УУД на уроках химии
статья на тему

Колесова Марина Николаевна

использование технологий на уроках химии в разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УУД на уроках химии15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Механизм формирования универсальных учебных действий через современные технологии на уроках химии.

Приоритетной целью школьного образования , вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Современный выпускник должен использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса, владеть компьютерной грамотностью, уметь работать с огромным количеством информации, быть коммуникабельным и мобильным.

        Целью моей педагогической деятельности является развитие личности через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой  образовательного процесса. При достижении этой цели реализуются следующие задачи:  обеспечение оптимального уровня качества знаний обучающихся по предметам «Химия» и «Биология», формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, необходимых для успешного продолжения образования в течение всей жизни и воспитание у школьников  активной  жизненной  позиции.
        Универсальные учебные действия - это навыки, которые должны закладываться  уже в начальной школе, на всех её уроках. В тексте «Федерального стандарта» УУД  группируют в четыре основных блока: 

  1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
  2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
  3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
  4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

При планировании уроков необходимо  учитывать взаимосвязь уровня  сформированности УУД со следующими показателями: 

  • состояние здоровья детей;
  • успеваемость по основным предметам;
  • уровень развития речи;
  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  • стремление принимать и решать учебную задачу;
  • навыки общения со сверстниками;
  • умение контролировать свои действия на уроке.

 Как сохранить высокий уровень познавательной активности школьников и знания? Отбор технологий и методов привел к тому, что мой педагогический арсенал сегодня содержит  личностно ориентированные технологии и методы обучения: технологию критического мышления, «обучение в сотрудничестве»,  информационно-компьютерные, игровые технологии и метод проектов. Все они  позволяют оптимально достигать прогнозируемых результатов обучения; раскрывают и активизируют потенциальные возможности каждого ученика.

Работая в прошлом в общеобразовательной школе и в данное время в научно- образовательном комплексе я пришла к выводу, что обучение в разновозрастных группах имеет большие образовательные  возможности.

Во-первых,  это использование метода «погружений», которые позволяют  детям сосредотачиваться на решении конкретных задач одного учебного предмета.  Нет такой частой смены учебных предметов, как при традиционной форме.

Во-вторых, разновозрастное обучение создает условия для активной совместной деятельности учащихся в разных ситуациях. Ученики с недостаточным уровнем знаний имеют возможность выяснить то, что не поняли и ликвидировать пробелы, а сильные – еще раз повторить, углубить и расширить знания по изучаемому материалу.  В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но и актуализирует имеющиеся знания, осмысливает  их по – новому, воспринимает с другой точки зрения.

В третьих, в среде сверстников лишь некоторые способны «пробиться» в организаторы, лидеры, в то время как на разновозрастном занятии старшие выполняют роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы. При такой  организации совместной деятельности происходит интеллектуальное и нравственное взаимообогащение школьников разного возраста. У детей проявляется больше творчества, самостоятельности. Следует отметить, что конфликтности и напряженных ситуаций в таких разновозрастных группах практически нет, в отличии от группы одного возраста.

В четвертых, на разновозрастном занятии у старших  ребят проявляются и развиваются организаторские умения, способность самостоятельно решать учебные задачи, активность, ответственность, инициативность и заботливость. У младших также проявляются сознательность и активность. Это все повышает уровень мотивации учения и расширяют познавательные интересы учащихся.

         В пятых, круг общения ребят  в  научно образовательном  комплексе более расширен. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу позволяет снять психологическое напряжение, избежать монотонности учебного процесса. Ученик лицея  чувствует себя комфортнее, чем в  обычном классе. На таких занятиях у ребят возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

Практика показала, что такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, ребятам легче работается, больше самостоятельности, ответственности  у самих учащихся.

         В своей практической деятельности  использую  несколько вариантов технологии сотрудничества с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учеников: обучение в команде; исследовательская работа учащихся в группах; «учимся вместе»; «ажурная пила».

Например, при изучении темы «серная кислота», мы выделяем такие ключевые вопросы:  характеристика, получение, физические и химические свойства, соли кислоты. Каждый член группы находит материал по своему вопросу,  затем происходит «встреча экспертов» по одному и тому же вопросу для обмена информацией.  После этого они возвращаются в свои группы и обучают других ребят всему новому, что узнали. Заключительный этап  провожу фронтально, индивидуально или в форме тестирования.

В результате  повысился самоконтроль учащихся за результатами не только своей работы, но и работы партнера; повысилась мотивация к предмету, качество обученности.

Для формирования коммуникативных действий (технология сотрудничества)  я предлагаю ученикам задания, выполнение которых  обеспечивает  возможность сотрудничества ребят. Например, сдача мини зачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.

Из многочисленных приемов технологии критического мышления на уроках в разновозрастных группах чаще всего использую составление кластера, инсерт (маркировка текста), мозговой штурм, чтение с остановками, синквейн.   Так, на уроке  по теме «чистые вещества и смеси» ребята на стадии «Вызова» определяли верные утверждения основываясь на личном опыте. На стадии «Осмысления» использовав раздаточный материал, текст, содержащий большое количество примеров, описывали способы разделения смесей при получении сахара, соли, чистой воды из смеси воды и масла, бензина. На стадии «Рефлексия» - проводили лабораторную работу по разделению смеси песка  и соли.

Проблемное обучение и технология формирования типа правильной читательской деятельности  позволяет учащимся расширить кругозор и знания при работе с дополнительной литературой на  уроках. При такой работе выделяется  три этапа: до текстовый;  текстовый и  после текстовый. Первый этап считаю самым важным, так как эффективно организованная деятельность учащихся положительно влияет на мотивацию обучения, стимулирует их познавательную активность, включает в работу над текстом еще до знакомства с содержанием. Для организации диалога использую иллюстрации к тексту, опоры, фотографии, рисунки, схемы, подсказки и жизненный опыт учащихся. Беседа строится по специальному алгоритму, где ключевыми вопросами являются: «О чем мы сегодня будем читать текст?», «Каково название текста?»   Алгоритм включает ряд этапов: работа над иллюстрацией, определение эмоционального фона рассказа, уточнение содержания текста на основе ключевых слов, корректировка названия текста и сравнение с авторской версией. На втором этапе ученики знакомятся с содержанием текста, осмысливают его, подтверждают или опровергают выдвинутые ранее предположения. На после текстовом этапе выполняются проблемно-поисковые, игровые задания для уточнения и расширения знаний: лото, мозаика, решение кроссвордов, ролевые и дидактические игры, заполнение таблиц, выполнение проектного, творческого задания. Этап заканчивается рефлексией. Продуктивность технологий в том, что ученики стали с интересом читать тексты, самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию, активно выдвигать пути решения возникающих проблем. Например, урок в разновозрастной группе 7-9 классы по тексту «Тайна периодического закона Д.И. Менделеева».

Проектная методика используется мною во всех классах. Для учащихся разновозрастных групп наибольший эффект имеют следующие виды проектов: интервью, когда ученики проводят опрос окружающих с целью выяснения мнения, нахождения ответов на вопросы (проект по теме: «Химия в медицине».). Коллаж – ребята подбирают фотографии, рисунки, делают  соответствующие подписи и готовят рассказ по плану («Химия и окружающая среда».). Банк информации – ученики готовят информацию, обмениваются ею по актуальным фактам и событиям; результаты заносятся в таблицу, например, по теме: «Химия и пища». В разновозрастных группах акцентирую внимание на практической значимости проекта, его актуальности и самостоятельности выполнения, объеме и разнообразии источников информации. Это  помогает заинтересовать практически всех обучающихся работать с дополнительной информацией, творчески подойти к ее оформлению и представлению в виде коллажей, рисунков, презентаций, буклетов.

Имея опыт работы в классно-урочной системе, и сейчас работая в лицее, где образовательный процесс имеет разновозрастную организацию на уровне учебных групп, главным результатом считаю 100%-ную успеваемость и стабильное качество знаний пятьдесят восемь  процентов. Одним из важнейших достижений считаю победу своей ученицы  Карасевой Екатерины  в городской олимпиаде по химии. И хотя количество баллов, набранных Катей ни позволили комиссии присудить ей место, данная победа говорит об эффективности применяемых мной технологий при работе с одаренными детьми.

Постоянное создание на уроках ситуаций, в которых ученикам приходится размышлять, искать выход, рассуждать, доказывать и обосновывать свои суждения, переживать радость от правильно найденного решения, помогает формированию активного, критического, самостоятельного, творческого мышления, без которого трудно обойтись в повседневной жизни.

        Обучение учащихся  в разновозрастных группах позволяет расширить и обогатить контакты детей, повысить воспитательный потенциал их взаимоотношений, создать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, удовлетворить интересы детей, их потребность в общении, обеспечить психологическую и социальную защищенность учащихся и в целом  их успешность.

Задания для диагностики и формирования УУД

Предлагаются возможные варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД. При подготовке настоящих рекомендаций было использовано пособие Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

– участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
– самооценка события, происшествия;
– дневники достижений.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– Поиск лишнего
– «Лабиринты»
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– Работа со словарями
– «Пластилин»

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
– Диспут
– Заучивание материала наизусть в классе
– «Ищу ошибки»
– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– «отгадай, о ком говорим»;
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

В результате вышеизложенного можно сделать следующие выводы.  В  ходе образовательного процесса в режиме недельного погружения и разновозрастного обучения формируются  универсальные учебные действия, которые

– позволяют развивать личность  ученика в комфортных для него условиях;

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять  образовательную деятельность, ставить  цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока Химия за чайным столом

Урок-конспект Химия за чайным стлом...

Формирование ключевых компетенций на уроках химии.

Формирование  ключевых компетенций на уроках химии. В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционно-техно...

Современный урок химии

Здравствуйте. Решила поделиться разработками уроков по химии за 8 и 10 классы, также элективного курса, построенных с применением технологий сингапурской методики...

Разработка урока химии на тему "Спирты."

План-конспект урока для учащихся 2 курса по профессии "Наладчик А и ПО"...

Разработка урока химии на тему "Спирты."

План-конспект урока для учащихся НПО...

Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии

методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...