Рабочая программа "Подготовительные курсы к экзамену по математике"
рабочая программа на тему
Основная задача обучения математике в колледже – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
В качестве программы данного курса, цель которого – подготовка обучающихся к экзамену по математике (итоговая аттестация обучающихся), использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче экзамена по математике в 2015 году.
Курс по подготовке к экзамену по математике основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_kursy_matematika.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж сферы услуг № 3» |
ПРОГРАММА КУРСА
«Подготовительные курсы к экзамену по предмету «Математика»
Разработал: Корчагина Ю.С., преподаватель математики
Москва 2015
Пояснительная запискаОсновная задача обучения математике в школе и колледже – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
В качестве программы данного курса, цель которого – подготовка обучающихся к экзамену по математике (итоговая аттестация обучающихся), использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче экзамена по математике в 2014 году.
Курс по подготовке к экзамену по математике основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее.
Курс рассчитан на 10 часов. Программа курса сможет привлечь внимание обучающихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам. Слушателями этого курса могут быть обучающиеся различного профиля обучения. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления обучающихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность обучающихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача экзамена по математике. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Структура курса:
1. Подготовительный этап: Ликвидация пробелов за курс основной школы.
2. Основной этап:
- Выражения и преобразования;
- Функции и их свойства;
- Уравнения, неравенства и их системы;
- Производная и её приложения;
- Текстовые задачи;
- Планиметрия;
- Стереометрия.
3. Дополнительный этап: Проверочная работа.
Цели курса:
- практическая помощь обучающимся в подготовке к экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление знаний, полученных при изучении математики;
- создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме письменного экзамена;
- интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей обучающихся по математике. Формирование устойчивого интереса обучающихся к предмету;
- выявление и развитие их математических способностей;
- подготовка к обучению в ВУЗе;
- обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
- развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- формирование и развитие аналитического и логического мышления;
- расширение математического представления обучающихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа.
Формы контроля:
- Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа;
- Итоговый контроль: проверочный тест.
Особенности курса:
- Краткость изучения материала;
- Практическая значимость для обучающихся;
- Введение материала по геометрии.
Требования к уровню подготовленности обучающихся:
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
- вычислять значения корня, степени, логарифма;
- находить значения тригонометрических выражений;
- выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;
- решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами;
- строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач;
- применять аппарат математического анализа к решению задач;
- решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников;
- решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у обучающихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области математики, и успешной сдачи письменного экзамена по математике.
Наряду с решением основной задачи изучения математики программа курса предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж сферы услуг № 3» | |||
УТВЕРЖДАЮ | |||
Директор ГБОУ СПО КСУ № 3 | |||
______________М.И. Корчагина | |||
«16» февраля 2015 г | |||
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | |||
Курс: «Подготовительные курсы для подготовки к экзамену по предмету «Математика» | |||
Цель курса: подготовка обучающихся к сдаче письменного экзамена по математике | |||
Категория слушателей: обучающиеся колледжа | |||
Срок обучения: 10 часов | |||
Форма обучения: без отрыва от учебы | |||
Режим занятий: 2 занятия в неделю согласно расписанию |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего, час | В том числе | Форма контроля | |
Теоретические занятия | практические занятия | ||||
1 | Текстовые задачи - Проценты, сплавы, смеси; - Движение, работа, производительность | 1 | - | 1 | |
2 | Выражения и преобразования - Основные понятия и определения; - Формулы сокращённого умножения - Тождественные преобразования | 1 | - | 1 | |
3 | Функции и их свойства - Некоторые классы элементарных функций; - Исследование функции; | 1 | - | 1 | |
4 | Уравнения, неравенства и их системы - Виды уравнений и неравенств; - Методы решения уравнений; - Методы решения неравенств; - Системы уравнений, неравенств; - Решение систем неравенств | 2 | - | 2 | |
5 | Производная и её приложения - Производная функции; - Уравнение касательной; - Первообразная функции | 1 | - | 1 | |
6 | Планиметрия - Основные понятия и формулы планиметрии; - Решение задач | 1 | - | 1 | |
7 | Стереометрия - Основные понятия и формулы стереометрии; - Площади и объёмы фигур; - Комбинации тел | 2 | - | 2 | |
8 | Итоговая проверочная работа | 1 | - | 1 | 1 |
Итого: | 10 | - | 10 | 1 |
Содержание курса
Тема 1. Выражения и преобразования
Обучающиеся должны:
знать:
- понятие выражения;
- формулы сокращённого умножения;
- свойства степеней и корня;
- тригонометрические формулы;
уметь:
- применять формулы математики на практике;
- находить различные способы решения примеров.
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Тождества, доказательство тождеств. Преобразования выражений.
Тема 2. Функции и их свойства
Обучающиеся должны:
знать:
- определение функций, способы их задания;
- простейшие строения и преобразования графиков функций;
- свойства функции;
уметь:
- находить область определения функции;
- находить значение функции, заданной аналитически или графически, по значению аргумента и наоборот;
- строить графики функций;
- применять геометрические преобразования при построении графиков функций;
- по графику функции устанавливать ее важнейшие свойства (монотонность, четность, нечетность, периодичность);
Понятие функции. Область определения и множество значений. Графики элементарных функций и их свойства. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Связь между свойствами функции и ее графиком.
Тема 3. Уравнения, неравенства и их системы
Обучающиеся должны:
знать:
- определение равносильности и следования уравнений, неравенст, систем;
- равносильные и неравносильные преобразования;
уметь:
- выбирать способ решения и решать некоторые типы уравнений, неравенств и систем;
- использовать графики для решения уравнений и неравенств.
Равносильность уравнений, неравенств, систем. Линейные уравнения. Квадратные уравнения. Теорема Виета. Уравнения, приводящиеся к квадратным с помощью замены переменной. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Числовые неравенства. Решение линейных и квадратных неравенств. Метод интервалов. Решение систем рациональных неравенств. Уравнения с квадратными радикалами и с
радикалами произвольной степени. Основные методы решения показательных и логарифмических уравнений. Основные методы решения показательных и логарифмических неравенств. Использование графиков при решении неравенств. Нахождение решений неравенств по заданному условию. Методы решения тригонометрических уравнений: замена переменной, применение формул двойного и половинного угла, введение вспомогательного угла, разложение на множители, использование свойств и графиков функций. Отбор корней тригонометрических уравнений, удовлетворяющих некоторым условиям.
Тема 4. Производная и её приложения
Обучающиеся должны:
знать:
- понятие приращения функции;
- понятие производной и ее геометрический смысл;
- понятие о непрерывности и предельном переходе
- формулу касательной к графику функции;
- правила нахождения производных;
- формулу нахождения производной сложной функции;
- правила нахождения оптимальных точек функции;
- правило нахождения промежутков возрастания и убывания функции;
- схему исследования функции при помощи производной;
- формулу касательной к графику функции;
уметь:
- применять правила вычисления производных на практике;
- составлять формулу касательной к графику функции в данной точке;
- применять правила вычисления производных в процессе решения задач;
- находить производную сложной функции;
- находить точки экстремума функции;
- находить промежутки возрастания и убывания функции;
- составлять формулу касательной к графику функции в данной точке;
- исследовать функции при помощи производной и строить их графики.
Понятие производной. Геометрический смысл производной. Правила нахождения производных. Производная сложной функции. Производная тригонометрических функций.
Тема 5. Текстовые задачи
Обучающиеся должны:
знать:
- способы решения задач различными способами;
уметь:
- решать текстовые задачи;
- логически и последовательно мыслить и излагать.
Проценты. Сплавы. Работа. Смеси. Производительность. Движение. Задача. Условие. Решение. Ответ.
Тема 6. Планиметрия
Обучающиеся должны:
знать:
- фигуры на плоскости;
- основные свойства фигур;
- теоремы и свойства планиметрии;
- основные формулы вычисления площадей плоских фигур;
- соотношение сторон и отрезков в n-угольниках;
уметь:
- вычислять площади плоских фигур;
- использовать при решении задач теоремы планиметрии.
Треугольники. Параллелограмм. Трапеция. Трапеция и окружность. Правильные многоугольники. Теорема Пифагора. Формулы вычисления площадей фигур.
Тема 7. Стереометрия
Обучающиеся должны:
знать:
- фигуры в пространстве;
- основные свойства фигур;
- теоремы и свойства стереометрии;
- основные формулы вычисления площадей и объёмов фигур;
- правила построения сечений;
уметь:
- вычислять площади и объёмы фигур в пространстве;
- использовать при решении задач теоремы стереометрии;
- строить сечения объёмных фигур.
Углы и расстояния. Параллелепипед. Прямая треугольная призма. Прямая четырёхугольная призма. Цилиндр. Конус. Прямоугольный параллелепипед. Треугольная пирамида. Четырёхугольная пирамида. Формулы площади поверхностей тел и объёмов фигур. Сечение многогранников.
Тема 8. Итоговая работа
Обучающиеся должны:
знать:
- материал, пройдённый за весь курс;
- основные приёмы решения задач;
- навыки построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
уметь:
- применять знания на практике;
- решать демоварианты экзаменационных работ;
- пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- использовать на практике нестандартные методы решения задач.
Формулы, определения, теоремы математики.
Используемая литература
- Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа 10-11: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – 13-изд. – М.: Просвещение, 2005. – 384 с.: ил.
- Атанасян Л.С.Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений– 9-е изд., с изм. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2007. – 206 с.: ил.
- Башарин Г.П. Элементы финансовой математики. М. Математика
- Бродский И.Л. Решение экзаменационных заданий повышенной сложности по алгебре и началам анализа за курс средней школы: Пособие для учителей и учащихся. – М.:АРКТИ, 2001.
- Высоцкий И.Р. и др. Единый государственный экзамен 2010. Универсальные материалы для подготовки учащихся (ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2010) .
- Высоцкий И.Р. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Математика. - М.:А:Астрель,2010.-(ФИПИ).
- Глазков Ю.А. Математика. Решение задач группы В.-М.: Издательство «Дрофа», 2007г.
- Гольдич В.А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Литера, 2004
- Кац М. Проценты. Старшекласснику и абитуриенту М.: Математика
- Колмогоров А.Н. Алгебра и начала математического анализа 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений - 18-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-384с.
- Компьютерные программ для оценки качества знаний учащихся по математике: тест ЕГЭ онлайн: eqe.qo-test.ru
- Компьютерные программы для подготовки к ЕГЭ. Обучающие программы: shop.nauchi.ru
- Кочагин В.В. ЕГЭ 2010. Математика: репетитор – М.: Эксмо, 2009.
- Кочагин В.В. ЕГЭ 2010. Математика: Сборник заданий.- М.: Эксмо, 2010. 208с.
- Лысенко Ф.Ф. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Легион, 2010.- 416с.
- Родионов Е.М. Математика: Решение задач с параметрами: Пособие для поступающих уз.- М.: Учебный центр «Ориентир» при МГТУ, 2001.
- Рязановский А.Р., Мирошин В.В. Математика. Решение задач повышенной сложности – М.: Интеллект-Центр, 2008.- 480с.
- Семенов А., Юрченко Е. «Система подготовки к ЕГЭ по математике». Издательский дом «Первое сентября» газета «Математика» 2008 г. №17-24.
- Сергеев И.Н. ЕГЭ. Математика. Задания типа С. –М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Смирнова И.М. Геометрия. Вписанные и описанные фигуры в пространстве: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Средства обучения
- Комплект наглядно-методических материалов для кодоскопа:
- Геометрия. Планиметрия.
- Алгебра. Функции.
- Функции. Их свойства и графики.
- Стереометрия.
- Видеокассеты:
- Стереометрия.
- Обучающие диски:
- Стереометрия.
- Учебники:
- Атанасян Л.С.Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений– 9-е изд., с изм. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2007. – 206 с.: ил.
- Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа 10-11: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – 13-изд. – М.: Просвещение, 2005. – 384 с.: ил.
- Колмогоров А.Н. Алгебра и начала математического анализа 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений - 18-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-384с.
- Кочагин В.В. ЕГЭ 2010. Математика: Сборник заданий.- М.: Эксмо, 2010. 208с.
- Лысенко Ф.Ф. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Легион, 2010.- 416с.
- Рязановский А.Р., Мирошин В.В. Математика. Решение задач повышенной сложности – М.: Интеллект-Центр, 2008.- 480с.
- Наглядные пособия (плакаты и таблицы) Технические средства обучения
- Персональный компьютер
6.2. Кодоскоп + демонстрационный экран
6.3. Видеодвойка
- Набор геометрических тел демонстрационный
- Набор прозрачных геометрических тел с сечениями (разборный)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
В статье рассмотрена инновационная методика подготовки студентов первого курса технических специальностей к экзамену по математике. Метод реализован в форме урока, сочетающего элементы конкурса, диффе...
Рабочая программа по УД ЕН.01 Математика 15.02.08 Технология машиностроения 2 курс
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального обра...
Экзамен по математике 2 курс СПО
Вариант заданий сориентирован на примерное содержание работы предложенное в методических рекомендациях по проведению итоговой аттестации по математике....
Задания к экзамену по математике
Подбор заданий для подготовке к экзамену и билеты по математике...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.04 Математика, 1 курс
Данная рабочая программа предназначена для специальностей СПО (ППССЗ) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 43.02.14 Гостиничное дело. Форма обучения очная....
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.04 Математика, 1 курс
Данная рабочая программа предназначена для специальностей СПО (ППССЗ) 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 43.02.10 Туризм. Форма обучения очна...