Тема: ДВА ГЕНИЯ ХОЛМОГОРСКОЙ ЗЕМЛИ : М.В.ЛОМОНОСОВ и Ф.И. ШУБИН» Номинация: « Наследие Ломоносова в 21 веке»
классный час

Галина Владимировна Еремина

Актуальность выбранной мной темы в том, что Михаил Васильевич Ломоносов,  является безусловно одним из великих умов России. А  русский скульптор Федота Ивановича Шубин,  во второй половине XVIII века в русском изобразительном искусстве полного расцвета достиг жанр портрета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

 (ГАПОУ АО «СТСИ»)

                                                         РЕФЕРАТ

Тема: ДВА ГЕНИЯ ХОЛМОГОРСКОЙ ЗЕМЛИ :

М.В.ЛОМОНОСОВ и Ф.И. ШУБИН»

Номинация: « Наследие  Ломоносова  в 21 веке»

                  Профессия СПО: Слесарь  - монтажник судовой

   

                               

  Группа: 130/131

    Выполнили:                                                                          П.А Окунев

                                                                                                   Т.А Бычков                                                                                           

    Руководитель:                                                                     Г.В. Еремина

                                               

Северодвинск 2024

                   

Содержание

1. Два гения холмогорской земли :   М.В. Ломоносов и Ф.И. Шубин»

Введение

1.1 Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф. Шубина

1.2  Русский Север богат талантами

1.3  Наследие М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф. Шубина

Заключение                                                                                                            

  Список использованной литературы                                                               

 1. Два гения холмогорской земли :   М.В. Ломоносов и Ф.И. Шубин»

Введение

        Актуальность выбранной мной темы в том, что Михаил Васильевич Ломоносов,  является безусловно одним из великих умов России. А  русский скульптор Федота Ивановича Шубин,  во второй половине XVIII века в русском изобразительном искусстве полного расцвета достиг жанр портрета. Мы  выбрали  эту тему, потому что  нам  нравятся науки, которые изучал Ломоносов. А именно: естествознание, химия, физика, минералогия, история, астрономия и многое другое. Он был независимым человеком и всегда имел своё мнение.

        Бесспорно, именно во второй половине XVIII века происходит окончательное «вовлечение» культуры, т.е. искусство со всей серьезностью ставит вопрос о человеческой личности, формируется новое к ней отношение, безоговорочно утверждается ее ценность. Одним из путей познания человека был скульптурный портрет. Высшие достижения портретного жанра в скульптуре тех времен были связаны с творчеством Федота Ивановича Шубина

        Цель: Получить представление  о неповторимой, уникальной личности М. В. Ломоносова, и Ф.И Шубина  о  гениях определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически.

        Задачи:

 - определить события первой половины XVIII в., оказавшие влияние на развитие общественной и  исторической жизни общества.

-  изучить материалы о М. В. Ломоносове и Ф.И Шубине.

- составить  доклад изученного материала.

       

    1.1 Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф. Шубина

        Михаил Васильевич Ломоносов и Федот Иванович Шубин — два гения холмогорской земли. 

        Ломоносов родился в селе Ломоносово в Холмогорском районе Архангельской области, на Курострове, на реке Северная Двина.  Учёный-энциклопедист вышел из талантливой среды крестьян-поморов и стоит у истоков русского Просвещения. 

        Шубин также уроженец этого села.  С детства он увлекался резьбой по кости и, подобно своему земляку Ломоносову, в 19 лет покинул родные места и с обозом трески отправился в Петербург. Там он резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в столице. При этом Шубин не только продавал готовые изделия, но и выполнял заказы — «услуживал своей работой в резьбе на кости некоторым персонам». 

        Эти двое связаны не только общим местом рождения. Ломоносов был многим обязан отцу Шубина — Ивану Афанасьевичу. Последний помог упрямому земляку овладеть грамотой и письмом, а позже, когда девятнадцатилетний юноша решил отправиться с рыбным обозом в Москву, дал ему на дорогу «три рубля денег и китайчатое полукафтанье». 

        Во второй половине XVIII века в русском изобразительном искусстве полного расцвета достиг жанр портрета.
Вершинами портретного искусства этого времени в живописи считаются работы художников Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В. Боровиковского.  В скульптуре вровень с ними стоит и Ф.И. Шубин, воплотивший в своих произведениях сложный облик людей той эпохи.
Федот Иванович Шубной (Шубиным он стал именоваться позже, в Петербурге) родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье, в деревне, которая находилась близ Холмогор – родины М.В. Ломоносова. Родители Шубина и Ломоносова были в дружбе. Принято считать, что родители Шубина помогли М. Ломоносову, когда тот решился «уйти в науку». Пример великого земляка, вероятно, подталкивал и Ф. Шубина последовать его примеру. Он мечтал стать искусным скульптором. Федот Иванович и тогда уже кое-что умел. В их семье занимались старинным поморским ремеслом – резьбой по кости. Но ему хотелось овладеть более сложными скульптурными формами. В 1759 году юноша отправился в Петербург. Первым делом, конечно, навестил известного земляка, который помог устроиться в царский дворец истопником. Попасть сразу, в основанную два года назад Академию художеств, крестьянскому сыну, хотя и не крепостному, было непросто.   Наконец, в 1761 году, опять-таки с помощью М. Ломоносова, Федота Шубина определили в единственный художественный центр страны, в класс скульптуры. Первые профессора Академии художеств все были иностранцы. Учителем Шубина стал француз – Николя Жилле.  Учился Федот Иванович прекрасно. И все у него для этого было: и способности, и воля, и «благородная упрямка», как любил говорить М.В. Ломоносов. Учение длилось шесть лет. Однако, окончание курса академического обучения в 1767 году с золотой медалью и правом на личное дворянство не ставило точку в его образовании. Руководство Академии художеств понимало необходимость и важность совершенствования в художествах для лучших учеников Академии. Шесть лет молодой скульптор учился за границей: сначала в Париже, где его опекал русский посол Д.И. Голицын, потом в Италии. Годы, проведенные за границей, помогли Шубину окончательно сформироваться, как скульптору, достичь блестящих результатов. Смелый, наблюдательный, он обладал умением проникать во внутренний облик своих моделей. Еще в Италии Шубин стал получать заказы, в том числе от иностранцев, посещавших его мастерскую. Академия художеств в Болонье избрала Ф.И. Шубина своим почетным членом.
Слава скульптора начинает быстро расти и на родине, куда он вернулся в 1773году. Посыпались заказы от придворной знати. В скульптурных портретах мастера можно увидеть весь «цвет» современного ему Петербургского общества во главе с Екатериной II. Это портреты фаворитов императрицы братьев Орловых и князя Потемкина, портреты просвещенной знати – А.М. Голицына, И.И. Шувалова, полководца П.А. Румянцева-Задунайского, богатого горнозаводчика Н. Демидова; портреты людей искусства – архитектора А. Ринальди, профессора Академии художеств И.Р. Шварца и многих других. Не раз работал Ф.И. Шубин и над портретом человека, к которому относился с особым пиететом – М.В. Ломоносова.
        Окрыленный успехом, Ф.И. Шубин трудился много и быстро, создавая одно – два произведения в месяц. Любимым его материалом был мрамор, но работал он и в бронзе, предпочитая форму бюста.
Со временем искусство Ф.И.  Шубина становится суровее, характеристика людей тверже, видимо, не обошлось без влияния на художника самой жизни, ее контрастов. Мастер хорошо знал и чувствовал людей, которых портретировал. Сильные, энергичные, иногда чрезвычайно оригинальные, они были владельцами многих крепостных, совершали порой грубые и жестокие поступки.
        В свой ранний период творчества, сразу по возвращении из-за границы, Ф.И. Шубин создал один из самых блестящих своих портретных бюстов, имевший особенный успех. Это был портрет Екатерининского вельможи, любителя искусств, друга ученых, ловкого придворного – князя Александра Михайловича Голицына.
        В Серпуховской коллекции творчество Федота Ивановича Шубина представлено портретом А.М. Голицына, которая не является вариантом мраморного бюста. По мнению специалистов, это поздняя отливка с неизвестной авторской модели Ф.И. Шубина.  В работе над ней принял участие мастер-бронзовщик А.О. Шкурин, о чем на срезе левого плеча скульптуры имеется надпись. Ф.И. Шубин находил время и для других видов работ. Он создал серию скульптурных украшений для Чесменского дворца в Петербурге, трудился над статуями и рельефами для Александро-Невской Лавры, работал по украшению Исаакиевского собора. Но портрет по-прежнему оставался самой сильной его стороной.
        Самые лучшие произведения мастера были созданы в 70-ые и 80-ые годы XVIII столетия. В 90-ые годы стареющий скульптор стал выходить из моды. И хотя он продолжал работать, количество заказов резко сократилось. Пошатнулось и материальное положение. Лишь после того, как Ф.И. Шубин создал портретный бюст Александра I скульптора указом Государя зачислили на платное место в Академию Художеств. Но благодеяние монарха оказалось слишком запоздалым –  через два года жизнь скульптора оборвалась.
         

         

               1.2 Русский Север богат талантами

        Формирование личности и путь М.В. Ломоносова в науку во многом определил культурный ландшафт Поморья начала XVIII века. Под культурным ландшафтом в гуманитарной географии понимается органическое единство природных пейзажей, материальной и духовной культуры сообщества определенной территории. Формирование гармоничной личности непременно сопряжено с воспитанием чувства «малой Родины», которое тесно связано с образом культурного ландшафта, воспринимаемого в качестве эталона устойчивого существования.

        Учителем Ломоносова была и северная природа Поморья, не только выковавшая его мужественный характер, но и постоянно ставившая перед ним вопросы: почему полыхает северное сияние, почему приливы сменяются отливами, почему образуется лед из воды и т. п. Ответы на многие из них он найдет, преодолев трудный путь в науку. Определенные социальные и суровые природные условия формировали пассионарность поморов. Славяновед В.И. Ламанский утверждал, что для появления М.В. Ломоносова в целой России в начале XVIII века едва ли была иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной исторической почвой и более счастливыми местными условиями. Поморье — родина не только М.В. Ломоносова, но и известного русского скульптора Ф.И. Шубина, А.А. Баранова (основателя столицы Русской Аляски - Ситки), сподвижника В.А. Русанова, полярного капитана А.С. Кучина и многих других. Поморы открыли проход к северным морям, способствовали расширению российских земель.

1.3  Наследие М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф. Шубина

        Ломоносовские места Архангельской области. Село Ломоносово. М.В. Ломоносов родился в деревне Мишанинской  Холмогорского уезда Архангельской губернии (с 1911 года - село Ломоносово, расположенное в 90 километрах к юго-востоку от Архангельска).

             В селе Ломоносово находится Историко-мемориальный музей имени М.В. Ломоносова, открытый в 1940 г.    Экспозиция музея широко раскрывает историю и культуру Архангельской земли времени Ломоносова, знакомит с его биографией, научными открытиями и литературными произведениями. В селе также находятся средняя школа им. Ломоносова, памятник М.В. Ломоносову, фабрика резьбы по кости.

        Памятник М.В.Ломоносову. Бронзовый памятник М.В. Ломоносову, выполненный скульптором И.И. Козловским, установлен в 1958 г. в селе Ломоносово рядом со зданием школы.

Фабрика художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова. Ломоносово - центр художественной резьбы по кости. В селе Ломоносово имеются косторезные школа и фабрика. Профессионально-техническая школа резьбы по кости была открыта в 1930 г. Теперь это фабрика художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.

             В Архангельской области есть Ломоносовское месторождение алмазов ,  крупнейшее в Европейской части РФ, было открыто в 1980 г. Расположено около посёлка Поморье Приморского района Архангельской области. Месторождение включает в себя шесть кимберлитовых трубок.

На островах Новой Земли есть географические объекты, названные именем М.В. Ломоносова. Это Гора Ломоносова, открыта в 1931 г. экспедицией Арктического научно-исследовательского института и  хребет Ломоносова на северо-западном побережье Северного острова Новой Земли (открыт  Г.Я Седовым, 1913).

Ломоносовские места города Архангельска, имя Михаила Васильевича Ломоносова в Архангельске носят: Проспект Ломоносова в городе Архангельске. Проспект  Ломоносова первоначально именовался Новой или Въезжей Дорогой. С 1854 года Въезжий проспект. С 1884 года Санкт- Петербургский проспект. С 1914 до 1961 года Петроградский проспект. Границы проспекта проходят параллельно реке Северной Двине, в южной части города переходят в Ленинградский проспект. На проспекте Ломоносова находится здание интеллектуального центра-научной библиотеки имени Е.И. Овсянкина, два стадиона, областной больничный городок.

        Северный Арктический Федеральный университет имени М. В. Ломоносова (САФУ им. М.В. Ломоносова). История университета восходит к 23 октября 1932 года, когда был создан Архангельский вечерний педагогический институт с отделениями физики, истории, литературы, биологии. В 1938 он был преобразован в Архангельский государственный педагогический институт (АГПИ). В 1957 институту присвоено имя М.В. Ломоносова. В 2011 году Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова реорганизован в Северный Арктический Федеральный университет.

        Памятник М.В. Ломоносову около здания бывшего ПГУ имени М.В. Ломоносова.                                                                                                Скульптор: В.Д. Свешников; Архитектор: И.А. Шахов; Дата открытия: 12 ноября 1993 г.

        Памятник М. В. Ломоносову у САФУ. Автор: И.П. Мартос.  Памятник – первое монументальное изображение М.В. Ломоносова - создан на народные деньги, дата создания: 1829 г.

Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова. Первое театральное представление в Архангельске, о котором имеются сведения, происходило 18 июня 1703 г. Имя Ломоносова театр получил в ноябре 1961 г., в дни празднования 250-летия со дня рождения великого земляка.

        Центральная городская библиотека имени М.В. Ломоносова. В ноябре 1911 года в связи с 200-летием со дня рождения М. В. Ломоносова было решено открыть бесплатные народные читальни: одну в Кузнечихе, вторую на Кеврольской улице (ныне Романа Куликова). В июле 1920 года читальня реорганизована в Первую районную библиотеку – читальню имени М.В. Ломоносова, а затем - в Центральную городскую библиотеку имени М.В. Ломоносова и переехала в центр города.

        Стела с барельефом Ломоносова установлена на территории научно-образовательного центра "Ломоносовский дом" на набережной Северной Двины в 2011г.

Имя М.В. Ломоносова присвоено одному из центральных округов Архангельска - Ломоносовскому округу (району).

        С 1939 года Ломоносовский округ — один из девяти территориальных округов Архангельска. Расположен в центральной части города, от улицы Воскресенская до улицы Смольный Буян.

        Ломоносовские чтения. Каждый год в г. Архангельске и Архангельской области проводятся Ломоносовские чтения – традиционный научный форум Поморья. Первые Ломоносовские чтения состоялись в 1969 году и с тех пор стали традиционными. Их цель — широкая популяризация заслуг великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Во время чтений проходит торжественное вручение Ломоносовских премий деятелям науки, образования, культуры, представителям предприятий и организаций области.

Заключение

        В заключении хотелось бы сказать своё мнение по всему написанному. Михаил Васильевич Ломоносов был безусловно очень умным человеком. Можно сказать - Гением своего времени. Он толкнул развитие науки далеко вперёд и выдвинул много теорий, которые оказались правдой.

        Если рассмотреть его жизнь, можно смело сказать что человек полностью отдавался работе над науками. Он показывает уникальные человеческие черты. Изучая абсолютно разные науки, практически все возможные, создаёт новые дисциплины, и ко всему этому поэт, одописец и живописец. Положил начало мозаичного искусства. Так же обучил много человек, в итоге ставших великими умами. Остановил исчезновение русского языка, который стал не всем понятен из-за заимствования учёными иностранных терминов. Собрал множество телескопов, для изучения космического пространства. Первым обнаружил на Венере атмосферу. Изучал электричество. Но не смотря на свой разум, был немного дерзким человеком. Его даже заключали в тюрьму за рукоприкладство. Он бросил свою жену с ребёнком в Германии, уехав в Россию, и занимаясь там изучением. Даже не вспоминал про свою семью. Но не стал отрицать её наличие, когда его жена всё таки приехали в Санкт-Петербург. Так же не выдержал обучения у немецкого профессора Генкеля, точнее их постоянных сор, и сбежал. Но самое главное - он стал олицетворением безграничных возможностей человека вообще, и русского в особенности и всей своей разносторонней деятельностью и жизнью заслужил славу великого деятеля науки и культуры нашего Отечества.

        Самые лучшие произведения мастера были созданы в 70-ые и 80-ые годы XVIII столетия. В 90-ые годы стареющий скульптор стал выходить из моды. И хотя он продолжал работать, количество заказов резко сократилось. Пошатнулось и материальное положение. Лишь после того, как Ф.И. Шубин создал портретный бюст Александра I скульптора указом Государя зачислили на платное место в Академию Художеств. Но благодеяние монарха оказалось слишком запоздалым –  через два года жизнь скульптора оборвалась.
        Имя же Федота Ивановича Шубина, как мастера мирового уровня, тонкого, глубокого портретиста навсегда вписано в историю Отечественного искусства.

Список использованной литературы

1. Великие ученые. Ломоносов. Менделеев. Вернадский (комплект из 3 книг): — Москва, Молодая гвардия, 2010 г.- 1632 с.

2. Ломоносов - соперник Шекспира?: Наталья Гранцева — Санкт-Петербург, Журнал "Нева", 2011 г.- 216 с.

3. Ломоносов. Русский Леонардо: Баландин Р. — Москва, Вече, 2013 г.- 352 с.

4. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М.; Л.: Наука, 1961.

5. Морозов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Мол.гвардия, 1965.

6. Шторм Г.П. Ломоносов, 1933. — 144 с. (Жизнь замечательных людей).

7. Ломоносов. Самородок русской земли: — Москва, АСТ-Пресс Школа, 2014 г.- 34 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"

Повторение материала по темам нахождение числа по его дроби, сравнение,  деление дробей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (свойство воды)....

Конкурсное сочинение в номинации "Ради жизни на земле". "Размышляя над прчитанным.."

Сочинение - размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека" на всероссийский конкурс....

Лекция Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами. Пенетрантность и экспрессивность генов.

Лекция по теме "Наследование признаков при моногибридном,  дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами.  Пенетрантность и экспрессивность генов", для специ...

«Спасители земли русской. Смутное время» Россия в начале XVII века

Сценарий литературно-музыкальной композиции...

Методическая разработка классного часа по теме "Трудом горняцким славится земля"

Методическая разработка может быть использована кураторами и классными руководителями для проведения классного часа и в рамках профориентации....

Методическая разработка внеаудиторного занятия " Устный журнал-викторина: Гений земли русской"

Внеаудиторное мероприятие, посвященное 310- летию со дня рождения М.В. Ломоносова, состоит из двух блоков: устный журнал и викторина...

"Генно-инженерные биологические препараты - спецагенты в борьбе с аутоиммунными заболеваниями" доклад на Студенческой научно-практической конференции «НАУКА И МЕДИЦИНА XXI ВЕКА: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ»

Студенческая научно-практическая конференция «НАУКА И МЕДИЦИНА XXI ВЕКА: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ» Диплом 1ст - доклад: "Генно-инженерные биологические препараты - спецаг...