Лекция: Элементы ландшафта. Рельеф
план-конспект урока на тему

Пустовалова Светлана Валентиновна

План:

1. Классификация элементов садово-паркового ландшаыфта

2. Рельеф - основа создания композиции озелененной территории

3. Понятие о геопластике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_relef_2.docx23.29 КБ
Файл 4_rastit_2.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция: Элементы ландшафта. Рельеф

  1. Классификация элементов садово-паркового ландшафта.
  2. Рельеф как основа создания композиций озеленения территории. Естественный рельеф. Искусственный рельеф.
  3. Роль рельефа в решении планировочной структуры и художественного облика. Значение ориентации склонов, наличие и характеристика почв.
  4. Понятие о геопластике.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир.

1.Классификация элементов садово-паркового ландшафта.

Создание садов и парков - сложный и длительный процесс, связанный как с этапами проектирования и разработки проектно-сметной документации, так и непосредственно с самим процессом создания объекта, то есть с его строительством, формированием растительности, уходом за насаждениями, содержанием и ремонтом основных его устройств и конструктивных элементов. Все устройства и конструктивные элементы садово-паркового объекта подразделяются на элементы объёмные - растительные группировки, сооружения и плоскостные - газоны, площадки, дорожки, водоёмы.

Устройствами и конструктивными элементами объекта являются:

-    растительность - основной компонент, включающий различные типы садово-парковых насаждений (ТСПН)- солитеры, группы, аллеи, куртины, массивы деревьев, кустарников, травянистых растений, газоны, цветники;

-    садово-парковые дороги, тропы, площадки различного назначения;

-    малые архитектурные формы (МАФ) и садово-парковое оборудование - беседки, перголы, навесы, трельяжи, урны, скамейки, осветительные устройства;

-    сооружения инженерного характера - открытые лотки для отвода дождевых и талых вод, колодцы, дренажи, устройства хозяйственного водопровода.

Неотъемлемой и очень важной частью объекта является почвенный субстрат, на котором основывается нормальная жизнедеятельность растительности.

2.Рельеф как основа создания композиций озеленения территории

Одним из отправных моментов является рельеф территории. Садово-парковое искусство имеет много интересных примеров умелого использования рельефа равнинного или холмистого. Как правило, равнинный рельеф наиболее подходит для регулярного приема композиции, для прямых длинных аллей, величественных партеров, четких каналов и обширных бассейнов или прудов, а холмистому или сильно пересеченному рельефу более соответствует ландшафтное решение.

Иногда в композиции сочетается равнинный рельеф с холмистым.

Естественный рельеф подразделяется на горный, холмистый и микрорельеф. Горный рельеф характерен для Урала, Алтая, Крыма, Кавказа, Закарпатья и ряда других областей нашей страны. Парки редко располагаются на горе целиком, исключение составляет Нагорный парк в Баку, парк в Сухуми. В Болгарии (недалеко от Софии) лесопарк расположен па горе Витоша и достигает высоты 2 014 м над уровнем моря.

Горный рельеф может играть большую роль, находясь за пределами проектируемой территории. Например, в Гагре (Абхазия) курортный парк расположен на узкой полосе между морем и очень крутыми горными склонами: они замыкают перспективу некоторых аллей и дорожек и, таким образом, зрительно участвуют в общей композиции парка.

На Украине, в Киеве, городской парк у моста Нагона также тянется узкой лентой между Днепром и довольно крутыми склонами в долине Днепра. Рельеф здесь ровный, но от аллей и площадок перспектива к северо-западу и западу замыкается горными склонами, что придает парку живописность.

Во многих случаях парки размещаются на склоне холма, спускающегося вниз к тальвегу или долине реки, к озеру, морю или просто к равнине. Большое значение имеют крутизна склона и его пластика, то есть выпуклость или вогнутость, которые зависят от морфологии рельефа.

Тщательно  продумав  планировку  - доминанты,  фон, акценты,  нюансные и контрастные сочетания,  - можно  наконец приступить  к первому  этапу работ на местности: изменению рельефа.

Рельеф - наиболее стабильный элемент ландшафта. Он является основой композиции и зачастую определяет ее построение, выбор маршрутов  движения, характер обзора.  В ландшафтном искусстве имеются различные приемы изменения  рельефа. Цели таких преобразований могут быть самыми разными:

• организация поверхностного стока, отвод ливневых и талых вод;

• укрепление  почв на крутом  склоне;

• сопряжение построек  с поверхностью земли;

• организация подходов  и подъездов  к дому;

• зрительная и шумовая изоляция участков;

• создание  видовых точек и прогулочных трасс;

• корректировка  композиционно невыразительного рельефа.

В небольшом  саду пейзаж можно разнообразить, создавая насыпи, подпорные  стенки  и откосы.

Искусственные насыпи зрительно изолируют  участки  сада друг от друга, создают  площадки  для отдыха, защищенные  от шума или сквозняков. Террасы позволяют организовать на склоне  партерный  цветник,  огород, спортивную  площадку.

Искусственные углубления можно использовать для устройства  водоемов или как игровые сооружения для детей.

В природном  ландшафте степень изрезанности поверхности  - плавные понижения, сеть оврагов или ущелье с крутыми обрывами - зависит от геологического строения. Искусственно созданные ландшафты могут имитировать природный пейзаж: например, альпинарий можно выполнить в виде горного склона, ущелья или каменистой осыпи. Другой подход - создание абстрактных  форм: конических насыпей, земляных пирамид, террасированных  альпинариев.  Чем сложнее поверхность земли и резче перепады высот, тем более оправданны извилистые и серпантинные дорожки и тропы.

Рельеф проектируют с использованием точной геодезической съемки поверхности, нанося на чертеж проектные горизонтали и границы сооружений.

Такая работа требует специальных знаний,  поручать ее нужно специалистам.

Геопластика — вертикальная планировка подлежащих озеленению территорий с целью архитектурного и художественного преобразования рельефа.

В течение тысячелетий развития искусства преобразования ландшафта складывались различные приемы изменения рельефа, устройства водоемов и фонтанов, организации групп растений — наиболее податливого материала. В ландшафтной архитектуре всегда параллельно существовали два направления: регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное, которые никогда полностью не исключали одно другого. Не являются они и полярно противоположными, поскольку отражают представление о красоте природы, преобразованной или не преобразованной человеком.



Предварительный просмотр:

Растительность.

План:

  1. Классификация зеленых насаждений.
  2. Художественная характеристика деревьев и кустарников.

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Выделяют следующие объекты ландшафтной архитектуры, созданные человеком: парки, скверы, бульвары, аллеи, рядовые посадки, живые изгороди, группы, одиночные посадки. Леса, лесопарки, рощи и колки относятся к естественным объектам ландшафтной архитектуры.

Парки. Среди объектов ландшафтной архитектуры парки наиболее крупные. Как основной элемент системы озелененных пространств они играют определяющую роль в эстетическом совершенствовании среды, улучшении ее санитарно-гигиенического состояния, организации спорта и отдыха населения.

Массив парковый — участок парка площадью более 0,5 га, состоящий из деревьев и кустарников горизонтальной или вертикальной сомкнутости. Различают чистые (сосновый, еловый) и смешанные массивы, например березово-еловый: в парках приняты массивы площадью 0,5-4 га, в лесопарках— до 10га.

Наибольшее распространение в городах получили следующие типы парков:

  • полифункциональные парки культуры и отдыха для массового досуга населения всех возрастных групп; их размещают в структуре города равномерно;
  • парки, предназначенные для досуга населения определенных групп (игровые парки для школьников, парки и сады тихого отдыха для взрослых, спортивные парки); они должны быть максимально приближены к жилым домам и школам;
  • парки эпизодического посещения для уникальных видов отдыха (крупные спортивные, аттракционные, ботанические, фестивальные, выставочные, этнографические); их организуют в составе общегородских рекреационных систем, часто с расчетом на обслуживание взаимосвязанной группы городов.

Основа планировки современных парков — функциональное зонирование территории. В  парках культуры и отдыха выделяют следующие зоны: массовых мероприятий, физкультурно-оздоровительная, культурно-просветительных мероприятий, отдыха детей, прогулок и тихого отдыха, хозяйственная и зоны основных входов в парк. Пешеходные и необходимые транспортные пути прокладывают с учетом взаимосвязи функциональных зон парка, размещения входов и выходов.

Роща – массив насаждений, элемент паркового пейзажа площадью 1-1,5 га, состоящий из деревьев преимущественно одной породы (сосновая, буковая, дубовая, березовая рощи), c учетом обязательной просматриваемости пространства между стволами.

Скверы. Представляют собой облагороженную декоративными растениями небольшую по размерам (в сельской местности обычно не более 0,25...0,5 га) часть площади или улицы. Размещают их в первую очередь перед общественными зданиями. Они выполняют эстетическую функцию и предназначены для кратковременного отдыха. Необходимость в создании скверов возникает прежде всего в населенных пунктах, где отсутствуют парки и облагороженные лесные массивы, примыкающие к селам. Территория сквера ограничивается живой изгородью из декоративных кустарников, внутри разбивают цветники, газоны, устраивают скамейки для отдыха, сажают деревья и кустарники с красивой кроной.

Бульвар. Это полоса насаждений из деревьев и кустарников с дорожками, цветниками, расположенная вдоль улицы, набережной или в других удобных местах. Размер бульвара зависит от ширины и длины улицы. Целевое назначение бульваров весьма разнообразно — они выполняют санитарно-гигиенические, эстетические функции, служат местом для прогулок и отдыха, игр для детей.

Бульвары более уместны в городах, особенно на улицах с интенсивным движением транспорта. Конструкция бульваров может быть разнообразной, она во многом зависит от их размеров. Относительно узкие бульвары (10... 15 м) предпочтительно создавать в виде аллейных посадок. На более широких бульварах (20...30м) деревья и кустарники можно размещать внутри свободно, по границам полосы — в виде рядов. Наряду с дорожками и тропинками на бульварах выделяют места для отдыха со скамейками, столиками, небольшими декоративными беседками, площадки для детских игр.

Аллеи. Это линейные, обычно двухрядные, посадки деревьев вдоль дорог, улиц, в садах и парках. Ширина аллеи зависит от ширины дороги или улицы, а также от используемых пород деревьев. Так, для высокорослых пород и пород с раскидистой кроной требуются более широкие аллеи, а для менее сильнорослых и с компактной или пирамидальной кроной — менее широкие. Обычно ширина аллеи колеблется от 6 до 16м.

Смешение древесных пород в аллейных посадках не допускается — каждая аллея создается только из одной породы. Наиболее пригодны для аллейных насаждений липа, лиственница, конский каштан, тополь пирамидальный, рябина, береза, ясень, клен серебристый.

В садах и парках аллеи могут приобретать самостоятельное значение как структурный элемент паркового ансамбля. При озеленении улиц деревья сажают не только вдоль дорог, но и на тротуарах (для этого подбирают менее сильнорослые деревья с компактной кроной).

Рядовые (уличные) посадки. Деревья и кустарники при озеленении улиц чаще всего сажают рядами. Обычно такие насаждения создают из одного ряда растений, возможно их размещение и полосой шириной 2...Зм. Не допускается смешение пород. Рядовые насаждения располагают по границам проезжих дорог, тротуаров. При подборе видов деревьев и кустарников особое внимание уделяют их привлекательности и размеру. Так, при озеленении узких улиц целесообразно использовать только слаборослые деревья или кустарники.

Боскет — замкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической формы, обсаженный стрижеными деревьями и кустарником в виде плотной живой изгороди. Замкнутые пространства внутри боскетов (в эпоху барокко) назывались кабинетами, или зелеными залами. В боскетах размещают также фонтан, цветник, зеленый театр, небольшой бассейн, реже — плодовые посадки, деревья-экзоты.

Группа. Группой называют насаждение, состоящее из 2...10 гармонично сочетающихся деревьев или кустарников. По существу, группа — это небольшой массив. Группа состоит из одной или нескольких пород растений, представляющих как бы единый художественный объект. Группами оформляют лужайки, различные строения, берега водоемов, их размещают в садах и парках. Так же, как и массивы, группы более привлекательны, если они создаются из лиственных и хвойных пород, а также из пород, контрастных по окраске и строению листьев, плодов. Однако иногда возникает необходимость и в создании групп, состоящих из пород с более мягким сочетанием декоративных признаков. Весьма привлекательны группы из лиственных пород на фоне хвойного массива, и наоборот. Особое разнообразие в пейзаж вносят группы и массивы древесных растений на лугах, крутых склонах.

Группы, или сочетания, деревьев - важнейший и до некоторой степени самостоятельный элемент в компоновке пейзажа. Остановимся подробнее на группах и лишь после этого перейдем к взаимосвязи всех составных частей пейзажа. Рассмотрим их классификацию.

По составу различают следующие группы: древесные, древесно-кустарниковые и кустарниковые.

Группы отличаются по  величине. Условно можно разделил, их на малые (2  3 растения), средние (от 4-5 до 7 растений) и большие (до 10-12 растений и в исключительных случаях до 16-18). Более 18-20 деревьев - это не группы, а куртины.

Группы различаются:

по внешнему облику, который включает структуру - компактную, рыхлую, сквозистую;

по характеру - гармоничный; контрастный - по силуэту и фактуре листвы; статичный и динамичный;

по дендрологическому составу группы могут быть из одного вида растений - однопородные - и из нескольких видов - многопородные;

по значимости группы подразделяются на самостоятельные и сопутствующие:

по эмоциональному воздействию - на успокаивающие и возбуждающие.

В средней или большой по величине группе, как правило, предусматриваются:

1 ядро; 2 - внешний контур и. в случае, применения кустарников. 3 - опушка.

Ядром могут быть одно дерево или даже два-три дерева, занимающие доминирующее положение по высоте, силуэту и по художественной значимости. Это как бы композиционный центр группы, но он не является геометрическим центром, так как это нарушило бы естественность группы.

Кроме ядра, в состав группы входят деревья меньшей величины, образующие внешний контур, и иногда опушка из кустарников. Они также располагаются в группе свободно и безыскусственно.

В компактных группах от центра к периферии находятся деревья с понижающейся высотой, что позволяет хорошо воспринимать кроны всех деревьев, входящих в ее состав. Внешний контур не только свободно располагается, ко еще рекомендуется разрыв его для усиления живописности и игры светотени. Опушка также должна быть расположена свободно, образуя выступы и запады. Это придает естественность и привлекает внимание к отдельным элементам группы.

Группы деревьев и кустарников занимают различное композиционное положение в парке.

Компактная самостоятельная группа из кипарисов, тополей пирамидальных - может применяться как акцент в начале аллеи, площадки и часто служит, независимо от ее построения, центром пейзажа.

Группы используются в качестве кулис для обрамления перспективы или любой детали, для оформления сопряжения дорожек и вдоль дорожек в тех случаях, когда по тем или иным соображениям недопустима рядовая обсадка деревьями.

При оформлении дорожки группами допускается очень большое варьирование. Одни группы располагают ближе, другие дальше от дорожки, одни группы по своей величине больше, другие меньше, однако важно, чтобы размещение их было естественным. Особенно эффектна группа у поворота дорожки, которая как бы вызывает этот поворот (рис. 2.5). Интересен прием, когда дорожка пересекает группу. Часто группы применяются для подчеркивания рельефа, а иногда и для маскировки склона местности; неплохо высаживать их вдоль берега и на островах.

Сопутствующие группы являются частью паркового массива или лесной опушки. Особое место занимают группы из хвойных, поскольку они эффектны круглый год. Немаловажную роль играет величина группы. Некоторые теоретики придерживаются мнения, что для построения группы деревьев необходимо нечетное чисто: 3. 5. 7. 9. 11. Руководствуются они тем соображением, что при нечетном числе группе легче придать живописный и естественный облик. Однако практика показывает, что можно применять и четное число деревьев, важно только следить за тем, чтобы они не расползались в шахматном порядке.

Контрастные группы. В некоторых случаях применяют очень контрастные группы из двух пород, причем контраст достигается силуэтом растения, рисунком, фактурой листа, а также тональностью листовой массы. Небольшие контрастные группы составляют из пихты сибирской и ивы шаровидной (Павловск), из берез и каштанов (Тростянец). Последнее сочетание очень смелое и дает сильнейший контраст, причем березы служат основой группы, а каштаны - внешним контуром. Интересно сочетание в южных условиях кипарисов и железного дерева.

Группы с подлеском. Группы с опушкой, то есть с подлеском, довольно характерны для паркового пейзажа и используются там, где необходимо закрыть дальний план. Они могут быть из одного или нескольких видов растений и часто выглядят очень величественно. При многопородной группе деревьев рекомендуется давать опушку из одного вида кустарников - жимолости, боярышника, желтой акации, лещины и др. При однопородной группе деревьев можно дать несколько видов кустарников.

В русских парках часто встречаются большие труппы с подлеском. которые скорее можно назвать куртинами. Они создавались на основе леса и применялись AT. Болотовым в знаменитом парке г. Богородицка. Тульская область. Болотов вырубал лес, оставляя у площадок и развилок дорожек «зеленые треугольники», обращенные вершиной к главной точке восприятия, а основанием - к лужайке. По такому же принципу строились некоторые куртины в Павловске; при умелом расположении эти куртины чрезвычайно динамичны и вместе с тем величественны При построении группы надо считаться и с возрастным признаком. Естественно, что задуманные в проекте группы получат полное развитие лишь через добрый десяток или два десятка лет (даже если предусматривать быстрорастущие виды растений). В таких случаях следует прибегать к кустарникам. Их размещают в виде контура или опушки и впоследствии убирают.

При построении пейзажа можно прибегать к самостоятельным группам кустарников из одного или даже нескольких видов растений. Они часто применяются в наших современных парках, но, к сожалению, теряют декоративные свойства, поскольку быстро разрастаются и вовремя не прореживаются. Группы из хвойных кустарников рекомендуется проектировать из одного вида.

В итоге следует отметить, что парковую композицию не следует перегружать контрастными труппами из нескольких видов растений. Лучше строить пейзаж из спокойных гармоничных групп. Кронный icopeim. ландшафтного искусства Ф. Во предлагает руководствоваться следующими принципами:

I.        Принцип   благородной   простоты.   Следует избегать большого количества пород для групповых сочетаний. Два-три вида растений дают больший эффект, чем много видов. (Цитировано по книге: Ortlotf and Rayrnore «The book of landscape design». N.-Y., 1959).

II.        Принцип   превосходства. Одна порода должна доминировать, остальные имеют подчиненное значение.

  1. Принцип    гармонии.    Цвет кроны, силуэты и быстрота роста деревьев различных пород должны гармонировать между собой.
  2. Принцип   экологии.  Породы в группе должны представлять одинаковое сообщество.

V Принцип приспособляемости. Породы деревьев в группе должны соответствовать местным условиям произрастания - почве, количеству света и т. п.

Хорошо скомпонованная группа требует большого мастерства, знания дендрологии и законов композиции. Недаром в далекие времена говорили: «Рядами посадит всякий, а группой - это трудно».

Куртина. Куртины создают для усиления контраста или оживления однообразия пейзажа. Это позволяет более четко представить декоративные особенности той или иной породы. Куртина состоит из одной породы. Ее размер определяется целью проекта, размером и особенностями сада или парка, а также других типов насаждений.

При создании куртин необходимо подбирать наиболее выразительные и контрастные с основной породой или массивом растения. Так, в березовом массиве наиболее привлекательны куртины из хвойных, дуба, липы. На фоне хвойного массива очень эффектны березовые куртины. Береза, клен ясенелистный и желтолистный, ива белая весьма привлекательны на фоне темного лиственного массива (дуб, вяз, липа).

Одиночка (солитер). Одиночкой называют дерево или кустарник, растущее на лужайке или в отдалении от насаждений различных типов. Это растение должно выделяться своеобразной формой кроны, окраской листьев, красивым цветением или плодоношением.

Одиночными деревьями и кустарниками украшают скверы, партеры и лужайки садов и парков. Они весьма привлекательны на улицах, около различных зданий и сооружений. Крупные одиночные деревья хорошо воспринимаются зрителем на расстоянии до 300...400м, а крупные кустарники производят впечатление на расстоянии не более 50...70 м. В скверах, бульварах, садах и парках одиночные деревья выращивают, как правило, с регулярной, искусственной кроной. В ландшафтных частях пейзажа предпочтение следует отдавать естественно растущим деревьям. Важно помнить, что одиночные деревья требуют особой заботы, поскольку они менее устойчивы к условиям окружающей среды по сравнению с деревьями, произрастающими в группе.

Размещают солитеры обычно в самых интересных местах парка или другого озеленяемого объекта. Для того чтобы одиночное дерево не сливалось с окружающими насаждениями, его следует сажать на некотором расстоянии от основного массива или подбирать вид (породу), контрастный по форме и цвету.

Подбор вида или формы дерева, кустарника и их размещение на местности зависят от окружающего ландшафта. При этом главным критерием должна быть гармоничность одиночного растения с окружающей средой.

Вертикальное озеленение. Этот вид зеленых насаждений используют при декорировании вертикальных плоскостей — стен зданий, балконов, террас, беседок, оград, арок, стволов крупных деревьев. Применяют их и для маскировки неприглядных мест — гаражей, сараев и прочих хозяйственных сооружений. Высокий декоративный эффект вертикального озеленения достигается и с помощью специальных сооружений — различных колонн, пирамид, сеток и др.

При озеленении зданий и других сооружений (кроме неприглядных мест) не следует увлекаться слишком плотным размещением растений, так как это может привести к снижению архитектурной привлекательности сооружения.

Для вертикального озеленения используют сильнорослые вьющиеся растения — лианы. Лучшими древесными лианами являются дикий и амурский виноград, древогубец маньчжурский и американский. Используют также хмель, актинидии. На юге особенно хороши плетистые розы, вистерия, пассифлора и др. Весьма декоративны и вьющиеся растения из группы летников—вьюнок (ипомея пурпурная), душистый горошек, фасоль декоративная (бобы садовые, бобы турецкие), настурция и др.

Этот прием ландшафтного дизайна известен с древнейших времен, первое упоминание об использовании лиан содержится в описании одного из «семи чудес света» – висячих садов ассирийской правительницы Семирамиды (IX век до н.э.), имевших вид ступенчатых террас, увитых плетистыми розами.

2. Художественная  характеристика деревьев и кустарников.

Древесные растения постоянно изменяют силуэт в зависимости от возраста, погоды, освещения даже в течение дня.

К основным  факторам, определяющим декоративную ценность деревьев и кустарников, относятся величина, форма (или силуэт) и цвет.

По величине деревья подразделяются на 3 категории:

1) 25 м. и выше – сосна, лиственница.

2) 15 – 25 м. – тополь, вяз, ель.

3) 10 – 15 м. – белая акация, рябина, черешня, черемуха.

I. Величина дерева является подчас главным средством воздействия, и при подборе видов растений учитывается, прежде всего, этот фактор. Например, при проектировании городского сквера перед общественным зданием желательно раскрыть архитектуру здания. Для озеленения территории сквера необходимо выбрать низкорослые деревья - пяти- или шестиметровые штамбовые липы, яблони сибирские, шаровидные акации. Размещение древесных растений должно быть или в рядах, или одиночно. Такие древесные и кустарниковые растения создают кулисы и вместе с тем охватываются взглядом целиком даже на небольшом расстоянии. Примером могут служить деревья и кустарники сквера на площади перед Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.

Высокие  деревья - 20...25 м и более - хорошо воспринимаются только на определенном расстоянии, составляющем тройную высоту дерева, и на ровной плоскости. Например, чтобы посетителю парка целиком воспринять сосну высотой 30 м, нужно минимальное расстояние в 60—90 м от дереза. Еще лучше увеличить это расстояние при выборе главной точки восприятия. Наряду с этим учитывается и близкая точка восприятия. В последнем случае дерево не охватывается взглядом целиком, но зато большее значение приобретают детали    рисунок коры, ствола, ветвей, листьев.

II. Обозреваемость растений - деревьев, кустарников, газона и цветов один из основных принципов ландшафтного искусства, и зависит она не только от площади сквера, сада, парка, но и or высоты насаждений, от способа размещения древесных растений    одиночно, в рядах, группами или массивами.

Второй фактор, не менее важный, чем первый, - это форма, или силуэт, дерева или кустарника.

В зависимости от формы, деревья условно делятся на две группы:

К первой группе относятся деревья с четкой регулярной кроной и силуэтом. Они делятся на следующие подгруппы:

  1. пирамидальные – ели, пихты, тополь берлинский,
  2. колоннообразные и веретенообразные - кипарис вертикальный, тополь пирамидальный, туя колоннообразная;

3) овальные, яйцевидные  и сферические  липа,  ива шаровидная, акация белая шаровидная.

Ко второй группе относятся деревья, отличающиеся живописной формой кроны и силуэтом. Они условно делятся на следующие подгруппы.

  1. живописно-сферическая  или раскидисто-шатровая крона- каштан конский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остролистный и многие другие;
  2. плакучая форма- ива плакучая, ива вавилонская, береза плакучая, ясень плакучий и др.;
  3. зонтиковидная форма - сосна приморская, акация ленкоранская;
  4. стелющаяся форма    сосна горная, яблоня стелющаяся.

Форма воспринимается одновременно с величиной дерева и кустарника и на определенном расстоянии и играет большую роль в садово-парковой композиции. Силуэт древесного растения воспринимается или обозревается в зависимости от способа его размещения в пространстве. Задача ландшафтного архитектора и садовника состоит в том, чтобы не только использовать, но и особо выявить, подчеркнуть характерные декоративные качества насаждений. Выбор места для того или иного вида деревьев и сочетание различных видов, размещаемых на открытом газоне или выделяющихся на более темном фоне массива, являются важной художественной задачей, тесно связанной с архитектурно-планировочной композицией территории.

Прекрасными примерами могут служить рядовые посадки лиственницы сибирской по сторонам первой террасы в подмосковном парке Архангельское, вдоль лестницы-спуска в парке Середниково, а также рядовая посадка пихты сибирской в Вороново.

Возможен и другой композиционный прием. Деревья с вертикальным, пирамидальным или колоннообразным силуэтами проектировщикам можно использовать для контраста с массивом насаждений, или с живописной группой деревьев, или стриженой живой изгородью из кустарников.

Известно, что силуэт дерева зависит от возраста и условий произрастания. так, сосна обыкновенная до десяти лет имеет совершенно определенный четкий силуэт, который в дальнейшем сильно меняемся в зависимости от условий. У дерева, произрастающего в массиве, крона не доспна-ст такого полного развития, как у отдельно стоящего дерева.

Большое значение имеет структура кроны - компактная, ажурная или сквозистая.

III. Расцветка, или тональность, листовой массы, меняющаяся по сезонам, составляет основу художественного аспекта.

В пейзаже в основном преобладают следующие цвета; зеленый, серебристо-серый, золотистый и красный. Основным тоном является зеленый, который, в свою очередь, делится на светло-зеленый, зеленый и темно-зеленый. Большинство лиственных деревьев декоративных пород, применяемых в садово-парковых композициях, в течение вегетации меняет свой зеленый оттенок. К ним относятся типа, клен остролистный, дуб, каштан, тополь, вяз и многие другие.

Серебристо-серый гон листвы или хвои очень ценится в садово-парковой композиции; примером могут служить ива белая и серебристая, тополь белый и клен серебристый. Такие деревья следует размещать солитерами или небольшими группами на фоне более темных видов растений. Они вносят своеобразный гон в пейзаж, но злоупотреблять ими при проектировании какой-либо композиции не рекомендуется.

Золотистый оттенок листвы или хвои деревьев создает большой декоративный эффект, но требует художественного такта при построении композиции.

Красный оттенок встречается у некоторых садовых форм деревьев и ценится у деревьев, которые применяются как солитеры, расположенные на газоне или в группах в сочетании с деревьями обычного зеленого цвета. Применение этих деревьев также требует такта. В большом количестве они неуместны и рекомендуются лишь как декоративное красочное пятно.

Кроме цвета листвы, оттенков и фактуры ствола, имеют значение рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов. Например, клен остролистный привлекателен характерным рисунком листа, и его следует предусматривать вблизи дорожки или аллеи.

Некоторые породы деревьев особенно привлекательны во время цветения (черемуха, белая акация, каштан конский, рябина). Значительную роль играют величина, форма и колер соцветий.

В компоновке пейзажа немаловажная роль отведена кустарникам, они образуют нижний ярус и осуществляют переход от горизонтальной плоскости газона или лужайки к вертикальному объёму групп или массива. Кроме этого, они применяются для подчеркивания рельефа, а также для укрепления склонов.

Особенно ценны кустарники с точки зрения быстроты оформления территории парка или лесопарка. Они делятся на хвойные и лиственные. При подборе кустарников для оформления паркового или лесопаркового пейзажа следует обращать внимание на их величину, силуэт, на окраску листвы и ее рисунок, цветение и плодоношение.

По величине выделяют:

- высокие кустарники 2 – 3 м. высотой и более (сирень обыкновенная и венгерская, боярышник, скумпия, жимолость, ирга канадская, туя и др.)

- средней величины 1,5 – 2 м. (кизильник блестящий, смородина альпийская и золотистая, снежноягодник, можжевельник казацкий и др.)

- низкие 60 – 80 см. (японская, барбарис Тунберга, магония).

  Широко используются в садово – парковой композиции стелющиеся кустарники – бересклет стелющийся, барбарис, кизильник, туя стелющаяся, или распростертая.

Величина кустарника учитывается при создании древесно-кустарниковых или чисто кустарниковых групп. Высокие кустарники могут применяться как акценты; например, у поворота дорожки. Они используются также для создания кулис или заднею плана в пейзаже с маши перспективой, а также для затенения пространства. Эти кустарники применяются и в тех случаях, когда нужно избежать просматриваемое™ территории; например, для того, чтобы замаскировать какой-либо неприглядный участок или создать эффект неожиданности внезапным раскрытием новой перспективы. Для этой цели применимы высокие кустарники.

Кустарники средней величины также применяются в древесных группах или куртинах в качестве подлеска или опушки. Кроме того, они могут быть использованы в виде самостоятельных групп на газоне, у развилки дорожек, вблизи водоемов. На первых порах строительства парка они создают быстрый эффект «объемности». Рекомендуется сочетать такие кустарниковые группы с отдельными экземплярами молодых деревьев, растущих внутри группы. В дальнейшем, когда деревья приобрету! декоративный облик, кустарник может быть разрежен или совсем удалён.

Низкий кустарник применяется большей частью в виде бордюра, а также в сочетании со средним или высоким.

Стелющиеся кустарники очень ценны как заменители газона на небольших участках и на склонах для подчеркивания рельефа.

Силуэт кустарника - важный фактор в пейзаже. Он может быть вертикальным, со взлетом вверх, или, наоборот, раскидистым, горизонтальным.

По структуре надземная часть кустарника бывает компактной или ажурной, архитектоничной или живописной.

Вертикальный силуэт учитывается при компоновке группы или при одиночной посадке. Можжевельник обыкновенный обладает стройным архитектоничным силуэтом и отбрасывает четкую тень, усиливающую эффект своеобразного акцента.

Акация Лорберга имеет ажурную живописную крону и очень хорошо выглядит солитером на газоне или у развилки дорожек. Это также акцент, но иною рода, благодаря ажурности, легкости, воздушности силуэта.

Для большинства кустарников характерна их раскидистая живописная надземная часть. Особенно интересны кусты дерена белого, разных видов жимолости и калины, а также парковых роз. Эти виды растений удачно применяются в группах для образования заднего плана или кулис.

Декоративный эффект зависит не только от высоты или силуэта кустарника, но и от рисунка, тональности и фактуры листовой массы, а также от цветения и плодоношения.

Рисунок листа может быть простым, как, например, у сирени обыкновенной, снежноягодника, бирючины обыкновенной, или сложным, как у акации желтой, смородины золотистой, клена Гиннала и др. Оттенок листвы у большинства кустарников в течение вегетационного периода переходит от светло-зеленого к зеленому и темно-зеленому. Кроме того, листва может быть матовой, гладкой или шероховатой.

В зависимости от этих данных определяется место в плане того или иного вида кустарника. Сирень обыкновенная хороша для спокойного фона, причем надо учитывать, что ее листва остается зеленой до поздней осени. На переднем плане, ближе к дорожке, лучше предусмотреть бузину черную разрезнолистную, калину бульденеж, скумпию, бересклеты, тамариксы, цезальпинию.

В зависимости от этих данных определяется место в плане того или иного вида кустарника. Сирень обыкновенная хороша для спокойного фона, причем надо учитывать, что ее листва остается зеленой до поздней осени. На переднем плане, ближе к дорожке, лучше предусмотреть пу-.ину черную разрезнолистную, калину бульденеж, скумпию, бересклеты, тамариксы, цезальпинию, притягивающие взгляд рисунком, или оттенком листвы, или образованной ими зеленой дымкой.

На юге калина вечнозеленая отличается матовостью листа и хорошо выделяется на фоне других кустарников. Для рододендронов характерен довольно крупный кожистый лист, поэтому они эффектны не только в период цветения, но и в остальное время года. Их. как правило, высаживают большими группами на газоне, или среди сквозистых древесных групп, или в виде опушки вдоль тропок в массиве.

Из хвойных кустарников особенно привлекателен можжевельник казацкий сочным зеленым оттенком хвои и живописной структурой. Его обычно размещают большими группами на склонах или на микрорельефе.

Немаловажна роль серебристых, золотистых и краснолистных форм кустарников. Кустарники с такой листвой, а также хвоей применяются в пейзаже как светлое пятно, «мазок», выделяющийся на спокойном фоне зеленой листовой массы других пород. К ним относятся пузыреплодник золотистый, бирючина золотистая, бересклет японский золотистый, остролистник золотисто-окаймленный, можжевельник японский золотистый и туя западная золотистая.

Серовато-серебристя дымка характерна для вишни песчаной Бессея, облепихи; кипарисовика Лаусония - кустарниковая форма. Они предусматриваются для посадки группами и одиночно, отдельным крупным кустом.

Краснолистные или пурпурнолистные кустарники не менее эффектны, чем золотистые и серебристые. К ним относятся барбарис краснолистный, бересклет Маака, лещина пурпурнолистная, шиповник краснолистный. Применение этих кустарников особенно требует художественного такта, гак как ими часто перегружают парковый пейзаж.

Выбирая кустарники для компоновки пейзажа, надо уделять внимание и красиво цветущим породам, для которых основную роль играют окраска цветков, их форма и аромат. Разнообразие оттенков цветков этих пород очень велико. Форма цветков и соцветий также разнообразна: метелки, шары, чашечки, кисти. Так, сирени - обыкновенная, венгерская, персидская и др. - получили большое распространение из-за великолепных соцветий-кистей всевозможных оттенков и тончайшего аромата. Форзиция и дрок испанский привлекают ярко-желтыми цветами, а калина бульденеж чисто белыми. Чубушники в период цветения покрываются белыми или кремовыми чашечками, гортензия грунтовая, или метельчатая .- разноцветными шарами или кистями; рододендроны - белыми, розовыми или сиреневыми изящными цветками; буддлея Давида - сочными по колеру фиолетовыми метелками. Но особенно великолепны по цвету, форме и аромату парковые розы.

Период плодоношения тоже лает большой художественный эффею. Достаточно назвать снежноягодник, сплошь усыпанный белыми бусинками, ярко выделяющимися на фоне еще зеленой листвы; рубиновые ягоды калины, красивые плоды шиповника, своеобразные плоды бересклета. Скумпия в период плодоношения покрывается розовой, карминно-красной или фиолетовой дымкой. Бузина красная мало примечательна весной и летом, но становится нарядной, когда осенью появляются красные бусинки ягод.

Осенью кустарники наиболее привлекательны благодаря разнообразной окраске листвы - золотистой, багряно-красной, карминной, розовой. Так. клен Гиннала горит красным пламенем и хорошо сочетайся с золотистым убором липы, березы или клена остролистного, причем эффект усиливается, если он высажен крупной группой. Барбарис Тунберга вносит своеобразный нюанс в общий колорит, вишня песчаная и бересклеты - бородавчатый, с нежно-розовым оттенком листьев, и бересклет крылатый, с карминовым колером листвы и красными плодами.

Зимний пейзаж также может быть очень эффектным: такие породы, как дерен белый, с коралловым цветом побегов, или ива, с зеленоватой окраской побегов, выделяются среди снега и придают красочность парку.

По темпам роста в высоту деревья и кустарники подразделяют:

- весьма быстрорастущие (ежегодный прирост в высоту до 2 м. и более)

деревья (эвкалипт, тополь, берёза бородавчатая)

кустарники (акация желтая, бузина красная).

- быстрорастущие (прирост до 1 м.)

лиственные (платан, вяз мелколистный)

хвойные (лиственницы европейская и сибирская)

кустарники (клён татарский, калина)

- медленнорастущие (прирост 0,25 – 0,2 м.)

лиственные (груши и яблони лесные)

хвойные (кедр)

кустарники (облепиха, ирга)

В ширину крона обычно растёт медленнее, чем в высоту. В ширину дерево продолжает расти и после прекращения роста в высоту. Эти биологические особенности древесных пород необходимо учитывать при создании насаждений и растительных группировок. Так как при смещении медленнорастущих и быстрорастущих пород значительно затрудняется формирование пейзажа.

Декоративные свойства основного ассортимента деревьев

Название породы

Высота

Ширина кроны

Форма и фактура крон

Энергия роста

Береза бородавчатая

15-20

6-8

Обратнояйцевидная, ажурная, фактура мелкая, рыхлая.

Бр

Береза пушистая

15-20

6-8

Яйцевидная, фактура мелкая, рыхлая.

Бр

Ель колючая

20-30

4-6

Конусовидная, фактура мелкая, плотная

Мр

Ель обыкновенная

20-30

10-15

Конусовидная, фактура мелкая, плотная

Мр

Ива белая

20-30

10-15

Шаровидная, средней плотности, фактура рыхлая, мелкая

Бр

Клен остролистный

20-30

10-25

Широкоовальная, раскидистая, плотная, фактура крупная

Бр

Липа мелколистная

25-30

8-10

Широкояйцевидная, фактура мелкая

Ур

Липа крупнолистная

30-40

10-15

Широкояйцевидная, фактура средняя

Ур

Лиственница сибирская

25-40

7-10

Широкая, конусная, фактура мелкая

Бр

Рябина обыкновенная

10-20

5-6

Овальная, средней плотности, фактура мелкая, рыхлая

Ур

Сосна обыкновенная

25-40

8-15

Может быть раскидисто-зонтичной, яйцевидной, фактура мелкая, рыхлая

Бр

Туя западная

10-12

5-8

Пирамидальная, фактура мелкая, плотная

Мр

Яблоня сибирская

7-10

5-6

Округлая, фактура мелкая

Мр

Яблоня лесная

10-15

5-10

Округлая, фактура мелкая, плотная

Ур

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков - лекций»

Данный доклад рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов образовательных учреждений в рамках обмена опытом...

Дизайн проект ландшафта выполнены в программах ArCon и CorelDRAW.

Стандартный  вариант ландшафтного проекта выполненный в программе ArCon и CorelDRAW...

Квест – игра «Памятные места на туристической карте города Пикалево» (в рамках сетевого проекта «Квест «Ландшафт»)

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения СПО перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Одним из ключевых понятий стандарта являются общие и профессиональные к...

ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ЛЕКЦИИ Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» Блок естественнонаучных дисциплин

Данный сборник лекций по дисциплине «Математика» соответствует тре-бованиям ФГОС СПО по данной дисциплине и рекомендуется для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных сис...

Курс лекций по дисциплине "Элементы гидравлических и пневматических приводов"

Конспект лекций по дисциплине "Элементы гидравлических и пневматических приводов" - помочь обучающимся освоить необходимый объем знаний по указанной дисциплине.Конспект лекций содержит основ...

Методическая разработка по организации и проведении профессиональных проб "Эко-ландшафт Земли"

В настоящее время формирование умных, грамотных  и воспитанных  граждан  зависит от того, чем будут заниматься и где работать будущее поколение. Экологическое воспитание – одно из...