Урок "Размножение и развитие животных" в 3 классе.
методическая разработка на тему

Пугина Татьяна Валентиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx50.64 КБ

Предварительный просмотр:

    Проект урока по окружающему миру в 3 классе составлен в соответствии с УМК «Школа России»  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы М.: Просвещение, 2011.

Учебник «Мир вокруг нас» в 2 частях.  Автор Плешаков А.А.

Рабочая тетрадь в 2 частях.  Автор Плешаков А.А.

 Тема «Размножение и развитие животных» является 15 уроком раздела «Эта удивительная природа»

Дата

Тема урока

Кол-во часов

№ урока по теме

Раздел «Эта удивительная природа»

18

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

14

Размножение и развитие животных

1

15

Охрана животных.

1

16

В царстве грибов.

1

17

Характеристика деятельности учащихся.

 Структура, содержание, методы обучения соответствуют поставленным целям урока, работают на их реализацию. Урок получился результативным, так как цель, поставленная в ходе урока, была реализована и все дети справились с предложенными заданиями. При подборе содержания учебного материала учитывались психологические особенности детей. Содержание материала отвечает требованиям программы.

         Деятельность учащихся была направлена на  получение и формирование новых знаний. Дети ставили перед собой цели, разумно планировали свою деятельность.

Положительные результаты урока обеспечили:

  1. Правильно подобранный материал.
  2. Смена одного вида деятельности другим (фронтальная беседа, работа в парах, группах, индивидуальная работа).
  3. Разнообразные приемы, поддерживающие у детей интерес к учебе.
  4. Доброжелательная обстановка на уроке.
  5. Рациональное распределение времени на уроке.
  6. Проведение физкультминуток для снятия мышечного напряжения.

7. Оборудование и наглядность были подобраны удачно.

Психологическая характеристика класса

В 3 классе 9 обучающихся, из них 4 мальчика и 5 девочек. В классе поддерживается атмосфера сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного отношения друг другу, развивается внимание к товарищам. У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо  справляются с индивидуальными заданиями повышенной трудности. Читают много дополнительной литературы.

В классе преобладают дети с развитыми коммуникативными способностями.

По результатам диагностики можно выделить 2 группы обучающихся.

 Дети 1 группы имеют высокие показатели развития внимания, объём логической памяти значительно выше, чем у других детей.

Дети 2 группы отличаются средним уровнем развития познавательных процессов. У этих детей хорошо развиты операции анализа, синтеза, но возможны затруднения в обобщении, абстрагировании, конкретизации. Поэтому для достижения большей продуктивности процессов мышления целесообразно использование наглядности. Также требуется помощь со стороны учителя.

                           Позитивная динамика результатов.

        Отношение обучающихся к природе всегда было на высоком уровне, о чем свидетельствует проведённый в начале изучения темы «Как устроен мир» тест. Уровень качества знаний соответствовал 80%.
      Использованные методы,  формы организации учебной деятельности обучающихся нашли свое отражение в результатах.  Тест, проведённый на заключительном уроке изучения темы показал динамику качества знаний,  которая составила 88%.

По данному предмету и по разделу «Как устроен мир» мною проводились контрольно-измерительные тесты на начало изучения и конец изучения раздела. Результаты представлены в виде диаграммы.

После изучения раздела «Как устроен мир» дети ещё глубже прониклись любовью к природе. Благодаря ИКТ, игровым методам,  методам критического мышления, частично – поисковым методам, проведенному  КВН «Чей голосок?», экскурсии в природу,  экологическим викторинам,  произошла позитивная динамика.  Повысился интерес к знаниям,  природе и бережное к ней отношение.

Описание диагностики исходного уровня УУД

Личностные:

 Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Предметные:

 Знание структуры развития;

Умение определять и формулировать тему урока,

Проговаривать последовательность действий на уроке;

 Оценивать правильность выполнения действий.

 Высказывать свое предположение.

Метапредметные:

 Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

 Проговаривать последовательность действий на уроке ;

 Оценивать правильность выполнения действий.

Тема урока «Размножение и развитие животных»

 Задачи урока:

Познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб,  земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих,  выявить отличительные особенности каждой группы.

 Развивать умение работать с текстом,  формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии, расширять кругозор детей.

Развивать умение работать сообща, в группе, в паре, развивать коммуникативные способности, умение следовать заданному алгоритму действий, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии;

 Развивать чувство уверенности в своих возможностях, помогать осознать свою значимость в достижении общей цели;

 Развитие эстетических представлений и художественного вкуса.

Оборудование урока:

 Учебник А. А Плешакова « Мир вокруг нас» 3класс 1 часть.

 Рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 1 часть.

Карточки для работы в группах.

Презентация по теме урока, ИКТ.   

                              Хронометраж.

1.

Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

2.

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.

2 мин.

3.

Актуализация знаний.

2  мин.

4.

Физкультминутка.

1  мин.

5.

Работа над новым материалом. Работа с загадкой.

Работа с текстом учебника стр.100 -105

10  мин.

7.

Закрепление.

Игра «Назови детёныша».

Соревнования по рядам

3 мин.

8.

Обобщение по уроку.

3 мин.

11.

Рефлексия.

2  мин.

12.

Домашнее задание.

2 мин.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

1

Мотивация к учебной деятельности.

Дети, все готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья.

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

(Настрой на работу, мотивация на дальнейшую деятельность)

Проверяют готовность к уроку.

Внимательно слушают.

Коммуникативные УУД

Планирование Личностные УУД

Мотивация учения

2.

3.

Создание проблемной

ситуации и

формулирование проблемы

учениками

Актуализация знаний.

Слайд 1

Слайд 2

 Предлагаю поиграть в игру «Кто у кого?»

 У людей – ребенок;

 у лисы – (лисенок);

у кошки – (котенок);

у утки – (утенок)

у собаки – (щенок)

у коровы – (теленок)

у бабочки – ?;

у кузнечика – ?

А почему вы не смогли назвать детенышей бабочки, кузнечика?

-Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем вместе решать?

-Тема нашего урока: «Развитие и размножение животных».

- Сегодня мы познакомимся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, птиц млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся.

 - Будем учиться сравнивать, обобщать.

Будем учиться бережному отношению к природе, к братьям нашим меньшим.

Ученики формулируют тему урока

Ученики внимательно слушают.

Познавательные УУД

Постановка и формулирование проблемы

Регулятивные УУД

Целеполагание

(понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

  ПознавательныеУУД

   Общеучебные

Умение структурировать знания

Регулятивные УУД

Целеполагание

Способность принимать и сохранять цель

5.

Работа над новым материалом. Работа с загадкой.

Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на группы по общим признакам и среде обитания.

– Если вы послушаете внимательно, то сумеете отгадать, о ком пойдет речь.

Ученик 1

Слайд 3.

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу

Неподвижно вишу,

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка порхаю. (бабочка)

Дети очень внимательно слушают,  задают вопросы, уточняют.

Познавательные УУД

Частично - поисковый характер учебной деятельности

Работа с текстом учебника стр.100 -105

 – Ученые изучающие насекомых называются энтомологи.

 С  размножением и развитием насекомых мы  познакомимся на примере бабочки-крапивницы. Она откладывает яйца на листья крапивы. Из яиц появляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они не похожи на бабочек. Гусеницы едят листья крапивы, быстро растут, а затем превращаются в неподвижных куколок. Пройдет немного времени и из куколки появится взрослая бабочка.

Яйцо -  личинка - куколка -  бабочка.

– Но не у всех насекомых бывают куколки, например, нет куколок у кузнечика. Из яйца появляется личинка похожая на маленького кузнечика. Подрастая,  личинка несколько раз сбрасывает шкуру и с  каждым разом становится все крупнее.

Организация работы с текстом.

Ребята открывают учебники и наблюдают за рождением и развитием кузнечика

Поддерживание эмоционально- положительного настроя на уроке.

 Познавательные УУД

Общеучебные

 Поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Преобразовывать информацию из одной формы в другую  

Ученик 2

Слайд - 4.

– Отгадайте мою загадку:

Блещут в речке чистой

Спинкой серебристой

Хвостом они виляют

Зубасты, а не лают (рыбы)

Ученые, которые изучают рыб называются ихтиологи.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Взрослая рыба откладывает, а точнее мечет  икру из которой  вылупляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу.

Дети очень внимательно слушают,  задают вопросы,  уточняют.

3 ученик

Слайд - 5.

Отгадав мою загадку,  вы сможете узнать, что изучают орнитологи.

 И в лесу, заметьте, дети

Есть ночные сторожа

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы Филины и (совы).

Птицы откладывают яйца, а из которых вылупляется птенец, а затем он вырастает во взрослую птицу.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4 ученик

Слайд - 6 .

Шелестя, шурша травой

Проползает кнут живой

Вот он встал и зашипел

Подходи, кто очень смел (змея).

Герпетологами  называют людей, которые изучают пресмыкающихся.  Размножаются они так. Откладывают яйца, из которого появляется детеныш, а потом вырастает во взрослое животное.

Дети очень внимательно слушают,  задают вопросы , уточняют.

5 ученик

– Отгадайте, о ком речь?

Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

По- блошьи  прыгает,

По-человечьи плавает.   (лягушка)

Слайд 7.

Лягушка относится к классу земноводных. Взрослое животное откладывает в воде икру, из икры вылупляется головастик, а из головастика – лягушка. Ученые, изучающие земноводных: лягушек, жаб, тритонов называются батрахологи.

Дети слушают сообщения одноклассников,

запоминают, делают выводы.

Дети слушают и возможно представляют себе  яркие зарисовки  животных,  о которых идёт речь.

6 ученик.

Отгадайте кто это?

Вперевалку зверь идет

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны.

Где он спит и видит сны

 (медведь).

Интериоризация.

Слайд  8 .

К какой группе относится медведь?

– Млекопитающие – это произошло от названия продукта, которым питаются детеныши – молоко. Млекопитающие рожают детеныша, который постепенно вырастает во взрослого животного.  А ученые, которые изучают млекопитающих, называются териологи.

6.

Первичная проверка понимания

Класс делится на 3  группы.

1 группа  составит этапы развития рыб  ( У обучающихся на столах карточки)

Цифрами 1, 2, 3 обозначь порядок этапов развития рыб.

Мальки, икра, взрослые животные.

2 группа выберет из данных этапов верный этап развития земноводных.( У обучающихся на столах карточки)

Выбери из данных этапов верный.

  1. Головастик > икра > взрослое животное.
  2. Икра > взрослое животное > головастик.
  3. Икра > головастик > взрослое животное.

3группа  должна  зачеркнуть лишний этап развития пресмыкающихся.( У обучающихся на столах карточки)

Зачеркни лишний этап развития пресмыкающихся.

Яйцо > мальки > детеныши > взрослые животные

Проверка.

Класс делится на 3 группы,  выбирается лидер группы,  который будет отвечать от лица своей группы.

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные  УУД

Логические

Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Применение знаний учениками на практике.

Работа в тетрадях

Стр. 48, №1, 2

– Я вижу, что вы готовы применять новые знания. Откройте тетради на печатной основе стр.48 и заполните таблицу,  затем обмениваемся тетрадями с соседом и проверяем.

Группы слов

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладыв-ают яйца.

Яйцо-личинка-куколка-взрослое насекомое. (бабочка): яйцо-личинка-взрослое насекомое (кузнечик)

Рыбы

Откладывают икру

Икра-малек-рыба

Земноводные

Откладывают икру

Икра-головастик-лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо-де-теныш-взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Детеныш-взрослое животное

Самостоятельная работа в тетради.

Работа в парах.

Дети обмениваются тетрадями.

Познавательные УУД

Логические

Выбор оснований и критериев для классификации объектов

Регулятивные УУД

Планирование

Составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД

Управление поведением партнера точность выражать свои мысли

Взаимоконтроль

7.

Закрепление.

Игра «Назови детёныша».

Соревнования по рядам.

Напишите, как называется детеныш.

У лисы – лисенок, у утки – утенок, у бабочки – гусеница, у рыбы – малек, у кузнечика – личинка, у змеи – змейка.

Дети отвечают хором по рядам . Каждому ряду по два вопроса.

Познавательные УУД

Подведение под понятие

8

9

Обобщение по уроку.

Рефлексия.

– Какая задача решалась на уроке?

– Удалось ли ее решить?

– Что на ваш взгляд было особенно интересным на уроке?

- Кому удалось победить в «открытии» нового?

- Кому не удалось? Почему? Какие тайны вам открыла природа?

– Вы сегодня  хорошо работали. Всем, кто подготовил сообщение, получает оценку «5», еще хочу отметить нескольких человек, которым  предстоит самим оценить свою работу на уроке.

 Приближается Новый Год, мы все будет наряжать ёлку. Давайте повесим на нашу импровизированную ёлку цветные шарики. Красный оттенок – отлично потрудился и мне все понравилось.

Желтый - я работал неплохо и заслуживаю поощрения.

Синий - у  меня плохое настроение и на уроке мне было скучно.

Отвечают на вопросы

Анализ собственной деятельности

Дети  оценивают свою работу на уроке.

Регулирующий компонент.

Регулятивные УУД

Умение сохранять заданную цель, задачу.

Оценка

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Коммуникативные

Понимать другие позиции (взгляды, интересы)

10

Домашнее задание.

  1. Прочитать о размножении и развитии животных в учебнике с 105-109. Р.т. с 30-31
  2. Желающие могут взять в библиотеке книги,  которые рассказывают о разных  группах животных и прочитать о понравившейся группе, почувствовав себя ученым, изучающим ту или иную группу животных.
  3. Изготовить модель развития любого животного

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Открытый  урок.  Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидакт...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

Программа Творческое развитие 9 класс

Курс "Творческое развитие" является одной из составных частей системы вос...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....