Методическая разработка занятия по разделу: «Учение о клетке»
методическая разработка на тему
Данная разработка составлена с учетом инновационных технологий, в ходе занятия применяется комплекс методов обучения с целью активизации мыслительной деятельности студентов. Проводится оптимизация учебного процесса в результате использования элементов деловой игры и информационно-коммуникативных технологий. Структура данного занятия содействует формированию осознанного представления студентами единства всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razr_.seminar_kletka.docx | 62.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Орехово-Зуевский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
семинарского занятия по дисциплине:
«БИОЛОГИЯ»
тема:
«Учение о клетке»
Специальность:
060301 Фармация
(базовый уровень СПО)
Преподаватель: Н.Г.Мурашова
2012 год
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Орехово-Зуевский медицинский колледж»
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол № ________ от «___» _________ 20___ г. Председатель ЦМК _________ Н. В. Мисник | УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР _______ Л. В. Миронова «___» ________ 20___ г. Методист колледжа ________ О. А. Корягина |
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
Семинарского занятия по дисциплине:
«Биология»
тема:
«Учение о клетке»
Специальность:
060301 Фармация
(базовый уровень СПО)
Преподаватель: Н. Г.Мурашова
2012 год
Содержание
Цели занятия
Обоснование выбора темы занятия
Обоснование вида занятия
Профессиограмма занятия
Карта оснащения занятия
Методическая модель занятия
Используемая литература
Методические указания для преподавателя
Приложение № 1
Оценочный лист
Приложение № 2
Презентация темы «Учение о клетке»
Приложение №3
Тестовые задания и эталоны ответов
Приложение № 4
Презентация поэмы
«Общий план строения клетки»
Методические:
1.Применение комплекса методов обучения.
2.Использование информационных технологий.
3.Активизация мыслительной деятельности студентов в ходе занятия.
4.Оптимизация учебного процесса в результате использования элементов деловой игры.
5.Содействие формированию осознанного представления студентами единства всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.
Дидактические:
1.Повысить учебную и познавательную мотивацию студентов, повысить эффективность обучения.
2.Углубить и расширить знания студентов на основе преемственности развития основных биологических понятий.
3.Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единице жизни на Земле.
4.Создать условия для систематизации, обобщения и закрепления знаний о строении клетки растительной и животной, прокариотической и эукариотической, о функциях основных органоидов клетки, ядра и мембран.
5.Формировать умения обосновывать место и роль биологических знаний в
развитии современных технологий.
6.Показать практическое значение биологических знаний в народном хозяйстве, медицине и формировании научного мировоззрения.
Воспитательные:
- Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности и требовательности к себе.
- Воспитание чувства ответственности за работу в команде.
- Соблюдение правил поведения в процессе соревнования.
- Воспитания интереса к дисциплине «Биология».
Развивающие:
1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
2.Формирование у студентов:
-умений распределять биологические понятия, термины по соответствующим уровням организации живой материи;
-навыков анализа и синтеза изучаемого материала;
-способности осуществлять межпредметные связи;
-сравнения особенностей живой и неживой материи;
-оценка практического использования знаний биологии для профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.
3.Систематизировать знания студентов о сущности жизни и уровнях её организации.
4.Развитие умений использовать приобретённые биологические знания в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.
5. Способствовать развитию у студентов аналитических действий: умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Вид занятия:
Семинарское занятие с применением комплекса различных методов обучения, в том числе элементов деловой игры.
Место занятия:
Учебная аудитория медицинского колледжа.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Специальность:
060301 Фармация.
Обоснование выбора темы занятия.
Данная методическая разработка семинарского занятия « Учение о клетке» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «Биология» и предназначена для студентов специальности 060301 Фармация (базовый уровень среднего профессионального образования).
Тема занятия очень актуальна, т.к. объектом изучения биологии является живая природа. Знание общебиологических закономерностей, характерных для живой природы, в том числе и человека, необходимы каждому для формирования научных мировоззрений о здоровом образе жизни. Кроме того все живые организмы имеют клеточное строение, сходный биохимический состав клеток, что говорит об общности их происхождения. На современном этапе клетки млекопитающих, в том числе и человека могут быть использованы по трём основным направлениям:
-служить источником необходимых молекул (использование в биотехнологии);
-являться моделью для изучения тех или иных процессов организма (использование для исследований в медицине и фармакологии);
-непосредственно использоваться для получения живых организмов и их составляющих.
Об этом должен знать студент и использовать биологические знания, т.к. биологические науки представляют теоретическую основу медицины и фармации.
Направление данного занятия – учебно-познавательная направленность в игровой форме и формирование умения ориентироваться в биологических закономерностях органического мира.
Для более полного и наглядного обобщения и систематизации знаний студентов по данной теме целесообразно использовать элементы соревнования в учебной деятельности, что позволяет перевести дидактическую цель в игровую, использовать учебный материал в качестве средства достижения дидактической цели. Игровые действия опираются на знания и умения студентов, приобретённые на предыдущих занятиях. Они обеспечивают возможность принимать рациональное эффективное решение, оценивать себя и окружающих критически. Игровая форма занятия - средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Благодаря игровым технологиям удаётся решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать студентов в освоении новых знаний, применять уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать познавательную деятельность студентов, повысить их самооценку и позволить им самореализоваться. Игровая технология способствует развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения, взаимодействия и происходит процесс приобретения и обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни. Важность материала диктует насыщенность наглядных средств. В связи с этим предлагается использовать мультимедийные технологии.
Методическая разработка содержит блоки:
-методический;
-информационный;
-самостоятельная работа студентов;
-контрольный.
Тип занятия по главной дидактической цели: обобщение и систематизация знаний студентов в игровой форме и закрепление пройденного материала.
Виды обучения:
- аудио-визуальный;
- самостоятельная работа студентов.
Способ изложения материала: объяснительно-иллюстративный.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- контролирующие.
Форма проведения занятия:
Биологический турнир.
Участники биологического турнира:
1.Ведущий – преподаватель.
2.Три команды.
3.Капитаны команд.
4.Три секретаря - эксперта.
Профессиограмма занятия.
Студент должен знать:
- этапы развития клеточной теории;
- основные положения клеточной теории и её значение для формирования биологических понятий;
- элементарный состав клетки;
- общие признаки живого организма;
- органоиды клетки;
- строение ядра и хромосом;
- значение биологии для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Студент должен уметь:
- Применять знания при выполнении самостоятельной работы.
- Владеть терминологией темы.
- Самостоятельно работать с учебником и анализировать результаты выполненной работы.
- Сравнивать строение бактериальной , растительной и животной клеток.
- Сравнивать строение прокариотической и эукариотической клеток.
- Делать выводы о сущности жизни.
- Раздаточный материал для студентов.
- Технические средства обучения (проектор, ноутбук ).
- Экран.
- Презентации «Строение клеток».
- Таблицы, схемы с изображением растительной, животной и бактериальной клеток.
- Тетради.
- Оценочный лист.
I | Организационный момент | 5 мин |
II | Мотивация занятия Ознакомление с темой занятия Ознакомление с целью занятия Ознакомление с планом занятия Обоснование значения данного занятия в будущей практической деятельности | 5мин |
III | Актуализация опорных знаний (вступительное слово преподавателя) | 5 мин |
IV | Обобщение и систематизация знаний в процессе деловой игры с использованием мультимедийных технологий. | 45 мин |
V | Контроль и закрепление сформированного уровня знаний . | 20 мин |
VI | Подведение итогов занятия Логическое завершение занятия Мотивация следующего занятия Рефлексия | 5 мин |
VII | Задание к следующему занятию | 5 мин |
Для преподавателя: | Учебник «Биология»под редакцией академика Н.В.Чебышева. М Издательский цент «Академия» 2005.Для студентов средних профессиональных учебных заведений. |
Учебник «Общая биология» 10-11кл А.А.Каменский М.,2005 | |
Биология. Контрольные тестовые задания .Е.А.Никишова. ЭКСМО. М.2009. | |
Биология. ЕГЭ. Е.А.Никишова и С.П.Шаталова. 2010. | |
Интернет- ресурсы. | |
Для студентов: | |
Основная: | Учебник «Биология» под редакцией академика РАО Н.В.Чебышева. М.2005. |
Учебник «Общая биология» А.А.Каменский. М.,2005 | |
Дополнительная: | Справочник школьника. Биология Ю.А.Садовниченко ООО Издательство «Эксмо».М.2009. |
Интернет- ресурсы. |
Методические указания для преподавателя
и этапы занятия
№ | Этапы занятия и содержание | Методические обоснования | Пояснение для преподавателя |
I | Организационный момент:
| организует и дисциплинирует студентов; воспитывает аккуратность и ответственность; воспитывает требовательность к себе; создаёт рабочую обстановку. воспитывает самоконтроль | приветствие; отметка отсутствующих; выяснение причины; проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды); готовность студентов к занятию (наличие конспектов) санитарное состояние кабинета. |
II | Мотивация занятия Приложение № 1 | Активизирует внимание студентов; Формирует познавательный интерес к занятию; Психологическая настройка группы на занятие. Подготовительный этап: группа разделена на три команды и в каждой выбран капитан. В каждой команде назначен секретарь – эксперт, который ведёт протокол турнира «Оценочный лист» и фиксирует продуктивность участия каждого участника(подсчёт баллов за раунд – за каждый правильный ответ задания раунда участник получает один балл) и определяет максимальное число баллов всей команды. Раунды: 1.Разминка.Назовите основные положения клеточной теории. 2.Нарисуйте схему клетки и обозначьте её органоиды. 3.Заполните схему «Общий план строения клетки» и обозначьте три общих органоида. 4.Найдите различия. Обозначьте органоиды, характерные только для животной, только для растительной и только для бактериальной клеток. 5.Выполните тестовые задания уровней АВС. | ознакомление с темой, планом, целью занятия; обоснование значения данной темы занятия в дальнейшем изучении общебиологических законов. |
III IV | Актуализация опорных знаний. Обобщение и систематизация знаний студентов в процессе деловой игры с применением мультимедийных технологий. Презентация темы «Учение о клетке». Приложение № 2. | контроль ранее изученного материала; выявление уровня знаний студентов по данной теме. Выявление уровня самостоятельного мышления по вопросам общих закономерностей, характерных для живой природы. | Преподаватель осуществляет преемственность развития основных биологических понятий Вступительное слово преподавателя: в течение нескольких занятий мы изучали клетки растительных и животных организмов, прокариотические клетки. Их строение, химический состав. Сегодня подведём итоги наших знаний, проследим взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией, продемонстрируем умения распознавать органоиды клетки . Я приглашаю вас на биологический турнир знаний. Желаю успехов каждой команде. Преподаватель предлагает командам первый раунд турнира I раунд. Разминка. «Основные положения клеточной теории». Участники команд по кругу называют одно из положений клеточной теории: 1.Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – единица строения, функционирования, размножения и индивидуального развития всех живых организмов. 2.Клетки всех живых организмов сходны между собой по строению и химическому составу. 3.Новые клетки появляются только из раннее существовавших путём деления. 4.Клеточное строение всех живых организмов – свидетельство единства их происхождения. Преподаватель: мир живой природы многообразен и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организм. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков. Преподаватель предлагает перейти ко второму раунду турнира. II раунд. Нарисуйте схему клетки и обозначьте её органоиды. Преподаватель предлагает каждой команде выполнить индивидуальное задание (капитаны команд выбирают конверт с № задания). Команда, которая получила задание №1, рисует органоиды животной клетки. Команда, которая получила задание №2,рисует органоиды растительной клетки. Команда, которая получила задание №3 рисует органоиды прокариотической клетки. Каждый участник команды индивидуально выполняет рисунок, затем секретарь подсчитывает количество правильно обозначенных элементов каждым из участников (чем больше каждый из участников правильно обозначил элементов клетки , тем больше команда набирает баллов). Затем преподаватель предлагает командам перейти к третьему раунду турнира. III раунд .Заполните схему: «Общий план строения клеток» Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассматриваем разные клетки, но все они состоят из трёх основных отделов. Подумаем и назовём эти отделы. -поверхностный аппарат клетки; -цитоплазма; -ядерный аппарат. Участники турнира выполняют задание: описывают отделы клетки (секретари подсчитывают правильные ответы в баллах), а потом проверяют правильность схемы по слайдам презентации, которые преподаватель демонстрирует на экране. -поверхностный аппарат клетки. Основу поверхностного аппарата составляет плазматическая мембрана; -цитоплазма - внутреннее содержимое клетки, исключая ядерный аппарат. В цитоплазме выделяют гиалоплазму, органоиды и включения; -ядерный аппарат, который у эукариот называется ядром. Оно заполнено густым веществом- кариоплазмой и отделено от цитоплазмы двухслойной ядерной мембраной. В кариоплазме ядра расположены одно или несколько ядрышек и хромосомы. У прокариотических клеток - аналог ядра. Преподаватель делает вывод: Все клетки имеют одинаковый план строения - состоят из поверхностного аппарата, цитоплазмы и ядерного аппарата. В качестве закрепления студенты отвечают на вопрос « Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема»? Далее преподаватель объявляет четвёртый раунд. IV раунд. «Найдите различия в строении клеток». Преподаватель предлагает командам выявить различия в строении прокариотических и эукариотических клеток, при этом каждая команда представляет свою нарисованную клетку с отличительными признаками строения. Команда, получившая задание №1 представляет животную клетку. Каждый участник команды представляет органоиды , характерные только для животной клетки. (демонстрация слайдов с целью проверки правильности задания). Вопросы участникам команды: 1.Какую функцию выполняют лизосомы? 2.Назовите пигмент старения у человека. Команда, получившая задание №2 представляет растительную клетку. Каждый участник команды представляет органоиды , характерные только для растительной клетки. ( демонстрация слайдов с целью проверки правильности задания). Вопросы участникам команды: 1.Перечислите известные вам виды пластид. 2.Назовите их место расположения в частях растений. Команда, получившая задание №3 представляет прокариотическую клетку. Каждый участник команды представляет органоиды, характерные только для прокариотической бактериальной клетки. ( демонстрация слайдов с целью проверки правильности задания). Вопросы участникам команды: 1.Когда у бактерий образуются споры? 2.Назовите их функции. |
V | Контроль и закрепление сформированного уровня знаний для оценки усвоения материала. Приложение №3. Приложение № 4 | Контроль знаний студентов по данной теме. Проверка уровня сформированности мышления. Студенты сами , под контролем секретарей, проверяют правильность выполнения тестовых заданий , используя эталоны ответов. Секретари и капитаны команд подсчитывают баллы по оценочному листу. Критерии оценки: Если студент набрал 10 и более баллов выставляется оценка «5»; Если студент набрал 8-9 баллов выставляется оценка «4»; Если студент набрал 6 -7 баллов выставляется оценка «3»; | V раунд .Тестовые задания. Для закрепления материала преподаватель предлагает участникам биологического турнира выполнить тестовые задания по уровням АВС. Преподаватель предлагает заслушать и посмотреть презентацию поэмы «Общий план строение клетки» в исполнении студентов. |
VI | Подведение итогов занятия | Формирование позитивного психологического настроя. Мотивация следующего занятия. Воспитание интереса к самостоятельной работе. Формирование умения самоанализа. Обсуждение результатов выполненной работы. | Определяются достижения целей занятия; Комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе; Разрешаются возникшие вопросы. Объявляется команда – победитель соревнования. Выставляется поурочный балл каждому студенту. |
VII | Задание к следующему занятию Продолжить работу над проектом и подготовить презентации по теме «Учение о клетке». Команда№1 "Животная клетка" Команда№2 "Растительная клетка" Команда№3 "Прокариотическая клетка".
| Реализация общедидактического принципа, сознательности и активности. Закрепление умений самостоятельной работы с учебной литературой и интернет-ресурсами. Формирование мыслительной активности студентов. |
|
Приложение № 1
Оценочный лист участников биологического турнира
команды №_____
№ п/п | Фамилия и инициалы студентов | Р а у н д ы | Всего баллов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Разминка | Нарисуй элементы | Заполни схему | Найди различия | Выполни тестовые задания | |||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 |
Приложение № 3.
Тестовые задания по теме: «У Ч Е Н И Е О К Л Е Т К Е».
Выберите один правильный ответ.
Часть А
Вариант № 1 | Вариант № 2 |
А1.Сущность клеточной теории точнее отражена в положении: 1.клетки всех организмов выполняют одинаковые функции. 2.клетки всех организмов одинаковы по своему строению. 3.все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток. 4.все клетки в организме возникают из неклеточного вещества. | А1.Какое из положений клеточной теории принадлежит Р.Вирхову: 1.все организмы состоят из клеток. 2.всякая клетка происходит из другой клетки. 3.каждая клетка есть некое самостоятельное целое. 4.клетка - элементарная живая система. |
А2.Цитоплазма – это: 1.раствор минеральных веществ вместе с ядром. 2.водный раствор минеральных и органических веществ клетки без ядра. 3.внутреннее содержимое ядра. 4.раствор органических соединений. | А2.Плазматическая мембрана у эукариот не выполняет функции: 1.транспорта веществ. 2.защиты клетки. 3.взаимодействия с другими клетками 4.снтеза белка. |
А3.Основная функция митохондрий: 1.синтез белков. 2.синтез АТФ. 3.расщепление органических веществ. 4.синтез углеводов. | А3.Функция шероховатой (гранулярной) эндоплазматической сети: 1.транспорт веществ и синтез белков. 2.переваривание органических веществ. 3.участие в межклеточных контактах. 4.образованне рибосом. |
А4.Лизосомы образуются: 1.на ядре. 2.на рибосомах. 3.на внутренней стенке клеточной мембраны. 4.на комплексе Гольджи. | А4.Все прокариотические и эукариотические клетки имеют: 1.митохондрии и ядро. 2.вакуоли и комплекс Гольджи. 3.ядерную мембрану и хлоропласты. 4.плазматическую мембрану и рибосомы. |
А5.Материаьным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является: 1.и-РНК. 2.т-РНК. 3.ДНК. 4.Хромосома. | А5.Хромосомный набор в клетках организма называют: 1.кариотипом. 2.фенотипом. 3.генотпом. 4.геномом. |
Часть В
В1.Установите соответствие между характеристикой клетки и уровнем её организации.
Характеристика | Тип организации клетки |
А) наследственный материал не отграничен от цитоплазмы. | 1.Прокариоты. 2.Эукариоты |
Б) имеют хромосомы линейного типа. | |
В) осуществляется митотическое деление. | |
Г) отсутствуют митохондрии, лизосомы, ЭПС. | |
Д) имеют молекулу ДНК, замкнутую в кольцо. |
А | Б | В | Г | Д |
Часть С
С1.Дайте краткий свободный ответ.
Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9%-ным раствором NaCl) .
Поясните почему?
Э Т А Л О Н Ы О Т В Е Т О В.
Часть А
Вариант № 1 | Вариант № 2 | ||||||||
А 1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 |
3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Часть В
В 1. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то – 1балл.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Часть С
С1.За верно выполненное задание выставляется 3балла.
Концентрация физиологического раствора ( 0.9% раствора NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели эритроцитов.
Презентация поэмы « Общий план строения клетки».
Живёт на свете человек, но сколько не смотри
Не разглядишь ты и вовек что у него внутри
И люди, побеждая рок, пытались отгадать
Что с вами за один урок должны мы здесь узнать.
Возьмём к примеру, дом стоит из многих кирпичей
И мир природы состоит из маленьких частей
Вам кажется мала она, но в микроскоп взгляни
Ведь это целая страна , столица в ней – ядро.
Внутри него хранятся запасы хромосом.
В столице как положено, от центра совсем рядышком,
От мира отгорожено главенствующее ядрышко.
А цитоплазма ширится огромным океаном ,
Вокруг него границей – наружная мембрана.
И органы другие там трудом поглощены
Своим согласно отраслям на благо всей страны.
Известно – без энергии придёт всему конец
Её даст митохондрия – работает как ТЭЦ.
Заводов рибосомных работа нелегка
Их вклад очень весомый при синтезе белка.
А эндоплазмы сети - то транспорт для веществ
Пути – дороги эти основа связи есть.
Ещё есть комплекс Гольджи покуда полный тайн
Его ты если хочешь попробуй разгадай.
Учёным, чтоб решить секрет всех клеточных проблем ,
Ещё на много сотен лет работы хватит всем.
Страна с названьем «Клетка» в огромном мирозданье
Как капля у пипетки в глубоком океане.
Размеры ей малы даны , но нет важней другого
Ведь в ней то и заключены все принципы живого.
Тема занятия "Учение о клетке.Цитоплазмотическое строение клетки"
Тема актуальна,т.к.в основе всех живых организмов , в т.ч. и человека лежит клеточное строение и знания общебиологических закономерностей необходимы для формирования научных мировоззрений и развития ключевых компетентностей студентов. Вне клетки нет жизни. Об этом должен знать каждый медработник и использовать биологические знания, т.к. биологические науки представляют теоретическую основу медицины и фармации.
Цели занятия :
*Способствовать развитию аналитических действий: умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
*Содействовать формированию осознанного представления единства всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.
*Используя информационные технологии в ходе занятия, активизировать мыслительную деятельность студентов.
Биологический турнир.
Группа разделена на 3команды по 8 человек в каждой команде и в каждой команде выбран капитан.
В каждой команде назначен секретарь-эксперт, который ведёт протокол турнира - оценочный лист. В оценочном листе секретарь ведёт подсчёт баллов за каждый раунд. Каким образом?
За каждый правильный ответ участник получает 1балл и определяет максимальное число баллов всей команды. В турнире 5 раундов:
*Разминка. Назовите основные положения современной клеточной теории.
*Нарисуйте схему и обозначьте органоиды клетки.
*Заполните схему "Общий план строения клетки".
*Назовите различия, обозначив на схеме строения клетки органоиды, характерные только для животной клетки, только для растительной клетки, только для бактериальной клетки.
*Выполните тестовые задания уровней АВС.
Вступительное слово преподавателя.
На протяжении нескольких занятий мы изучали клетки растительную, животную, бактериальную. Сегодня подведём итоги наших знаний, продемонстрируем умения распознавать клетки и их органоиды.
Я приглашаю вас на биологический турнир знаний. Желаю успехов каждой команде.
I раунд Разминка.
Назовите основные положения клеточной теории.
Студенты, подняв руку, поочерёдно из каждой команды называют одно из положений клеточной теории. Секретарь фиксирует правильный ответ в оценочный лист (один правильный ответ оценивается одним баллом).
Преподаватель: Мир живой природы многообразен и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организмы. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков.
Объявляю II раунд. Нарисуйте схему клетки и обозначьте её органоиды".
Для выполнения этого задания приглашаю капитанов, которые выберут конверт с заданием.
*Команда, получившая конверт №1 рисуют схему животной клетки и обозначают её органоиды.
*Команда, получившая конверт №2 рисуют схему растительной клетки и обозначают её органоиды.
*Команда, получившая конверт №3 рисуют схему бактериальной клетки и обозначают её органоиды.
Каждый участник индивидуально выполняет задание на листке (подписать ФИО и № команды).
После выполнения задания секретарь подсчитывает количество правильно обозначенных элементов клетки каждым участником и оформляет оценочный лист. Один правильно обозначенный элемент оценивается одним баллом. Чем больше каждый из участников правильно обозначил количество элементов клетки, тем больше команда набирает баллов.
На экране схемы животной, растительной и бактериальной клеток.
Переходим к III раунду
Заполните схему "Общий план строения клетки"
Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассматриваем общий план строения клетки. Все они состоят из трёх основных отделов. Подумаем и на ваших рисунках обозначим эти отделы.
После выполнения задания студенты сдают листки на проверку экспертам, которые отмечают каждое правильно выполненное задание одним баллом за полный ответ и результаты проставляют в оценочный лист(1 балл за полный ответ).
Эксперты подсчитывают баллы за правильно выполненное задание.
Правильный ответ:
*поверхностный аппарат клетки, представленный мембраной;
*Цитоплазма;
*Ядерный аппарат, который у эукариотической клетки представлен ядром, а у прокариотической клетки - примитивный аналог ядра.
Вывод: Все клетки имеют одинаковый план строения.
В качестве закрепления вопрос. Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема? Сформулируйте ответ.
Ответ: Клетки всех организмов сходны между собой по строению, что свидетельствует об единстве их происхождения в процессе эволюции.
IV раунд Найдите различия в строении клеток.
Напоминаю, что задание индивидуальное, но каждый участник за правильно выполненное задание добавляет баллы своей команде.
Задание команде №1.На своём рисунке обозначить органоиды, характерные только для животной клетки (лизосомы).
Задание команде №2. На своём рисунке обозначить органоиды, характерные только для растительной клетки (пластиды).
Задание команде №3. На своём рисунке обозначить органоиды, характерные только для бактериальной клетки (фимбрии или пили - нити, располагающиеся по периферии клетки, участвующие в прикреплении клетки бактерий к клеткам млекопитающих).
После того как участники выполнили задание, эксперты проверяют их и результаты заносят в оценочный лист, а капитаны команд поочерёдно, начиная с команды № 1 подходят к экрану и демонстрируют названные элементы клетки согласно заданию на экране.
Вопросы капитанам команд. Если затрудняются ответить, то отвечать может любой участник команды.
Команда № 1
1)Какую функцию выполняют лизосомы?
Ответ: Внутриклеточное расщепление и переваривание веществ, поступающих в клетку и удаление из клетки продуктов метаболизма.
2)Назовите пигмент старения у человека.
Ответ: Липофусцин.
Команда № 2
1)Перечислите известные вам виды пластид.
Ответ: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты.
2)Назовите их месторасположение в частях растений.
Ответ: корень, стебель и лист, цветок или плод.
Команда № 3
1) Когда у бактерий образуются споры?
Ответ: В неблагоприятных условиях внешней среды. Спора - это особый тип покоящейся клетки с высокой устойчивостью к высоким температурам, высушиванию, радиации, кислотам и ядовитым веществам. УФО для них губительно.
2)Каковы функции спор?
Ответ: Сохранение и выживание в неблагоприятных условиях.
На экране слайд: Ещё раз посмотрите изображение клеток животной, растительной и бактериальной и сравните с результатами выполненной вами самостоятельной работы.
Далее приступаем к выполнению тестовых заданий.
V раунд.(тестовые задания уровней АВС и эталоны ответов в приложениях). Как оценить результаты?
За каждое правильно выполненное задание части I(А) участник получает 1балл, правильно выполненное задание части 2 (В) оценивается максимально в 2 балла. Задание этой части в зависимости от правильности выполнения оценивается - 0,1,2 баллами. За неправильный ответ выставляется 0 баллов. Если участник дал частично правильный ответ и допустил одну ошибку - 1 балл. При правильно выполненном задании части 3(С) выставляется максимальный балл 3.
Критерий времени на выполнение каждого задания :
На выполнение каждого задания части 1( А) отводится 1минута, части 2(В) - 5минут, части3(С) - 15минут.
После выполнения тестовых заданий и проверки их студентами, преподаватель предлагает заслушать поэму и посмотреть презентацию "Общий план строения эукариотической клетки" в исполнении студентов.
В это время эксперты подводят итоги биологического турнира и оформляют оценочный лист. После презентации объявляют команду - победительницу.
Преподаватель выставляет поурочный балл каждому студенту.
Время, необходимое на биологический турнир:45минут из них 10 минут преподавателю и 35 минут студентам +20 минут тесты+5 минут проверка
1раунд - 5 минут
2раунд - 5минут
3раунд - 5 минут
4раунд - 5 минут
конкурс капитанов по 5 минут каждому - 15 минут
Биологический турнир
Приложения к методической разработке по разделу
«Учение о клетке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Дидактические основы активизации учения учащихся"
Дидактические основы активизации учения обучающихся....
Учебно-методическая разработка для преподавателей "Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии"
Интегрированный урок-конференция по английскому языку и психологии...
Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань"
Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань" предназначена для использования на занятиях по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"...
методическая разработка открытого урока, раздел: "Спортивные игры. Баскетбол"
Материал методической разработки «Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке на два счёта» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «Спортивные игры». В методи...
Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА «УЧЕНЫЕ ХИМИКИ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ».
Классный час разработан в форме устного журнала. Указаны цели и задачи классного часа, оснащение и план проведения. Проведение классного часа рассчитано на вовлечение обучающихся в проведение в качест...
Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки.......