Инновационные технологии оценки достижений обучающихся
методическая разработка на тему
В материале представлены технологии матричной оценки и педагогического тестирования для оценивания результата учебных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_dostizheniy_obuchayushchihsya.docx | 98.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
«Инновационные технологии оценивания достижений обучающихся»
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель 1 к.к.
2016 г.
Содержание.
стр.
Введение………………………………………………………………………….....3
Компетентностный подход в системе оценивания….............................................4
1. Уровневые учебные задачи………………………………………………..4
2. Матричная шкала оценивания……………….….........................................7
3. Интерпретация результатов……………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………………………17
Приложения
Введение.
Оценка учебных достижений – важнейший этап учебного процесса, позволяющий не только фиксировать полученный результат, но и контролировать ход процесса, проводить коррекцию, планировать дальнейшую педагогическую деятельность.
Традиционная оценка результата не соответствует требованиям современных образовательных стандартов к этому показателю учебной деятельности. Существуют различные подходы к решению данной проблемы.
Целью данной работы является обеспечение достоверного результата оценивания с помощью инновационных технологий.
Задачи:
- разработать уровневые учебные задания, позволяющие формализовать полученный результат;
- разработать матричную шкалу оценивания, с учетом формируемых базовых компетенций;
- внедрить и адаптировать технологии педагогического тестирования для интерпретации результатов.
Компетентностный подход в системе оценивания.
- Уровневые учебные задачи.
При разработке уровневых заданий в содержании учебного материала выделяются объекты изучения, составляются планы характеристики выделенных объектов с учётом формируемых базовых компетенций [2]. В зависимости от формируемых компетенций объекты изучения распределяются по уровням сложности.
Например, при изучении дисциплины «Естествознание» в разделе «Химия с элементами экологии» были выделены объекты: физическая величина, химическое вещество, экологическая проблема, уравнение химической реакции (см. табл. 1).
Таблица 1 «Распределение объектов изучения по уровням сложности»
Уровень сложности | Объекты изучения | Характеристики объектов изучения | Формируемые базовые компетенции |
1 | Физическая величина |
| Регулятивные |
| Социальные | ||
| Регулятивные | ||
2 | Химическое вещество |
| Регулятивные |
| Социальные | ||
| Аналитические | ||
| Творческие | ||
3 | Экологическая проблема |
| Регулятивные |
| Аналитические | ||
| Самосовер-шенствования | ||
| Творческие |
Применение алгоритма при написании химической реакции (решении химической задачи) также позволяет дифференцировать уровни освоения учебного материала (см. табл. 2). Самостоятельное решение студентами химических реакций относится к третьему уровню сложности.
Таблица 2 «Формирование базовых компетенций при написании химических реакций».
Алгоритм решения | Универсальные учебные действия | Формируемые компетенции |
1. Записать химические формулы веществ, вступающих в реакцию | Перевод текста задачи символическую форму | Социальные |
2. Написать результат реакции, уравнять с помощью коэффициентов количество атомов до и после реакции | Анализ условия, выделение причинно-следственных связей, подбор уравнивающих коэффициентов | Аналитические |
3. Записать название веществ, образовавшихся в результате реакции | Оценка полученного результата | Самосовер-шенствование |
Сформированность эмоционально-психологических компетенций обучающихся отслеживается по поведению во время выполнения контрольной работы и не влияет на оценку.
В результате выбора объектов изучения формируется банк уровневых заданий [3], который позволяет осуществлять текущий, тематический, рубежный контроль [4] (см. приложение1).
Для текущего контроля используется задания, в которых требуется дать характеристику одному или нескольким объектам изучения в зависимости от проверяемого материала. Экспресс-опрос занимает 5 – 15 минут учебного времени.
Для рубежного контроля применяются контрольные работы, рассчитанные на 40 – 45 минут учебного времени. Задания в варианте разделяются по уровням сложности (см. табл. 3).
Таблица 3 «Характеристика содержания контрольных заданий»
Номер задания | Уровень сложности | Содержание задания |
1 | 1 | Дать характеристику физической величины. |
2 | 2 | Дать характеристику физического закона |
3 | 3 | Решение физической задачи |
- Матричная шкала оценивания.
Матричная (двухмерная) шкала предполагает дифференциацию результата по двум направлениям. В качестве таких направлений выбраны: объём представленного учебного материала и уровень владения представленным материалом (уровень деятельности).
По объёму представленного материала выделены следующие уровни: ориентационный, базовый и программный.
Ориентационный уровень предполагает, что обучающийся ориентируется в объёме изученного материала, понимает, что от него требуется, но не может предоставить требуемого. Предоставлено не менее трети запрашиваемого материала (выполнено одно задание из трёх в контрольной работе).
Базовый уровень предполагает предоставление объёма, который содержит основу изучаемого материала и позволяет овладеть предметом на текущей и последующей стадии обучения. Предоставлено не менее двух третей запрашиваемого материала (выполнено два задания из трёх в контрольной работе).
Программный уровень свидетельствует о том, что предоставлен практически полный объём материала, требуемый рабочей программой (выполнены все задания контрольной работы).
Для определения уровня владения учебным материалом выделены фактографический, алгоритмический и аналитико-синтетический уровни деятельности.
Фактографический уровень свидетельствует об умении выделить (описать) отдельные факты. При характеристике объектов изучения предоставлены лишь отдельные элементы.
Алгоритмический уровень предполагает уверенное действие по предложенному алгоритму (плану характеристики объекта изучения). Выполнены основные этапы алгоритма.
Аналитико–синтетический уровень свидетельствует о полном выполнении задания. Для этого необходимо проявить умения анализировать, оценивать, делать вывод.
Записанные выше критерии соответствуют нижним границам диапазонов. С учётом объёма предоставленного материала и уровня деятельности определяется уровень выполнения задания обучающимся, например, базовый алгоритмический.
С помощью матрицы оценки уровень выполнения переводится в традиционную оценку (см. табл. 4).
Таблица 4 «Двухмерная матрица оценки»
уровень деятельности объём материала | фотографический | алгоритмический | аналитико-синтетический |
ориентационный | 2 | 3 | 3 |
базовый | 3 | 3 | 4 |
программный | 3 | 4 | 5 |
Чтобы оценить достижения обучающегося, можно перевести уровни выполнения в уровни достижения результата (см. табл. 5).
Таблица 5 «Оценка достижения результата»
Уровень выполнения задания | Уровень достижения результата |
ориентационный фактографический | низкий |
ориентационный алгоритмический | ниже среднего |
базовый фактографический | ниже среднего |
программный фактографический | ниже среднего |
ориентационный аналитико-синтетический | ниже среднего |
базовый алгоритмический | средний |
программный алгоритмический | выше среднего |
базовый аналитико-синтетический | выше среднего |
программный аналитико-синтетический | высокий |
Так как, при выполнении заданий обучающийся демонстрирует универсальные учебные действия, то можно ввести в матрицу третью шкалу для базовых компетенций (см. приложение 2). Оси (показатели) шкалы выделены жирным шрифтом (табл. 6).
Таблица 6 «Трёхмерная матрица оценки (на примере оценки достижений одного обучающегося при выполнении контрольной работы по разделу «Электродинамика», I часть)»
Универсальные учебные действия | Базовые компетенции | Отметка о выполнении задания |
Корректное поведение во время выполнения задания | Эмоционально-психологические | 1 |
Предоставлено определение физической величины | Регулятивные | 1 |
Перевод определения в математическую запись | Социальные | 1 |
Предоставлены единицы измерения физической величины | Регулятивные | 1 |
Предоставлена формулировка физического закона | Регулятивные | 1 |
Перевод формулировки в математическую запись | Социальные | 1 |
Определены границы применимости физического закона | Самосовершенствования | 0 |
Приведены примеры проявления (применения) физического закона | Творческие | 0 |
Перевод содержания задачи в условную (краткую) запись | Социальные | 1 |
Выбор соответствующих формул для решения задачи | Аналитические | 1 |
Преобразование выбранных формул, расчёт | Аналитические | 0 |
Выполнение действий с наименованиями, оценка правдоподобности результата, формулировка ответа | Самосовершенствования | 0 |
Объём предоставленного материала | Программный | |
Уровень деятельности | Алгоритмический | |
Уровень выполнения | Программный алгоритмический | |
Уровень достижения результата | Выше среднего | |
Оценка | «4» |
Отметка «1» балл соответствует правильному выполнению задания, «0» баллов соответствует либо неправильно выполненному заданию, либо ответ, вообще, отсутствует. Баллы по каждой компетенции суммируются и рассчитывается процент от максимально возможного количества баллов при выполнении данной работы (табл. 7).
Таблица 7. «Сформированость базовых компетенций (на примере для одного обучающегося)»
Базовые компетенции | Сумма баллов | Сформированность базовых компетенций, % | |
максимальная | реальная | ||
Эмоционально-психологичесие | 1 | 1 | 100 |
Регулятивные | 3 | 3 | 100 |
Социальные | 3 | 3 | 100 |
Аналитические | 2 | 1 | 50 |
Творческие | 1 | 0 | 0 |
Самосовершен-ствования | 2 | 0 | 0 |
Полученная трёхмерная шкала позволяет оценить достижения каждого обучающегося, а также определить распределение по уровням и динамику результата [2] в каждой учебной группе и для целого потока. По результатам оценки можно планировать дальнейшую деятельность педагога с конкретной группой и со всем потоком обучающихся (см. приложение 3).
- Интерпретация результатов.
Разработанная система оценки достижений обучающихся позволяет применить технологии педагогического тестирования [5]. Задания контрольной работы (см. приложение 1) можно рассматривать как тестовые задания неклассической формы. Применение планов характеристики объектов изучения (табл. 1) и алгоритма решения задач (табл. 2) в системе оценки позволяет формализовать обработку результатов (табл. 6).
Классическая теория тестирования требует для обработки результат выполнения порядка ста человек. Поэтому целесообразно обрабатывать данные целого потока (курса). Обработка результата проводится с помощью специальной программы. Из-за громоздкости массивов приведён результат обработки контрольной работы по разделу «Механика» (см. приложение 4) на примере одной учебной группы.
Данные выполнения контрольной работы заносятся в программу, которая считает сырой балл для каждого обучающегося и сумму баллов выполнения каждого универсального учебного действия (УУД). Это первичная матрица результатов. Далее программа упорядочивает матрицу по мере увеличения сырого балла и суммы баллов выполнения УУД (см. приложение 5). По рассчитанному программой проценту выполнения можно определить уровень, на котором обучающиеся проявляют УУД [2] (табл. 8).
Таблица 8 «Уровень проявления обучающимися УУД»
Номер УУД | Универсальные учебные действия | % выполнения | Уровень проявления УУД |
1 | Корректное поведение во время выполнения контрольной работы | 60 | Средний |
2 | Предоставление определения физической величины | 84 | Выше среднего |
3 | Перевод определения в математическую запись | 48 | Ниже среднего |
4 | Предоставление единиц измерения физической величины | 48 | Ниже среднего |
5 | Предоставление формулировки физического закона | 88 | Выше среднего |
6 | Перевод формулировки в математическую форму | 52 | Средний |
7 | Оценка границ применимости физического закона | 12 | Низкий |
8 | Выбор примеров проявления (применения) физического закона | 4 | УУД не проявлены |
9 | Перевод условия задачи в краткую запись | 20 | Низкий |
10 | Установка причинно-следственных связей между условием задачи и необходимыми для решения законами, формулами | 24 | Низкий |
11 | Преобразование выбранных формул, расчёт результата | 16 | Низкий |
12 | Выполнение действий с наименованиями, оценка правдоподобности результата, запись ответа | 0 | УУД не проявлены |
Далее по сырому баллу определяется ранг каждого обучающегося (см. приложение 5). По частоте полученных баллов строится график распределения (рис. 1) и рассчитываются характеристики этого распределения (табл. 9).
Рис. 1
Таблица 9 «Характеристики распределения»
Мода | мод 2 штуки |
Среднее | 4,56 |
Размах | 8 |
Дисперсия | 3,923333333 |
Стандартное отклонение | 1,980740602 |
Стандартное отклонение *3 | 5,942221807 |
Асимметрия | 0,043248281 |
Эксцесс | -0,15419833 |
В данном случае можно видеть, что большинство обучающихся получили при выполнении заданий контрольной работы баллы, близкие к среднему значению. Об этом свидетельствует и расположение рядом двух мод, значения которых также близки к среднему значению. Распределение имеет асимметрию, близкую к нулю, что свидетельствует о среднем уровне группы при демонстрации УУД. Отрицательный эксцесс свидетельствует о плосковершинном характере распределения. Это также говорит о выполнение задания большинством обучающихся на среднем уровне.
Заключение.
Таким образом, предложенная система оценивания учебных достижений обучающихся позволяет применять для обработки результатов различные современные технологии. Система имеет перспективу развития для применения её в учебном процессе различных дисциплин. Обработка данных может быть автоматизирована, что сокращает временные затраты на получение результатов. Получение формализованного результата позволяет объективно определить пробелы в усвоении материала у отдельного обучающегося и у целого коллектива, что позволяет корректировать и планировать дальнейшую деятельность педагога.
Накопленная автором статистика результатов исследования позволяет сделать вывод об универсальности и эффективности данной методики в учебном процессе.
Литература.
- Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Интеграция и дифференциация при обучении физики
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины «Физика»
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Анализ итогов учебной деятельности обучающихся
- Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002 – 432 с.
Приложение 1
Контрольная работа № 3
по разделу «Электродинамика», I часть
(по темам «Электростатика», «Постоянный электрический ток»)
Пояснительная записка.
Контрольная работа разработана в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Физика».
Вид контроля: тематический.
Форма контроля: уровневая контрольная работа.
Цель контроля: проверка соответствия уровня деятельности обучающихся требованиям ФГОС.
Форма заданий: учебная задача.
Количество вариантов: 8
Количество заданий в варианте: 3
Содержание заданий:
Номер задания | Содержание задания |
1 | Характеристика объекта изучения:
|
2 | Характеристика объектов изучения:
|
3 | Решение физической задачи. |
Характеристика заданий:
Номер задания | Номер пункта плана | Универсальные учебные действия | Номер УУД | Базовые компетенции |
* | * | Корректное поведение во время выполнения контрольной работы. | 1 | Эмоционально-психологические |
1 | 1 | Даёт определение физической величины | 2 | Регулятивный |
2 | Переводит определение физической величины в математическую форму | 3 | Социальные | |
3 | Даёт единицы измерения физической величины | 4 | Регулятивные | |
2 | 1 | Даёт определение физического устройства или формулировку физического закона (в зависимости от варианта) | 5 | Регулятивные |
2 | Даёт описание устройства прибора или математическую запись закона (в зависимости от варианта) | 6 | Социальные | |
3 | Даёт объяснение принципа действия прибора или оценивает границы применимости физического закона (в зависимости от варианта) | 7 | Самосовершен-ствования | |
4 | Подбирает примеры применения физического устройства или примеры проявления (применения) физического закона (в зависимости от варианта) | 8 | Творческие | |
3 | 1 | Переводит информацию из одной знаковой системы в другую | 9 | Социальные |
2 | Выделяет причинно-следственные связи | 10 | Аналитические | |
3 | Исследует связи и зависимости | 11 | Аналитические | |
4 | Оценивает полученный результат | 12 | Самосовершен-ствования |
*Сформированность эмоционально-психологических компетенций учащихся отслеживается по поведению во время выполнения контрольной работы и не влияет на оценку учащегося.
Текст заданий.
Вариант 1.
- Дайте характеристику физической величины: электрический заряд.
- Дайте характеристику закона Джоуля – Ленца.
- Найти энергию конденсатора ёмкостью 800 мкФ, заряженного до напряжения 300 В.
Вариант 2.
- Дайте характеристику физической величины: напряжённость электрического поля.
- Дайте характеристику закона Ома для участка цепи.
- Найти потребляемую мощность лампочки от карманного фонарика, если не её цоколе написано: 3,5 В; 0,28 А.
Вариант 3.
- Дайте характеристику физической величины: сила электрического тока.
- Дайте характеристику закона Кулона.
- Найти напряжённость электрического поля, если на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН.
Вариант 4.
- Дайте характеристику физической величины: электрическое напряжение.
- Дайте характеристику закона сохранения электрического заряда.
- Какова ёмкость конденсатора, если при его зарядке до напряжения 1,4 кВ он получает заряд 28 нКл?
Вариант 5.
- Дайте характеристику физической величины: работа тока.
- Дайте характеристику закона Ома для полной цепи.
- С какой силой взаимодействуют два заряда по 10 нКл, находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга?
Вариант 6.
- Дайте характеристику физической величины: электродвижущая сила (ЭДС).
- Дайте характеристику физического устройства: конденсатор.
- Найти сопротивление никелиновой проволоки длиной 200 м с площадью поперечного сечения 1 мм2.
Вариант 7.
- Дайте характеристику физической величины: электроёмкость.
- Дайте характеристику физического устройства: терморезистор.
- Найти силу тока в цепи источника с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 1 Ом, к которому подключен реостат сопротивлением 5 Ом.
Вариант 8.
- Дайте характеристику физической величины: электрическое сопротивление.
- Дайте характеристику физического устройства: полупроводниковый диод.
- Какую работу совершает электрическое поле при перемещении заряда 20 нКл, если напряжение между точками 500В?
Планы характеристики учебных элементов.
Задание № 1
План характеристики физической величины.
- Определение;
- Формула;
- Единица измерения.
Задание № 2
План характеристики физического устройства.
- Определение;
- Устройство;
- Принцип действия;
- Область применения.
План характеристики физического закона.
- Формулировка;
- Математическая запись;
- Границы применимости;
- Примеры проявления (применения).
Алгоритм решения учебной задачи.
(Задание №3).
- Краткая запись условия;
- Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений);
- Выполнение математических преобразований и расчётов;
- Выполнение действий с единицами измерений, оценка полученного результата.
Оценка контрольной работы по разделу «Электродинамика», I часть. Приложение 2
Универсальные учебные действия | Корректное поведение во время выполнения работы | 1 задание | 2 задание | 3 задание | Уровень выполнения | |||||||||
Даёт определение физической величины | Переводит определение физической величины в математическую форму | Даёт единицы измерения физической величины | Даёт определение физического устройства или формулировку физического закона | Даёт описание устройства прибора или математическую запись закона | Даёт объяснение принципа действия прибора или оценивает границы применимости физического закона | Подбирает примеры применения физического устройства или примеры проявления (применения) физического закона | Переводит информацию из одной знаковой системы в другую | Выделяет причинно-следственные связи | Исследует связи и зависимости | Оценивает полученный результат | Объём предоставленного материала | Уровень деятельности | ||
№ УУД | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Базовые компе- тен- ции Оценка | Эмоцио-нально-психоло-гические | Регуля-тивные | Социаль-ные | Регуля-тивные | Социаль-ные | Регуля-тивные | Само-совер-шенст-вования | Творческие | Социаль-ные | Анали-ти-ческие | Анали-тические | Само-совер-шенст-вования | ||
«5» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Програм- мный | Аналитико-синтетический |
«4» | +/- | Выполнено не менее 7 пунктов из 3-х заданий | Програм- мный | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтетический | ||||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтетический | ||||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтетический | |||
«3» | +/- | Выполнено не менее 5 пунктов из 2-х заданий | Базовый | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«3» | +/- | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтетический | ||||||||
«3» | +/- | + | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтетический | |||||||
«3» | +/- | + | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтетический | |||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 3 пунктов из 3-х заданий | Програм- мный | Фактогра-фический | ||||||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 2 пунктов из 2-х заданий | Базовый | Фактогра-фический | ||||||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 2 пунктов из 1-го задания | Ориента-ционный | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«2» | +/- | Выполнен 1 пункт из 1-го задания | Ориента-ционный | Фактогра-фический | ||||||||||
«2» | +/- | Не выполнено ни одного пункта | Не определён | Не определён |
Приложение 3
Распределение по уровням достижения результата в группах.
Группа (кол-во человек) | Уровни достижения результата, кол-во человек (в %) | |||||||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Не определён | |||||
Программный аналитико- синтетический | Программный алгоритмический | Базовый аналитико- синтетический | Базовый алгоритмический | Ориентационный аналитико- синтетический | Программный фактографический | Ориентационный алгоритмический | Базовый фактографический | Ориентационный фактографический | ||
202а (20) | 0 | 2(10%) | 3(15%) | 2(10%) | 0 | 2(10%) | 2(10%) | 8(40%) | 0 | 1(5%) |
5(25%) | 12(60%) | |||||||||
202б (16) | 0 | 3(19%) | 1(6%) | 1(6%) | 2(13%) | 0 | 0 | 9(56%) | 0 | 0 |
4(25%) | 11(66%) | |||||||||
203СО (20) | 0 | 7(35%) | 3(15%) | 5(25%) | 1(5%) | 1(5%) | 0 | 3(15%) | 0 | 0 |
10(50%) | 5(25%) | |||||||||
204 (22) | 1(5%) | 3(14%) | 0 | 2(9%) | 0 | 3(14%) | 2(9%) | 10(45%) | 0 | 1(4%) |
3(14%) | 15(68%) | |||||||||
107 (16) | 1(6%) | 3(19%) | 3(19%) | 2(13%) | 1(6%) | 0 | 1(6%) | 5(31%) | 0 | 0 |
6(38%) | 7(43%) | |||||||||
208 (20) | 0 | 5 (25%) | 1 (5%) | 3(15%) | 1(5%) | 0 | 5(25%) | 5(25%) | 0 | 0 |
6 (30%) | 11(55%) | |||||||||
111 (17) | 2(12%) | 4(24%) | 1(5%) | 0 | 0 | 1(6%) | 0 | 7(41%) | 0 | 2(12%) |
5(29%) | 8(47%) | |||||||||
Все (131) | 4(3%) | 27(21%) | 12(9%) | 15(11%) | 5(4%) | 7(5%) | 10(8%) | 47(36%) | 0 | 4(3%) |
39(30%) | 69 (53%) |
Вывод.
- 3% обучающихся выполнили задание на высоком уровне.
- 30% обучающихся выполнили задание на уровне выше среднего.
- 11 % обучающихся выполнили задание на среднем уровне.
- 53 % обучающихся выполнили задание на уровне ниже среднего.
- Никто из обучающихся не выполнил с задание на низком уровне.
- 3% обучающихся задание не выполнили.
Динамика по уровням выполнения в группах, %.
Группа (кол-во человек) | Уровни выполнения | |||||||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Не определён | |||||
Программный аналитико- синтетический | Программный алгоритмический | Базовый аналитико- синтетический | Базовый алгоритмический | Ориентационный аналитико- синтетический | Программный фактографический | Ориентационный алгоритмический | Базовый фактографический | Ориентационный фактографический | ||
202а (+1) | -5% | +5% | -17% | +5% | -5% | +10% | +5% | +3% | 0 | -1% |
-12% | +13% | |||||||||
202б (-6) | 0 | +19% | -17% | +6% | +4% | 0 | -18% | +6% | 0 | 0 |
+2% | -8% | |||||||||
203СО (-2) | -9% | +8% | +1% | +11% | 0 | -4% | 0 | -3% | 0 | -4% |
+9% | -7 % | |||||||||
204 (-4) | +5% | +2% | -19% | +1% | 0 | -1% | -2% | +14% | 0 | 0 |
-17% | +11% | |||||||||
107 (-2) | 0 | +19% | +14% | +13% | -5% | 0 | -5% | -25% | -6% | -5% |
+38% | -35% | |||||||||
208 (-3) | 0 | +16% | -21% | +6% | +5% | 0 | +25% | -31% | 0 | 0 |
-5 % | -1% | |||||||||
111 (-5) | +12% | +1% | +5% | 0 | 0 | +2% | -9% | -18% | 0 | +7% |
+6% | -25% | |||||||||
Все* (-21) | -1% | +7% | -7% | +6% | 0 | -1% | +1% | -3% | -1% | -1% |
0 | -3% |
* Общая динамика для всех не учитывает группы 114а и 114б.
Вывод.
- Для всех групп результат имеет положительную динамику для некоторых уровней.
- В целом результат имеет небольшую положительную динамику.
Сформированность базовых компетенций в группах.
Группа (кол-во) | Базовые компетенции, формула расчёта максимального количества баллов (N – кол-во обучающихся) | |||||||||||||||||
Эмоционально- психологические, N*1 | Регулятивные, N*3 | Социальные, N*3 | Аналитические, N*2 | Творческие, N*1 | Самосовершен- ствования, N*2 | |||||||||||||
Макс. Кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. Кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. Кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. Кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. Кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. Кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | |
202а (20) | 20 | 11 | 55 | 60 | 39 | 60 | 60 | 34 | 57 | 40 | 8 | 20 | 20 | 5 | 25 | 40 | 5 | 13 |
202б (16) | 16 | 10 | 63 | 48 | 35 | 73 | 48 | 18 | 35 | 32 | 7 | 22 | 16 | 3 | 19 | 32 | 3 | 9 |
203СО (20) | 20 | 17 | 85 | 60 | 51 | 85 | 60 | 41 | 68 | 40 | 18 | 45 | 20 | 7 | 35 | 40 | 8 | 20 |
204 (22) | 22 | 16 | 73 | 66 | 40 | 61 | 66 | 33 | 50 | 44 | 15 | 34 | 22 | 4 | 18 | 44 | 2 | 5 |
107 (16) | 16 | 16 | 100 | 48 | 40 | 83 | 48 | 29 | 60 | 32 | 6 | 19 | 16 | 6 | 38 | 32 | 6 | 19 |
208 (20) | 20 | 11 | 55 | 60 | 42 | 70 | 60 | 33 | 55 | 40 | 11 | 28 | 20 | 3 | 15 | 40 | 3 | 8 |
111 (17) | 17 | 12 | 71 | 51 | 33 | 65 | 51 | 24 | 47 | 34 | 16 | 47 | 17 | 5 | 29 | 34 | 5 | 15 |
Все (131) | 131 | 93 | 71 | 393 | 280 | 71 | 393 | 212 | 54 | 262 | 81 | 31 | 131 | 33 | 25 | 262 | 32 | 12 |
Критерии уровней сформированности базовых компетенций.
Наименование уровня | Уровень сформированности |
Высокий | более 90% |
Выше среднего | 70-90% |
Средний | 50-70% |
Ниже среднего | 30-50% |
Низкий | 30-10% |
Компетенции не сформированы | менее 10% |
Вывод.
- В целом наблюдается уровень выше среднего сформированности эмоционально-психологических и регулятивных компетенций.
- Социальные компетенции сформированы на среднем уровне.
- Аналитические компетенции сформированы на уровне ниже среднего
- Творческие компетенции и компетенции самосовершенствования сформированы на низком уровне.
Динамика формирования базовых компетенций, %
Группа | Базовые компетенции | Общая динамика | |||||
Эмоционально-психологические | Регулятивные | Социальные | Аналитические | Творческие | Самосовершен- ствования | ||
202а | -34 | -24 | +18 | +4 | -20 | -6 | -62 |
202б | +13 | -0 | +8 | +22 | -13 | -24 | +6 |
203СО | +21 | -6 | -7 | -25 | +1 | -16 | -32 |
204 | +11 | -16 | +4 | +1 | -19 | -28 | -47 |
107 | +22 | +33 | +41 | + 2 | +21 | -11 | +108 |
208 | -15 | -17 | + 8 | + 2 | -24 | -22 | -68 |
111 | +3 | -15 | -5 | + 11 | +18 | +4 | +16 |
Все* | +2 | -8 | +4 | -4 | -6 | -15 | -27 |
* Динамика для всех без учёта групп 114а и 114б.
Критерии динамики формирования базовых компетенций.
Наименование уровня динамики базовых компетенций | Динамика базовых компетенций |
Небольшая положительная динамика | от 0 до +5% |
Положительная динамика | более +5 % |
Небольшая отрицательная динамика | от 0 до -5% |
Отрицательная динамика | менее – 5% |
Вывод.
- Группа 107 имеет очень высокую положительную динамику формирования базовых компетенций.
- Группы 202б и 111 имеют положительную динамику формирования базовых компетенций.
- Остальные группы имеет отрицательную динамику формирования базовых компетенций.
- В целом результат имеет отрицательную динамику формирования базовых компетенций.
Планируемая деятельность.
- Укрепление учебной дисциплины.
- Развитие у обучающихся социальных компетенций при переводе информации из одной знаковой системы в другую.
- Формирование у студентов аналитических компетенций при решении физических задач.
- Развитие творческого потенциала учащихся при выполнении заданий, не имеющих однозначного решения.
- Формирование у студентов стремления к самосовершенствованию через актуализацию профессионально ориентированной информации.
Приложение 4
Контрольная работа № 1
по разделу «Механика»
Пояснительная записка.
Контрольная работа разработана в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Физика».
Вид контроля: тематический.
Форма контроля: уровневая контрольная работа.
Цель контроля: проверка соответствия уровня деятельности обучающихся требованиям ФГОС.
Форма заданий: учебная задача.
Количество вариантов: 8
Количество заданий в варианте: 3
Содержание заданий:
Номер задания | Содержание задания |
1 | Характеристика объекта изучения:
|
2 | Характеристика объектов изучения:
|
3 | Решение физической задачи. |
Характеристика заданий:
Номер задания | Номер пункта плана | Универсальные учебные действия (УДД) | Номер УУД | Базовые компетенции |
* | * | Корректное поведение во время выполнения контрольной работы. | 1 | Эмоционально-психологические |
1 | 1 | Даёт определение физической величины | 2 | Регулятивный |
2 | Переводит определение физической величины в математическую форму | 3 | Социальные | |
3 | Даёт единицы измерения физической величины | 4 | Регулятивные | |
2 | 1 | Даёт формулировку физического закона | 5 | Регулятивные |
2 | Переводит формулировку в математическую запись | 6 | Социальные | |
3 | Оценивает границы применимости физического закона | 7 | Самосовершен-ствования | |
4 | Подбирает примеры проявления (применения) физического закона | 8 | Творческие | |
3 | 1 | Переводит информацию из одной знаковой системы в другую | 9 | Социальные |
2 | Выделяет причинно-следственные связи | 10 | Аналитические | |
3 | Исследует связи и зависимости | 11 | Аналитические | |
4 | Оценивает полученный результат | 12 | Самосовершен-ствования |
*Сформированность эмоционально-психологических компетенций учащихся отслеживается по поведению во время выполнения контрольной работы и не влияет на оценку учащегося.
Текст заданий.
Вариант 1.
- Дайте характеристику физической величины: работа.
- Дайте характеристику принципа относительности Галилея.
- Найти кинетическую энергию тела массой 400 г, упавшего с высоты 2 м, в момент удара о землю.
Вариант 2.
- Дайте характеристику физической величины: скорость.
- Дайте характеристику I закона Ньютона.
- Найти импульс грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
Вариант 3.
- Дайте характеристику физической величины: ускорение.
- Дайте характеристику закона всемирного тяготения.
- На соревнованиях лошадей одна из них перевезла груз массой 23 т. Найти коэффициент трения, если сила тяги лошади 2,3 кН.
Вариант 4.
- Дайте характеристику физической величины: механическая энергия.
- Дайте характеристику закона. Гука
- С каким ускорением двигался при разбеге самолёт массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН?
Вариант 5.
- Дайте характеристику физической величины: сила.
- Дайте характеристику закона сохранения импульса.
- Какие силы надо приложить к концам проволоки с жёсткостью 100 кН/м, чтобы растянуть её на 1мм?
Вариант 6.
- Дайте характеристику физической величины: масса.
- Дайте характеристику закона сохранения энергии.
- За какое время автомобиль, двигаясь из состояния покоя с ускорением 0,6 м/с2, пройдёт 30 м?
Вариант 7.
- Дайте характеристику физической величины: импульс.
- Дайте характеристику II закона Ньютона.
- За какое время автомобиль, двигаясь с ускорением 0,4 м/с2,увеличит свою скорость с 12 до 20 м/с?
Вариант 8.
- Дайте характеристику физической величины: мощность.
- Дайте характеристику III закона Ньютона.
- Найти высоту моста, если камень, брошенный вертикально вниз со скоростью 15 м/с, достиг поверхности воды через 1с.
Планы характеристик учебных элементов.
Задание № 1
План характеристики физической величины.
- Определение;
- Формула;
- Единица измерения.
Задание № 2
План характеристики физического закона.
- Формулировка;
- Математическая запись;
- Границы применимости;
- Примеры проявления (применения).
Алгоритм решения учебной задачи.
(Задание №3).
- Краткая запись условия;
- Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений);
- Выполнение математических преобразований и расчётов;
- Выполнение действий с единицами измерений, оценка полученного результата
Приложение 5
Первичные данные.
25 | Список группы | Номер УУД | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Сырой балл | ||
1 | участник 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
2 | участник 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
3 | участник 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
4 | участник 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
5 | участник 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 9 |
6 | участник 6 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
7 | участник 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 |
8 | участник 8 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 6 |
9 | участник 9 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
10 | участник 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 7 |
11 | участник 11 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 |
12 | участник 12 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
13 | участник 13 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
14 | участник 14 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
15 | участник 15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
16 | участник 16 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 7 |
17 | участник 17 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
18 | участник 18 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
19 | участник 19 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 6 |
20 | участник 20 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 |
21 | участник 21 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 |
22 | участник 22 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
23 | участник 23 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
24 | участник 24 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 5 |
25 | участник 25 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
Сумма баллов выполнения УУД | 15 | 21 | 12 | 12 | 22 | 13 | 3 | 1 | 5 | 6 | 4 | 114 |
Упорядоченная матрица
25 | Список группы | Номер УУД | |||||||||||
5 | 2 | 1 | 6 | 3 | 4 | 10 | 9 | 11 | 7 | 8 | Сырой балл | ||
12 | участник 12 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
14 | участник 14 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | участник 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
23 | участник 23 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
18 | участник 18 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
20 | участник 20 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
22 | участник 22 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
6 | участник 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
11 | участник 11 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 |
15 | участник 15 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
21 | участник 21 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 |
25 | участник 25 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
3 | участник 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
4 | участник 4 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
9 | участник 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
13 | участник 13 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
24 | участник 24 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
2 | участник 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
8 | участник 8 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 6 |
17 | участник 17 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 6 |
19 | участник 19 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
7 | участник 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 7 |
10 | участник 10 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 7 |
16 | участник 16 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 7 |
5 | участник 5 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 9 |
Сумма баллов выполнения УУД | 22 | 21 | 15 | 13 | 12 | 12 | 6 | 5 | 4 | 3 | 1 | 114 |
Определение ранга обучающихся.
Номер обучающегося | Сырой балл | Ранг |
12 | 1 | 1 |
14 | 1 | 1 |
1 | 2 | 3 |
23 | 2 | 3 |
18 | 3 | 5 |
20 | 3 | 5 |
22 | 3 | 5 |
6 | 4 | 8 |
11 | 4 | 8 |
15 | 4 | 8 |
21 | 4 | 8 |
25 | 4 | 8 |
3 | 5 | 13 |
4 | 5 | 13 |
9 | 5 | 13 |
13 | 5 | 13 |
24 | 5 | 13 |
2 | 6 | 18 |
8 | 6 | 18 |
17 | 6 | 18 |
19 | 6 | 18 |
7 | 7 | 22 |
10 | 7 | 22 |
16 | 7 | 22 |
5 | 9 | 25 |
Определение частоты баллов
Балл | Частота |
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 5 |
5 | 5 |
6 | 4 |
7 | 3 |
9 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся как средство повышения эффективности процесса обучения
Профессиональное мастерство современного рабочего предполагает знание основ современного производства и высокий уровень специальных умений и навыков. Тем не менее, оценка сформированности...
Практический инструментарий для оценки достижений обучающихся по балльно-рейтенговой системе в художественном направлении
Балльно-рейтенговая система оценивания развивает у обучающихся стремление к лидерству в достижении результатов. Помогает отслеживать свой личный рост. А педагогу даёт возможность объективно с по...
Оценка достижений обучающихся
Оценка достижений обучающихся...
Статья "Оценка достижений обучающихся"
Статья "Оценка достижений обучающихся"...
Оценка достижений обучающихся
Сертификат участника Росконкурса РФ...
Применение балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся на уроках астрономии в колледже
Данное методическое пособие рассчитано на широкий круг преподавателей колледжей, техникумов, ВУЗов и учителей общеобразовательных школ. В нем я делюсь опытом использования ...
Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2
Программа Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адапти...