территории со времени образования нефти и угля?
7) Какие методы исследования применяют геологи в настоящее время?
8) Назовите крупнейшие угольные и нефтегазовые месторождения России.
9) Где на территории Восточно-Европейской равнины добывается железная руда? С какой тектонической структурой связаны эти месторождения?
10) Какие меры необходимо применять для сбережения полезных ископаемых?
11) Может ли быть полезным ископаемым грязь? Почему?
12) Каким полезным ископаемым пользуется учитель, объясняя новый материал? Как образовалось это полезное ископаемое?
13) Какая существует классификация полезных ископаемых?
4. Проверка номенклатуры бассейнов полезных ископаемых.
Учащиеся должны заполнить пропуски в таблице:
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Изучение новой темы предполагает развитие и конкретизацию знаний о действии внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Поэтому в течение вводной беседы необходимо актуализировать сведения, полученные школьниками в процессе изучения курсов географии 6 и 7 классов. Учитель организует беседу, в результате чего выясняет, что знают учащиеся об изменении рельефа. Основываясь на знаниях учащихся, учитель строит свою последующую лекцию.
III. Получение новых знаний.
Этот этап урока проводится в виде лекции. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией картин и иллюстраций различных форм рельефа. Для лучшего усвоения материала необходимо проводить его закрепление по ходу лекции. Вопросы и задания приведены в разделе IV. Результатом лекции становится составление таблицы учащимися в тетрадях, в которой указываются рельефообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа. Учителю необходимо добиться усвоения учащимися ключевых слов, их тоже желательно записывать в тетрадь по ходу лекции.
1. Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы:
I. Внутренние, или эндогенные (от греч. endon - внутри и genes - рождающий, рожденный). Их источником является тепловая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли. Эндогенные процессы проявляются в форме горообразовательных движений, внедрения магмы в земную кору, излияния её на поверхность, медленных колебаний земной коры и т. д. Формы рельефа, которые созданы преимущественно эндогенными процессами, называются эндогенными.
II. Внешние, или экзогенные (от греч. ехо - снаружи, вне). Они протекают почти исключительно за счет солнечной энергии, поступающей на Землю. Формы рельефа, созданные в результате этих процессов, называются экзогенными. К внешним процессам часто относят и антропогенные факторы, но их можно выделить и в отдельную группу.
Формы рельефа созданы благодаря взаимодействию эндогенных и экзогенных процессов, но в большинстве случаев можно выделить ведущий процесс, относящийся к той или иной группе. Чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогенных процессов в её формировании. Экзогенные процессы создают детали, небольшие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимостью и многообразием. Эндогенные и экзогенные процессы действуют непрерывно и одновременно; в какое-то время могут сильнее проявляться одни, в другой период - другие, но действие обеих групп процессов не прекращается.
2. Эндогенные формы рельефа создаются в результате движений земной коры. Мы привыкли считать, что сами двигаемся по неподвижной поверхности Земли. Но чтобы Земля двигалась - нет, не как планета вокруг Солнца, а как почва у нас под ногами... Ну, разве что в отдельных местах и изредка - во время землетрясений, при оползнях или взрывах. Но сейчас речь пойдет не об этом. Та самая незыблемая Земля, а точнее земная кора, колеблется и перемещается везде и всегда. Только замечаем мы это редко или не замечаем вовсе. Буквально каждая точка земной коры движется: поднимается вверх или опускается вниз, смещается вперед, назад, вправо или влево относительно других точек. Их совместные передвижения приводят к тому, что где-то земная кора медленно поднимается, где-то опускается. Эти медленные движения оставались незамеченными до конца XVIII века. Положил начало изучению современных движений земной коры известный шведский физик и астроном Андерс Цельсий (мы до сих пор пользуемся предложенной им 100-градусной температурной шкалой). Он сделал на прибрежных скалах Скандинавского полуострова засечки, чтобы исследовать взаимные перемещения суши и моря. Вскоре выяснилось, что засечки оказываются все выше и выше над средним уровнем моря. Ученый полагал, что дело в понижении уровня моря. Но позднее выяснилось, что причина - в поднятии суши. Со времени эксперимента Цельсия прошло 250 лет, за это время ученые решили множество вопросов. Например, было установлено, что Северная Европа (Скандинавский, Кольский полуострова, Финляндия, Карелия) поднимается из окружающих морей со скоростью до 1 см в год. А вот территория Дании и Нидерландов, наоборот, опускается. Уже сейчас примерно 1/3 территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Поднятия испытывает и Нижнее Поволжье, ведь раньше эти области были заняты морем. Горные системы также испытывают поднятия. Несмотря на то что горные породы обладают большой прочностью и твердостью, они могут быть смяты в складки и разорваны тектоническими разрывными нарушениями, а также разбиты трещинами. Например, озеро Байкал расположено в грабене. Грабен - это параллельная система разрывов, которые ограничивают впадину. Наибольшая глубина озера достигает 1620 м. Медленные движения земной коры часто протекают незаметно: медленно нарастают напряжения, медленно деформируются слои горных пород, сминаясь в складки, медленно происходит смещение по разрывам, и только иногда это перемещение, подобно взрыву, происходит за секунды. Тогда земля и «трясётся». Сильное землетрясение может произвести значительные изменения земной поверхности. По разломам земной коры происходит смещение её блоков, и там, где раньше было ровное место, возникает обрыв. В горах происходят обвалы и оползни.
3. Формы рельефа, созданные экзогенными процессами.
На повышенных участках земной поверхности происходит разрушение горных пород. Затем непосредственное действие силы тяжести, вода, ветер, льды переносят измельченные, разрушенные горные породы на пониженные участки поверхности, где откладывают их. Снос частиц породы с повышенных участков носит название денудация (от лат. denudation - обнажение). Отложение породы - это аккумуляция (от лат. accumulatio - собирание в кучу, накопление). Скорость денудации зависит от того, какие породы разрушаются и сносятся. Осадочные породы обычно разрушаются легче, магматические и метаморфические - более устойчивы. Денудация снижает высокие участки земной поверхности, аккумуляция повышает низкие, таким образом, общий перепад высот уменьшается.
Экзогенные процессы начинаются с подготовки горных пород к переносу, с их разрушения. Все процессы разрушения называются выветриванием. Оно происходит под действием солнечных лучей, воды, воздуха, организмов.
1) Склоновые процессы. Суть этих процессов состоит в том, что под действием силы тяжести - с помощью воды или без неё - породы, слагающие склон, сносятся с его верхней части к подножию, где и отлагаются. При этом склон постепенно становится положе. Чем круче склон, тем сильнее проявляются склоновые процессы. Склоновые процессы сопровождают любой вид экзогенных процессов и многие виды эндогенных и связаны с ними настолько тесно, что кажутся входящими в состав этих процессов. Падение или скатывание мелких обломков (песка, щебня) называется осыпанием. Если падают или скатываются крупные обломки, - это камнепад; когда по склону сходит большая масса породы, которая в процессе движения дробится, перемешивается, - это обвал. При больших обвалах могут быть перемещены огромные количества породы. Так, в 1911 году на Памире произошел в результате землетрясения знаменитый Усойский обвал, создавший в долине реки плотину, выше которой образовалось Сарезское озеро. Вес обвала составил 7 млрд т.
2) Формы рельефа, созданные текучими вода.ми. Текучая вода
- наиболее активный фактор переноса частиц горных пород. Размыв горных пород текущей водой называется эрозия (от лат. erosio
- разъедание), а формы рельефа, образованные этим процессом, - эрозионными. К ним будут относиться промоины, овраги, речные долины. Овраг — это крутосклонная рытвина на возвышенности, образованная талыми и дождевыми водами, т. е. временным водотоком. Длина оврага может достигать нескольких километров, глубина - нескольких десятков метров, ширина - десятков, иногда сотен метров. Овраги постепенно растут, их верховья продвигаются все дальше. Они наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Участки расчлененны оврагами настолько, что склоны соседних оврагов пересекаются, становятся непригодными для какого-либо использования. Они называются дурными землями, бедленд. Борьба с оврагами ведется путем закрепления их склонов лесными посадками. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку; балка шире оврага, склоны её более пологи, они заросли травой, иногда кустарником или лесом. Постоянные водотоки - ручьи и реки - текут в долинах, выработанных текучей водой совместно со склоновыми процессами. По рельефу резко различаются долины горных и равнинных рек. Долины горных рек узки, крутосклонны, глубоко врезаны. Долины равнинных рек широкие (до десятков километров), глубина их небольшая, склоны пологие. Формы рельефа, созданные текучими водами, широко распространены на некоторых территориях, например Волгоградской области.
3) Формы рельефа, созданные подземными водами. Скорость движения подземных вод мала, поэтому они воздействуют на рельеф большей частью не механически, а путем растворения гонных пород. Растворяются известняки, каменная соль, гипс и некоторые другие породы. Растворяя породу, вода образует полости, пещеры, провалы и т. д. Этот процесс носит название карст, а формы рельефа называются карстовыми. Пещеры представляют собой сложные системы проходов и залов, длина может достигать нескольких километров. В России широко известна Кунгурская пещера на Урале. Частой формой карстового рельефа являются воронки - замкнутые впадины конической, чашеобразной формы диаметром несколько метров. Они встречаются на юге Волгоградской области в Заволжье.
4) Формы рельефа, созданные ледниками. Большую работу по перемещению обломков горных пород производят ледники - естественные скопления льда в местах, где преобладают низкие температуры. Ледники перемещаются, подчиняясь силе тяжести, так как лед обладает пластичностью и может медленно перетекать. Обломки горных пород, переносимые ледником и в конечном счете откладываемые им, называются мореной. Горные ледники располагаются в привершинных чашеобразных нишах - карах. Когда ледник двигается вниз по горной долине, он расширяет и углубляет её, образуя корытообразную долину - трог. В более низких местах, где теплее, ледник тает, а принесенная им морена остается. Покровное оледенение захватывает не только горные районы, но и обширные области на равнинах. В четвертичный период возникло несколько покровных оледенений. Их центры в России располагались на Кольском полуострове, Полярном Урале, плато Путорана, горах Бырранга. Когда климат стал теплее, ледники становились всё короче и постепенно исчезли совсем. В областях, где ледники откладывали материал, остались большие площади, занятые холмистым моренным рельефом. Такой тип рельефа преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины. Последнее оледенение дошло и до Волгоградской области.
5) Формы рельефа в областях с сухим климатом. Рельеф областей с недостаточным увлажнением - пустынь и полупустынь - обычно прежде всего связывают с действием ветра. Формы рельефа, образовавшиеся в результате действия ветра, называют эоловыми - по имени древнегреческого бога ветра Эола. Наиболее простые эоловые формы - котловины выдувания. Это понижения, образовавшиеся в тех местах, где с поверхности, не защищенной растительностью, мелкие частицы вынесены ветром. Дно котловины усеяно галькой, щебнем и валунами. В пустынях распространены барханы. Это скопление сыпучего песка, навеянное ветром, высотой от метра до 100-150 м. Бархан в плане имеет форму полумесяца, обращенного выпуклой стороной навстречу ветру.
6) Формы рельефа берегов. Своеобразные формы рельефа создаются на берегах морей и крупных озер. Практически все они связаны с геологическим строением берега, с деятельностью морских или озерных волн. На достаточно крутых берегах чаще всего формируется клиф - вертикальный или почти вертикальный уступ. У пологих берегов формируются пляжи - скопления морских наносов.
7) Формы рельефа в областях распространения многолетней мерзлоты. Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и оттаивающие породы претерпевают деформации. Наиболее распространенный тип деформации мерзлых грунтов - пучение, связанное с увеличением в объеме воды при замерзании. Возникающие при этом формы рельефа называются буграми пучения; их высота обычно не более 2 м. В ходе послойного замерзания образуются грунтовые и речные наледи. Известны гигантские наледи площадью до 20 км2. Толщина наледей - от нескольких до 500 м.
8) Формы рельефа, созданные живыми организмами. На суше такие формы обычно невелики. Это болотные кочки, сурчины, в тропических странах - термитники. Сурчины и сусликовины часто можно встретить в степях Заволжья. В умеренном поясе большие площади занимают болота с торфяными грядами; высота гряд невелика - обычно 0,5 м, иногда несколько больше, гряды могут быть вытянуты на сотни метров и на километры. Несравненно больше роль живых организмов на берегах морей. Активно проявляют себя в тропической зоне организмы-рифстроители, результатом деятельности которых являются коралловые рифы.
9) Формы рельефа, созданные человеком. Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования - ускоряя или замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. antropos - человек и genes - рождающий, рожденный). Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, имеющих коническую форму - терриконов. Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов. При открытой добыче полезных ископаемых создаются карьеры - обширные понижения, образованные путем выкапывания. Значительные изменения рельефа производятся при транспортном, промышленном и гражданском строительстве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создаются насыпи и выемки. Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов создают условия для бурного роста оврагов. Строительство зданий и инженерных сооружений способствует возникновению или усилению оползней.
Рельефообразующий фактор | Создаваемые формы рельефа |
I. Эндогенные: 1. Горообразовательные движения. 2. Внедрение магмы в земную кору. 3. Излияние магмы на поверхность. 4. Складкообразование. 5. Разрывы и деформации | 1. Крупные формы рельефа |
II. Экзогенные: 1. Непосредственное действие силы тяжести | 1. Осыпь. 2. Обвал. 3. Оползень |
2. Деятельность текучих вод | 1. Овраги. 2. Балки. 3. Дурные земли. 4. Долины рек |
3. Деятельность ледников | 1. Кары. 2. Троги. 3. Холмисто-моренный рельеф |
4. Деятельность подземных вод | 1.Пещеры. 2. Воронки |
5. Деятельность морских и озерных волн | 1. Клиф (береговой обрыв). 2. Пляж |
6. Деятельность ветра | 1. Котловины выдувания. 2. Дюны, барханы. 3. Эоловые города |
7. Воздействие мерзлоты | 1. Бугры пучения. 2. Термокарстовые западины |
8. Деятельность живых организмов | 1. Болотные кочки. 2. Сурчины. 3. Торфяные гряды. 4. Термитники. 5. Коралловые рифы |
9. Деятельность человека | 1. Карьеры. 2. Отвалы. 3. Терриконы. 4. Насыпи. 5. Выемки. 6. Котлованы. 7. Террасированные склоны |
IV. Закрепление материала.
Чтобы повысить эффективность учебной деятельности учащихся на уроке, вопросы и задания для закрепления материала необходимо использовать по ходу лекции.
1. По рисунку 17 определите, в каких районах России поднятия земной коры в неогенчетвертичное время были наиболее интенсивными. К каким тектоническим структурам приурочены эти районы? По физической карте определите, какой рельеф сформировался в этих районах и каковы его высоты. Почему Уральские горы ниже Алтая?
2. В каких районах России происходят медленные опускания? Как это отразится на внешнем облике земной поверхности?
3. По карте «Районы распространения землетрясений» проследите, в каких районах наблюдаются наиболее сильные землетрясения. С чем это связано? В пределах каких тектонических структур землетрясения бывают чрезвычайно редко? Почему?
4. По карте «Древнее оледенение» определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника? Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие - в более южных районах, где происходило таяние льда?
5. Подумайте, для горных или равнинных областей наиболее характерен эрозионный рельеф. Какие породы наиболее подвержены эрозии?
6. В каких районах России на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких - деятельность ветра?
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: § 8 до с. 52, выучить ключевые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Разнообразие животного мира" предметы: скульптура (рельеф), композиция станковая.
Рассказ о рельефах по наглядным пособиям. Последовательное выполнение животных из глины в рельефе....
Урок на тему: "Изображение рельефа местности"
Для спецдисциплин...
Лекция: Элементы ландшафта. Рельеф
План:1. Классификация элементов садово-паркового ландшаыфта2. Рельеф - основа создания композиции озелененной территории3. Понятие о геопластике...
Презентация "Виды рельефа" (предмет: рисунок, композиция прикладная, скульптура)
Методика проведений серий занятий. Виды рельефа: плоский рельеф, барельеф, горельеф. Последовательное выполнение этюда бытового предмета....
разработка урока по теме: Рельеф России, 8 класс
Разработка урока по теме: Рельеф России, 8 класс...
Статья: Метод построения гипсовых рельефов.
Советы по построению гипсовых рельефов дисциплина "Рисунок"....
Практическая работа: Рельеф из геометрических форм с врезкой друг в друга "Путь в пространстве"
Методические рекомендации по выполнению практической работы по дисциплине "Выполнение дизайнерскх проектов в материале"...