Технологическая карта к уроку в 5 классе по ФГОС по теме: " Бактерии"
план-конспект урока по теме

Савина Оксана Алексеевна

Составлена технологическая карта к уроку в 5 классе по ФГОС по теме: " Бактерии". В ней рассмотрены и цели,Юзадачи урока, методы обучения, формы организации познавательной деятельности, подробно этапы урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

5 класс

УМК

В.В.Пасечник. Бактерии. Грибы. Растения. М « Дрофа», 2015 г

Тип урока

Открытие новых знаний.

Тема урока

Царство БАКТЕРИИ. Строение и жизнедеятельность бактерий  

Цель урока

Сформировать представления о Царстве Бактерии через групповую работу учащихся

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные результаты – проявлять интерес к изучению биологии в теме «Бактерии»

Предметные результаты – знать строение бактерии и процессы ее жизнедеятельности.

Метапредметные результаты - осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с источниками информации (учебником, видеоматериалом, дидактическими карточками). Формулирование темы и цели урока

Методы обучения

Поисковый, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения

Учебник, дидактический материал, компьютер, проектор, рабочая тетрадь

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающего

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Этап мотивации (самоопределения)

к учебной деятельности

Входит в класс и приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок в форме .

Приветствует гостей

Отвечают на приветствие. Демонстрируют готовность к уроку, слушая учителя, настраиваются на занятие

Регулятивные: настраиваться  на работу

2. Этап актуализации

Учитель нацеливает детей на повторение изученного ранее, предлагая ответить на вопросы теста

Решают тест из нескольких вопросов

на ранее пройденную тему

Проверяют решение по правильным ответам на доске, работая в паре

Личностные: соблюдают дисциплину на уроке; понимают  значение знаний для человека.

Коммуникативные: умеют   работать в парах, сотрудничают  с одноклассниками,  воспринимают  информацию на слух.

Регулятивные: осознают   правила контроля

3.Постановка цели и задач урока  

(определение цели совместной деятельности)

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Учитель задает вопросы классу:

Сколько известно царств живой природы?

Какие это царства?

О каких из них мы говорили с вами? На уроках в 5 классе Вы уже  знакомились с Царством Рас тения (изучая клетки растений), Животные (при изучении паразитических червей), Грибы.

А какое ещё не изучено нами Царство? И это подтверждает эпиграф сегодняшнего урока.

Эпиграф урока:

Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроим сегодня бактерий секреты –

Без ядер, зато санитары планеты!

Их изучали до нас очень многие

Открыли секреты заведомо строгие.

Придется пройти нам по дебрям науки

Желательно только без лени и муки».

Значит о чем мы будем говорить сегодня? Как можно сформулировать  тему  урока?

Записывает число и  тему на доске.

Подводит обучающихся к осознанию цели и задач, говоря о том, с чего мы начинаем всегда (чтобы вы хотели узнать на уроке?): даем определение понятию, узнаем строение, даем характеристику                                 ( жизнедеятельность)

Отвечают на вопросы учителя, а также с помощью эпиграфа формулируют о чем пойдет речь на уроке.

Формулируют, что знают и  о чем хотели бы узнать на уроке?

Личностные: проявлять интерес к изучению биологии (в теме бактерии)

Коммуникативные: Взаимодействовать  с учителем, высказывать  свои суждения обмениваться  мнениями

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения

Познавательные: Выдвигать  предположение о теме урока. Отвечать  на вопросы учителя

4.Совместное открытие знаний

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1.Демонстрирует яблоко, утверждая, что при очищении верхнего слоя, пропадут все бактерии и яблоко останется свежим  на всю жизнь.( при этом учитель ставит проблемный вопрос для учащихся : « Вечно ли яблоко?» )

2.Предлагает групповую работу по заданиям.

1 группа – изучает первое предложение на стр.52, затем  рисунок:  «Строение бактерий» в учебнике стр. 53 , а также пункт 2 и работает в игровой форме с карточками по составлению « волшебного слова», которым по-другому зовут бактерии (МИКРОБЫ)

Предлагает нарисовать клетку на доске и подписать её части

2 группа - изучает текст учебника стр.53 « Распространение бактерий» и составляет схему (кластер) по данному материалу.

3 группа - работает по тексту на карточках : « Образование спор»  а затем в новый текст    детям нужно  вставить пропущенные буквы

4 группа - работают также по тексту на карточках: « Питание бактерий»,  и заполняют после прочтения таблицу.

3. Задает вопрос: « Чтобы продлить свою жизнь ,  долго жить ,что должны делать бактерии?»

Давайте посмотрим видеофрагмент.

1.Обучающиеся задаются проблемным вопросом, а затем осуществляют учебные действия по намеченному плану, работая в группах:

2. Предоставляют отчет по работе в группах:

1группа - рисунок на доске с указанием частей клетки бактерий ,  волшебное слово и определение Бактерий ( в тетрадь записывают )

Весь класс заполняет ответ на вопрос 43 стр. 29 в рабочей тетради

2 группа – кластер ( в простую тетрадь записывают )

3 группа- пропущенные слова ( слушает класс отчет)

4группа – таблица (дети записывают на листе)

3.Отвечают на вопрос учителя.

Коммуникативные: работа в группах, сотрудничество с учителем и одноклассниками

умение выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану;

Познавательные: Поиск  и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; смысловое чтение, анализ с целью выделения признаков.

5.Закрепление изученного материала

1.Вопрос: « Как размножаются бактерии?» На сколько частей?

2.Предлагает ответить на вопрос № 43  стр. 30 в рабочей тетради: « Каким способом размножаются бактерии?»

3. Давайте поиграем в игру: « Блиц опрос». Я задаю экспресс –вопросики, а Вы отвечаете на них.

а) Что такое бактерии?

б) Есть ли четко оформленное ядро в клетке? Цитоплазма? Оболочка?

в) где распространены?

г) Ответьте на вопрос № 5  в учебнике стр. 55 (Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?)

д) Ответьте на вопрос № 3  в учебнике стр. 55 (Какие бактерии называют сапротрофами,  а какие -паразитами?)

После просмотра видео ролика, отвечают на другой вопрос учителя.

Отвечают  устно и письменно  на вопросы учителя.

Обобщают материал

Коммуникативные:   построение монологического высказывания,  умение слушать

Регулятивные: осознание того, что усвоено

Познавательные: воспроизведение информации

Личностные: восприятие речи учителя

5. Рефлексия

(СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ)

1.Вспоминает начало урока

а) С чем мы сегодня знакомились на уроке?

а) Какая была тема нашего урока?

в) Какая цель урока?

2.Возвращается к проблемному вопросу: « Вечно ли яблоко?» ПОЧЕМУ вы так решили?

Оказывается бактерии совершают свою жизнедеятельность не только  в плане положительного ,но и отрицательного.

Значит о чем мы будем говорить на след.уроке( О роли бактерий , о их вреде и пользе)

3.Выскажите свое мнение о своей работе на уроке , используя следующие слова:

Я узнал (ла), что …

Я научился…

Мне понравилось…

Я задумался…

Меня порадовало ( или поразило или удивило или огорчило)…

4. Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике:

http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU        http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg           http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M

 Отвечают устно на вопросы учителя.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, отвечая на проблемный вопрос, проанализировав всю работу.

Предполагают тему следующего урока.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: проводят самоконтроль, оценивают собственную деятельность на уроке

Познавательные:   анализирование содержание своей работы

Личностные: выражение собственных чувств и мыслей

6.Домашее задание

Задает параграф 11 –пересказ, а ещё задание по группам

Задание по группам:

1 группа: В рабочих тетрадях ответить на вопрос № 42 стр.29 (Сравнить клетку растений и бактерий)

2 группа- стр.55 учебника ответить на вопрос под рубрикой : « ПОДУМАЙТЕ»

3группа – подготовить устно  небольшое сообщение про роль бактерий в природе.

4 группа – подготовить устно  небольшое сообщение про роль бактерий в жизни человека

Коммуникативные: расширение объема информации

Регулятивные:  организация   себя на определенную деятельность

Познавательные: воспроизводить текст ,дополняя его фактами

Личностные : справляться с поставленной целью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку " Классы сложных неорганических веществ"

В ДАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ             ПОДОБРАН ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ       ...

Технологическая карта к уроку английского языка по теме "Цвета" 3 класс

Технологическая карта к открытому уроку по английскому языку по теме "Цвета" для 3 класса "Rainbow" Афанасьева. Урок-повторения....

Технологическая карта для урока в 4 классе "Времена года"

Разработка урока для уроков изобразительного искусства в 4 классе по пейзажной живописи "Времена года"...