«М. В. ЛОМОНОСОВ – ГЕНИАЛЬНЫЙ СЫН РУССКОГО НАРОДА»
классный час на тему
Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по дисциплине «Физика»: целью данного мероприя является воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие | 55.28 КБ |
Презентация к внеклассному мероприятию | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО ШАТКОВСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Внеклассное мероприятие
в рамках предметной недели по дисциплине «Физика»:
«М. В. ЛОМОНОСОВ –
ГЕНИАЛЬНЫЙ СЫН
РУССКОГО НАРОДА»
Подготовила:
Преподаватель ГБОУ СПО ШАТТ Ладошкина С.Н.
Цель:
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.
Задачи:
1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.
2. Показать значение просветительской и научной деятельности
М.В. Ломоносова в жизни России XVIII века.
Форма проведения:
Внеклассное мероприятие строится на основе подготовленных преподавателем и обучающимися сообщений и презентации о М.В. Ломоносове.
План внеклассного мероприятия:
1. Вступительное слово преподавателя о М.В. Ломоносове.
2. Выступления обучающихся с подготовленными материалами, презентация:
- аспекты биографии Ломоносова;
- вклад Ломоносова в науки;
- литературное творчество Ломоносова;
- общественная деятельность Ломоносова.
3. Дискуссия по выдвинутой проблеме:
Почему Ломоносова называли «первым русским университетом» (А.С.Пушкин) и «Петром Великим русской литературы» (В.Г. Белинский)?
Да, велико его значенье
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему,
Как тот борец ветхозаветный,
Который с силой неземной
Боролся до звезды рассветной
И устоял в борьбе ночной.
Ф.И. Тютчев
… может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
М.В. Ломоносов
Жалею только о том, что не мог я совершить всего того,
что предпринял я для пользы отечества,
для приращения наук и для славы Академии.
М.В. Ломоносов
Соединяя необыкновенную силу воли
с необыкновенной силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшей страстью сей души,
исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик,
Химик, Минералог, Художник и Стихотворец –
он все испытал и все проник.
А.С. Пушкин
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово преподавателя:
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованных русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которые он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути.
Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
2. Выступления обучающихся с презентацией:
- Аспекты биографии Ломоносова (презентация).
Родился М. В. Ломоносов 8 ноября (19 – по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – являлся довольно зажиточным человеком. Мать будущего ученого – Елена Ивановна – была дочерью дьякона. К сожалению, она очень рано умерла, оставив единственного сына сиротой.
Весь уклад жизни северной поморской стороны наложил отпечаток на впечатлительного М. В. Ломоносова. Жизнь среди поморов, поморские плавания с отцом, борьба с лишениями, суровыми природными условиями способствовали появлению в М. В. Ломоносове необычайных физических и нравственных сил, закалили его характер, приготовили к борьбе. В нем рано пробудился интерес к чтению, к познанию необычного, нового.
Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он у соседа, крестьянина Шубного, а мотом у местного дьяка Сабельникова. В возрасте 14 лет изучил «Арифметику» Л. Ф. Магницкого и «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого. Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах.
И вот зимой 1730 г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою своих книг – грамматикой и арифметикой, составляющих тогда всю его библиотеку.
В январе 1731 года М. В. Ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию.
В академии Ломоносов за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь. Не довольствуясь поурочными заданиями М. В. Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.
1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ М. В. Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.
В сентябре1736г. М. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.
Ломоносов женился за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Её потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.
В июне 1741 г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в академии наук. Он проработал в ней свыше двадцати лет, доказав, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему вражеская судьба. Лишь в 1745 г. после энергичных обращений к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец определен в звании профессора химии.
Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России М. В. Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе М. В. Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет. Ломоносову удалось провести свой план организации демократического университета, открытого для всех лиц, способных к наукам (правящие круги хотели создать заведение лишь для подготовки чиновников, доступное для дворян). М. В. Ломоносову принадлежит большая заслуга в том, что Московский университет стал центром передовой научной мысли России во второй половине 18 века.
С 1940 г. Московский государственный университет носит имя М. В. Ломоносова, а перед главным зданием университета установлен его памятник.
В 1757 М. В. Ломоносов был назначен советником канцелярии академии наук, а в 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при академии наук. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провел исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико - химические работы, осуществляя намеченный им ранее широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка, создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное, значение.
Умер М. В. Ломоносов 4(15) апреля 1765 года, в возрасте 54 лет, похоронен на Лазаревском кладбище Александро - Невской лавры в Петербурге. Сразу же после смерти Ломоносова все находившиеся в его доме бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны графом Г. Г. Орловым. Большая часть его архива – по-видимому, все бумаги, имеющие государственное значение, были отобраны Орловым. Их местонахождение не обнаружено до настоящего времени. Научные записи Ломоносова, видимо не представлявшие интереса для Орлова, были оставлены им и сохранились до наших дней.
- Вклад Ломоносова в науки (презентация).
«Историк, механик, химик, художник и стихотворец,
он все испытал и все проник…»
А. С. Пушкин
Академик М. К. Келдыш сказал: «Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.
Химия
«… Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие.
Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания»
М. В. Ломоносов
Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Ломоносов ввел в химическую практику основные принципы количественного и качественного анализа. Он считал, что уверенность в результатах опытов зависит от работы с чистыми химическими веществами и реактивами. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в Академию.
Ломоносов пишет прошение: «… Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без нее почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов.
Того ради Правительствующий Сенат всепокорнейшее просим, дабы по примеру других славных Академий повелено было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями… Академии наук адьюнкт Михайла Ломоносов».
И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.
Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-х годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.
Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стекол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезенных из Рима графом М. Л. Воронцовым. Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стекол.
«Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые стекло чтут ниже минералов, приманчивым лучом блистающих в глазах. Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. Необходимо к пользе и славе Российской империи завести фабрику делания мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».
В благодарность за учреждение Усть - Рудицкой фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: ее длина 6,4 метра и высота 4,8 метра. Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.
Физика. Астрономия.
«… Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,
рожденным только воображением»
М. В. Ломоносов
Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.
На основе атомистических представлений он развил свою корпускулярную теорию теплоты, совпадающую с современными молекулярно-кинетическими воззрениями. В 1750 он опубликовал работу «Размышления о причине теплоты и холода», в которой, как и в ряде других работ, высказывался против учения о теплороде – специфической жидкости, которая якобы переливается в нагреваемые тела. Он доказывал, что теплота – это движение частиц вещества и пытался объяснить ее природу вращательным движением частиц. М. В. Ломоносов предполагал существование беспорядочного поступательного движения частиц. Представления о таком движении он развивал в работах об упругости газов. Идея о вращательном тепловом движении молекул, впервые высказанная М. В. Ломоносовым, фактически послужила в первой половине 19 в. отправным пунктом кинетической теории газов. М. В.Ломоносов развил основы кинетической теории материи. Он предсказал отступления от закона Бойля при высоких давлениях вследствие влияния собственного объема корпускул. С помощью представлений об атомах и молекулах, находящихся в непрерывном движении, М. В. Ломоносов пришел к мысли о существовании абсолютного нуля, о невозможности передачи тепла от менее нагретого тела к более нагретому и т. д. М. В. Ломоносову принадлежит первое доказательство закона сохранения вещества при химических реакциях.
В конце 1753 М. В. Ломоносов выступил с замечательной работой «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», в которой предложил теорию атмосферного электричества и высказал свои воззрения на природу электричества. М. В. Ломоносов считал, что возникновение атмосферного электричества обусловлено конвекцией воздушных масс. Электричество, по мнению М. В. Ломоносова, связано с вращением частиц эфира вокруг своих осей. Теория электричества М. В.Ломоносова коренным образом отличалась от существовавших в то время теорий тем, что исключала существование особой электрической материи и сводила электрические явления к движениям эфира, причем не макроскопическим, а микроскопическим движениям его частиц. Подобные представления выдвигались и в дальнейшем, вплоть до конца 19 в., для объяснения явлений электричества как следствия движений мельчайших частиц эфира.
Большое место в творчестве М.В. Ломоносова занимали вопросы оптики, главным образом практическая сторона ее – конструирование и изготовление различных оптических приборов и инструментов. В 1741 он предложил оригинальную конструкцию катоптрико - диоптрического зажигательного инструмента, состоявшую из семи плоских зеркал и восьми двояковыпуклых линз. В 1752-56 г. М. В. Ломоносов впервые сконструировал и ввел в практику научного исследования рефрактометр. Замечательная идея Ломоносова о возможности определения характера прозрачного вещества по его показателю преломления, положенная в основу создания рефрактометра, получила признание и вошла в широкую научную практику лишь в конце 19 в. Им был изобретен также «горизонтоскоп», т. е. перископ с механизмом для горизонтального обзора местности. Широкое распространение они получили только в наше время.
Одним из интересных изобретений М.В. Ломоносова в области инструментальной оптики была построенная им (1756-58 г.) «ночезрительная труба», с помощью которой можно было в сумерки и ночью «яснее и явственнее» различать скалы и корабли. Такие трубы были использованы на судах русской полярной экспедиции В. Я. Чичагова в 1765-66 г., организованной по инициативе М. В. Ломоносова. Он создал конструкцию отражательного зеркального телескопа без дополнительного отражательного плоского зеркала. В его записях фигурирует фотометрическая труба, построенная им для сравнения силы света звезд. Для мореходной астрономии он создал более двух десятков новых инструментов.
В работе «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее» (1756 г.), оказавшей существенное влияние на развитие цветоведения, М. В. Ломоносов защищал волновое представление о свете и выдвинул новое учение о цветах. Основываясь на собственных опытах по получению окрашенных мозаичных составов, М.В. Ломоносов нашел, что можно получить состав любого цвета путем сочетания в различных пропорциях исходных веществ голубого, желтого и красного цветов. Свою теорию цветов М.В. Ломоносов противопоставлял установленному Ньютоном положению о составе белого света из семи простых цветных тонов. Последующее развитие науки показало, что это противопоставление было обусловлено недостаточным уровнем развития теории цветов в 18 в.
М. В. Ломоносов занимался преимущественно химической стороной проблемы цвета, изучал вопросы связи между цветностью тел и их физико-химической структурой, и его положения не стояли ни в каком противоречии с положениями Ньютона, относящимися к области изучения физической природы света, вызывающего у человека ощущения различных цветов.
С 1841 г. М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создает там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке.
Он был одним из создателей астрономических обсерваторий в России.
26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой.
Математика
«Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит».
М. В. Ломоносов
Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендуя широко применять математические методы в других науках. Математику, — писал ученый, — ”почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно”. Эти слова созвучны нашему веку, когда методы математики получили большое распространение как в естественных, так и в гуманитарных науках.
В 1741 году Ломоносов написал сочинение, изумившее всех своим названием: Elementa Chimiae Mathematicae (”Элементы математической химии”, на латыни). Химия и математика! Современникам Ломоносова одно сопоставление этих слов казалось нелепым.
Математическая химия — раздел теоретической химии, область исследований, посвящённая новым применениям математики к химическим задачам. Основная область интересов — это математическое моделирование химических явлений и процессов. Критерием истины в математической химии являются математическое доказательство, вычислительный эксперимент и сравнение результатов с экспериментальными данными. Важнейшую роль в математической химии играет математическое моделирование.
Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике и других точных науках. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам — положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности.
Метеорология
«Неусыпный труд препятствия преодолевает...»
М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов много занимался исследованиями в области метеорологии. Он изобрел и построил метеорологические приборы – «анемометр», указывающий наибольшую скорость ветра и его направление, «морской барометр» и др. Он соорудил аппарат для подъема самопишущего термометра в верхние слои атмосферы. Ломоносов глубоко интересовался полярными сияниями, вел наблюдения над ними и в 1753 высказал мысль об их электрической природе. Придавая большое значение метеорологическим наблюдениям, М. В. Ломоносов указывал на необходимость создания широкой сети метеорологических обсерваторий, оборудованных самопишущими приборами. По его настоянию академические экспедиции того времени проводили метеорологические наблюдения и организовывали метеорологические станции.
Геология
«... Напрасно многие думают, что все, как видим,
с начала творцом создано,
... Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук...»
М. В. Ломоносов
М.В. Ломоносов был одним из создателей геологии. В своих трудах «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757г.), «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763г.) и «О слоях Земных», - Ломоносов заложил основы геологической науки. В своем учении о Земле Ломоносов исходил из признания того, что наша планета имеет свою собственную историю. По Ломоносову земля развивается, но и изменяется. Огромная заслуга М.В. Ломоносова состояла в том, что он не только заложил основы геологии, но фактически явился создателем горнорудного дела в России.
Еще в 1742г. Ломоносов пишет «Первые основания горной науки», затем на протяжении своей жизни неоднократно пишет не только теоретические труды, но и практические руководства для осуществления горных выработок. Он собирает коллегии минералов при географическом департаменте Академии наук, систематизирует их, отправляет многочисленные геологические экспедиции в разные концы России, страстно убеждает русских людей в неисчисляемых богатствах нашей страны.
География
«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно»
М. В. Ломоносов
В географии М. В. Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам исследования полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошёл с точки зрения интересов развития морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчеркивал важность прокладки этого пути в политическом и в хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763 г.). М. В. Ломоносов дал первую классификацию льдов, которая во многом сходна с современной. Ввёл представление об ископаемых льдах. Указал, что ледяные горы «обязаны своим происхождением крутым морским берегам». Обосновал существование большого ледового дрейфа, которое было установлено во 2-й половине 19 века.
М. В. Ломоносов стрёмился укрепить Географический департамент в качестве учреждения, имеющего определенные функции государств, значения в подготовке научно обоснованных данных для составления нового географического атласа России. Проявлял заботу о подготовке русских картографов и геодезистов. Составлял проекты астрономической экспедиций. рассылал запросы по губерниям России для получения разного рода данных с мест. В связи с подготовкой материалов для географического описания страны М. В. Ломоносов занимался вопросами экономической географии (сам термин «экономическая география» введён им). Он составил проект «экономического лексикона», который должен был содержать сведения о сельском хозяйстве и промышленной продукции отдельных районов России, о строительных материалах, горной промышленности и т.д.
М. В. Ломоносов впервые начал в академии наук массовое изготовление глобусов на «пользу географии российской» и особенно на пользу распространения географических знаний среди русского юношества.
История
«Открой мне бывшие, о древность, времена…»
М. В. Ломоносов
За годы жизни Ломоносова в России сменилось восемь правителей, но основное время выпало на годы правления Елизаветы Петровны. Вместе с Шуваловым Ломоносов бывает при дворе и Елизавета Петровна дает наказ Ломоносову: «Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная «профессором слова».
В начале 50-х г. Ломоносов занялся написанием «Древней Российской истории». Сохранившиеся наброски плана свидетельствуют о стремлении ученого обобщить процесс русской истории, дать деление ее на периоды, непосредственно связанные друг с другом. Он выработал свою периодизацию, которая основывалась на изменении политических форм правления Русского государства.
С большим усердием принялся ученый за сбор исторических материалов. Он сознавал большую ответственность, принимаясь за этот нелегкий труд. В 1758 г. Ломоносов подготовил первый том «Российской истории» и передал его в академическую типографию. Но в следующем году он взял рукопись, чтобы изменить расположение примечаний. Работа затянулась, и при жизни автора книга так и не была отпечатана. Она вышла в свет в 1766 г., через год после его смерти, под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.». Издание этого труда Ломоносова было крупным событием в русской историографии. Освещая древнейший период русской истории, Ломоносов выступил как серьезный исследователь, вооруженный знанием многих источников, мастерски доказывающий многие положения, имевшие большое значение и для современности, и для дальнейшего развития исторической науки. Идеи ученого о глубокой древности славянских народов, о важной роли славянства в общеевропейской истории, о смешанной славяночудской этнической основе населения России и другие были оригинальными и направлены против норманнской теории.
«Древняя Российская история» Ломоносова пользовалась популярностью не только в России, но и за рубежом. В 1768 г. она была переведена на немецкий язык, в 1769 г. вышла во французском переводе.
Среди исторических тем, которые привлекали внимание ученого, особое место занимала история Петра I. Ломоносов в течение многих лет собирал материалы, чтобы написать серьезное исследование.
М.В. Ломоносов, придавая истории большое воспитательное значение, ставил перед собой задачу пропаганды событий прошлого средствами изобразительного искусства. В 1763 г. он составил заметку «Идеи для живописных картин из российской истории». Из богатого национального прошлого он отобрал сюжеты и образы, замечательные по своей значимости, а живописцев он призывал к соблюдению исторической достоверности. Изучая прошлое своей Родины, Ломоносов возлагал большие надежды на ее величие в будущем. Он понимал, что история создает национальные традиции и связывает между собой поколения.
1 ноября 1761 года Ломоносов написал Шувалову письмо, полное глубоких мыслей и заботы о процветании Российского государства. Это письмо, озаглавленное «О Сохранении Российского народа» раскрывает богатство души Ломоносова и показывает удивительную разносторонность его гения.
До последних дней жизни боролся Ломоносов с врагами русской культуры. «Зато терплю, - писал он в своих заметках, – что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились Россияне показывать свое достоинство…»
Философия
«Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова»
М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов не только великий естествоиспытатель, но и крупнейший философ – материалист ХVIII века. Свое мировоззрение и систему естественно - научных взглядов Ломоносов называл «корпускулярной философией». В основе ее лежала атомно – молекулярная теория строения вещества, обобщение достижений химии, физики и других естественных наук.
Во всех своих опытах и исследованиях, во всех рассуждениях о натуре (природе) М. В. Ломоносов безоговорочно признает материальность бытия. С первых шагов своей научной деятельности он сознательно делает упор на материалистический подход к изучению действительности.
Ломоносовское понятие материи непременно связывается с определенной структурой вещества, а именно, с корпускулами и элементами. Совершенно ясно, что под корпускулами Ломоносов понимает молекулы, а под элементами – атомы. Согласно учению Ломоносова, у материи два основных вида: материя собственная (или связанная) и материя посторонняя (или протекающая, проникающая). К первому виду он относит материю тел, ко второму – всемирный эфир. Все тела обладают определенными или частными качествами. Основные из них – это протяженность, сила инерции и движения.
Учение о неразрывности материи и движения – безусловно признается и всесторонне защищается Ломоносовым на протяжении всей его жизни. Идея неразрывности материи и движения находит наиболее общее и глубокое выражение в открытом Ломоносовым всеобщем законе природы. Некоторые авторы рассматривали этот закон, как только предвосхищение открытия Лавуазье, трактовали его как физико-химический закон. А между тем он имеет гораздо большее значение, ибо в нем даны в концентрированной форме основные положения передового материалистического мировоззрения ХVIII.
Риторика
«Красноречие есть искусство…»
М. В. Ломоносов
Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал "Краткое руководство к риторике" на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике - "Риторика" 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.
Само определение риторики у него традиционно: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению".
В "Риторике" выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде он выделяет собственно риторику - учение о красноречии вообще; ораторию - наставление к сочинению речей в прозе; поэзию - наставление к сочинению поэтических произведений. Первая попытка Ломоносова создать учебник риторики - событие большого исторического значения.
Литературное творчество.
«Стихотворство – моя утеха, физика – мое упражнение»
М. В. Ломоносов
Уезжая в 1736 году в Германию, М. В. Ломоносов захватил с собой книгу В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Все это время он внимательно изучал ее и, будучи в Марбурге, для показания своих успехов в изучении иностранных языков перевел с французского языка на русский оду Франсуа Фенелона. Свои занятия поэзией М. В. Ломоносов продолжил и во Фрейберге. В сентябре – ноябре 1739 года он написал и отправил в Петербург оду «На взятие Хотина»:
Не смея в бой пуститься вновь,
Местами враг бежит пустыми,
Забыв и меч, и стан, и стыд,
И представляя страшный вид
В кров Другов своих лежащих.
Уже тряхнувшись, легкий лист
Страшит его, как яркий свист
Быстро сквозь воздух ядр летящих.
Шумит с ручьями бор и дол:
Победа, российская победа!
Но враг, что от меча ушел,
Боится собственного следа.
Тогда, увидев бег своих,
Луна стыдилась сраму их
И в мрак лице, зардевшись, скрыла ...
Вместе с одой он послал в Академию небольшую теоретическую работу – «Письмо о правилах российского стихотворения».
М. В. Ломоносов, сочинил оды ко дню рождения императора Ивана Антоновича и на победу российских войск при Вильманстраде. Оды эти сразу же были напечатаны и привлекли всеобщее внимание новизной стиля, звучности языка и содержанием.
Со вступлением на престол Елизаветы Петровны Ломоносов пишет оду « На день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны»:
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает
Его средину и конец.
А годом раньше оду «Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских», где поэт прославляет императрицу за покровительство наукам и искусствам и вместе воспевает Петра Великого и науки, «божественные чистого ума плоды»; здесь же он обращается к новому поколению России, призывая его к просвещению, наукам.
Как поэт и преобразователь русского языка, М. В. Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное», несколько од, посвященных частным событиям в жизни царствующих особ, а также переложение нескольких псалмов.
В 1743 году М. В. Ломоносов написал два философских стихотворения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». В первом стихотворении он описывает происходящие на Солнце процессы, гениально предугадывая явления, ставшие известными лишь в XIX веке:
…когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся.
Борющийся множество веков;
Там камни, как вода, кипят;
Горящи там дожди шумят…
В «Вечернем размышлении …», написанном под впечатлением необычного яркого северного сияния, наблюдавшегося в Петербурге в 1743 году, М. В. Ломоносов рассуждает о причинах этого удивительного явления природы:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мечут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?..
Истинным поэтом Ломоносов был и тогда, когда в стихах своих касался «Любезного отечества»:
… может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Ломоносов-просветитель.
«Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут...».
М. В. Ломоносов
Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Указ об учреждении Московского университета был подписан 25 января 1755 года.
В Московском университете первоначально работало три факультета: философский, медицинский и юридический. Преподавание велось в основном на русском языке. В 1756 году при университете открылась типография, которая начала свою работу изданием двухтомного собрания сочинений М. В. Ломоносова. Первый том вышел в свет в 1757 – 1758 годах, второй в 1759 году.
Эти книги стали служить наградой для студентов, показавших отличные успехи в освоении наук. На переплете книг золотым тиснением обозначено: «За приложение». Впервые в истории русского книгопечатания в книгах был помещен гравированный портрет автора.
1 марта 1757 года М. В. Ломоносова назначили членом академической канцелярии, что давало ему возможность управлять делами Академии.
Наибольшее внимание М. В. Ломоносов уделял надзору за учебными заведениями Академии, которыми он заведовал до самой своей смерти. Он устроил для учащихся общежитие, настоял на своевременной выплате денег на их содержание, добивался повышения жалованья особо отличившимся ученикам.
М. В. Ломоносов составил для гимназистов правила поведения, где предусматривал им «к наукам простирать крайнее прилежное и никакой другой склонности не внимать»; быть вежливыми с учителями, не шуметь и не ссориться, не мешать учиться другим; остерегаться в разговорах «слов подлых и соромских», не лгать. Лень – наивреднейший для учащихся порок: «того ради всячески должно преодолевать оную послушанием, воздержанием, бдением и терпением».
Большое внимание М. В. Ломоносов обращал на авторитет учителя. Он писал в проекте регламента академической гимназии: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе – презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не только словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся…».
3. Дискуссия по поставленной проблеме.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему А. С. Пушкин называет Ломоносова «первым русским университетом»?
2. На ваш взгляд, насколько правильно данное высказывание?
(Аргументируйте свой ответ).
3. Какие доказательства можно привести в поддержку данного высказывания?
4. Почему Белинский называет Ломоносова «Петром Великим русской литературы»?
5. Что отличало историческое мировоззрение М. В. Ломоносова?
6. Некоторые исследователи считают, что роль и значение деятельности М. В. Ломоносова преувеличена (выскажите свое отношение к такой позиции).
7. Какие бы вы могли выдвинуть контраргументы к такой точке зрения?
4. Подведение итогов.
Преподаватель:
Доказательствами, что в истории отечественной и мировой науки
М. В. Ломоносов занял особое место, как энциклопедист, что его научные интересы чрезвычайно широки и многогранны, может служить такой факт: в «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки М.В. Ломоносов», ученый написал о своих основных девяти открытиях:
1) объяснение причин теплоты и холода, которыми «устраняются смутные деятели о некоторой бродячей, беззаконно скитающейся тепловой материи»;
2) механическое объяснение причин упругости воздуха;
3) создание физико-химических начал теории растворов;
4) создание предпосылок к объяснению явлений, происходящих в недрах Земли;
5) объяснение наступления внезапных холодов и происхождения северного сияния вертикальными перемещениями масс атмосферного воздуха;
6) открытие явления «совмещения частиц» как причины многих явлений в природе;
7) экспериментальное доказательство изменения положения центра тяжести Земли;
8) указание на то, что наблюдения над явлениями в запаянном ртутном барометре или «Амонтовом воздушном термометре имеют громадное значение в метеорологических вопросах»;
9) изобретена очень чувствительная «машина», которая сможет экспериментально подтвердить теорию М.В. Ломоносова о непостоянстве на Земле силы тяжести.
А юному поколению хочется напомнить слова М. В. Ломоносова:
«По мере обширного сего государства Высокие науки в нём распространялись и чтобы сынах российских оным охота и ревность равномерно умножалась».
Литература:
- Астафуров В.И. «М.В.Ломоносов». – М.: Просвещение, 1985 г.
- Белявский М.Т. «М.В.Ломоносов и основание Московского университета». – М.: МГУ, 1955 г.
- Белявский М.Т. «Ломоносов – наш первый университет». – М.: МГУ, 1961г.
- Буторина Т.С. «М.В.Ломоносов и педагогика». – Архангельск, 2001г.
- Буторина Т.С. «Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века». – Архангельск - Москва, 2005 г.
- Карпеев Э.П. «Михаил Васильевич Ломоносов». – М.: Просвещение, 1987 г.
- Лебедев Е.Н. «Михаил Васильевич Ломоносов». – Ростов - на - Дону, 1997 г.
- «М.В. Ломоносов о воспитании и образовании» / Сост. Т.С. Буторина – М.: Педагогика, 1991 г.
- Ломоносов М.В. «Избранная проза». – М.: Советская Россия, 1986 г.
- Ломоносов М.В. «Избранные труды по химии и физике». – М.: АН СССР, 1961 г.
- Ломоносов М.В. «Избранные философские произведения». – М.: Госполитиздат, 1950 г.
- http://lemur59.ru/node/8718
- http://slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevich/
- http://www.aphorisme.ru/by-authors/lomonosov/?q=904
- http://muzey.mitht.ru/library/lomonosov_i_matematika.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… Да, велико его значенье Он, верный русскому уму, Завоевал нам Просвещенье, Не нас поработил ему, Как тот борец ветхозаветный, Который с силой неземной Боролся до звезды рассветной И устоял в борьбе ночной. Ф.И. Тютчев.
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения . Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». А.С.Пушкин
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (ныне село Ломоносово ) Куростровской волости Двинского (Холмогорского) уезда Архангельской губернии 8(19) ноября 1711 года.
Его отец Василий Дорофеевич (1681 - 1741) происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости. Мама умерла, спустя 9 лет после рождения сына Родители
Ранние годы С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского .
На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.
Дорога за знаниями В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина. Холмогоры Москва
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете – Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, – Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! Н.А.Некрасов Н.И.Кисляков. Юный Ломоносов на пути в Москву
В январе 1731г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве.
В НОЯБРЕ 1735 ГОДА В ЧИСЛЕ 12-ТИ ЛУЧШИХ УЧЕНИКОВ ОТПРАВИЛИ В ПЕТЕРБУРГСКУЮ АКАДЕМИЮ НАУК
Германия В 1736 году был направлен на учебу в Германию в Марбугский университет, где изучал гуманитарные и естесственные науки.
Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать обоснованные выводы и заключения. Диплом академика М.В.Ломоносова:
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург, и его зачислили в штат сотрудников Петербургской академии наук. Однако молодому ученому пришлось заниматься в академии не только научными трудами. В то время на престоле была дочь Петра I – Елизавета. Приходилось писать оды для двора, переводить пьесы с немецкого для придворного театра, сочинять сценарии для иллюминаций и фейерверков, которыми был так богат Петербург XVIII в.
«Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли». 4 (15) апреля 1765 г. М.В.Ломоносов умер. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро - Невской лавры в Санкт - Петербурге
И это все о нём… Химик Физик Поэт Географ Металлург Геолог Астроном Энциклопедист Приборостроитель Историк
Открыл закон сохранения массы вещества Пишет научный труд «Опыт физической химии, основанный на собственных лабораторных работах» Пишет «Диссертацию о действии химических растворителей на растворяемые тела» Заложил основы физической химии, когда сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Химия
В 1748г. он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Художник Ломоносов создал великолепные мозаичные картины: «Полтавская баталия», «Лик Богородицы», ряд портретов (например, портреты Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны и др.). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом. Полтавская битва Петр Великий. Мозаика работы М.В.Ломоносова
Открыл закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы). Разработал учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (молекул). Сконструировал термометр. 12 декабря 1754 года на заседании Санкт-Петербургской академии наук великий русский ученый Михаил Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата — прообраз современного вертолета. Физика
Пишет научно-исторический труд "Древняя Российская история». Начал систематические занятия русской историей. Ему стали давать на отзыв написанные разными авторами исторические работы , в частности многотомную «Историю Сибири» Г.Ф.Миллера. А когда в составе Академии появилось Историческое собрание , Ломоносов был назначен его членом История
Создал теорию о возникновении минералов и металлов Разработал теорию о причине землетрясений Геология
Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл « ночезрительной » прибор «для сгущения света » Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, обнаружил у неё атмосферу Астрономия
География Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды)
Написано более 20 од.: « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743 год). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны» (1747 год). Поэт
О вы, которых ожидает Отечество из недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне одобренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать . М. В. Ломоносов
В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам », а не только для дворян .
С 1940 г. Московский государственный университет носит имя М. В. Ломоносова, а перед главным зданием университета установлен его памятник.
«Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать». Он не разбрасывался, он просто быстро исчерпывал возможности науки того времени и, понимая это, шел дальше, не желая терять времени.
«Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». А.С.Пушкин
«По мере обширного сего государства Высокие науки в нём распространялись и чтобы сынах российских оным охота и ревность равномерно умножалась». В.М. Ломоносов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.В.Ломоносов - первый химик в России
Выступление на Ломоносовских чтениях «М.В.Ломоносов – первый химик в России» к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова 22.11.2011 Лихачева Т. В. преподаватель химии ГБОУ №73 «Ломо...
НПК «М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист»
Дисциплина: химия, физика.Тема: М.В. Ломоносов – ученый - энциклопедист.Тип урока: конференция, бинарный.Цель:- расширить представления студентов о жизни...
Исследовательская работа «Ломоносов – основоположник мозаичного искусства»
Тема: «Ломоносов – основоположник мозаичного искусства»Мозаика – это традиционный способ украшения древних дворцов, ворот и мечетей. Именно для этих целей материал применялся в...
Внеклассное мероприятие "Гениальное рядом"
Конспект занятия можно использовать на классных часах, так и как мероприятие....
Презентация "Первый ученый стекловар - М. В. Ломоносов"
Презентация была оформлена для регионального фестиваля для студентов и школьников "Юный эрудит", посвященного 310-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. В ней даются краткая информ...
Ломоносов М.В. - реформатор русского языка и литературы
Материал может подойти для сообщений по предмету "Русский язык", "Литература", для внеклассной работы....
Общеколледжное мероприятие Фестиваль народов России #народы Южного Урала
Общеколледжное мероприятие ставит задачи: воспитание уважительного отношения к Отечеству и малой Родине; расширение интереса к культурно-историческому наследию; развитие творческого потенциа...