Доклад к педагогическому совету на тему "Здоровьесбережение педагога"
статья
В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся, так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно. К последним относится компетентностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zozh.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение педагога
преподаватель специальных дисциплин
ГПОУ ТО «ТТЭК им А.Г.Рогова»
Белобрагина Инна Вячеславовна
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Сократ
Современный мир предъявляет педагогу довольно жёсткие требования. Качественный уровень жизни сегодня не возможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, образованности, грамотного распределения времени, сил, отдыха.
Ведь профессия педагога относится к духовно-опасной. Взгляд на педагога, как на человека, не имеющего права на ошибку, когда учишь и оцениваешь других, может привести его к эмоциональному выгоранию.
И именно поэтому немаловажной по значимости задачей является формирование здорового педагога и создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса на рабочем месте.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
• во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
• во-вторых, общий настрой на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.
А прежде чем заняться деятельностью по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, педагоги должны уделять внимание укреплению собственного здоровья.
На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.
Главная причина возникновения СЭВ психологическое переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ.
Стадии синдрома эмоционального выгорания:
1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет).
2.Личностная отстраненность (формируется в течение 5–10 лет).
3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания (формируется в течение 10-20 лет).
Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания:
• Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
• Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
• Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
• Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
• Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
• Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
• Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
• Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: Так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Рекомендации по профилактике возникновения профессионального выгорания:
- Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
- Уход от ненужной конкуренции.
- Эмоциональное общение.
- Поддержание хорошей физической формы.
- Использование «тайм-аутов» (отдых от работы).
- Овладение навыками саморегуляции.
- Профессиональное развитие и самосовершенствование.
- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
- Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Проще относиться к конфликтам на работе.
- Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
- Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.
- Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна (должен) прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».
- Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».
- Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!
Психологическое здоровье учителя в учебном процессе является центральным звеном, и в условиях школы нужно не только знать и уметь, как сохранить свое здоровье и здоровье учащихся, но желать это сделать.
Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Каково отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни? По ответам на эти вопросы можно увидеть причины многих болезней.
Основные нарушения здоровья педагогов: нервные расстройства, сердечно-сосудистые нарушения (гипертония, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушение обмена веществ, расстройство пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патология зрения.
В результате были получены следующие данные:
I место - Сердечно-сосудистые заболевания.
II место - Нервно-психические заболевания.
III место – Заболевания опорно-двигательной системы.
IV место - Желудочно-кишечные заболевания.
V место - Заболевания органов дыхания.
VI место – Заболевания органов зрения
VII место –ЛОР-заболевания
VIII место – Другие заболевания (гинекологические, кожные, диабет, онкология и др.).
Здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет. Чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится.
Исследования, показали, что для педагогов характерна тенденция выходить на работу, даже несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, и сокращать время пребывания на больничном после перенесённого заболевания. Высокое чувство долга педагога по отношению к своей работе не даёт ему бережно отнестись к себе и к своему здоровью.
Другой аспект проведённых исследований позволил установить уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Была проведена очевидная взаимосвязь: чем ниже уровень грамотности учителя в вопросах здоровья, тем менее он сам мотивирован к ведению здорового образа жизни.
Каким образом можно предупредить развитие заболеваний, связанных с напряжённым умственным трудом?
Помимо рациональной организации труда, оптимизации условий труда и отдыха, повышения двигательной активности, которые составляют основные направления профилактики, крайне необходимо обратить внимание на питание.
Питание является одним из наиболее важных факторов, определяющих здоровье человека. В основе возникновения 50-70% всех заболеваний человека лежит неправильное питание. Снижение уровня здоровья связано как с недостаточностью поступления отдельных пищевых веществ (незаменимых аминокислот, клетчатки, йода, железа и др.), так и с избыточным поступлением других (животного жира, простых углеводов, т.е. сладких продуктов).
Помимо качественной и количественной стороны важную роль играет организация правильного режима питания. Неравномерность и нерегулярность поступления пищи (избыточность питания, особенно во второй половине дня или в вечерние часы, и недостаточность в утреннее и дневное время) оказывают неблагоприятное влияние на работоспособность и внимание.
Людям, занятым умственным трудом, следует питаться 4—5 раз в сутки. При этом основную калорийность рациона реализовать в первой половине дня. Интервалы между очередными приемами пищи не должны превышать 5 ч. Дневной рацион равен 1800 ккал. Именно такое количество ккал необходимо педагогу в течение дня.
Определив основные приоритеты в питании, можно реально улучшить состояние здоровья учителей, успешно профилактировать патологические состояния и значительно облегчить течение уже имеющихся заболеваний.
Начать регулярно заниматься физической культурой, закаливанием. При этом не обязательно заниматься на тренажёрах. Самый доступный, полезный, практически лишённый противопоказаний и приятный вид восполнения недостатка физической активности – ходьба в индивидуально выбранном темпе. Для учителей такая нагрузка предупреждает заболевание сосудов ног. Для ходьбы желательно выбирать места с чистым воздухом.
Для укрепления позвоночника, который у педагогов является одной из «болевых точек», полезнее заниматься ходьбой, чем бегом, а так же плаванием.
Лечебный массаж и самомассаж. Регулярный массаж выводит излишки жидкости из тканей, мышцы становятся упругими и молодыми, улучшается кровоснабжение. Это здоровая альтернатива диете и таблеткам. Объём уменьшается, но кожа не обвисает. Массаж воздействует на весь организм, происходит тренировка мышц и суставов.
Нетрадиционная медицина. Акупрессура (точечный массаж), апитерапия (лечение продуктами пчеловодства), гидротерапия, фитотерапия.
Таким образом, для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо следить за физическим здоровьем:
полноценное питание;
достаточный сон;
соблюдение правил личной гигиены;
режим труда и отдыха;
занятия спортом;
соблюдать психоэмоциональное равновесие: позитивное мышление, оптимизм, управление эмоциями, доброжелательное отношение к людям, любовь к себе.
Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью: он – пример для подражания и несёт ответственность за последствия копирования своего опыта учениками.
«Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда».
Конфуций
Список используемых источников:
1. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.: «Академия», 2018.
2. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: «Совершенство», 2020.
3. Бахтенева Формула здоровья, 2020, №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"
Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»...
Реферат-доклад (на педагогический совет школы) "Что такое гравюра?" предлагается по следующим предметам: история искусств, рисунок.
Что такое гравюра? Немного истории о происхождении гравюры. Какая бывает гравюра ВИДЫ и техника выполнения гравюр....
Доклады на педагогические советы
Представлены доклады на темы: "Модульные технологии в самостоятельной работе студентов в процессе изучения информатики", "Применение технологии портфолио как эффективной формы оценивания образовательн...
Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве основного...
Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...
Доклад к педагогическому совету «Преимущества и недостатки использования свободного программного обеспечения в образовательном процессе СПО»
Внедрение свободного программного обеспечения (СПО) является одним из наиболее перспективных направлений в использования средств ИКТ при подготовке специалистов среднего звена. Переход образовате...
Доклады на педагогических советах и советах мастеров
Мастер!Он всегда в дороге - в заботах, поисках, тревоге,И никогда покоя нет.И сто вопросов на пороге, и нужно верный дать ответ.Он сам себя всех строже судит.Он весь земной, но рвется ввысь.Не счесть,...