Методическая разработка занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Неопределенный интеграл и его свойства»
методическая разработка на тему

Куличкова Алена Георгиевна

Теоретический материал методической разработки по «Математике» на тему «Неопределенный интеграл и его свойства» соответствует требованиям программы, методы способствуют усвоению материала, развитию аналитических способностей, активизации внимания, воспитанию ответственного отношения к заданию.

Данное занятие является занятием изучения нового материала, поэтому будет носить теоретический характер. Цель занятия сформировать представления об интегральном исчислении, понять его сущность, развивать навыки при нахождении первообразных и неопределенного интеграла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_uchilishche.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №55»

Методическая разработка занятия по дисциплине «Математика»

на тему: «Неопределенный интеграл и его свойства»

Выполнила: преподаватель математики

                                                                                   Куличкова А.Г.

п. Школьный

2015 г.

Пояснительная записка.

Теоретический материал методической разработки по «Математике» на тему «Неопределенный интеграл и его свойства» соответствует требованиям программы, методы способствуют усвоению материала, развитию аналитических способностей, активизации внимания, воспитанию ответственного отношения к заданию.

Данное занятие является занятием изучения нового материала, поэтому будет носить теоретический характер. Цель занятия сформировать представления об интегральном исчислении, понять его сущность, развивать навыки при нахождении первообразных и неопределенного интеграла.

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика»

Тема занятия: Неопределенный интеграл и его свойства.

Цели занятия:

 Образовательная: Сформировать представления об интегральном исчислении, уяснить его суть. Выработать навыки нахождения неопределенного интеграла и первообразных, умения пользоваться свойствами и методами интегрирования.

Развивающая: Развивать математически грамотную речь, внимание, сознательное восприятие учебного материала.

Воспитательная: Воспитывать познавательную активность, сообразительность и мышление, благодарность к достижению великих математиков в области интегрирования.

Вид занятия: урок

Тип занятия: сообщения новых знаний

Метод проведения: словесный, наглядный, самостоятельная работа.

Квалификационные требования:

Ученики должны:

      В ходе изучения темы «Неопределенный интеграл и его свойства» студентам предстоит усвоить основные понятия и утверждения, иметь представления о возможностях применения средств интегрального исчисления в геометрических, физических и др. прикладных задачах.

Знать:

 определение первообразной функции и неопределенного интеграла;

 свойства и методы нахождения интегралов

 формулы простейших интегралов.

Уметь:

вычислять первообразные и неопределенный интеграл, используя основные свойства и методы нахождения.

Междисциплинарные связи:  физика, история математики.

Внутридисциплинарные связи: «Нахождение производной», «Вычисление объемов тел», «Вычисление определенного интеграла».

Обеспечение занятия:

-Мультимедийное оборудование и программное обеспечение для показа презентации и видео;

- Наглядные пособия: портреты великих математиков, имеющих представление к интегральному исчислению;

-Раздаточный материал: таблица простейших интегралов (на этапе закрепления).

Структура занятия.

1. Организационный момент                                                    (1 мин.)

  1. Мотивация учебной деятельности.                                     (3 мин.)
  2. Изложение нового материала.                                             (55 мин.)
  3. Закрепление изученного материала.                                   (15 мин.)
  4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.                             (5 мин.)
  5. Сообщение домашнего задания.                                          (1мин.)

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Приемы преподавания

Приемы учения

Преподаватель приветствует студентов, проверяет присутствующих в аудитории.

Учащиеся готовятся к работе. Староста заполняет рапортичку. Дежурные раздают раздаточный материал.

  1. Мотивация учебной деятельности.(3 мин.)

  Приемы преподавания

Приемы учения

Тема сегодняшнего занятия «Неопределенный интеграл и его свойства». Знания по данной теме нами будет использоваться на следующих уроках при нахождении определенных интегралов, площадей плоских фигур. Большое внимание уделяется интегральному исчислению в разделах высшей математики в высших учебных заведениях при решении прикладных задач.

Наше сегодняшнее занятие является занятием изучения нового материала, по этому будет носить теоретический характер. Цель занятия сформировать представления об интегральном и-+счислении, понять его сущность, развивать навыки при нахождении первообразных и неопределенного интеграла.

Учащиеся записывают дату и тему занятия.

3.Изложение нового материала (55 мин)

Приемы преподавания

Приемы учения

1. История понятия интеграла тесно связана с задачами нахождения квадратур. Задачами о квадратуре той или иной плоской фигуры математики Древней Греции и Рима называли задачами, которые мы сейчас относим к задачам на вычисление площадей. Многие значительные достижения математиков Древней Греции в решении таких задач связаны с применением метода исчерпывания, предложенным Евдоксом Книдским. С помощью этого метода Евдокс доказал:

1. Площади двух кругов относятся как квадраты их диаметров.

2. Объём конуса равен 1/3 объёма цилиндра, имеющего такие же высоту и основание.

Метод Евдокса был усовершенствован Архимедом и были доказаны такие вещи:

1. Вывод формулы площади круга.

2. Объем шара равен 2/3 объема цилиндра.

Все достижения были доказаны великими математиками с применением интегралов.

Презентация «Немного истории»

Операция интегрирования обратная операции дифференцирования т.е. для того, чтобы проверить правильность нахождения интеграла необходимо продифференцировать ответ и получить подынтегральную функцию. Другими словами интегральное исчисление решает задачу: по заданной производной или дифференциалу неизвестной функции требуется определить эту функцию. Отсюда можно сделать вывод, который мы запишем в виде определения.

Определение 1: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) на отрезке [a;b], если во  всех точках этого отрезка выполняется равенство  = f(x) или dF(x)=f(x)dx

   Так, функция F(x) = xm является первообразной для f(x)=mxm-1, так как (xm)=mxm-1.

   Точно также функция F(x) =ln x есть первообразная для f(х)=, так как (ln x)’=.

Признак постоянства функции:

    Если F’(x)=0 на некотором промежутке I, то функция F – постоянна на этом промежутке, т.е. F(x)=C.

Все первообразные функции f можно записать в одну формулу, которую называют общим видом первообразных для функции f. Запишем это в виде теоремы.

  Теорема: Любая первообразная для функции f на промежутке I может быть записана в виде F(x)+C, где F(x) – одна из первообразных для функции f(x)  на промежутке I, C – произвольная постоянная.

   Этому свойству можно придать геометрический смысл: графики любых двух первообразных для функции f получаются друг из друга параллельным переносом вдоль оси Oy.      

                                  у                                            

                x

        х

                              0  

Учащиеся записывают фамилии великих математиков и их достижения в области интегрального исчисления.

Учащиеся записывают лекцию, используя раздаточный материал и объяснения преподавателя. При доказательствах свойств первообразных и интегралов, используют знания по теме дифференцирования.

Три правила нахождения первообразных

Правило №1: Если F есть первообразная для функции f, а G – первообразная для g, то                F+G – есть первообразная для f+g.

(F(x) + G(x))’ = F’(x) + G’(x) = f + g

Правило №2: Если F – первообразная для f, а k – постоянная, то функция kF –                         первообразная для kf.

(kF)’ = kF’ = kf

Правило №3: Если F – первообразная для f, а k и b– постоянные (), то функция

 - первообразная для f(kx+b).

Вернемся к теореме 1 и выведем новое определение.

   Определение 2:  Выражение F(x) + C, где C - произвольная постоянная, называют неопределенным интегралом и обозначают символом

   Из определения имеем:

             (1)

   Неопределенный интеграл функции f(x), таким образом, представляет собой множество всех первообразных функций для f(x).

    В равенстве (1) функцию f(x) называется подынтегральной функцией, а выражение f(x)dx– подынтегральным выражением, переменную x – переменной интегрирования, слагаемое C - постоянной интегрирования.

    Интегрирование представляет собой операцию, обратную дифференцированию. Для того чтобы проверить, правильно ли выполнено интегрирование, достаточно продифференцировать результат и получить при этом подынтегральную функцию.

 Свойства неопределенного интеграла.

   Опираясь на определение первообразной, легко доказать следующие свойства неопределенного интеграла

  1. Производная от неопределенного интеграла равна подынтегральной функции, то есть если  = f(x), то

  1. Дифференциал от неопределенного интеграла равен подынтегральному выражению

  1. Неопределенный интеграл от дифференциала некоторой функции равен этой функции плюс произвольная постоянная

  1. Неопределенный интеграл от алгебраической суммы двух или нескольких функций равен алгебраической сумме их интегралов

  1. Постоянный множитель можно выносить за знак интеграла, то есть если a=const, то

4.    Таблица простейших интегралов

1. ,(n -1)                                                             2.

3.                                                                            4.

5.                                                                        6.

    Интегралы, содержащиеся в этой таблице, принято называть табличными. Отметим частный случай формулы 1:

                                             

    Приведем еще одну очевидную формулу:

,

    т. е. первообразная от функции, тождественно равной нулю, есть постоянная.

4.Закрепление изученного материала.(15 мин)

Пример 1

Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку.
http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image099.gif

Решение:

. Сначала я приведу полное решение, комментарии будут ниже.

http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image105.gif

(1) Используем старую - добрую формулу квадрата суммы http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image107.gif, избавляясь от степени.

(2) Вносим http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image109.gif в скобку, избавляясь от произведения.

(3) Используем свойства линейности интеграла (оба правила сразу).

(4) Превращаем интегралы по табличной формуле http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image073_0000.gif.

(5) Упрощаем ответ. Здесь следует обратить внимание на обыкновенную неправильную дробьhttp://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image111.gif – она несократима и в ответ входит именно в таком виде. Не нужно делить на калькулятореhttp://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image113.gif! Не нужно представлять ее в виде http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image115.gif!

Проверка: 
http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image117.gif

Получена исходная подынтегральная функция, значит, интеграл найден правильно.

В ходе проверки функцию всегда желательно «упаковать» до первоначального вида, вынося в данном случае http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image109_0000.gif за скобки и применяя формулу сокращенного умножения в обратном направлении: http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image119.gif

Пример 2

Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку.
http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image123.gif

В данном примере подынтегральная функция представляет собой дробь. Когда мы видим в подынтегральном выражении дробь, то первой мыслью должен быть вопрос: А нельзя ли как-нибудь от этой дроби избавиться, или хотя бы её упростить?

Замечаем, что в знаменателе находится одинокий корень из «икс». Один в поле – не воин, а значит, можно почленно разделить числитель на знаменатель:
http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image125.gif

Действия с дробными степенями я не комментирую, так как о них неоднократно шла речь в статьях о производной функции. Если Вас все-таки ставит в тупик такой пример, как http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image127.gif, и ни в какую не получается правильный ответ http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image129.gif, то рекомендую обратиться к школьным учебникам. В высшей математике дроби и действия с ними встречаются на каждом шагу.

Также обратите внимание, что в решении пропущен один шаг, а именно, применение правил http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image049_0001.gifhttp://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image052_0001.gif. Обычно при определенном опыте решения интегралов данные правила считают очевидным фактом и не расписывают подробно.

Учащиеся записывают решение в тетрадь.

5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.(5 мин.)

Итак, получилось слово «интеграл», т.е. тема нашего сегодняшнего занятия. Какие понятия и примеры вызвали у вас больше всего вопросов?

Применяя знания по новому материалу, вы справились с данной задачей. Преподаватель сообщает  оценки за урок.

Участвуют в беседе по подведению итогов.

6.Домашнее задание (1 мин.)

  Преподаватель сообщает домашнее задание:

1) Выучить конспект.

3) Назвать фамилии великих математиков, имеющих отношение к теме «Интегральное исчисление».

4) Решить задачи:

Пример 1

Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку.
http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image121.gif

Пример 2

Найти неопределенный интеграл. Выполнить проверку.
http://www.mathprofi.ru/f/integraly_primery_reshenij_clip_image131.gif

Записывают домашнее задание

Литература

  1. «Алгебра и начала анализа» - учебник, А.Н. Колмогоров и др. - 19-е изд. - М.:Просвещение, 2010 г.
  2. Пехлецкий И.Д. Математика. Учеб. для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. – М: «Академия», 2010 г.
  3. Филимонова Е.В. Математика для средних спец. учебных заведений: уч. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка по учебной дисциплине Математика» по теме "Определенный интеграл" ( для преподавателя)

Методическая разработка посвящена изучению понятия «определенный интеграл», являющегося важной составной частью практически любого курса математики. Актуальность данной тематики связана, в частности, ...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Гостиничная индустрия» Тема: «Формы управления гостиницами: франчайзинг»

Методическая разработка составления для проведения одного из занятий Раз­дела 6 "Организационная структура управления гостиничным предприятием" дис­циплины "Гостиничная индустрия" на тему "Формы управ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по дисциплине «Математика» на тему «Решение тригонометрических уравнений»

Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» среднего профессионального образования. Будущий специалист, кро...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Право» на тему : "Трудовые споры"

Методическая разработка занятия по дисциплине Право составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, иг...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Экология" на тему "Особо охраняемые природные территории"

Интерес студентов к учебной дисциплине зависит от огромного множества различных факторов - от способа подачи и содержания материала, от образности восприятия его ребятами и их базовыми знаниями, и без...