Методическая разработка занятия по разделу: «Учение о клетке»
методическая разработка на тему

Мурашова Нина Георгиевна

Данная разработка составлена с учетом инновационных технологий, в ходе занятия применяется комплекс методов обучения с целью активизации мыслительной деятельности студентов. Проводится оптимизация учебного процесса в результате использования элементов деловой игры и информационно-коммуникативных технологий. Структура данного занятия содействует формированию осознанного представления студентами единства всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.seminar_kletka.docx62.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

семинарского занятия по дисциплине:

«БИОЛОГИЯ»

тема:

«Учение о  клетке»

Специальность:

                               060301  Фармация

(базовый уровень СПО)

Преподаватель: Н.Г.Мурашова

2012  год

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

протокол № ________

от «___» _________ 20___ г.

Председатель ЦМК

_________ Н. В. Мисник

УТВЕРЖДАЮ

 

Зам. директора по УВР

_______ Л. В. Миронова

«___» ________ 20___ г.

Методист колледжа

________ О. А. Корягина

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

 

Семинарского занятия по дисциплине:

«Биология»

тема:

«Учение о клетке»

Специальность:

                                       060301 Фармация

 (базовый уровень СПО)

Преподаватель: Н. Г.Мурашова

2012 год

Содержание

Цели занятия

Обоснование выбора темы занятия

Обоснование вида  занятия

Профессиограмма занятия

Карта оснащения занятия

Методическая модель занятия

Используемая литература

Методические указания для преподавателя

Приложение № 1

Оценочный лист

Приложение № 2

Презентация темы «Учение о клетке»

Приложение №3 

Тестовые задания и эталоны ответов

Приложение № 4 

Презентация поэмы

«Общий план строения клетки»


Цели занятия:

Методические:

1.Применение комплекса методов обучения.

2.Использование информационных технологий.

3.Активизация мыслительной деятельности студентов в ходе занятия.

4.Оптимизация учебного процесса в результате использования  элементов деловой игры.

5.Содействие формированию осознанного представления  студентами единства всего живого на Земле на основе знаний  о клеточной теории.

Дидактические:

1.Повысить учебную и познавательную мотивацию студентов, повысить эффективность обучения.

2.Углубить и расширить знания студентов на основе преемственности развития основных биологических понятий.

3.Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единице жизни на Земле.

4.Создать условия для систематизации, обобщения и закрепления знаний о строении клетки растительной  и животной, прокариотической и эукариотической, о функциях основных органоидов клетки, ядра и мембран.

           5.Формировать  умения обосновывать место и роль биологических знаний в  

                                     развитии современных технологий.          

6.Показать практическое значение биологических знаний в народном хозяйстве, медицине и формировании научного мировоззрения.

        

Воспитательные:

  1. Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности и требовательности к себе.
  2. Воспитание чувства ответственности за работу в команде.
  3. Соблюдение правил поведения в процессе соревнования.
  4. Воспитания интереса к дисциплине «Биология».

Развивающие:

1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

2.Формирование у студентов:

-умений распределять биологические понятия, термины по соответствующим уровням организации живой материи;

-навыков анализа и синтеза изучаемого материала;

-способности осуществлять  межпредметные связи;

-сравнения особенностей живой и неживой материи;

-оценка практического использования знаний биологии для профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.

3.Систематизировать знания студентов  о сущности жизни и уровнях её организации.

4.Развитие умений использовать приобретённые биологические знания в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

5. Способствовать развитию у студентов  аналитических действий: умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Вид занятия:

Семинарское занятие с применением комплекса различных методов обучения, в том числе элементов деловой игры.

Место занятия:

Учебная аудитория медицинского колледжа.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Специальность:

060301 Фармация.

Обоснование выбора темы занятия.

Данная методическая разработка семинарского занятия « Учение о клетке» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «Биология» и предназначена для студентов специальности  060301 Фармация (базовый уровень среднего профессионального образования).

Тема занятия очень актуальна, т.к. объектом изучения биологии  является живая природа. Знание общебиологических закономерностей, характерных для живой природы, в том числе и человека, необходимы каждому для формирования научных мировоззрений о здоровом образе жизни. Кроме того все живые организмы имеют клеточное строение, сходный биохимический состав клеток, что говорит об общности их происхождения. На современном этапе клетки млекопитающих, в том числе и  человека могут быть использованы по трём основным направлениям:

-служить источником необходимых молекул (использование в биотехнологии);

-являться моделью для изучения  тех или иных процессов организма (использование для исследований  в медицине и фармакологии);

-непосредственно использоваться для получения живых организмов и их составляющих.

Об этом должен знать студент и использовать биологические знания, т.к. биологические науки представляют теоретическую основу медицины и фармации.

Направление данного занятия – учебно-познавательная направленность в игровой форме и  формирование умения ориентироваться в биологических закономерностях органического мира.

Обоснование вида занятия

Для  более полного и наглядного обобщения  и систематизации знаний студентов по данной теме целесообразно использовать элементы соревнования в учебной деятельности, что позволяет перевести дидактическую цель в игровую, использовать учебный материал в качестве средства достижения дидактической цели. Игровые действия опираются на знания и умения  студентов, приобретённые на предыдущих занятиях. Они обеспечивают возможность принимать рациональное эффективное решение, оценивать себя и окружающих критически. Игровая форма занятия - средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Благодаря игровым технологиям удаётся решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать студентов в освоении новых знаний, применять уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать познавательную деятельность студентов, повысить их самооценку и позволить им самореализоваться. Игровая технология способствует развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения, взаимодействия и происходит процесс приобретения и обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни. Важность материала диктует насыщенность наглядных средств. В связи с этим предлагается использовать мультимедийные технологии.

Методическая разработка содержит блоки:

-методический;

-информационный;

-самостоятельная работа студентов;

-контрольный.

Тип занятия по главной дидактической цели: обобщение и систематизация знаний студентов в игровой форме и закрепление пройденного материала.

Виды обучения:

  1. аудио-визуальный;
  2. самостоятельная работа студентов.

Способ изложения материала: объяснительно-иллюстративный.

Методы обучения:

  1. словесные;
  2. наглядные;
  3. практические;
  4. контролирующие.

Форма проведения занятия:

                                 Биологический турнир.

Участники биологического турнира:

1.Ведущий – преподаватель.

2.Три команды.

3.Капитаны команд.

4.Три секретаря - эксперта.

             Профессиограмма занятия.

Студент должен знать:

  1. этапы развития клеточной теории;
  2. основные положения клеточной теории и её значение для формирования биологических понятий;
  3. элементарный состав клетки;
  4. общие признаки живого организма;
  5. органоиды клетки;
  6. строение ядра и хромосом;
  7. значение биологии для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Студент должен уметь:

  1. Применять знания при выполнении самостоятельной работы.
  2. Владеть терминологией темы.
  3. Самостоятельно работать с учебником и анализировать результаты выполненной работы.
  4. Сравнивать строение бактериальной , растительной и животной клеток.
  5. Сравнивать строение прокариотической  и эукариотической клеток.
  6. Делать выводы о сущности жизни.

Карта оснащения занятия

  1. Раздаточный материал для студентов.
  2. Технические средства обучения (проектор, ноутбук ).
  3. Экран.
  4. Презентации «Строение клеток».
  5. Таблицы, схемы с изображением растительной, животной и бактериальной клеток.
  6. Тетради.
  7. Оценочный лист.

Методическая модель занятия

I

Организационный момент

5 мин

II

Мотивация занятия

Ознакомление с темой занятия

Ознакомление с целью занятия

Ознакомление с планом занятия

Обоснование значения данного занятия в будущей  практической деятельности

5мин

III

Актуализация опорных знаний

(вступительное слово преподавателя)

5 мин

   IV

Обобщение и систематизация знаний в процессе деловой игры с использованием мультимедийных технологий.

45 мин

   V

Контроль  и закрепление сформированного уровня знаний .

20 мин

  VI

Подведение итогов занятия

Логическое завершение занятия

Мотивация следующего занятия

Рефлексия

5 мин

 VII

Задание к следующему занятию

5 мин


Используемая литература

Для преподавателя:

Учебник «Биология»под редакцией академика Н.В.Чебышева. М Издательский цент «Академия» 2005.Для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Учебник «Общая биология» 10-11кл А.А.Каменский  М.,2005

Биология. Контрольные тестовые задания .Е.А.Никишова. ЭКСМО. М.2009.

Биология. ЕГЭ. Е.А.Никишова и С.П.Шаталова.  2010.

Интернет- ресурсы.

Для студентов:

Основная:

Учебник «Биология» под редакцией академика РАО Н.В.Чебышева. М.2005.

Учебник «Общая биология» А.А.Каменский. М.,2005

Дополнительная:

Справочник школьника. Биология Ю.А.Садовниченко ООО Издательство «Эксмо».М.2009.

Интернет- ресурсы.


Методические указания для преподавателя

и этапы занятия

Этапы занятия

и содержание

Методические обоснования

Пояснение для преподавателя

I

Организационный момент:

 

организует и дисциплинирует студентов;

воспитывает аккуратность и ответственность;

воспитывает требовательность

к себе;

создаёт рабочую обстановку.

воспитывает самоконтроль

приветствие;

отметка отсутствующих;

выяснение причины;

проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды);

готовность студентов к занятию (наличие конспектов)

санитарное состояние кабинета.

II

Мотивация занятия

Приложение № 1

Активизирует внимание студентов;

Формирует познавательный интерес к занятию;

Психологическая настройка группы на занятие.

Подготовительный этап:

группа разделена на три команды и в каждой выбран капитан. В каждой команде назначен секретарь – эксперт, который ведёт протокол турнира  «Оценочный лист» и  фиксирует продуктивность участия каждого участника(подсчёт баллов за раунд – за каждый правильный  ответ задания раунда  участник получает один балл) и определяет максимальное число баллов всей команды.

Раунды:

1.Разминка.Назовите основные положения клеточной теории.

2.Нарисуйте схему клетки и обозначьте её органоиды.

3.Заполните схему «Общий план строения клетки» и обозначьте три общих органоида.

4.Найдите  различия. Обозначьте органоиды, характерные только для животной, только для растительной и только для бактериальной клеток.

                5.Выполните тестовые задания уровней АВС.

ознакомление с темой, планом, целью занятия;

обоснование значения данной темы занятия в дальнейшем изучении общебиологических законов.

III

IV

Актуализация опорных знаний.

 Обобщение       и систематизация знаний студентов в процессе деловой игры с   применением мультимедийных технологий.

Презентация темы

«Учение о клетке».

Приложение № 2.

контроль ранее изученного материала;

выявление уровня знаний студентов по данной теме.

Выявление уровня самостоятельного мышления по вопросам общих закономерностей, характерных для живой природы.

Преподаватель осуществляет преемственность развития основных биологических понятий

Вступительное слово преподавателя: в течение нескольких занятий мы изучали клетки растительных и животных организмов, прокариотические клетки. Их строение, химический состав.

Сегодня подведём итоги наших знаний, проследим взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией,  продемонстрируем умения распознавать органоиды клетки .

Я приглашаю вас на биологический турнир знаний. Желаю успехов каждой команде.

Преподаватель  предлагает командам первый раунд турнира

     I раунд.  Разминка. «Основные положения    клеточной теории».

Участники команд по кругу называют  одно из положений клеточной теории:

1.Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – единица строения, функционирования, размножения и индивидуального развития всех живых организмов.

2.Клетки всех живых организмов сходны между собой по строению и химическому составу.

3.Новые клетки появляются только из раннее существовавших  путём деления.

4.Клеточное строение всех живых организмов – свидетельство единства их происхождения.

Преподаватель: мир живой природы  многообразен и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организм. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков.

Преподаватель предлагает перейти ко второму раунду турнира.

       II  раунд. Нарисуйте схему клетки и обозначьте её органоиды.

Преподаватель предлагает каждой команде выполнить индивидуальное задание (капитаны команд выбирают конверт с № задания).

Команда, которая получила  задание №1, рисует органоиды животной клетки.

Команда, которая  получила задание №2,рисует органоиды  растительной клетки.

Команда, которая  получила  задание  №3 рисует органоиды прокариотической  клетки.

Каждый участник команды  индивидуально выполняет  рисунок, затем секретарь подсчитывает количество правильно обозначенных элементов каждым из участников (чем больше каждый из участников правильно  обозначил элементов  клетки , тем больше команда набирает баллов).  Затем преподаватель предлагает командам перейти к третьему раунду турнира.

III раунд .Заполните  схему: «Общий план строения клеток»

Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассматриваем  разные клетки, но все они состоят из трёх основных отделов. Подумаем и назовём эти отделы.

-поверхностный аппарат клетки;

-цитоплазма;

-ядерный аппарат.

Участники турнира выполняют задание: описывают отделы клетки (секретари подсчитывают правильные ответы в баллах),  а потом проверяют правильность  схемы по слайдам презентации, которые преподаватель демонстрирует на экране.

-поверхностный аппарат клетки. Основу  поверхностного аппарата составляет плазматическая мембрана;

-цитоплазма - внутреннее содержимое клетки, исключая ядерный аппарат. В цитоплазме выделяют  гиалоплазму, органоиды и включения;

-ядерный аппарат, который у эукариот называется ядром. Оно заполнено густым веществом- кариоплазмой и отделено от цитоплазмы двухслойной ядерной мембраной. В кариоплазме ядра расположены одно или несколько ядрышек  и хромосомы. У прокариотических клеток - аналог ядра.

Преподаватель делает вывод:

Все клетки имеют одинаковый план строения - состоят из поверхностного аппарата, цитоплазмы и ядерного аппарата.

В качестве закрепления студенты отвечают на вопрос  « Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема»?

Далее преподаватель объявляет четвёртый раунд.

          IV раунд.  «Найдите различия в строении клеток».

Преподаватель предлагает командам выявить различия в строении прокариотических и эукариотических клеток, при этом каждая команда представляет  свою нарисованную клетку с отличительными признаками строения.

Команда, получившая задание №1 представляет животную клетку.

Каждый участник команды представляет органоиды , характерные только для животной клетки.

(демонстрация слайдов с целью проверки правильности задания).

Вопросы участникам команды:

1.Какую функцию выполняют лизосомы?

2.Назовите пигмент старения у человека.

Команда, получившая задание №2 представляет растительную клетку.

Каждый участник команды представляет органоиды , характерные только для растительной клетки.

( демонстрация слайдов с целью проверки правильности задания).

Вопросы участникам команды:

1.Перечислите известные вам виды пластид.

2.Назовите их место расположения в частях растений.

Команда, получившая задание №3 представляет прокариотическую клетку.

Каждый участник команды представляет органоиды,  характерные только для прокариотической бактериальной  клетки.

( демонстрация слайдов с целью проверки правильности задания).

Вопросы участникам команды:

1.Когда у бактерий образуются споры?

2.Назовите их функции.

V

 Контроль  и закрепление сформированного уровня  знаний

для оценки усвоения материала.

Приложение №3.

Приложение № 4

Контроль знаний студентов по данной теме.

Проверка уровня сформированности  мышления.

Студенты сами , под контролем секретарей, проверяют правильность выполнения тестовых заданий , используя эталоны ответов.

Секретари и капитаны команд подсчитывают баллы по оценочному листу.

Критерии оценки:

Если студент набрал 10 и более баллов выставляется оценка «5»;

Если студент набрал 8-9 баллов выставляется оценка «4»;

Если студент набрал 6 -7 баллов выставляется оценка «3»;

 V раунд .Тестовые задания.

Для закрепления материала преподаватель предлагает  участникам биологического турнира выполнить  тестовые задания по уровням АВС.

Преподаватель предлагает заслушать и посмотреть презентацию поэмы «Общий план строение клетки» в исполнении студентов.

VI

Подведение итогов занятия

Формирование позитивного психологического настроя.

Мотивация следующего занятия.

Воспитание  интереса к самостоятельной работе.

Формирование умения самоанализа.

Обсуждение результатов выполненной работы.

Определяются достижения целей занятия;

Комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе;

Разрешаются возникшие вопросы.

Объявляется команда – победитель соревнования.

Выставляется поурочный балл каждому студенту.

VII

Задание к следующему занятию 

Продолжить работу над проектом и

подготовить презентации по теме

«Учение о клетке».                        

Команда№1 "Животная клетка"

Команда№2 "Растительная клетка"

Команда№3 "Прокариотическая клетка".

 

Реализация общедидактического принципа, сознательности и активности.

Закрепление умений самостоятельной работы с учебной литературой и интернет-ресурсами.

Формирование мыслительной активности студентов.

 

 


                                                        Приложение № 1

          Оценочный лист участников биологического турнира

                                                          команды №_____

п/п

  Фамилия и        инициалы студентов

        Р а у н д ы

Всего баллов

1

2

3

4

5

Разминка

Нарисуй

элементы

Заполни

схему

Найди

различия

 Выполни тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


                                                                                    Приложение № 3.

Тестовые задания по теме: «У Ч Е Н И Е  О  К  Л Е Т К Е».

Выберите один правильный ответ.

Часть А

            Вариант № 1

           Вариант № 2

А1.Сущность клеточной теории точнее отражена в положении:

1.клетки всех организмов  выполняют одинаковые функции.

2.клетки всех организмов одинаковы по своему строению.

3.все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток.

4.все клетки в организме возникают из неклеточного вещества.

А1.Какое из положений клеточной теории принадлежит Р.Вирхову:

1.все организмы состоят из клеток.

2.всякая  клетка происходит из другой клетки.

3.каждая клетка есть некое самостоятельное целое.

4.клетка - элементарная живая система.

А2.Цитоплазма – это:

1.раствор минеральных веществ вместе с ядром.

2.водный раствор минеральных и органических веществ  клетки без ядра.

3.внутреннее содержимое ядра.

4.раствор  органических соединений.

А2.Плазматическая мембрана у эукариот не выполняет функции:

1.транспорта веществ.

2.защиты клетки.

3.взаимодействия с другими клетками

4.снтеза белка.

А3.Основная функция митохондрий:

1.синтез белков.

2.синтез АТФ.

3.расщепление органических веществ.

4.синтез углеводов.

А3.Функция шероховатой (гранулярной) эндоплазматической сети:

1.транспорт веществ и синтез белков.

2.переваривание органических веществ.

3.участие в межклеточных контактах.

4.образованне  рибосом.

А4.Лизосомы образуются:

1.на ядре.

2.на рибосомах.

3.на внутренней стенке клеточной мембраны.

4.на комплексе Гольджи.

А4.Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:

1.митохондрии и ядро.

2.вакуоли и комплекс Гольджи.

3.ядерную мембрану и хлоропласты.

4.плазматическую мембрану и рибосомы.

А5.Материаьным носителем наследственной информации в эукариотической  клетке является:

1.и-РНК.

2.т-РНК.

3.ДНК.

4.Хромосома. 

А5.Хромосомный набор в клетках организма называют:

1.кариотипом.

2.фенотипом.

3.генотпом.

4.геномом.

Часть В

В1.Установите соответствие между характеристикой клетки и уровнем её организации.

                           Характеристика

Тип организации клетки

А)  наследственный материал не отграничен от цитоплазмы.

1.Прокариоты.

2.Эукариоты

Б)  имеют хромосомы линейного типа.

В)  осуществляется митотическое деление.

Г)  отсутствуют митохондрии, лизосомы, ЭПС.

Д) имеют молекулу ДНК, замкнутую в кольцо. 

А

Б

В

Г

Д

Часть С

С1.Дайте краткий свободный ответ.

Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором  (0,9%-ным раствором NaCl) .

Поясните почему?

                Э Т А Л О Н Ы    О Т В Е Т О В.

Часть А

   Вариант № 1

       Вариант № 2

А 1

А2

А3

А4

А5

А1

А2

А3

А4

А5

3

2

2

4

4

2

4

1

4

1

Часть В

В 1. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то – 1балл.

А

Б

В

Г

Д

1

2

2

1

1

Часть С

С1.За верно выполненное задание выставляется 3балла.

Концентрация физиологического раствора ( 0.9% раствора NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели эритроцитов.

Приложение № 4.

Презентация поэмы « Общий план строения клетки».

Живёт на свете человек, но  сколько не смотри

Не разглядишь ты и вовек  что у него внутри

И люди, побеждая рок, пытались отгадать

Что с вами за один урок должны мы здесь узнать.

Возьмём к примеру, дом стоит из многих кирпичей

И мир природы состоит из маленьких частей

Вам кажется мала она, но в микроскоп взгляни

Ведь это целая страна , столица в ней – ядро.

Внутри него хранятся запасы хромосом.

В столице как положено, от центра совсем рядышком,

От мира отгорожено главенствующее ядрышко.

А  цитоплазма ширится огромным океаном ,

Вокруг него границей – наружная мембрана.

 И органы другие там трудом поглощены  

Своим согласно отраслям на благо всей страны.

Известно – без энергии придёт всему конец

Её даст митохондрия – работает как ТЭЦ.

Заводов рибосомных работа нелегка

Их вклад очень весомый при синтезе белка.

А эндоплазмы сети  - то транспорт для веществ

Пути – дороги эти основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи покуда полный тайн

Его ты если хочешь попробуй разгадай.

Учёным, чтоб решить секрет всех клеточных проблем ,

Ещё на много сотен лет работы хватит всем.

Страна с названьем «Клетка» в огромном мирозданье

Как капля у пипетки в глубоком океане.

Размеры ей малы даны , но нет важней другого

Ведь в ней то и заключены все принципы живого.


Тема занятия "Учение о клетке.Цитоплазмотическое строение клетки"

Тема актуальна,т.к.в основе всех живых организмов , в т.ч. и человека лежит клеточное строение и знания  общебиологических закономерностей  необходимы для формирования научных мировоззрений и развития ключевых компетентностей  студентов. Вне клетки нет жизни. Об этом должен знать каждый  медработник  и использовать биологические знания, т.к. биологические науки представляют теоретическую основу медицины и фармации.

Цели занятия :

*Способствовать развитию аналитических действий: умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

*Содействовать формированию осознанного представления единства всего живого на Земле на основе знаний о  клеточной теории.

*Используя информационные технологии в ходе занятия, активизировать мыслительную деятельность студентов.

Биологический турнир.

Группа разделена на 3команды по 8 человек в каждой команде и в каждой команде выбран  капитан.

В каждой команде назначен  секретарь-эксперт, который ведёт протокол турнира - оценочный лист. В оценочном листе секретарь ведёт подсчёт баллов за каждый раунд. Каким образом?

За каждый правильный ответ участник получает 1балл и определяет максимальное число баллов всей команды. В турнире 5 раундов:

*Разминка. Назовите основные положения современной клеточной теории.

*Нарисуйте схему и обозначьте органоиды клетки.

*Заполните  схему "Общий план строения клетки".

*Назовите  различия, обозначив на схеме строения клетки органоиды, характерные только для животной клетки, только для растительной клетки, только для бактериальной клетки.

*Выполните тестовые задания уровней АВС.

Вступительное слово преподавателя.

На протяжении нескольких занятий мы изучали клетки растительную, животную, бактериальную. Сегодня подведём итоги наших знаний, продемонстрируем умения распознавать   клетки и их органоиды.

  Я приглашаю вас на биологический турнир знаний. Желаю успехов каждой команде.

I раунд Разминка.

 Назовите основные положения клеточной теории.

Студенты, подняв руку, поочерёдно из каждой команды называют  одно из положений клеточной теории. Секретарь фиксирует правильный ответ в оценочный лист (один правильный ответ оценивается одним баллом).

Преподаватель: Мир живой природы многообразен и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организмы. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков.

Объявляю II раунд. Нарисуйте схему клетки и обозначьте  её органоиды".

Для выполнения этого задания приглашаю капитанов, которые выберут конверт с заданием.

*Команда, получившая конверт №1 рисуют схему животной клетки и обозначают её органоиды.

*Команда, получившая конверт №2 рисуют схему растительной клетки и обозначают её органоиды.

*Команда, получившая конверт №3 рисуют схему бактериальной  клетки и обозначают её органоиды.

Каждый участник индивидуально выполняет задание на листке (подписать ФИО и № команды).

После выполнения задания секретарь подсчитывает количество правильно обозначенных  элементов клетки каждым участником и оформляет оценочный лист. Один правильно обозначенный элемент оценивается одним баллом. Чем больше каждый из участников правильно обозначил количество элементов клетки, тем больше команда набирает баллов.

На экране схемы животной, растительной и бактериальной клеток.

Переходим к III раунду

 Заполните  схему "Общий план строения клетки"

Преподаватель:  Сегодня на занятии мы рассматриваем общий план строения клетки. Все они состоят из трёх основных отделов. Подумаем и на ваших рисунках обозначим эти отделы.

После выполнения задания студенты сдают листки на проверку экспертам, которые отмечают каждое правильно выполненное задание одним баллом за полный ответ и результаты проставляют в оценочный лист(1 балл за полный ответ).

Эксперты подсчитывают баллы за правильно выполненное задание.

Правильный ответ:

*поверхностный аппарат клетки, представленный мембраной;

*Цитоплазма;

*Ядерный аппарат, который у эукариотической клетки представлен ядром, а у прокариотической клетки - примитивный аналог ядра.

Вывод: Все клетки имеют одинаковый план строения.

В качестве закрепления вопрос. Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема? Сформулируйте ответ.

Ответ: Клетки всех организмов сходны между собой по строению, что свидетельствует об единстве их происхождения в процессе эволюции.

IV раунд Найдите различия в строении клеток.

Напоминаю, что задание индивидуальное, но каждый участник за правильно выполненное задание  добавляет баллы своей команде.

Задание команде №1.На своём рисунке обозначить органоиды, характерные только для животной клетки (лизосомы).

Задание команде №2. На своём рисунке обозначить органоиды, характерные только для растительной клетки (пластиды).

Задание команде №3. На своём рисунке обозначить органоиды, характерные только для бактериальной клетки (фимбрии или пили - нити, располагающиеся по периферии клетки, участвующие в прикреплении клетки бактерий к клеткам млекопитающих).

После того как участники выполнили задание, эксперты проверяют их и результаты заносят в оценочный лист, а капитаны команд поочерёдно, начиная с команды № 1 подходят к экрану и демонстрируют названные элементы клетки согласно заданию на экране.

Вопросы капитанам команд. Если затрудняются ответить, то отвечать может любой участник команды.

Команда № 1

1)Какую функцию выполняют лизосомы?

Ответ: Внутриклеточное расщепление и переваривание веществ, поступающих в клетку и удаление из клетки продуктов  метаболизма.

2)Назовите пигмент старения у человека.

Ответ: Липофусцин.

Команда № 2

1)Перечислите известные вам виды пластид.

Ответ: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты.

2)Назовите их месторасположение в частях растений.

Ответ: корень, стебель и лист, цветок или плод.

Команда № 3

1) Когда у бактерий образуются споры?

Ответ: В неблагоприятных условиях внешней среды. Спора - это особый тип покоящейся клетки с высокой устойчивостью к высоким температурам, высушиванию, радиации, кислотам и ядовитым веществам. УФО для них губительно.

2)Каковы функции спор?

Ответ: Сохранение и выживание в неблагоприятных условиях.

На экране слайд: Ещё раз посмотрите изображение клеток животной, растительной и бактериальной и сравните с результатами выполненной вами самостоятельной работы.

Далее приступаем к выполнению тестовых заданий.

V раунд.(тестовые задания уровней АВС и эталоны ответов в приложениях). Как оценить результаты?

За каждое правильно выполненное задание части I(А) участник получает 1балл, правильно выполненное задание части 2 (В) оценивается максимально в 2 балла. Задание этой части в зависимости от правильности выполнения оценивается - 0,1,2 баллами. За неправильный ответ выставляется  0 баллов. Если участник дал частично правильный ответ и допустил одну ошибку - 1 балл. При правильно выполненном задании части 3(С) выставляется максимальный балл 3.

Критерий времени на выполнение каждого задания :

На выполнение каждого задания части 1( А) отводится 1минута, части 2(В) - 5минут, части3(С) - 15минут.

После выполнения тестовых заданий и проверки их студентами, преподаватель предлагает заслушать  поэму и посмотреть презентацию "Общий план строения эукариотической клетки" в исполнении студентов.

В это время эксперты подводят итоги биологического турнира и оформляют оценочный лист. После презентации объявляют команду - победительницу.

Преподаватель выставляет поурочный балл каждому студенту.

Время, необходимое на биологический турнир:45минут из них  10 минут преподавателю  и 35  минут  студентам                                                                   +20 минут тесты+5 минут проверка

1раунд - 5 минут

2раунд - 5минут

3раунд - 5 минут

4раунд - 5 минут

конкурс капитанов по 5 минут каждому - 15 минут

Биологический турнир

 Приложения к  методической разработке по разделу

«Учение о клетке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Дидактические основы активизации учения учащихся"

Дидактические основы активизации учения обучающихся....

Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань"

Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань" предназначена для использования на занятиях по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"...

методическая разработка открытого урока, раздел: "Спортивные игры. Баскетбол"

Материал методической разработки «Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке на два счёта» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «Спортивные игры». В методи...

Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА «УЧЕНЫЕ ХИМИКИ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ».

Классный час разработан в форме устного журнала. Указаны цели и задачи классного часа, оснащение и план проведения. Проведение классного часа рассчитано на вовлечение обучающихся в проведение в качест...

Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки.......