Рабочая программа по дисциплине "Основы микробиологии"
рабочая программа на тему

Бунина Татьяна Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00, по профессии СПО 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.03_rab._progr._osnovy_mikrob_2015.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

                                                        

                                                                                

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии

основная профессиональная образовательная программа

специальности 36.02.01 «Ветеринария»

2015

Составитель:

Бунина Татьяна Сергеевна, преподаватель ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

        Эксперты:

        Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Прохорова Светлана Владимировна, зам. директора по научно-методической работе, ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

Содержательная экспертиза: Кухоренко Т.А.- зав. отделением ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, в рамках укрупненной группы специальностей 36.00.00 Ветеринария и зоотехния, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. № 504

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01  Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00 ветеринария и зоотехния, по профессии СПО 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина относится к группе общепрофес-сиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам ос-воения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

- обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;

- проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

- пользоваться микроскопической оптической техникой.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен знать:

- основные группы микроорганизмов, их классификацию;

- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;

- основные группы микроорганизмов, их классификацию;

- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;

- микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;

- правила отбора, доставки и хранения биоматериалов;

- методы стерилизации и дезинфекции;

- понятия патогенности и вирулентности;

- чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;

- формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.

- микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;

- правила отбора, доставки и хранения биоматериалов;

- методы стерилизации и дезинфекции;

- понятия патогенности и вирулентности;

- чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;

- формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося40 часов;

самостоятельной работы обучающегося20 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

лабораторные работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

индивидуальные творческие задания

10

10

Итоговая аттестация в формедифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы микробиологии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

РазделI. Основы общей микробиологии

45

Тема 1.1. Основы классификации и морфологии.

Содержание учебного материала

6

2

1.Введение. Значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных, микробиологии в ветеринарии. Классификация и морфология микроорганизмов, бактерий.

2.Основные группы микроорганизмов, морфология бактерий.  

3.Морфология актиномицетов, спирохет, микоплазм. Морфология риккетсий, грибов.

Лабораторные работы

2

1..Приготовление и исследование мазков из культур бактерии и органов. Микробиологическое исследования и оценка полученных результатов.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Написание реферата на тему: «Наследственность и изменчивость микроорганизмов».

4

Тема 1.2. Физиология микроорганизмов.

Содержание учебного материала

4

2

1.Химический состав микроорганизмов, обмен веществ, дыхание, выделение токсинов. Размножение и рост бактерий.

2.Микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования.

Лабораторная  работа

2

Приготовление простых питательных сред.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Написание реферата на тему: «Жизнедеятельность микроорганизмов».

3

Тема 1.3. Экология микроорганизмов.

Содержание учебного материала

6

2

1.Распространение микробов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха, организма животного, растений и кормов.

2.Влияние на микроорганизмы химических, физических и биологических факторов, их использование для уничтожения микрофлоры.

3.Методы стерилизации и дезинфекции. Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам

        

Лабораторная  работа

2

Техника посева бактерий на питательных средах и их исследование.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Написание рефератов на тему:«Изменения биологических свойств микробов». «Роль микробов в превращении азота».

4

Тема. 1.4. Взятие патологического материала.

Содержание учебного материала

4

2

1.Правила взятия патологического материала. Взятие крови для изготовления мазков при жизни животных и у трупов.

2.Взятие кала, трубчатых костей, кишечника. Правила отбора, доставки и хранения биоматериалов.

Лабораторная работа

4

1.Упаковка и пересылка патологического материала.

2.Оформление сопроводительной карточки

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.4

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Написание рефератов на тему: «Превращение углерода под действием микроорганизма». «Влияние биологических факторов на микроорганизмы».

4

Раздел 2. Общая эпизоотология

15

Тема 2.1. Учение об инфекции.

Содержание учебного материала

6

2

1.Инфекция и инфекционный процесс. Сущность действия возбудителей инфекции.

2.Патогенность и вирулентность, факторы патогенности, распространение патогенных микробов в организме.

3.Формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Написание рефератов на тему: «Иммунизирующая субинфекция».«Взаимоотношение между макро и микроорганизмами».

3

Тема 2.2. Основы учения о вирусах.

Содержание учебного материала

4

            2

1.Понятие о вирусах и их отличие от других микроорганизмов. Устойчивость вирусов.

2.Культивирование вирусов. Патогенное действие. Вирусологическое исследование.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.6

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

 Написание рефератов на тему: «Форма клинического проявления инфекции».

«Иммунитет при вирусных инфекциях».

2

        

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Эпизоотология с микробиологией».

Оборудование учебной лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Микробиология».

Лабораторное оборудование: влажные препараты, питательные среды, микропрепараты, автоклав, прибор для определения бактериального загрязнения, пипетки глазные, измерительные, пинцеты, спиртовки, стёкла предметные, чашки Петри, форма сопроводительной карточки на патологический материал.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Кузьмина В. А., Святковский А. В. Эпизоотология с микробиологией. – М.: АСАDЕМА, 2010.- 429 с.(Для студентов средних специальных учебных заведений по специальности «Ветеринария»).

2. Костенко Т. С. Практикум по ветеринарной микробиологии и иммунологии.- М.: Колос, 2010. (Для студентов средних специальных учебных заведений по специальности «Ветеринария»).

Дополнительные источники:

1. Градова Н. Б., Бабусенко Е. С., Горнова М. Б. Лабораторный практикум по общей микробиологии – М.: издательство ДеЛипринт, 2010. – 144с.

2. Гусев М. В., Минеева Л. Н. Микробиология. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464с.

4. Ветеринария: научно-производственный журнал учрежден МСХ РФ тел.(fax: (495) 607 – 38 -12)

5. Газета «Ветеринарная жизнь» Е – mail: vetlife © yandex. ru

6. Современная микробиология. Прокариоты (в 2-х томах. – М.: Мир, 2010. – т 1- 643 с., т 2 – 449с.

Интернет ресурсы:

1. Микробиология. Форма доступа: http://www.booksmed.com/infekcionnye-bolezni/561-infekcionnye-bolezni-zhivotnyx-voronin-uchebnik.html

2.  Микробиология. Форма доступа: http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy/

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;

проверка лабораторной работы

-проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

проверка лабораторной работы

- пользоваться микроскопической оптической техникой.

наблюдение за выполнением лабораторной работы

Знания:

- основные группы микроорганизмов, их классификацию;

тестирование

- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 "Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве" специальность 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов

Программа учебной дисциплины  – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продук...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Рабочая программа "Основы микробиологии, санитарии, гигиены в пищевом производстве"

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате изучения учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» обучающийся должен:...

Рабочая программа по микробиологии , санитарии и гигиене для технологов общественного питания

Разъясненияпо формированию программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального обр...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по профессии 19.01.17 Повар, кондитер укрупненной группы профессий  19.00...

Рабочая программа УД "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"

Рабочая программа УД "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"...