Использование рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся как средство повышения эффективности процесса обучения
проект на тему
Профессиональное мастерство современного рабочего предполагает знание основ современного производства и высокий уровень специальных умений и навыков. Тем не менее, оценка сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся зачастую формальна и необъективна.
Таким образом, в условиях личностно-ориентированной направленности образования, возникает проблема объективной оценки, которая не только должна фиксировать результат учебного процесса, но и отражать качественные изменения в процессе обучения. Вот почему таким существенным показателем остаётся уровень знаний, качество обученности учащихся. Тем не менее, оценка эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся и качества их знаний зачастую формальна.
В связи с этим можно выделить следующие противоречия:
1. между возрастающими требованиями к современному рабочему – выпускнику системы профтехобразования и низким уровнем обученности абитуриентов – выпускников 9 классов общеобразовательных школ;
2. между эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся и её объективной оценкой.
Разрешению этих противоречий способствует применение рейтинговой системы оценок, которая даёт широкие возможности для получения большей объективности в оценке знаний и умений обучаемых, позволяет повысить их ответственность за учебный труд, осуществить большую демократизацию и гуманизацию учебного процесса.
Тема педагогического проекта вызвана объективной потребностью профессионально-технического образования в обеспечении высокого уровня профессиональной подготовки выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГОУ СПО « Многоотраслевой техникум»
Педагогический проект
«Использование рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся как средство повышения эффективности процесса обучения»
Автор:
мастер производственного обучения
Оленина Галина Борисовна
Моршанск
«Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт увлекать»
Франсуа де Ларошфуко
1. Актуальность проекта.
Вопрос об оценке качества обучения приобретает особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы профессионального образования. Очевидно, что эффективная модернизация экономики невозможна без повышения престижа и качества профессионального образования.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, существенно повысили требования к уровню образованности и профессионализма молодого рабочего в связи с принципиально новыми условиями его деятельности. В социальном аспекте последствия рыночной экономики связаны с возникновением рынка труда, который в первую очередь будет проявляться как рынок знаний и квалификации.
В настоящее время отечественной экономике требуется всё больше квалифицированных специалистов, объективной потребностью профессионально-технического образования является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки выпускников.
Профессиональное мастерство современного рабочего предполагает знание основ современного производства и высокий уровень специальных умений и навыков. Тем не менее, оценка сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся зачастую формальна и необъективна.
Таким образом, в условиях личностно-ориентированной направленности образования, возникает проблема объективной оценки, которая не только должна фиксировать результат учебного процесса, но и отражать качественные изменения в процессе обучения. Вот почему таким существенным показателем остаётся уровень знаний, качество обученности учащихся. Тем не менее, оценка эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся и качества их знаний зачастую формальна.
В связи с этим можно выделить следующие противоречия:
- между возрастающими требованиями к современному рабочему – выпускнику системы профтехобразования и низким уровнем обученности абитуриентов – выпускников 9 классов общеобразовательных школ;
- между эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся и её объективной оценкой.
Разрешению этих противоречий способствует применение рейтинговой системы оценок, которая даёт широкие возможности для получения большей объективности в оценке знаний и умений обучаемых, позволяет повысить их ответственность за учебный труд, осуществить большую демократизацию и гуманизацию учебного процесса.
Тема педагогического проекта вызвана объективной потребностью профессионально-технического образования в обеспечении высокого уровня профессиональной подготовки выпускников.
Наименование проекта: «Использование рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся как средство повышения эффективности процесса обучения»
Автор-разработчик: Оленина Г.Б., мастер производственного обучения ТОГОУ СПО «Многоотраслевой техникум»
Цель проекта: повышение качества профессиональной подготовки студентов посредством использования рейтинговой системы оценивания результатов учебно-производственной деятельности.
Проблема: несоответствие существующей системы оценки достижений обучающихся новым образовательным целям.
Гипотеза: Если контроль сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся будет осуществляться с использованием рейтинговой системы оценивания, то эффективность производственного обучения повысится.
Задачи проекта:
- изучить методическую литературу по данному вопросу;
- разработать критерии оценки обучающихся;
- разработать систему комплексных заданий по производственному обучению для подготовки помощников машиниста локомотива с использованием рейтинговой системы оценивания;
- провести диагностику и проанализировать результаты.
Объект исследования: процесс оценивания уровня сформированности общих и профессиональных достижений обучающихся.
Предмет исследования: система комплексных заданий и рейтинговая технология оценивания на уроках производственного обучения.
Диагностический инструментарий:
- анкетирование;
- устные и письменные опросы;
- наблюдение;
- метод самооценки, рефлексия;
- мониторинг;
- изучение и обобщение опыта, получаемого в ходе проекта.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2009 – сентябрь 2010 гг.
2. Содержание проекта
2.1. Теоретическая база проекта
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев. Традиционная система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса, в связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний - система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др. В основе педагогического опыта лежат идеи С.И.Архангельского, В.П.Беспалько, Т.А.Ильиной, В.В. Карпова, А.Г.Молибог, Н.Ф.Талызиной.
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель знаний. Рейтинговая система – это система оценки накопительного типа, основанная на рейтинговых измерениях, она отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику.
В основе рейтинговой системы лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся, перевод с одной ступени на другую.
Алгоритм работы педагога по балльно-рейтинговой технологии:
Первый шаг – разделение материала на структурно-логические самостоятельные модули. Модулем может быть отдельная тема или раздел; индивидуальные домашние задания; индивидуальная самостоятельная работа по выбору обучающегося.
Следующий этап – составление свода правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент. Определяется минимальное количество баллов по каждому виду учебно-производственной деятельности, которое должен набрать обучающийся в ходе обучения. В ходе урока обучающиеся осваивают несколько видов работ, каждый из которых оценивается. Определение рейтинга происходит следующим образом: подсчитываются баллы по таким показателям как устный ответ, организация рабочего места. Выполнение каждого вида работы оценивается по уровню осмысления, самостоятельности, качеству выполнения, соблюдению правил техники безопасности. Определяются индивидуальные и бригадные рейтинги и выставляется итоговая оценка. Сумма набранных баллов переводится в пятибалльную систему.
Стоит отметить, что учёные-исследователи неоднозначно и противоречиво определяют коэффициент усвоения материала в сопоставлении со шкалой оценок. Кроме того, в пределах каждой традиционной оценки имеется ряд уровней, тот есть одна и та же отметка «3» может быть «твёрдой тройкой», а может быть близкой и к «4», и к «2».
Достоинства рейтинговой системы оценивания
Объективность
Традиционная оценка является малоинформативной. По ней часто нельзя судить о действительном уровне знаний.
Преимущества многобалльной системы в том, что отмечаются любые, даже небольшие успехи.
Снижается субъективизм оценивания, оно не зависит от взаимоотношений педагога и обучающегося. Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для обучающихся, так и для педагогов; контроль планируется, он ожидаем, его критерии понятны.
Обучение становится личностно-ориентированным. Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет ярлыка «троечники». Вместо этого появляются «первый» или «десятый», «двадцатый» в группе. При этом у обучающегося возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 6-го места на 5-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы сразу из «троечника» стать «хорошистом», могут не без основания показаться ему неоправданно значительными.
Оценочная самостоятельность
Традиционная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения со стороны педагога, не предполагая ни оценки обучающимся собственных действий, ни сопоставления его самооценки с внешней оценкой. Работа по рейтинговой системе позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Мощный мотивационный стимул
Рейтинговое оценивание стимулирует соревновательность в учебно-производственном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию на рынке труда.
Возможные риски психологического и организационного характера и способы их преодоления
1. Сама идея ранжирования является достаточно спорной в педагогике – не получится ли так, что от введения рейтинга выиграют только те, кто занимает в нем верхние строчки, а остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако различные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения. Большинство студентов способно к адекватной самооценке и к целенаправленной работе по саморазвитию. Не следует забывать, что рейтинг – это инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования, как уже указывалось выше.
2. Существует риск необъективной оценки, но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т.к. рейтинг учитывает различные виды достижений. Как правило, рейтинговая таблица отражает реальный статус обучающегося в коллективе.
3. Индивидуализация может превратиться в индивидуализм: каждый заинтересован только в личном росте и готов на этом пути "ставить палки в колеса" ближайшим товарищам. Но и это можно предотвратить, поставив персональные достижения в зависимость от результатов работы бригады и уровня сплоченности группы.
4. Внедрение рейтинговой системы контроля влечёт за собой увеличение временных затрат мастера на подготовку к урокам производственного обучения. Однако с приобретением опыта и возможностью компьютерной обработки данных острота проблемы значительно снижается.
2.2. Описание и обоснование этапов решения проблемы
Этапы проекта:
1. Подготовительный (сентябрь-декабрь 2009 – 2010 уч. г.)
Задачи:
- Проанализировать степень обученности первокурсников по итоговым оценкам за 9 класс общеобразовательной школы;
- Выявить характерные особенности подготовки помощников машиниста локомотива и возможности реализации современных требований в содержании комплексных заданий по производственному обучению;
- Изучить литературу по исследуемой проблеме;
- Разработать систему комплексных заданий по производственному обучению с применением рейтинговой системы оценивания.
Планируемый результат:
Создание теоретической и практической базы для реализации проекта.
2. Практический (январь-июнь 2009 – 2010 уч. г.)
Задачи:
- Использовать различные виды организации и контроля учебно-производственной деятельности;
- Исследовать влияние уровня мотивации обучающихся с помощью составленной системы заданий на эффективность обучения;
- Внести корректировки в структуру комплексных заданий, балльную систему оценивания.
Планируемый результат:
- Развитие активной мыслительной деятельности;
- Повышение качества обучения;
- Внедрение инновационных технологий.
3. Контрольно-аналитический (сентябрь 2010 – 2011 уч. г.)
Задачи:
- Подвести итоги проекта;
- Определить уровень обученности по производственному обучению;
- Определить факторы, оказывающие положительное влияние на формирование мотивации обучающихся при реализации проекта;
- Статистически обработать и обобщить полученные результаты.
Планируемый результат:
Выявление эффективности применения рейтинговой методики оценивания как средства повышения эффективности процесса производственного обучения.
Планируемые образовательные результаты проекта:
- получение качественного образования обучающимися системы НПО;
- повышение показателей эффективности обучения;
- формирование компетентности в профессиональной сфере.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
- повышение учебной активности на уроках производственного обучения;
- формирование потребности в повышении профессиональной компетенции;
- улучшение качественных показателей обучения.
Методы и средства:
- Анализ методической и научной литературы;
- Методы диагностики и контроля (анкетирование, наблюдение, опрос, работа с диагностическими картами, тестирование);
- Статистическая обработка данных диагностики, их систематизация и обобщение;
- Разработка КМО уроков производственного обучения с применением современных способов оценивания.
Оценка активности и эмоционального благополучия на уроках производственного обучения проводилась с помощью опросника «САН». Налицо, что использование рейтинговой системы оценивания стимулирует активность обучающихся, их настроение и самочувствие улучшаются.
Путём анкетирования выявлялась структура мотивации на уроках производственного обучения. Возросший интерес обучающихся к предмету говорит о том, рейтинговое оценивание является действенным мотивационным стимулом.
Сравнивая успеваемость на уроках, следует отметить, что при рейтинговом оценивании учебных достижений растёт качество знаний. Данные, полученные в ходе анализа уроков производственного обучения, подтверждаются результатами промежуточной и итоговой аттестации.
Вывод: Применение рейтинговой системы оценки достижений обучающихся вызвало стабильное повышение качества производственного обучения. Гипотеза проекта верна.
Объективное оценивание достижений обучающихся в сочетании с личностно-ориентированным подходом поддерживает атмосферу делового доверительного сотрудничества, делает учебный процесс более гуманным и демократичным и создаёт наилучшие условия для реализации как основных задач, стоящих перед коллективом образовательного учреждения, так и перед системой профессионально-технического образования в целом.
Практическая значимость проекта:
Рейтинговая технология оценивания является общепедагогической и применима в любых учебных программах и предметах.
Дополнительные материалы к проекту
Изучение мотивации обучения
Данная методика предложена Т.И.Ильиной. В ней имеются три шкалы : «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность) ; «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) ; «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачётов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок нами подкорректирован без изменения их смысла.
Проведение исследования
Фамилия, имя, отчество ________________________________________
Инструкция. Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие – знаком «-» перед каждым из предложенных пунктов.
Текст опросника.
- Лучшая атмосфера на занятии – атмосфера свободных высказываний.
- Обычно я работаю с большим напряжением.
- У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
- Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.
- Какое из присущих вам качеств выше всего цените? Напишите ответ рядом. ____________________________________________________
- Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
- Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
- Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в лицее.
- Большое удовлетворение мне даёт рассказ знакомым о моей будущей
профессии.
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а
потому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
12. Я твёрдо уверен в правильности выбора профессии.
13.От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться?
Напишите ответ рядом. _______________________________________
14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы
(конспекты, шпаргалки, записи, формулы).
15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные
дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
18. При возможности я поступил бы в другое учебное заведение.
19. Я обычно вначале берусь за более лёгкие задачи, а более трудные
оставляю на потом.
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной
из них.
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
22. Я твёрдо уверен, что моя профессия даст мне моральное
удовлетворение и материальный достаток в жизни.
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
24. Для меня очень важно иметь диплом об образовании.
25. Из неких практических соображений лицей для меня – это самое
удобное учебное заведение.
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания
администрации.
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
29. Есть много учебных заведений, в которых я мог бы учиться с не
меньшим интересом.
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться ?
Напишите ответ рядом. ______________________________________
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе
связаны с будущей работой.
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок,
часто мешает мне спать.
33. Высокая зарплата после окончания лицея для меня не главное.
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать
общее решение группы.
35. Я вынужден был поступить в лицей, чтобы занять желаемое
положение в обществе, избежать службы в армии.
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них
похожим.
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь хорошее
образование.
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться ? Напишите ответ
рядом. _________________________________________________
40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины,
прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют,
подстёгивают.
43. Мой выбор данного учебного заведения окончателен.
44. Мои друзья имеют образование, и я не хочу отстать от них.
45. Чтобы убедить в чём-либо группу, мне приходится самому работать
очень интенсивно.
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
47. Меня привлекает романтика будущей профессии.
48. До поступления в лицей я давно интересовался этой профессией,
много читал о ней.
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного
выбора данного учебного заведения.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ к опроснику.
Шкала «Приобретение знаний» – за согласие («+») с утверждением по п.4 проставляется 3,6 балла ; по п.17 – 3,6 балла ; по п.26 – 2,4 балла ; за несогласие («-») с утверждением по п.28 – 1,2 балла ; по п.42 – 1,8 балла. Максимум – 12,6 балла.
Шкала «Овладение профессией» – за согласие по п.9 – 1 балл ; по п.31 – 2 балла ; по п.33 – 2 балла ; по п.43 – 3 балла ; по п.48 – 1 балл и по п.49 – 1 балл. Максимум – 10 баллов.
Шкала «Получение диплома» – за несогласие по п.11 – 3,5 балла ; за согласие по п.24 – 2,5 балла ; по п.35 – 1,5 балла ; по п.38 – 1,5 балла и по п.44 – 1 балл. Максимум – 10 баллов.
Вопросы по пп.5, 13, 30,39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворённости ею.
Изучение мотивов учебной деятельности обучающихся
Методика предложена А.А.Реаном и В.А.Якуниным.
Инструкция. Внимательно прочитайте приведённые в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке.
Список мотивов
- Стать высококвалифицированным специалистом.
- Получить диплом.
- Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
- Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
- Постоянно получать стипендию.
- Приобрести глубокие и прочные знания.
- Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
- Не запускать изучение предметов учебного цикла.
- Не отставать от сокурсников.
10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
11. Выполнять педагогические требования.
12. Достичь уважения преподавателей.
13. Быть примером для сокурсников.
14.Добиться одобрения родителей и окружающих.
15. Избежать осуждения и наказания за плохую учёбу.
16. Получить интеллектуальное удовлетворение.
Обработка и интерпретация результатов
Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке (группе) определяется частота выбора того или иного мотива.
Чем чаще выбирается тот или иной мотив, тем выше его ранг, тем более доминирует он в системе мотивов в группе.
Рейтинг мотивов учебной деятельности
№ рейтинга | Мотив учебной деятельности | Частота выбора |
1 | Стать высококвалифицированным специалистом. | 69,23 % |
2 | Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». | 65,39 % |
3 | Получить диплом. | 61,54 % |
4 | Приобрести глубокие прочные знания. | 50 % |
5 | Успешно продолжить обучение на последующих курсах. | 46,15 % |
6 | Не запускать изучение предметов учебного цикла. | 42,31 % |
7 | Быть постоянно готовым к очередным занятиям. | 30,77 % |
8 | Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. | 26,92 % |
9 | Не отставать от сокурсников. Избежать осуждения и наказания за плохую учёбу. | 23,01 % |
10 | Постоянно получать стипендию. Достичь уважения преподавателей. | 15,39 % |
11 | Выполнять педагогические требования. Быть примером для сокурсников. | 11,54 % |
12 | Добиться одобрения родителей и окружающих. | 7,69 % |
13 | Получить интеллектуальное удовлетворение. | 3,85 % |
Таким образом, доминирующими мотивами учебной деятельности обучающихся группы № 10 являются :
- стать высококвалифицированным специалистом,
- успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»,
- получить диплом.
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы ______________________ Пол ______ Возраст ______
Дата _____________________ Время ______________
Инструкция : «Вам предлагается описать своё состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
1. Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
3. Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
4. Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
5. Весёлый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
6. Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
7. Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
8. Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
9. Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
10. Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
11. Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
12. Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
13. Напряжённый | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
14. Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
15. Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлечённый |
16. Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
17. Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
18. Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
19. Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
20. Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнурённый |
21. Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбуждённый |
22. Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
23. Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
24. Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
25. Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый |
26. Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
27. Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
28. Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
29. Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
30. Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Опросник САН
Цель : Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.
Описание методики :
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить своё состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция : «Вам предлагается описать своё состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
Обработка данных
При подсчёте крайняя степень выраженности негативного полюса оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам) : 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам) : 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шкалам) : 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырёх свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей.
Показатели образовательных достижений обучающихся
Успеваемость на уроках производственного обучения
Отношение обучающихся к производственному обучению
(Данные, полученные на основе анкеты «Мотивы учения, отношение к учёбе».)
- С удовольствием ли ты посещаешь занятия по производственному обучению?
2. Как ты оцениваешь качество уроков производственного обучения?
3. Получаешь ли ты удовлетворение от уроков производственного обучения?
4. Как ты относишься к требованиям мастера производственного
обучения?
1. С удовольствием ли ты посещаешь занятия по производственному
обучению? (да – 90%, нет – 3%, не очень – 7%).
- Как ты оцениваешь качество уроков производственного обучения?
(хорошо – 92%, средне – 6%, плохо – 2%).
3. Получаешь ли ты удовлетворение от уроков производственного
обучения? (да – 85%, не всегда – 10%, нет – 5%).
4. Как ты относишься к требованиям мастера производственного
обучения? (выполняю всегда – 90%, не всегда выполняю – 8%, не
выполняю – 2%).
Мотивация на уроках производственного обучения
ЛИТЕРАТУРА
- Бако Э.К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы. Школьные технологии, 1999, N3.
- Бермус А., Бермус Г, Ведущая проблема мастерства. Народное образование, 1997, N3.
- Голышева Н. Основа контроля надежность критериев, достоверность оценки. Народное образование, 2000, N9.
- Инновации в Российском образовании: Начальное профессиональное образование, 2000 – М.: Издательство МГУП, 2000.
- Кваша В. Только один способ управления эффективен. Народное образование, 1997, №1.
- Кричевский В. Четыре уровня школьного поиска. Народное образование, 1997, N1.
- Михайлова Н.Н. Основы развивающих педагогических технологий. Профессиональное образование, 1999, N7, 8.
- Мухамедьянова Г. В школе каждый ученик и каждый учитель должен чувствовать себя счастливым. Народное образование, 2000, N8.
- Нищерет Т. Прогуливать невыгодно. Учительская газета «Сто друзей» N3, 2000, 20 июля.
- В.А.Скакун. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений, М.: 2001.
- Л.Д.Федотова, Е.А.Рыкова, В.А.Малышева. Оценка качества начального профессионального образования. Методические рекомендации. – М.: 2000.
- Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие – М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008.
- Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие – М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2009.
- Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
- Шанина Е. Управление качеством обучения : рейтинг с помощью компьютера. Народное образование, 2000, N6.
Интернет-ресурсы
- http://xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/pedagogicheskij_kontrol.htm#17#17
- http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91639
- http://www.ronl.ru/obuchenie_vospitanie/2765.htm
- http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4965&page=11
- http://festival.1september.ru/articles/573840/
- http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/4856/
- http://informatik.pedsovet.su/inforcon/5.htm
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5991
- http://www.proshkolu.ru/club/obrazovanie/file/269926/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Пять правил повышения эффективности процесса обучения».
На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой: как сделать учебное занятие более эффективным, как развить интерес студентов к изучаемому предмету? Ни для кого не секрет,...
Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса
Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....
Статья "Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"
Ключевые слова: технология группового обучения, группа, подгруппа, познавательная деятельность, оценочное суждение, межличностное общение, сотрудничество....
презентация " Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"
Ключевые слова: технология группового обучения, группа, подгруппа, познавательная деятельность, оценочное суждение, межличностное общение, сотрудничество....
презентация " Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"
В статье раскрывается метод применения программы «Corel DRAW» в производственном обучении.Ключевые слова: декоративная отделка, фактура материалов, художественный образ отделки изделия, де...
Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности учебного процесса
Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплин...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...