Оценка достижений обучающихся
статья на тему
Сертификат участника Росконкурса РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_dostizheniy_obuchayushchihsya.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка достижений обучающихся
Процесс оценки качества освоения учебной дисциплины (УД) или профессионального модуля (ПМ) по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) включает как текущий контроль успеваемости обучающихся, так и промежуточную, и государственную итоговую аттестации. При этом каждая образовательная организация, реализующая ППССЗ, самостоятельно разрабатывает конкретные процедуры и формы текущего и промежуточного контроля успеваемости по каждой учебной дисциплине и междисциплинарному курсу в составе профессионального модуля.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ППССЗ в образовательных организациях создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции обучаемых на различных этапах обучения. При этом оценка качества подготовки обучаемых и выпускников осуществляется по двум основным направлениям:
- оценка уровня освоения учебных дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Компетентностная модель подготовки по новым ФГОС предусматривает многоуровневую структуру контроля знаний. Фонд оценочных средств представляет собой совокупность методических материалов и средств для обеспечения контроля знаний, умений и компетенций обучаемых.
Фонд оценочных средств формируется после разработки составных частей программы подготовки специалистов среднего звена. В состав ФОС входит комплект методических и контрольно-измерительных средств, предназначенных для оценивания компетенций обучаемых на разных стадиях обучения, а также материалы, предназначенные дл проведения аттестационных испытаний на соответствие или несоответствие уровня их подготовки требованиям ФГОС.
Согласно закону «Об образовании в РФ» каждый выпускник обязан подтвердить свой образовательный уровень и квалификацию. Исходя из этого, контрольно-оценочные средства (КОС) и контрольно-измерительные средства (КИМ), образующие ФОС, формируются с учетом существующих требований и позволяют дать качественную оценку уровня квалификации обучаемого. Практика показывает, что довольно часто сформированность компетенций проверяется посредством тестов, которые разграничиваются не только по уровню сложности, но и по степени творческой активности обучаемых.
Процедура оценки результатов обучения позволяет определить соответствие индивидуальных образовательных достижений обучаемых и выпускников ПОО требованиям потребителей образовательных услуг – работодателей. Цель оценки – установить соответствие освоенных профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям ФГОС выполнить контролирующую, констатирующую и уведомляющую функцию. Несомненно, качественная организация контроля требует четкой проработки его видов, форм и процедур, определения объектов оценивания и критериев оценки, продуманности методического обеспечения.
С введением ФГОС оценивается не только уровень освоения того или иного материала, сформированность ПК и ОК (освоил/недостаточно освоил/не освоил), но и определяются уровни оценивания (1- ознакомительный, 2 – репродуктивный, 3 – продуктивный).
Все задания, в зависимости от уровня оценивания, подразделяются на три уровня сложности. Первый – самый легкий, третий – самый сложный. Выполняя легкое задание, обучающийся решает задачу по готовому образцу. Задания средней сложности подразумевают умение обучающегося высказать свои предположения, применить задание в другой ситуации, сравнить и выделить общее. Сложное задание самое трудоемкое и эффективное, оно отличается своей нестандартностью. В ходе выполнения задания обучающийся применяет имеющиеся знания из других областей. При этом точность и полнота оценки определяются рациональностью движения к цели. Роль объективного оценивания велика, так как именно объективный подход формирует у обучающихся адекватную самооценку и критическое отношение к своим успехам.
Важным этапом в планировании процесса оценивания является поиск ответов на такие вопросы, как:
- Что оценивается? (Конечно, же продукт практической деятельности, соответствующий по критериям эталонному качеству продукта).
- Как провести оценку? (В ходе процесса практической деятельности соотнести соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону деятельности. При этом критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания).
- Кто должен оценивать? (Несомненно, ПОО, реализующая программы подготовки специалистов среднего звена и потенциальный работодатель).
Кроме того, для оценки сформированности профессиональных компетенций необходимо учитывать способность обучаемых переносить знания и умения на новые ситуации; планировать и организовывать деятельность; нестандартно мыслить и эффективно общаться с другими людьми. Все эти показатели представляют общие компетенции и являются обязательным элементом компетентностного обучения.
Оценка образовательных результатов на основе модульно-компетентностного подхода проводится с целью:
- выявить сильные и слабые стороны подготовки обучающихся;
- оценить (по определенной шкале) уровень их профессиональной подготовки;
- мотивировать каждого обучающегося на дальнейшее обучение;
- выдать документ об овладении квалификацией или другой соответствующий документ;
- дать информацию работодателю о степени компетентности специалиста.
Среди важнейших принципов контроля целесообразно выделить следующие:
- Объективность, предусматривающую обоснованное содержание контрольных вопросов и заданий, разработку критериев оценивания знаний и умений, независимых от методов и средств контроля определенного педагога;
- систематичность, требующую комплексного подхода к проведению диагностирования освоенных знаний и умений на всех этапах дидактического процесса;
- наглядность, заключающуюся в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям;
- гласность, требующую оглашения процедуры, условий, критериев и результатов оценивания.
К педагогическим требованиям, предъявляемым к контролю¸ относят:
- индивидуальный характер контроля;
- систематичность и размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм проведения контроля;
- всесторонность и объективность контроля;
- дифференцированный подход и единство требований со стороны преподавателей.
Примеры форм оценочных заданий
Показатели оценки результатов (действия обучающихся) | Формы оценочных заданий |
Определение, описание, перечисление, установка, выделение, узнавание | Краткий ответ (устно или письменно), дополнение недостающей информации, выбор из нескольких вариантов, сопоставление, таблица, односложный ответ |
Объяснение, определение различий, оценка, обоснование, доказательство, пояснение, сделать вывод, обобщение | Выбор из нескольких вариантов, односложный ответ (устно или письменно), один вариант из двух, сопоставление, таблица, структурированный вопрос |
Применение, использование, решение, соотнесение, подготовка, вычисление, выполнение операций, показ | Выбор из нескольких вариантов, односложный ответ, структурированный вопрос, таблица, краткий ответ, задание, проект, «журнал», анализ ситуации, практическое задание |
Анализ, выбор, определение различий | Выбор из нескольких вариантов, односложный ответ, анализ ситуации, утверждение, обоснование точки зрения |
Планирование, проектирование, разработка, создание, распределение по категориям, организация, сбор | Развернутый ответ, проект, анализ ситуации, задание |
Оценка, обоснование, сделать вывод. Дать оценку, сравнение | Развернутый ответ, проект, анализ ситуации, «журнал», интервью, анкета |
Сбор, измерение, выполнение, создание, разбор, манипуляция, использование | Демонстрация практических умений, имитация, задание |
Участие, работа, соблюдение мер безопасности, соотнесение, ведение разговора, имитирование | Практическое упражнение, имитация, ролевая игра, анализ ситуации, опросник, интервью |
Таким образом, создание фонда оценочных средств является сложной и достаточно многокомпонентной задачей. Несмотря на наличие большого количества разноплановых диагностических средств оценивания обучающихся, новый ФГОС требует их детальной переоценки и проработки.
Литература.
- Бурлакова И.И. Система оценки достижений обучающихся (личностных, метапредметных, предметных) Министерство образования Московской области, ГБОУ ВПО «Академия социального управления». – М.: 2013
- Горбунова Т.С. Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся. – Омск. 2008.
- Система контроля и оценивания достижений обучающихся (технология оценивания образовательных достижений учебных успехов). МБОУ «Лицей № 19». Майкоп. Республика Адыгея.2014.
- Festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся при получении среднего общего образования".
Данная статья посвященя оценке и контролю качества образовательных достижений при изучении иностранного языка (английский) . В ней отражены формы и типы контроля, описаны правила оформления...
Статья "Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии Мастер по обработке цифровой информации"
Научно-практическа конференция "Система оценки качества образования в образовательных организациях", октябрь 2014...
Практический инструментарий для оценки достижений обучающихся по балльно-рейтенговой системе в художественном направлении
Балльно-рейтенговая система оценивания развивает у обучающихся стремление к лидерству в достижении результатов. Помогает отслеживать свой личный рост. А педагогу даёт возможность объективно с по...
Инновационные технологии оценки достижений обучающихся
В материале представлены технологии матричной оценки и педагогического тестирования для оценивания результата учебных достижений....
Оценка достижений обучающихся
Оценка достижений обучающихся...
Статья "Оценка достижений обучающихся"
Статья "Оценка достижений обучающихся"...
Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2
Программа Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адапти...