Кружок "Математика: подготовка к ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Ожерельева Татьяна Васильевна

Кружок предусматривает повторение теоретического материала по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_k_ege.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кружок «Математика: подготовка к ЕГЭ» рассчитан на 162 часа для работы с обучащающимися 4 курса и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой).

Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении и повторении курса математики и подготовке к экзаменам.

Задачи курса:

  1. подготовить учащихся к экзаменам;
  2. дать ученику возможность проанализировать и раскрыть свои способности.

Для работы с обучащающимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся.

Требования к уровню освоения курса

Материал курса должен быть освоен на базовом уровне. Учитель может провести самостоятельные работы, пробный экзамен, зачёты по конкретным темам.

Организация и проведение аттестации учащихся

Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор общеучебных умений, а также опыт внеурочной деятельности, содержательно связанной с предметным полем – математикой. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий, а также итоговое тестирование учащихся.

Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:

Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.

Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.

При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.

Возможная форма итоговой аттестации:

Итоговая контрольная работа (по заданиям ЕГЭ прошлых лет).

Ожидаемый результат изучения курса

учащийся должен знать / понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
  • приводить примеры такого описания;
  • значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
  • решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ (части В и части С)

учащийся должен знать уметь:

- выполнять вычисления и преобразования

Выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма

Вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования

Проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции

- решать уравнения и неравенства

Решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы

Решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод

Решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы

- выполнять действия с функциями

Определять значение функции по значению аргумента при различных способах

задания функции; описывать по графику поведение и свойства функции, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения; строить графики изученных функций

Вычислять производные и первообразные элементарных функций

Исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции

- выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

Решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы

Определять координаты точки; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами

- строить и исследовать простейшие математические модели

Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры

Моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения

-Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Анализировать реальные числовые данные; осуществлять практические расчеты по формулам; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах

Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами и интерпретировать их графики; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках

Решать прикладные задачи, в том числе социально-экономического и физического характера, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения

-иметь опыт (в терминах компетентностей):

работы в группе, как на занятиях, так и вне,

работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

Методические рекомендации по реализации программы

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.

Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.

Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами или медиа ресурсы.

Основное содержание курса

П.1. Введение.

1. Вводная лекция «Чем занимается алгебра».

Предмет, изучению которого посвящен данный курс. Исторические сведения. Связь с базовым курсом школьной математики. Организационные моменты о формах работы с элективным курсом.

2. Входное тестирование: составляет учитель, ориентируясь на базовый курс алгебры и соответственно класс, в котором проводится тест (база 9-10 класс).

П.2 Алгебра

1. Об эволюции понятия числа.

Историческая справка о развитии понятия числа (экскурс в историю математики). Дроби, проценты, рациональные числа. Числа, корни и степени. Модуль (абсолютная величина) числа.

2. Основные законы и формулы алгебры.

Основные законы алгебры. Исторические справки. Формулы сокращенного умножения, их применение в различных сферах деятельности человека.

3. Основы тригонометрии.

Радианная мера угла.

Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла.   

4.Логарифмы.

Логарифм числа. Логарифм произведения, частного, степени. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.

5. Преобразования выражений.

Преобразования выражений, включающих арифметические операции. Преобразования выражений, включающих операцию возведения в степень. Преобразования выражений, включающих корни натуральной степени. Преобразования тригонометрических выражений. Преобразование выражений, включающих операцию логарифмирования

6. Уравнение.

Определение уравнения. Определение решения уравнения. Что значит решить уравнение. Виды уравнений. Квадратные уравнения. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Равносильность уравнений, систем уравнений. Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений.

7. Неравенства.

Определение и классификация неравенств. Алгоритм решения линейного неравенства, неравенств, решаемых методом интервалов. Примеры задач, решение которых сводится к решению неравенств.

8. Функции.

Определение и график функции. Элементарное исследование функций. Основные элементарные функции.

9. Начала математического анализа.

Производная. Исследование функции. Первообразная и интеграл.

П.3 Геометрия.

1. Планиметрия.

Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Окружность и круг. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Вписанная окружность и описанная окружность правильного многоугольника. Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции, круга, сектора.

2. Прямые и плоскости в пространстве. 

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые; перпендикулярность прямых. Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства. Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства; перпендикуляр и наклонная; теорема о трех перпендикулярах. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур.

3. Многогранники.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; прямая призма; правильная призма.

Параллелепипед; куб: симметрии в кубе, в параллелепипеде. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида. Сечения куба, призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

4. Тела и поверхности вращения.

Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Шар и сфера, их сечения. Площадь поверхности конуса, цилиндра, сферы. Объем куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара.

5. Координаты и векторы.

Декартовы координаты на плоскости и в пространстве

Формула расстояния между двумя точками; уравнение. Вектор, модуль вектора, равенство векторов; сложение векторов и умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам. Координаты вектора; скалярное произведение векторов; угол между векторами.

6. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

Элементы комбинаторики. Элементы статистики. Элементы теории вероятностей

П.4 Заключение.

Итоговая контрольная работа.

В зависимости от уровня подготовленности учащихся в конце курса провести итоговую контрольную работу по заданиям ЕГЭ прошлых лет.

Приложение 1

Содержание курса и распределение часов по темам

Данный  курс рассчитан на 162  тематических занятий.

Планирование занятий по математике

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

П.1. Введение-2

1

.Вводная лекция.

1

2

.Входное тестирование

1

П.2 Алгебра

1.Об эволюции понятия числа. 12

3

Историческая справка о развитии понятия числа (экскурс в историю математики).

1

4-8

Дроби, проценты, рациональные числа

5

9-12

Числа, корни и степени.

4

13

Модуль (абсолютная величина) числа.

1

14

Решение задач

1

2.Основные законы и формулы алгебры. 4

15

Основные законы алгебры.

1

16-17

Формулы сокращенного умножения, их применение в различных сферах деятельности человека.

2

18

Решение задач

1

3.Основы тригонометрии. 10

19-20

Радианная мера угла.

2

21-22

Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла.

2

23-24

Синус, косинус, тангенс и котангенс числа.

2

25

Основные тригонометрические тождества.

1

26

Формулы приведения.

1

27

Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов.

1

28

Синус и косинус двойного угла.        

1

4. Логарифмы. 10

29-30

Логарифм числа.

2

31-34

Логарифм произведения, частного, степени.

4

35-36

Десятичный и натуральный логарифмы, число е.

2

37-38

Решение задач

2

5.Преобразования выражений. 14

39-40

Преобразования выражений, включающих арифметические операции.

2

41-42

Преобразования      выражений,  включающих  операцию возведения в степень.

2

43-44

Преобразования        выражений,  включающих  корни натуральной степени.

2

45-46

Преобразования тригонометрических выражений.

2

47-48

Преобразование  выражений,  включающих  операцию логарифмирования.

2

49-52

Решение задач

4

6.Уравнение. 28

53-56

Виды уравнений. Квадратные уравнения.

4

57-58

Рациональные уравнения.

2

59-61

Иррациональные уравнения.

3

62-64

Тригонометрические уравнения.

3

65-67

Показательные уравнения.

3

68-70

Логарифмические уравнения.

3

71-72

Равносильность уравнений, систем уравнений.

2

73-74

Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными.

2

75-76

Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных.

2

77-78

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений.

2

79-80

Решение задач

2

7.Неравенства.

81-82

Определение и классификация неравенств.

2

83-84

Алгоритм решения линейного неравенства, неравенств, решаемых методом интервалов.

2

85-86

Примеры задач, решение которых сводится к решению неравенств.

2

87-88

Решение задач

2

8.Функции. 10

89-90

Определение и график функции.

2

91-94

Элементарное исследование функций.

4

95-96

Основные элементарные функции.

2

97-98

Решение задач

2

9. Начала математического анализа. 6

99

Производная.

1

100-101

Исследование функции.

2

102

Первообразная и интеграл.

1

103-104

Решение задач

2

П.3 Геометрия.

1. Планиметрия. 22

105-108

Треугольник.

4

109-110

Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.

2

111-112

Трапеция.

2

113-114

Окружность и круг.

2

115-116

Окружность,    вписанная    в    треугольник,    и    окружность, описанная около треугольника.

2

117-118

Окружность,    вписанная    в    треугольник,    и    окружность, описанная около треугольника.

2

119-120

Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника.

2

121-122

Правильные    многоугольники.    Вписанная    окружность   и описанная окружность правильного многоугольника.

2

123-124

Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции, круга, сектора.

2

125-126

Решение задач

2

2. Прямые и плоскости в пространстве. 12

127-128

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые; перпендикулярность прямых. Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства.

2

129-130

Параллельность плоскостей, признаки и свойства.

2

131-132

Перпендикулярность  прямой    и   плоскости,    признаки    и свойства;   перпендикуляр   и   наклонная;   теорема   о   трех перпендикулярах.

2

133-134

Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства.

2

135-136

Параллельное проектирование.  Изображение пространственных фигур.

2

137-138

Решение задач

2

3. Многогранники. 4

139

Призма,   ее   основания,   боковые   ребра,   высота,   боковая поверхность; прямая призма; правильная призма.

1

140

Параллелепипед; куб: симметрии в кубе, в параллелепипеде.

1

141

Пирамида,  ее основание,  боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида.

1

142

Сечения куба, призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

1

4. Тела и поверхности вращения. 6

143

Цилиндр. Основание,     высота,     боковая     поверхность, образующая, развертка.

1

144

Конус. Основание,      высота,      боковая      поверхность, образующая, развертка.

1

145

Шар и сфера, их сечения.

1

146

Площадь поверхности конуса, цилиндра, сферы.

1

147

Объем  куба,  прямоугольного  параллелепипеда,  пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара.

1

148

Решение задач

1

5. Координаты и векторы. 6

149

Декартовы координаты на плоскости и в пространстве.

1

150

Формула   расстояния   между   двумя   точками;      уравнение.

1

151

Вектор,   модуль   вектора,   равенство   векторов;   сложение векторов и умножение вектора на число. Коллинеарные    векторы.

1

152

Разложение    вектора   по  двум неколлинеарным векторам. Компланарные  векторы. Разложение  по  трем некомпланарным векторам.

1

153

Координаты вектора; скалярное произведение векторов; угол между векторами.

1

154

Решение задач

1

6. Элементы      комбинаторики,     статистики     и     теории вероятностей. 4

155

Элементы комбинаторики.

1

156

Элементы статистики.

1

157

Элементы теории вероятностей

1

158

Решение задач

1

П. 4  Заключение. 4

159-162

Итоговая контрольная работа.

4

Приложение2.

Литература

1. Единый государственный экзамен математика. А.Л. Семенов. М: Нац образование. 2010.

2. Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ. Математика. Л.Д.Лаппо. М.: «Экзамен», 2010.

3. Математика ЕГЭ. Типовые тестовые задания. А.Л. Семенов. М.: «Экзамен», 2011.

4. ЕГЭ 3000 задач с ответами. Математика. А.Л. Семенов. М.: «Экзамен», 2011.

5. Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ. Математика. М: Астрель. А.П. Власова.2011.

6. Белошистая А.В. «Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену», М.: «Экзамен», 2007.

7. Гесева К.С., ЕГЭ. Математика: Раздаточный материал тренировочных тестов. СПб.: Тригон, 2006.

8. Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ (Демонстрационный вариант КИМ 2008г., 2009г., 2010г., 2011г., 2012г.), подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

9. Кочагин В.В. ЕГЭ-2009. Математика. Тематические тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008.

10. Кузнецова Л.В. и др.  Алгебра, сборник заданий. Москва, «Дрофа» 2001.

11. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9, Москва, «Просвещение»,2010г.

12. Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.

13. Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.

14. Глейзер Г.И. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Тест по информатике для самостоятельной подготовки и подготовки к зачёту

Тест содержит 2 типовых варианта по 15 вопросов в каждом по MS Excel и MS Access....

Современная система подготовки юных футболисток групп начальной подготовки

В методических рекомендациях программе обобщен отечественный и зарубежный опыт подготовки юных футболисток, программа может быть использована тренерами по футболу,  работающими  с девушками ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Данные методические указания определяет порядок выполнения и требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) обучающихся колледжа, осваивающих основные профе...

Рабочая программа дисциплины "Корпоративные финансы" направление подготовки 38.03.01 Экономика. Профиль подготовки Налоги и налогообложение (программа академического бакалавриата)

Целью освоения дисциплины «Корпоративные финансы» является формирование комплекса знаний об организационных, научных и методических основах организации и управления финансами корпораций (организаций),...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности программы подготовки специалистов (ППССЗ) базовой подготовки по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и наукиРЫ от 12 мая 2014г. №508....