Не совсем обычный урок.
статья на тему

Гришанова Анна Сергеевна

Мне хотелось бы поделиться опытом организации и проведения одной формы такого «не совсем обычного» занятия – химическое шоу. Такую форму занятия применяю в качестве первой, вводной пары на 2 курсе специальности 180206 «Химическая технология органических веществ» по дисциплине «Общая и неорганическая химия» в целях повышения интереса и мотивации к изучению данного раздела, да и химии в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Гришанова Анна Сергеевна

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Ефремовский химико-технологический техникум»

НЕ СОВСЕМ ОБЫЧНЫЙ УРОК

Педагогическое творчество преподавателя СПО, освобождаясь от шаблона, создает интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают вернуть студентам утраченный интерес к учебному труду, побудить их к активной и ответственной деятельности в приобретении знаний и умений.

Мне хотелось бы поделиться опытом организации и проведения одной формы такого «не совсем обычного» занятия – химическое шоу. Такую форму занятия применяю в качестве первой, вводной пары на 2 курсе специальности 180206 «Химическая технология органических веществ» по дисциплине «Общая и неорганическая химия» в целях повышения интереса и мотивации к изучению данного раздела, да и химии в целом. Сама дисциплина располагает проведению занятия такой формы, так как арсенал показательных химических экспериментов, пожалуй, у каждого преподавателя химии очень велик.

Что вообще представляет собой занятие – химическое шоу?

В начале занятия происходит традиционное знакомство со студентами группы, обсуждение планов и требований дисциплины, проведение вводного инструктажа по технике безопасности и другие традиционные этапы первого занятия. Очень важно, на мой взгляд, провести входной мониторинг знаний студентов, а в конце изучения предмета сравнить его результаты с выходным контролем знаний. Такая процедура дает четкую наглядность усвоения материала, как для преподавателя, так и для студентов. После проведения входного контроля знаний я предлагаю студентам как бы поразмышлять, что изучает общая и неорганическая химия. После недолгого обсуждения мы переходим к наглядному подтверждению важности и интересности изучения данного раздела химии – химическому шоу.

Основу такого занятия составляет сменяющиеся один за другим наглядные химические опыты, желательно с хорошо обозримым эффектом. После каждого эксперимента происходит обязательное обсуждение увиденного химической с точки зрения. Именно обсуждение, дискуссия между студентами. Я, как преподаватель, выступаю только в роли демонстратора опытом и ведущего дискуссии, направляющего знания студентов в нужном русле. Если студенты не смогли найти объяснение увиденному эксперименту, преподаватель не раскрывает тайн опыта, оставляя их загадкой. Позднее, при изучении соответствующей темы, мы возвращаемся к этому опыту и разбираем его вместе с научной точки зрения. Это, своего рода, прием неизвестности, любопытства, а вместе с тем мотивации к изучению дисциплины.

Какие же эксперименты берутся для проведения такого занятия?

Как выше было сказано, опыты нужны наглядные, показательные, и в моем случае, из раздела неорганической химии. Поэтому я провожу следующие эксперименты:

  • «Фараоновы змеи» - с глюконатом кальция;
  • «Вулкан Рудольфа Бёттгера» - с дихроматом аммония;
  • «Дым без огня» - с карбонатом калия;
  • «Стреляющая бутылочка» - с мелом;
  • «Зимний пейзаж» - с нитратом свинца
  • «Плавающий картофель» - с хлоридом натрия;
  • «Химическая радуга» - опыт на изменение реакции среды;
  • «Волшебное молоко» - с пищевыми красителями;
  • «Рост кристаллов» - проводится последним и его результат анализируется на следующем занятии.

Это, конечно, примерный список экспериментов, который обычно немного меняется в зависимости от наличия реактивов, временных рамок и прочих причин.

Очень интересно наблюдать за удивленными глазами студентов, их репликами «Вау», «Ух ты» и др., и в тоже время радостно слушать их дискуссию после опыта, как они всерьез, по-взрослому пытаются найти научное подтверждение увиденному. Безусловно, такое занятие достаточно трудоемко при подготовке. Но, поверьте, его стоит проводить ради их горящего взгляда и приподнятого настроения после занятия.

Очень хочется надеяться, что мой опыт проведения занятия «химическое шоу» вдохновит педагогов на новые эксперименты. Ведь современный мир требует и современных, неординарных, «не совсем обычных» подходов к обучению и воспитанию будущего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что вы думаете об обычном  железном гвоздике ?

Самый драгоценный для человека металл   железо....

"Обычное посвящение, в необычной школе"

Сценарий праздничного мероприятия для пероклассников ДШИ....

Открытый урок 13.03.2013 "Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности"

Протокол посещения открытого урока "Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности" 13.03.2013  специальность "Экономика и бухгалтерский учет"...

Мастер-класс "Необычное в обычном"

Мастер-класс "Необычное в обычном"...

План урока по теме "Растворы для обычных штукатурок"

Урок по предмету Материаловедение по профессии 19727 Штукатур для лиц с ОВЗ. Урок разработан с целью способствовать углублению и систематизации знаний о классификации растворов, выбор  растворов ...

Планы конспекты открытых и обычных уроков

проведение уроков Технологии в соотвествии учебным планом...

Картотека игровых ситуаций "Мы дружные ребята, не соримся совсем"

Картотека игровых ситуаций поможет педагогу - психологу, воспитателю, с помощью игр на тему "Мы дружные ребята не соримся совсем" выйти из любой сложившейся ситуации и сплотить детский колле...