Конкурсная работа на тему : Совершенствование системы управления собственным капиталом организации для участия в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу обучающихся по программам СПО
творческая работа учащихся на тему

Лахина Лилия Федоровна

КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx411.37 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА» ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНКУРСНАЯ РАБОТА №1

Тема: Оптимизация и автоматизация системы управления товарными запасами организации

Выполнила

                    Янчева М.Г.

                                             (фамилия, имя, отчество)

Студентка 3 курса

специальности 38.02.01 «Экономика и

бухгалтерский учет (по отраслям) РЭУ

им Г.В. Плеханова» Воронежский филиал

                                 (название образовательной организации)

Научный руководитель:

преподаватель СПиДО Лахина Л.Ф.

                                      (должность, фамилия, имя, отчество)

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 3

1.

Понятие, методы оценки товарных запасов и их классификация

6

2.

Планирование и нормирование товарных запасов организации

11

3.

Организационно-экономическая характеристика ООО «Солард»

16

4.

Анализ системы обеспечения и управления товарными запасами в ООО «Солард»

22

5.

Рекомендации по оптимизации системы управления товарными запасами в ООО «Солард»

32

6.

Автоматизация системы управления товарными запасами в ООО «Солард»

35

Заключение

46

Список использованных источников

48

Приложения

50


ВВЕДЕНИЕ

Логистике управления товарным запасом посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов, однако, несмотря на все многообразие представленных методов руководители организаций, функционирующих в сфере оптовой торговли, по-прежнему при принятии управленческих решений в данных вопросах полагаются в большей степени на собственный опыт, т.к. не могут применить существующие теоретические положения в практике своих организаций. Отчасти это объясняется тем, что при применении существующих классических методов управления запасами рассматриваются идеальные внешние условия и эти методы оказываются малоприменимыми в реальных ситуациях.

Причина заключается в том, что данные методы направлены, прежде всего, на решение локальных проблем. Они совершенно не учитывают влияния результата управления товарными запасами каждого элемента на всю распределительную систему в целом. Поэтому проведение дальнейших исследований систем и моделей управления запасами является крайне актуальным для повышения конкурентоспособности организации.

Целью  научной работы является совершенствование системы управления товарными запасами организаций оптовой торговли для оптимизации затрат на содержание запасов при достижении высокого уровня обслуживания потребителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • рассмотреть сущность и роль товарных запасов как объекта управления;
  • изучить специфику процессов планирования и нормирования товарных запасов организации;
  • оценить параметры существующей системы управления запасами в ООО «Солард»;
  • предложить комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления запасами ООО «Солард»;
  • оценить эффективность автоматизации системы управления запасами ООО «Солард», изучив компьютерные разработки в области управления запасами, провести их сравнительный анализ.

Объектом исследования научной работы является ООО «Солард», а предметом – способы управления товарными запасами организации.

Методологической основой исследования послужил диалектический метод познания предмета исследования, предполагающий изучение экономических процессов в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости.  В качестве методологического инструментария исследования применялись такие общенаучные методы исследования как  наблюдение, группировка, систематизация, сравнительный анализ и синтез теоретического и практического материала и другие.

В работе использованы законы РФ, нормативные документы, материалы научно-практических конференций, специальных периодических изданий.


1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Товарные запасы – согласно ГОСТ Р 51303-99 – «количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату».

По определению Стерлиговой А.Н., товарные запасы -  это «запасы готовой продукции, находящиеся  у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения» [25, с.12].

Таким образом, товарные запасы – это готовая продукция, предназначенная для реализации и находящаяся на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть запасы на предприятиях оптовой и розничной торговли, а также находящиеся в пути.

Товарные запасы классифицируются по следующим признакам:

  1. По целям использования:
  • потребительские товары – это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека;
  • производственные товары – это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров.
  1. По времени использования/потребления:
  • товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз;
  • товары длительного пользования, используемые многократно.
  1. По характеру потребления:
  • товары повседневного спроса;
  • товары тщательного выбора;
  • престижные товары.
  1. по функциональной принадлежности:
  • товары – продукты питания;
  • промышленные товары;
  1. по видам запасов:
  • текущие запасы – это товары на стадии реализации;
  • подготовительные запасы – это товары на стадии предпродажной подготовки;
  • гарантийные (страховые) запасы – необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе;
  • сезонные запасы – это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса;
  • переходящие запасы;
  1. по видам движения товаров в учете:
  • товары в пути;
  • товары на складе;
  • товары на стадии предпродажной подготовки;
  • зарезервированные товары;
  • товары в магазинах в процессе реализации;
  • товары на консигнации;
  • реализованные товары на ответственном хранении.

Необходимость образования запасов связана с множеством различных факторов. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и времени производства и потребления материальных ресурсов. К необходимости создания запасов приводят следующие факторы:

  1. Дискретность поставок.
  2. Случайные колебания спроса.
  3. Предполагаемые изменения конъюнктуры:
  • сезонность спроса,
  • сезонность производства,
  • инфляционные ожидания;
  • ожидаемое повышение цен.

Перечисленные факторы, действуя порознь или группируясь в различных сочетаниях, создают тенденцию к увеличению запасов.

К функциям товарных запасов относятся:

  • обеспечение непрерывности экономического воспроизводства и нормального процесса обращения товаров;
  • создание условий для широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса потребителей;
  • обеспечение соответствия предложения товаров спросу покупателей;
  • совершенствование ассортимента товаров.

Однако помимо выполнения своих функций запасы могут оказывать и отрицательное влияние на деятельность организации, если их уровень выше необходимого. Затраты на содержание запасов бывают следующих видов:

  • капитальные запасы – зависят от процента на инвестированный в запасы капитал, размер которого может колебаться от ставки рефинансирования ЦБ до нормы доходности активов предприятия [12, с. 194]. Это важный параметр, поскольку от установленного процента будут зависеть все вычисления, связанные с эффективностью вложений в запасы;
  • страхование – стоимость страховки зависит от стоимости запасов, их характеристик, условий хранения и т.д.;
  • износ и списание – в процессе хранения продукция может портиться, а также морально устаревать. Важно в расчетах учитывать только издержки, связанные с хранением на складе, не зависящие от  ошибок в планировании производства и сбыта;
  • расходы на хранение – расходы на аренду склада или содержание складских помещений, наем персонала, ремонт или закупку техники и т.д.

Главные затраты на содержание запасов – это вложенный в них капитал. Средства, потраченные на запасы, больше никуда не вкладываются и на долгое время фактически исключаются из оборотного капитала (если коэффициент оборачиваемости склада низкий).

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарных запасов – величина непостоянная. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании большое значение имеет сопоставление товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, который находится на предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорения оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедления оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания влияния разнообразных факторов на формирование товарных запасов.

Одни из этих факторов ускоряют скорость обращения товаров и благодаря этому объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и благодаря этому увеличивают размер запасов. Зная это, можно обнаружить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия, снизить затраты на образование и хранение товарных запасов.

К основным факторам, которые влияют на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:

  • соотношения между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказывают содействие нормализации товарных запасов;
  • сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правил, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;
  • организация и частота завоза товаров. Чем  чаще завозятся товары в магазин, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортирования, размещения производственных предприятий. Чем ближе размещенные промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще вырабатывается завоз товаров, тем менее времени расходуется на их доставку. Высокая частота завоза характерна для товаров,  которые быстро портятся;
  • потребительские свойства товаров. Они или уменьшают, или увеличивают время оборота;
  • ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.

На обращение товаров влияет и великое множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасовки товаров и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п.

Таким образом, товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой организации, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ И НОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ОРГАНИЗАЦИИ  

Планирование потребности торгового предприятия в товарных ресурсах проводится в несколько этапов.

Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами и эффективности их использования в предплановом периоде.

Анализ отчетных данных об обеспеченности предприятия товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и важного составляющего их элемента - товарных запасов является необходимым, начальным этапом планирования потребности предприятия в товарных ресурсах.

Показатель, характеризующим обеспеченность фирмы товарными запасами на определенную дату является величина товарных запасов в днях или уровень товарных запасов ( в днях). Он показывает, на какое количество дней торговли при сложившемся товарообороте хватит имеющихся товарных запасов. Данный показатель определяется по формуле 1.

Сравнивая величину товарного запаса в днях с нормой товарных запасов, можно не только установить степень обеспеченности предприятия товарными запасами, но и предвидеть возможные затруднения в виде затоваривания или необеспеченности запасами. Если показатель товарных запасов в днях оборота больше нормативного значения, то существует угроза затоваривания, если наоборот - возможны перерывы в продаже товаров.

Анализ товарных ресурсов и товарных запасов завершается анализом эффективности их использования. Причем эффективность использования товарных ресурсов может быть определена как по показателю товарооборота, так и по показателю прибыли.

Эффективность использования товарных запасов чаще всего характеризуется временем обращения товаров в днях оборота и числом оборотов, то есть, скоростью товарооборота (товарооборачиваемостью). Эти показатели взаимосвязаны между собой и рассчитываются по формулам 2 и 4.

Продолжительность времени обращения товаров оказывает существенное влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, способствуя получению дополнительной прибыли в случае ускорения оборачиваемости или вызывая определенную потерю выгоды в случае ее замедления. Поэтому в ходе проведения анализа товарных запасов необходимо не только охарактеризовать скорость их обращения, но также измерить влияние на нее отдельных факторов и определить сумму дополнительной прибыли (или ее потери) в случае ускорения (замедления) товарооборачиваемости. На время обращения товаров оказывают влияние такие факторы, как увеличение объема товарооборота и суммы среднего товарного запаса, изменение структуры товарооборота. Каждый из этих факторов приводит к замораживанию или высвобождению средств из оборота и соответственно к увеличению прибыли или потере выгоды. Сумма высвобожденных из оборота (дополнительно вовлеченных в оборот) средств определяется по формуле:

                                          (1)

где  - сумма высвобожденных из оборота (дополнительно вовлеченных) средств;

 - однодневный товарооборот предприятия за рассматриваемый период;

 - товарооборачиваемость, дни.

Размер дополнительной прибыли, полученной за счет ускорения оборачиваемости, можно вычислить по сложившемуся в отчетном году уровню рентабельности:

                                                   (2)

где  - сумма дополнительной прибыли (потери выгоды);

 - уровень рентабельности основной деятельности, в % к товарообороту.

Расчёт необходимого размера запасов товаров на плановый период.

На втором этапе планирования потребности предприятия в товарных ресурсах производится нормирование и планирование товарных запасов. При этом расчет норматива товарных запасов производится, как правило, на конец планового периода, поскольку входные запасы, то есть запасы на начало планового периода, равны величине товарных запасов на конец предпланового периода.

Планирование товарных запасов производится как в днях оборота, так и в денежном выражении. Расчет нормы товарных запасов в днях представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов. Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой. При нормировании и планировании товарных запасов могут быть использованы следующие методы:

  • экономико-статистический;
  • удельных приращений;
  • технико-экономических расчетов.

Наиболее простыми, информационно обеспеченными, а потому и наиболее применимыми являются первые два метода. Они базируются на имеющейся на торговом предприятии информации о фактических товарных запасах и объеме товарооборота.

Метод технико-экономических расчетов наиболее сложен из-за трудностей в сборе необходимой информации, для чего следует проводить специальное обследование предприятия. Он представляет интерес прежде всего потому, что дает представление об отдельных элементах норматива товарного запаса.

При использовании экономико-статистического метода расчёт норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней.

Разновидностью экономико-статистического метода расчета норматива товарного запаса является метод удельных приращений.

В основе метода удельных приращений лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится размер товарных запасов при условии изменения товарооборота на 1%.

Применение в торговле метода технико-экономических расчётов объясняется тем, что данный метод является наиболее достоверным и точным. Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов.

При использовании этого метода норма товарных запасов включает в себя следующие элементы:

  • время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже;
  • время пребывания товаров в форме торгового запаса;
  • гарантийный (страховой) запас товаров.

Время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме товарного запаса рассчитывается. При этом учитывают, что торговый запас делится на две части: запас товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале, и запас текущего пополнения, то есть, предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи товаров.

Для того чтобы количественно измерить первую часть торгового запаса, определяют число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товара. Затем к произведению этих двух величин прибавляют среднедневной оборот и полученную величину делят на среднедневной оборот по этой группе товаров:

                                                   (3)

где  - планируемая величина запаса в торговом зале;

 - однодневный товарооборот предприятия;

 - средняя цена одной разновидности товара;

 - количество разновидностей.

Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров, исходя из частоты поступления. Запас текущего пополнения - предназначен для обеспечения бесперебойной торговли в периоды до очередного поступления товаров. Планируемая величина запаса текущего пополнения зависит от периодичности поставок - чем реже периодичность поставок, тем больше должна быть величина этого запаса. Величина запаса текущего пополнения традиционно определяется с использованием модели Уилсона:

                                                   (4)

где  - запас текущего пополнения, дни;

V - объем товарооборота (или объем поставки по договору, или плановый объем закупки товаров);

 - расходы на хранение разновидности товара;

 - расходы по транспортировке партии товара.

Гарантийный (страховой) товарный запас предназначен для нивелирования неравномерности поставок, изменений спроса и составляет до 100% запаса текущего пополнения для товаров повседневного спроса, а по другим - до 50% запаса текущего пополнения.

Таким образом, технико-экономический метод планирования и нормирования товарных запасов дает следующую формулу расчета норматива товарного запаса [18, с.116]:

                                         (5)

где Н - норматив товарного запаса (по товарной группе), дни;

ТЗП - время на приемку, проверку, подготовку товаров к продаже, дни;

ТЗТ - торгово-товарный запас, дни;

ТЗС - страховой товарный запас, дни.

Аналогично проводят расчет по всем товарным группам, и суммарный результат определяет норматив по торговому предприятию в целом.

Таким образом, используя различные методы планирования и нормирования товарных запасов, перечисленные выше, определяется минимальное количество товарных запасов, которое должно постоянно находиться на складе. После чего менеджерам торговой фирмы необходимо перейти к разработке мер по управлению товарными запасами.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СОЛАРД»

Объектом исследования в отчете является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Солард».

Общество с ограниченной ответственностью «Солард» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и решением учредителя.

ООО «Солард» руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,  настоящим уставом, а также решениями его органов, принятыми в соответствии с их компетенцией в установленном порядке. Требования настоящего устава обязательны для исполнения всеми органами Общества и участниками Общества.

Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Солард». В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Российской Федерации Общество для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, от своего имени совершать любые допустимые законодательством Российской Федерации сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Имущество Общества учитывается на его самостоятельном балансе.

Краткое наименование: ООО «Солард».

Адрес местонахождения организации: Российская Федерация, 394074, г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 60.

ООО «Солард» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже. ООО «Солард» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своего учредителя.

Учредитель ООО «Солард» не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с деятельностью ООО «Солард», в пределах стоимости внесенного им вклада.

Участники Общества обязаны соблюдать требования устава, выполнять решения органов управления Общества, принятые в рамках их компетенции; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Общества; выполнять принятые на себя обязательства по отношению к Обществу и другим участникам Общества, выполнять иные обязанности (дополнительные обязанности), возложенные на всех участников Общества по решению Общего собрания участников Общества, принятому единогласно.

Общество осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организацию документооборота в Обществе осуществляет Генеральный директор.

Основной целью деятельности общества является получение прибыли, а также повышение жизненного уровня и благосостояния участников общества и членов трудового коллектива.

ООО «Солард» обладает универсальной правоспособностью и вправе для достижения цели своей деятельности совершать любые сделки, осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Основным видом деятельности ООО «Солард» является торговля потребительскими товарами и другие виды деятельности, отвечающие целям деятельности общества и не противоречащие действующему законодательству РФ.

Рассмотрим динамику изменения основных показателей финансово-экономической деятельности организации ООО «Солард» (Таблица 1, 2, 3) на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (Приложение 1, 2).

Таблица 1- Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

ООО «Солард» за 2013-2015 гг.

Показатель

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2013

2014

2015

2014 от 2013 гг.

2015 от 2014 гг.

2014 к 2013 гг.

2015 к 2014гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от продажи товаров, работ, услуг (тыс. руб.)

11648

12615

14561

967

1946

108,30

115,43

Себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.)

8645

9215

10235

570

1020

106,59

111,07

Валовая прибыль (тыс. руб.)

3003

3400

4326

397

926

113,22

127,24

Прибыль (убыток) от продаж (тыс. руб.)

2955

3344

2824

389

-520

113,16

84,45

Прибыль до налогообложения (тыс. руб.)

2397

2491

2815

94

324

103,92

113,01

Чистая прибыль (тыс. руб.)

1918

1993

2252

75

259

103,91

113,00

Среднегодовая оплата за труд (тыс. руб.)

3984,66

4115,28

5013,12

130,62

897,84

103,28

121,82

Рентабельность продаж (%)

25,37

26,51

19,39

1,14

-7,12

104,49

73,14

Рентабельность активов (%)

41,96

53,75

62,33

11,79

8,58

128,10

115,96

Коэффициент автономии (ед.)

0,39

0,28

0,29

-0,11

0,01

71,79

103,57

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,01

0,07

0,05

0,06

-0,02

700,00

71,43

Коэффициент текущей ликвидности

1,00

1,08

1,05

0,08

-0,03

108,00

97,22

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы. Выручка, незначительно возросшая в 2014 году, наращивает темпы роста в 2015 г. – 15,0% по отношению к предыдущему году. Себестоимость в 2014 году также возросла, но более медленными тепами по сравнению с выручкой (6,6% к 8,3%), и в 2015 году темпы ее роста не смогли догнать выручку (11,1% к 15,0%).

Прибыль от продаж возросла в 2014 г. на 13,2%, а затем снизилась 15,6%, что отрицательно сказалось на ее величине. Чистая прибыль, наоборот, в период с 2013 по 2015 г. незначительно увеличилась на 3,9 и 13,0 % соответственно. Подобное увеличение указывает на стабильную ситуацию в сфере продажи продукции, что привело к увеличению доходности деятельности организации в целом.

Рентабельность активов характеризует эффективность использования всех активов предприятия, то есть качество управления активами. Рентабельность активов ООО «Солард» за период 2013-2015 гг. возросла с 41,96% до 62,33%, то есть на 20,37%, что указывает на повышение эффективности использования активов организации.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Рентабельность продаж ООО «Солард» за анализируемый период снизилась с 25,37% до 19,39% (на 5,98%). В целом данный показатель находится на достаточно высоком уровне. Для сохранения рентабельности продаж предприятию следует придерживаться выбранной ценовой политики, а также постараться не увеличивать себестоимость продаваемой продукции.

Коэффициент автономии показывает, насколько предприятие независимо от кредиторов. Значение данного показателя, согласно рекомендациям должно быть не менее 0,5. В ООО «Солард» данный показатель на протяжении анализируемого периода был ниже нормативного значения, и к 2015 году коэффициент автономии снизился до значения 0,29 (снижение составило 0,10 п.п. за период 2013-2015 гг.). Такое изменение означает увеличение доли заемного капитала в его общей структуре.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности. Нормативное значение данного показателя – не менее 0,1. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ООО «Солард» на протяжении анализируемого периода находился на низком уровне. Однако, данный показатель незначительно увеличился – до 0,05 в 2015 году. Таким образом, растет зависимость предприятия от заемных источников финансирования.

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, данный коэффициент в ООО «Солард» за анализируемый период возрос с 1,00 до 1,05, что можно рассматривать как положительную тенденцию.

Проанализировав данные таблицы можно сказать, что деятельность организации за период 2013–2015 гг. в целом положительна и прибыльна.

Таблица 2 - Динамика активов (имущества) ООО «Солард» за 2013-2015 гг.

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

Темп роста, %

2013

2014

2015

2014 от 2013 гг.

2015 от 2014 гг.

2014 к 2013 гг.

2015 к 2014 гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

Нематериальные активы (тыс. руб.)

14

9

10

-5

1

64,29

111,11

Основные средства (тыс. руб.)

1783

829

924

-954

95

46,49

111,46

ИТОГО внеоборотных активов (тыс. руб.)

1797

838

934

-959

96

46,63

111,46

Запасы (тыс. руб.)

1436

2274

1926

838

-348

158,36

84,70

Дебиторская задолженность (тыс. руб.)

485

125

196

-360

71

25,77

156,80

Денежные средства (тыс. руб.)

853

471

557

-382

86

55,22

118,26

ИТОГО оборотных активов (тыс. руб.)

2774

2870

2679

96

-191

103,46

93,34

ИТОГО АКТИВЫ (ИМУЩЕСТВО) (тыс. руб.)

4571

3708

3613

-863

-95

81,12

97,44

Проанализировав данные актива бухгалтерского баланса ООО «Солард» в таблице 2 можно сделать следующие выводы.

Внеоборотные активы организации в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшились на 959 тыс. руб.

Это произошло за счет сокращения основных средств на 954 тыс. руб. и уменьшения нематериальных активов на 5 тыс. руб.

В 2015 году внеоборотные активы увеличились на 96 тыс. руб. или на 11,46%.  При этом рост основных средств составил 95 тыс. руб., а нематериальных активов – 1 тыс. руб.

Оборотные активы организации в 2014 году выросли на 96 тыс. руб. или на 3,46 %.

Это произошло за счет роста запасов в сумме 838 тыс. руб., а по дебиторской задолженности и сумме денежных средств наблюдается уменьшение на

Общая сумма активов организации ежегодно уменьшается: в 2014 году - на 863 тыс. руб. или 18,88%; в 2015 году – на 95 тыс. руб. или 2,56%.

Таблица 3 - Динамика пассивов (источников формирования имущества)

ООО «Солард» за 2013-2015 гг.

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

Темп роста, %

2013

2014

2015

2014 от 2013 гг.

2015 от 2014 гг.

2014 к 2013 гг.

2015 к 2014 гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

Уставный капитал (тыс. руб.)

230

230

230

0

0

100

100

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (тыс. руб.)

1573

811

825

-762

14

51,56

101,73

ИТОГО капитал и резервы (тыс. руб.)

1803

1041

1055

-762

14

57,74

101,34

Кредиторская задолженность (тыс. руб.)

2768

2667

2558

-101

-109

96,35

95,91

ИТОГО краткосрочных обязательств

2768

2667

2558

-101

-109

96,35

95,91

ИТОГО ПАССИВЫ (тыс. руб.)

4571

3708

3613

-863

-95

81,12

97,44

Проанализировав данные пассива бухгалтерского баланса ООО «Солард» в таблице 3 можно сделать следующие выводы.

Общая сумма капиталов и резервов организации в 2014 году уменьшилась на 762 тыс. руб., а в 2015 году выросла на 14 тыс. руб. Это произошло за счет изменений нераспределенной прибыли организации. Сумма уставного капитала исследуемой организации в расчетном периоде не изменялась и составляет 230 тыс. руб.

Расчеты по долгосрочным обязательствам в 2013-2015 годах не совершались.

Сумма краткосрочных обязательств ежегодно уменьшается: в 2014 году – на 101 тыс. руб.; в 2015 году – на 109 тыс. руб. Это происходит за счет уменьшения кредиторской задолженности организации на аналогичные суммы.

Общая сумма пассивов организации ежегодно уменьшается: в 2014 году - на 863 тыс. руб. или 18,88%; в 2015 году – на 95 тыс. руб. или 2,56%.

4. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ООО «СОЛАРД» ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж.

Анализ объема и динамики товарооборота торговой организации основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Торговая деятельность организации характеризуется, прежде всего, степенью выполнения плана и динамикой товарооборота. Для анализа товарооборота ООО «Солард» изучим его динамику, которая позволит выявить тенденцию и закономерности его развития, выявление возможностей улучшения динамики продаж. Обратимся к таблице 4.

Из таблицы 6 видно, что за последние три года товарооборот увеличился на 19184 тыс. руб., что составляет 330,33% к фактическому товарообороту 2010 года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 15997 тыс. руб. (24326 - 8329), и в связи с увеличением цен на товары - на 3187 тыс. руб. (27513 - 24326).

Таблица 4 - Динамика товарооборота ООО «Солард» за 2013-2015 гг.

Год

Фактический товарооборот, тыс. руб.

Цепной темп роста, %

Базисный темп роста, %

в действую-щих ценах

в сопостави-мых ценах

в действую-щих ценах

в сопостави-мых ценах

в действую-щих ценах

в сопостави-мых ценах

1

2

3

4

5

6

7

2013

8329

8329

-

-

-

-

2014

19244

18138

231,05

217,77

231,05

217,77

2015

27513

24326

142,97

134,12

330,33

292,06

Товарооборот организации за 2015 год в сопоставимых ценах составил 24326 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2013 году составил 292,06%. Следовательно, товарооборот организации увеличился в основном за счет увеличения объемов продаж. Количество реализованных товаров увеличилось в 2014 году на 217,77%, а в 2015 году – на 134,12%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен по формуле средней геометрической:

                                        (6)

где  - фактический товарооборот;

 - базовый товарооборот;

n – количество анализируемых периодов.

= (в действующих ценах);

= (в сопоставимых ценах).

Для углубленного анализа увеличения темпа роста товарооборота 2015 года к 2014 рассмотрим в поквартальном разрезе, используя информацию таблицы 5.

Таблица 5- Информация о доле квартала в годовом товарообороте

ООО «Солард» за 2014-2015гг., тыс. руб.

Квартал

2014 год

2015 год

Отклонение от 2014 г.

В % к 2014 г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

1 квартал

3406

17,7

4842

17,6

1436

142,16

2 квартал

4830

25,1

6878

25

2048

142,40

3 квартал

5061

26,3

7236

26,3

2175

142,97

4 квартал

5946

30,9

8557

31,1

2610

143,89

Всего за год

19244

100

27513

100

8269

142,97

Товарооборот торговой организации увеличился на 8269 тыс. руб., таким образом, прирост составил 42,97%. Увеличение происходило неравномерно, наибольшее суммарное отклонение от 2014 года наблюдается в 4 квартале и оно составляет 2610 тыс. руб., а наименьшее суммарное отклонение было в 1 квартале – 1436 тыс. руб.

Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года (таблица 6).

Из данных таблицы 6 видно, что размах колебаний роста оптового товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота по сравнению с прошлым годом варьирует от 134,41% в августе до 151,56% в ноябре. Товарооборот во всех месяцах превышает показатели прошлого года.

Наибольшая положительная разница товарооборота наблюдается в 4 квартале на 43,89%, а если рассмотреть по месяцам этого квартала, то это ноябрь (151,56%). Кроме того, рассматривая 4 квартал можно отметить, что наименьший рост товарооборота наблюдался в октябре (140,47%).  

Рассматривая 1 квартал, отметим, что товарооборот является наименее скачкообразным: с самым низким ростом в январе (138,05%) и самым высоким в марте (143,3%).

Таблица 6 - Ритмичность развития товарооборота ООО «Солард» по месяцам года

Месяцы

2014 год

2015 год

Темп роста, %

1

2

3

4

Январь

672

927

138,05

Февраль

1293

1849

143,03

Март

1441

2066

143,30

Итого за 1 кв.

3406

4842

142,16

Апрель

902

1362

150,98

Май

1442

2143

148,67

Июнь

2487

3373

135,65

Итого за 2 кв.

4830

6878

142,40

Июль

916

1276

139,27

Август

1512

2033

134,41

Сентябрь

2633

3927

149,18

Итого за 3 кв.

5061

7236

142,97

Октябрь

1197

1682

140,47

Ноябрь

1808

2740

151,56

Декабрь

2941

4135

140,58

Итого за 4 кв.

5946

8557

143,89

Всего за год

19244

27513

142,97

Динамика рассмотренных показателей характеризует неравномерное удовлетворение спроса покупателей на товары. Причинами этого могут быть недостатки в изучении покупательского спроса, снабжении товарами и др.

Для определения равномерности развития оптового товарооборота необходимо рассчитать среднее квадратическое отклонение ( и коэффициент вариации, или неравномерности () по следующим формулам:

                                                       (7)

,                                                       (8)

где Х – процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый квартал;

 – процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;

 – число изучаемых периодов.

Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота организации в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя.

Коэффициент равномерности () рассчитывают по следующей формуле:

.                                                    (9)

Рассчитаем показатели с помощью приведенных формул и представим их в таблице 7.

Таблица 7 - Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2014-2015 гг.

Месяц

Темп отклонения, %

1

2

3

4

Январь

104,5

- 3,3

10,89

Февраль

108,2

0,4

0,16

Март

108,4

0,6

0,36

Апрель

114,1

6,3

39,69

Май

112,4

4,6

21,16

Июнь

102,5

- 5,3

28,09

Июль

105,3

-2,5

6,25

Август

101,6

- 6,2

38,44

Сентябрь

112,8

5,0

25,0

Октябрь

105,4

- 2,4

5,76

Ноябрь

113,7

5,9

34,81

Декабрь

105,4

- 2,4

5,76

107,8

-

216,37

=

v=

= 100 – 3,94 = 96,06%.

Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 4,25%. Темп отклонения от товарооборота прошлого года был равномерным на 96,06%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.

При анализе товарооборота следует учитывать, что динамика квартальных и месячных объемов продажи существенно отличается от годовых показателей; часто она имеет резко выраженные колебания, которые необходимо изучать. С этой целью рассчитывается индекс сезонности (таблица 8).

Таблица 8 - Сезонность развития товарооборота в действующих ценах

по кварталам, тыс. руб.

Квартал

2013 год

2014 год

2015 год

Итого за 3 года

Средняя величина за 3 года

Коэффициент сезонности, %

1

2

3

4

5

6

7

1 квартал

1499

3406

4842

9748

3249

70,78

2 квартал

2096

4830

6878

13805

4602

100,24

3 квартал

2278

5061

7236

14575

4858

105,84

4 квартал

2455

5946

8557

16958

5653

123,14

Итого за год

8329

19244

27513

55086

18362

400,00

Среднеквартальный товарооборот

2082

4811

6878

13772

4591

-

По данным таблицы 10 можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию приходится на 4 квартал (123,14%), а наименьший наблюдается в 1 квартале (70,78%). Такая большая амплитуда в показателях товарооборота говорит о том, что в ассортименте достаточно велика доля товаров сезонного спроса. Это необходимо учитывать при планировании в следующем году.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  • за последние три года товарооборот ООО «Солард» устойчиво растет;
  • динамика рассмотренных показателей характеризует достаточно ритмичное развитие товарооборота, однако в некоторых периодах отмечено неравномерное удовлетворение спроса покупателей на товары. Причинами этого могут быть недостатки в изучении потребительского спроса, снабжении товарами и др.;
  • значение коэффициента сезонности говорит о том, что в ассортименте значительная доля товаров сезонного потребления, что необходимо учитывать при планировании.

Важнейшим этапом построения и реализации оптимальной системы управления товарными запасами является анализ их состояния и эффективности использования.

Анализ товарных запасов позволяет в конкретных ситуациях находить оптимальное решение проблем, возникающих у торговой организации в связи с низкой оборачиваемостью товаров и большим объемом товарных запасов, что препятствует получению ожидаемой прибыли и снижает эффективность работы торговой организации.

Анализ товарных запасов нужен, чтобы определять, насколько соответствует фактический объем товарных запасов установленным в организации нормативам, как по отдельным товарным группам, так и в целом, находить причины отклонений, выявлять изменения в товарных запасах, а также особенности спроса на отдельные товары.

В ходе анализа запасов используются показатели, которые характеризуют состояние товарных запасов в натуральном и стоимостном выражении, их обеспеченность, эффективность использования средств, вложенных в товарные запасы. Анализ товарных запасов проводится на основании данных, полученных из статистических и бухгалтерских отчетов за интересующий период, а также данных инвентаризации.

Цель анализа состоит в выявлении причин и последствий изменения товарных запасов и скорости их обращения, выявления неиспользованных возможностей повышения эффективности их использования.

Для анализа влияния товарных запасов на товарооборот используем данные о движении товаров за 2013-2015 гг., представленные в таблице 9.

Среднегодовые запасы в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличились на 2210,5 тыс. руб., что составляет 313,47%. В динамике прослеживается следующая ситуация. Фактический объем товарооборота вырос на 142,97% или на 8269 тыс. руб. и факторами, побудившими рост товарооборота, являются увеличение объема поступления товаров в текущем году (+10608 тыс. руб.), а также увеличения товарных запасов на начало года (+1041 тыс. руб.). Также объем товарооборота был уменьшен за счет роста остатков на конец года (+3380 тыс. руб.).

Таблица 9 - Данные товарного баланса ООО «Солард» за 2014-2015 гг.

Показатели

2014 г.

2015 г.

Отклонение от 2014 г.

Темп роста к 2014 г., %

1

2

3

4

5

Остаток товаров на начало года

515

1556

1041

302,14

Поступило товаров

20285

30893

10608

152,29

Остаток товаров на конец года

1556

4936

3380

317,22

Реализовано товаров

19244

27513

8269

142,97

Среднегодовые остатки товарных запасов

1035,5

3246

2210,5

313,47

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей торговая организация должна обладать определенными товарными запасами. Поэтому дальнейший анализ проведем с оценкой, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное обеспечение населения необходимыми товарами. Для чего анализ товарных запасов проведем в разрезе товарных групп по данным таблицы 10.

Изменение фактических товарных запасов в денежном выражении по товарным группам за 2015 год неравномерно, наблюдается рост по большей части товарных групп, наименее значительный рост произошел по группам «Строительные материалы» и «Пищевые продукты». Также выросли товарные запасы в днях на конец периода на 45 дней, что может сказаться положительно в следующем периоде при условии спроса.

В связи с тем, что темп роста товарных запасов на конец года вырос на 45 дней, а также среднегодовые темпы превышают рост товарооборота, произведем расчеты влияния факторов на изменение товарных запасов. На их размер оказывают влияние два фактора:

  • изменение объема товарооборота;
  • ускорение или замедление товарооборачиваемости.

Таблица 10 - Информация о средних товарных запасах и товарооборачиваемости по торговой организации

Показатель

2014 г.

2015 г.

Отклонение от 2014 г.

В % к 2014 г.

1

2

3

4

5

Товарооборот, тыс. руб.

19244

27513

8269

30,05

Среднегодовые запасы, тыс. руб.

1035,5

3246

2210,5

68,10

Время обращения товаров в днях

19,64

43,18

23,54

54,52

Скорость обращения товаров, в оборотах

18,58

8,48

-10,11

-119,26

Исходя из информации, содержащейся в таблице 11, видно, что в 2014 году в среднем товарные запасы оборачивались 18,58 раз в год. В 2015 году оборачиваемость понизилась и составила 8,48 раз. В результате снижения товарооборачиваемости последовало увеличение среднего периода оборота товаров, т.е. среднюю продолжительность пребывания их в виде товарных запасов, с 19,64 дней в 2014 году до 43,18 дней в 2015 году.

Отсюда снижение скорости оборота товарных запасов в динамике в 0,45 раза увеличило нахождение товаров в запасе на 23,54 дня, что привело к росту оборотных средств в сумме на 2210,5 тыс. руб.

Для увеличения товарооборачиваемости необходимо довести имеющиеся в настоящий момент товарные запасы до оптимального уровня за счет равномерного и частого завоза товаров. Оптимальной в данном случае является величина запасов, которые действительно пользуются спросом, и в ближайшее время будут реализованы. Кроме того, возможно увеличение товарооборота за счет распродажи товаров, не пользующихся спросом, совершенствования организации торговли и обслуживания покупателей.

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ООО «СОЛАРД»

Важным фактором повышения эффективности работы любого торгового предприятия является эффективное управление товарными запасами. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию  обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, проводить определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей.

Исходя из проведенного анализа, можно выделить несколько проблем развития и функционирования ООО «Солард».

Одна из основных проблем это то, что на конец года на складе скапливается большое количество неликвидной продукции, а так же дефицит по ключевым позициям. Таким образом, организация терпит убытки, как на содержание складских помещений, так из-за уменьшения оборачиваемости капитала.

Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые запасы, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств.

Причины образования неликвидов:

1) снижение спроса в связи с появлением конкуренции;

2) снижение спроса в связи с ликвидацией потребителя;

3) ошибочные закупки излишнего количества товара;

4) ошибочные закупки устаревших товаров;

5) другие причины, связанные со складской деятельностью.

Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по возможно максимальной цене или с возможно более низкими издержками. Рассмотрим несколько подходов, в порядке убывания эффективности, для выполнения этой задачи.

1. Перемещение лишних запасов в другое подразделение компании, где они нужны. Товар может быть мертвым в одном подразделении, но еще популярным в другом. Это стоит сделать, если, конечно, затраты на перемещение товара между подразделениями намного меньше его стоимости.

2. Возврат продукции поставщику. Желательность этого варианта зависит от конкретного поставщика. Одни поставщики очень легко принимают возвращаемый товар, другие же требуют стольких платежей и условий, что возвратить продукцию невозможно.

3. Снижение цены, чтобы продать лишние запасы. Это особенно хорошо срабатывает, если у покупателя будет какой-то выбор.

4. Назначение торговому персоналу денежное поощрение за продажу лишних запасов.

5. Ликвидация товара. Наименее желательная альтернатива. Но, по крайней мере, в этом случае высвобождается пространство на складах и появляется возможность списать себестоимость товара.

Допустимым объемом неликвидов по стоимости считают не более 5%, иначе расходы на содержание, налоги на имущество, обесценение денег и так далее минимизируют прибыль без всякой надежды на компенсацию - неликвиды не просто лежат, они занимают место на складе.

К сожалению, в ООО «Солард» работа по ликвидации «мертвых» запасов ведется бессистемно, от случая к случаю. Желательно в компьютерных базах данных предусмотреть параметры для быстрой обработки такой номенклатуры в разных аспектах (по количеству упаковок, по стоимости) в целях ускорения принятия мер по избавлению от нее.

Отсутствие полноценного учета по методу FIFO приводит к тому, что в используемой системе управления запасами не происходит отражение сроков годности хранимого товара, что приводит к потере сроков годности, а значит и убыткам. Следовательно, необходимы мероприятия по реализации и внедрению этих методов в работающую систему управления запасами.

Чтобы реформировать систему управления запасами торговой организации необходимо провести тщательный анализ ассортиментных групп. Формирование торгового ассортимента – одна из основных функций организации оптовой торговли, определяющая его конкурентоспособность. Анализ ассортимента необходимо проводить ежеквартально, например, с помощью классического метода – АВС-анализа.

Основные задачи проведения АВС-анализа:

  • определение значения товарных групп, подгрупп, марок для подразделений и покупателей. Выбор методов работы с каждой группой, подгруппой, марками;
  • оптимизация ассортимента (оценка необходимости углубления ассортимента по каким-либо направлениям или выведения товарных позиций).

Ещё одно направления совершенствования управления товарными запасами, это минимизация хищений товаров, ошибок настройки технических средств. Это реализуется с помощью прозрачной системы учета и гибкой системы статистической отчетности, а также ведения видеонаблюдения.

Необходимо откорректировать деятельность предприятия следующим образом:

  • улучшить организацию материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения организации необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;
  • сократить время нахождения средств в дебиторской задолженности;
  • ускорить процесс отгрузки, оформления расчетных документов и сокращения времени расчетов благодаря применению различных форм безналичных расчетов.

Чтобы оборотные средства организации эффективно использовались и приносили прибыль, необходимо уменьшить долю запасов, то есть вести постоянные продажи и не давать им залеживаться на складах. Это повлечет за собой ускорение оборачиваемости оборотных средств, что благоприятно отразится на положении организации.

Для достижения оптимальной работы организации, а так же для уменьшения накладных расходов связанных с хранением продукции необходимо решить следующие задачи:

  • оптимизировать маркетинговую деятельность предприятия;
  • оптимизировать и внедрить новые системы управления заказами;
  • реорганизация складской системы с учетом выбранной системы управления заказами.

Одним из предложений по совершенствованию заказов выступает внедрение более эффективного менеджмента. Для достижения качества менеджмента в организации необходимо проводить переподготовку, обучение существующего персонала, что так же позволит получить положительный эффект и в области мотивации персонала.

Не менее важно грамотное прогнозирование запасов, нахождение их оптимального уровня. Это позволит фирме вовремя сбывать поставляемые партии товара, а не хранить неликвидный товар.

Не имея больших торговых и подсобных помещений, а также свободного капитала, чтобы замораживать свои денежные средства под значительный запас товара, руководству организации необходимо иметь реальную и постоянно обновляющуюся информацию о том, как товар продается, отслеживать его оборачиваемость, а также учитывать условия работы по данному товару с поставщиком.

Без специализированной информационной системы оперативно собрать и проанализировать такие данные невозможно.

Таким образом, необходимо провести автоматизацию процесса управления запасами, для этих целей существует множество прикладных систем. Обычные результаты внедрения впечатляют:

1) сокращение запасов до 50%;

2) сокращение издержек по заказу на 20%;

3) рост доходов на 20%, благодаря сокращению дефицитов;

4) рост оборачиваемости в 2 раза;

5) рост рентабельности инвестиций более чем на 50%.

6. АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ООО «СОЛАРД»

Для любой торговой организации задача управления товарными запасами стоит на первом плане, так как именно ее решение позволяет как достичь существенной экономии на хранении, так и обеспечить систематизацию товарооборота и всей сопроводительной информации.

Преимущества автоматизации склада и управления запасами:

  • повышение качества данных;
  • повышение прозрачности и сокращение операционных затрат;
  • оптимизация складских запасов.

Подавляющее большинство российских программ производят сводку и группировку информации в определенных разрезах, давая информацию об объемах продаж, оборачиваемости, количеству запасов в днях обеспечения, выстраивают диаграммы. Они действительно помогают принимать решения по управлению запасами, а также помогают подводить итоги работы по управлению запасами. Тем не менее, как и обычная учетная программа, они выполняют лишь обеспечивающие функции, и поэтому относятся к классу информационно-аналитических систем. Во многих программах не производится прогнозирования спроса, нормирования и оперативного управления путем выдачи готовых заказов. Иногда используется так называемое примитивное прогнозирование, то есть при определении размера заказа допускается что спрос будет равен реализации прошлого периода. Программы характерны использованием простейшего математико-статистического аппарата: сложения, вычитания, умножения, сводки, группировки и т.п.

При использовании автоматизированной системы управления материальными запасами, могут быть достигнуты следующие улучшения в работе ООО «Солард»:

  • рациональное использование материальных запасов;
  • повышение ликвидности сверхнормативных запасов материалов;
  • ускорение оборачиваемости всех видов запасов;
  • обеспечение оптимальных расходов на приобретение запасов;
  • расчет оптимальной партии запасов;
  • снижение затрат на хранение запасов;
  • обеспечение налаженной работы транспорта;
  • выявление дефицитных позиций отдельных видов запасов;
  • выбор позиций тех средств, по которым сформировались лишние запасы, с целью их последующей реализации;
  • определение потребности в финансовых ресурсах для обеспечения необходимых поставок материалов в плановом периоде и т.д.

Основным недостатком применяемой программы «1С: Предприятие. Управление торговлей» в ООО «Солард» является то, что эта система не предназначена конкретно для специализированных торговых предприятий, в ней не учтена специфика их деятельности. Однако, на основе этой системы, создано ряд автоматизированных систем специально предназначенных для торговых предприятий, занимающихся продажами компьютерной техники.

Рассмотрим основные разработки в области управления запасами и проведем их сравнительный анализ.

1. Программа для управления запасами «Логистик Эксперт». Данная программа позволяет автоматизировать весь цикл товародвижения, начиная с анализа отчетов и заканчивая формированием конечных накладных на перемещение в программе «1С: Предприятие» (рисунок 1).

отчет с перемещениями

Рис. 1 – Отчет о движении товаров в программе «Логистик Эксперт»

Внедрение программы «Логистик Эксперт» позволяет существенно упростить логистику запасов за счет наглядного представления ассортиментной матрицы, совмещенной с данными о заказах, продажах и сделанных перемещениях. Для принятия решения о перемещении товаров между складами менеджеру необходим отчеты о продажах, о сделанных заказах и об остатках. В программе «1С: Предприятие» - это разные таблицы, не совпадающие по набору позиций и складов. Использовать их крайне неудобно, так как приходится выбирать данные по каждой номенклатуре из трех источников.  

Складская программа «Логистик Эксперт» представляет всю необходимую информацию в одном сводном отчете.

При этом разные виды входных данных представляются в разных столбцах и визуально отделены друг от друга так, что менеджер не сможет перепутать, к примеру, данные об остатках с информацией о продажах. Кроме того, в отчете в режиме реального времени отображаются все сделанные менеджером перемещения, а их результат сразу же сказывается на остатках как склада-отправителя, так и склада-получателя. Таким образом, менеджер видит состояние складов сразу же после осуществленных им перемещений. Благодаря этому, «Логистик Эксперт» можно отнести к разряду эффективных автоматизированных систем управления ассортиментом.

2. Deductor ISO: Оптимизация складских запасов. Deductor Inventory Stock Optimization (Deductor ISO) позволяет автоматизировать процесс оптимизации складских запасов: прогноз спроса, расчет оптимального страхового запаса, формирование автозаказа, выбор лучших поставщиков и товаров-заменителей (рисунок 2).

http://www.basegroup.ru/screenshots/deductor_iso_warehouse.gif

Рис. 2 - Отчет об изменении складских запасов в программе «Deductor ISO»

Цель работы Deductor ISO — формирование и поддержание величины складских запасов на таком уровне, который позволит обеспечить бесперебойную торговлю каждой позицией при минимальных накладных расходах, за счет оптимизации закупки товаров и сырья.

При использовании данного решения даже один сотрудник может качественно управлять товарным ассортиментом в десятки тысяч позиций. Эффект обеспечивается за счет:

  • Прогнозирования множеством способов с автоматическим выбором лучшего прогноза.
  • Управления ассортиментом для правильного выбора поставщиков и закупаемых товаров с учетом доходности, стабильности спроса, наличия заменителей, что обеспечивает уменьшение избыточного количества неликвидных товаров до 35%.
  • Расчета оптимального страхового запаса с поправкой на колебания спроса, сроков поставки, финансовых, транспортных, складских и множества других ограничений, позволяющего повысить оборачиваемость средств в среднем на 25% и увеличить вероятность наличия необходимых товаров.
  • Автоматического формирования автозаказа и календаря закупок, автоматизирующего до 90% действий аналитика по прогнозированию и планированию.

3. SIMPLE. Система управления запасами SIMPLE сокращает товарные запасы при сокращении дефицита и затрат по подвозке товара от поставщиков путем автоматической выдачи оптимальных заявок на поставку. Программа состоит из блока прогнозирования спроса, блока нормирования запасов и ассортимента, блока оперативного управления запасами, блока оценки эффективности управления запасами, что позволяет ей называться системой управления и иметь качественное отличие от существующих на рынке учетных и аналитических программ. Отличительные преимущества SIMPLE-system:

  1. SIMPLE-system состоит из следующих функциональных блоков: импорт данных, анализ динамики запасов, прогнозирование спроса, нормирование запасов, оперативное управление, оценка эффективности, а также ряда дополнительных модулей.
  1. SIMPLE-system основана на единой модели торгового предприятия и использует специальный математический аппарат;
  2. SIMPLE-system учитывает следующие факторы работы торгового предприятия: нетто-цены, продажные цены, удельные издержки заказа, удельные издержки омертвления капитала, историю спроса и его вариации по позициям, время доставки и его вариацию;
  3. Результат работы SIMPLE-system - ответ на вопросы: что, когда, в каком количестве закупать торговой фирме;
  4. Цель SIMPLE-system - одновременное сокращение запасов, снижение транспортных расходов, снижение дефицита и, как следствие, повышение рентабельности запасов и отдачи от вложений в торговый бизнес (рисунок 3).

http://genobium.ru/images/use/Simulation11.gif

Рис. 3 – Оперативное управление заказами в системе управления запасами SIMPLE-system

Для решения задачи автоматизации управления запасами в ООО «Солард» руководством организации была выбрана Deductor ISO: Оптимизация складских запасов.

Deductor Inventory Stock Optimization (Deductor ISO) позволяет автоматизировать процесс оптимизации складских запасов: прогноз спроса, расчет оптимального страхового запаса, формирование автозаказа, выбор лучших поставщиков и товаров-заменителей. Решение предназначено для торговых сетей, дистрибьюторов, складских комплексов и производственных компаний. Оно построено на базе аналитической платформы Deductor.  Система поставляется с набором готовых сценариев, включающих лучшие бизнес-практики и концентрирующих многолетний проектный опыт BaseGroup Labs. В комплект поставки входят готовые KPI оценки качества работы склада: расчет экономической эффективности, издержек, упущенной выгоды и прочее. Inventory Stock Optimization внедряется в сжатые строки и по фиксированной стоимости.

Примеры решаемых задач:

  • Прогнозирование продаж. Deductor содержит все необходимые инструменты для решения такой сложной задачи, как прогнозирование продаж. Он включает практически все современные алгоритмы, применяемые для построения прогностических моделей от простых до самых сложных. 
  • Оптимизация запасов. Решение на базе Deductor позволяет повысить эффективность работы склада: обеспечить бесперебойное функционирование подразделений компании, избежать ошибок и неточностей, улучшить планирование, увеличить оборачиваемость, уменьшить расходы. 
  • Консолидация данных. Deductor – мощная платформа для построения решений в области консолидации данных. Набор модулей, включенных в Deductor, дает возможность консолидировать данные на любом уровне организации: от небольшого филиала до головного офиса компании. 
  • Аналитическая отчетность. Deductor является идеальной платформой для создания систем аналитической отчетности. Использование платформы гарантирует радикальное сокращение сроков подготовки отчетов, простоту применения, быстрые сроки внедрения и низкую совокупную стоимость владения. 
  • Очистка данных. Очистка данных - одна из наиболее актуальных задач анализа. На ее выполнение тратится большая часть времени при создании решений. Это необходимый этап работ в любом проекте. Deductor включает все требуемое для решения задачи очистки данных, позволяя большую часть операций осуществлять в автоматическом режиме. 
  • Анализ клиентской базы. Для того чтобы получить пользу от собранной в CRM-системе информации, не достаточно получить отчеты, необходимо находить закономерности в больших объемах данных и учитывать их при работе с клиентами. Целью применения подобных методов является "персонификация" работы с каждым потребителем, учет его интересов, предпочтений, возможностей. 
  • Лояльность клиентов. Глубокий анализ данных является ключом к реализации программ лояльности. Без моделирования, сегментации, поиска закономерностей невозможно получить от них отдачу, т.к. в этом случае все сводится к банальному предоставлению скидки. Применение технологий анализа, заложенных в Deductor, позволяет понять, что хочет клиент и предложить нужный продукт, в нужное время, по «правильной» цене. 
  • Контроль качества. Методы анализа, встроенные в Deductor позволяют реализовать курс на постоянное улучшение качества производственных процессов: выявлять нежелательные тенденции и реагировать на них, моделировать развитие процессов, выявлять причины брака и минимизировать связанные с этим проблемы. 

Для возможности оценки и оптимизации работы склада в Deductor ISO предусмотрен расчет разнообразных показателей (таблица 11).

Данные отчеты позволяют быстро и четко выделить те объекты, на которые нужно обратить внимание.

При внедрении информационной системы управления запасами трансформации и реинжиниринга организационной структуры управления организацией не потребуется. Сбор первичных данных, копирование информации из баз данных в таблицы информационной системы, расчет показателей, получение и анализ результативной (выходной) информации будет осуществляться ответственными лицами учреждения на основе разработанного регламента и должностных инструкций.

Таблица 11 - Показатели оценки и оптимизации работы склада в Deductor ISO

Блок

Показатели

Отчеты

1

2

3

Оценка основных экономических показателей товара

Рентабельность, товарооборачиваемость, ликвидность и др.

АВС-XYZ-анализ; Рентабельность товаров; Динамика рентабельности товара и др.

Показатели движения материальных потоков

Средний запас на складе, товарооборачиваемость, время обращения товаров и др.

Средний товарный запас на складе по товарам;

Скорость товарооборота и др.

Оценка эффективности работы склада

Интенсивность работы склада, эффективность использования складских площадей и др.

Интенсивность работы склада;

Эффективность использования складских площадей и др.

Произведем расчет экономической эффективности предложенного мероприятия по внедрению автоматизированной системы управления запасами на предприятии.

По данным разработчиков программы повышение эффективности управления торговыми запасами после внедрения Deductor ISO в среднем достигает 25%.

Deductor ISO позволяет минимизировать издержки, избежать ошибок при планировании, потерь средств и времени на исправление просчетов:

  • понижение трудоемкости работы за счет автоматизации до 90% действий аналитика по прогнозированию и планированию;
  • повышение вероятности наличия необходимых товаров;
  • снижение транспортных и складских расходов;
  • формирование прозрачной системы принятия решений по количеству и ассортименту закупаемого товара, исключение принятия необоснованных решений по закупке;
  • оптимальное распределение складских запасов;
  • освобождение денежных ресурсов, вложенных в товар, не пользующийся спросом.

Стоимость внедрения системы управления запасами Deductor ISO представлена в таблице 12.

Таблица 12 - Стоимость внедрения Deductor ISO

Наименование

Описание

Стоимость

1

2

3

Deductor Enterprise

Аналитическая платформа, годовая подписка на техническое сопровождение

618 950 руб.

Ввод в эксплуатацию

Адаптация моделей на данных заказчика, консультации аналитика при работе с решением

320 000 руб.

Решение по прогнозированию и планированию

Готовое решение для автоматизации процессов ассортиментного планирования, прогнозирования товарного запаса, формирования рекомендаций по текущему заказу товара

625 000 руб.

Обучение

Очный тренинг по работе с решением для сотрудников

90 000 руб.

Итого

1 653 950 руб.

Сроки внедрения Deductor ISO в среднем занимают 3-4 месяца (таблица 13).

Таблица 13 - Сроки внедрения Deductor ISO

Этап

Срок

Результат

1

2

3

Подготовка данных

3 недели

  • хранилище данных
  • подготовленные данные для прогноза
  • отчеты с выявленными ошибками
  • система аналитической отчетности

Прогнозирование

2 месяца

  • адаптированные с учетом особенностей организации прогностические модели
  • показатели качества прогнозов
  • потоварный прогноз спроса

Планирование

3 недели

  • рекомендации по поставке
  • рейтинг поставщиков
  • оптимальные страховые запасы
  • потоварный план закупок с разбивкой по поставщикам

По данным независимых информационных агентств, при правильном, тщательно спланированном внедрении, компании могут добиться действительно значимых результатов, как то:

  • Экономия оборотных средств — 2%;
  • Уменьшение цикла реализации — 25%;
  • Снижение коммерческих затрат — 5%;
  • Снижение страхового уровня складских запасов — 20%;
  • Увеличение оборачиваемости средств в расчетах — 25%;
  • Увеличение оборачиваемости товарных запасов — 30% .

Разработчики программы утверждают, что в результате ее использования произойдет увеличение прибыли на 20%.

Рассчитаем срок окупаемости автоматизации системы управления запасами.

Срок окупаемости – период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции.

Срок окупаемости рассчитывается по формуле:

                                         (10)

где  – первоначальные инвестиции;

 – среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

Общие капитальные вложения заказчика (потребителя) программного средства, связанные с его приобретением, внедрением и использованием составляют 1653950 руб.

Среднегодовые денежные поступления от реализации проекта = 749,6 тыс. руб.

Таким образом, все затраты на новое программное средство полностью окупятся на третьем году их использования. Кроме того, внедрение программы позволит существенно увеличить скорость и эффективность обработки заказов: сократится время их комплектации при одновременном увеличении объемов отгрузок.

Реальные изменения после внедрения ИТ-технологий происходят не сразу, некоторые из них носят субъективный характер и плохо поддаются количественной оценке в денежном выражении. Поэтому экономическая эффективность проекта всегда носит условный характер. К этому можно добавить и чисто российскую специфику. Выгодность или невыгодность внедрения информационной системы означает соответствие или несоответствие результатов работы системы целям и задачам компании. Основными выгодами от внедрения  являются: снижение операционных и управленческих затрат, экономия оборотных средств, уменьшение цикла реализации продукции, снижение коммерческих затрат, уменьшение дебиторской задолженности, увеличения оборачиваемости средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное управление запасами позволяет уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, инвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы, которые максимизируют чистую прибыль.

Основной задачей управления запасами является оптимизация их общего размера и структуры при минимизации затрат на приобретение и хранение, а также обеспечение эффективного контроля за их движением.

Изменение фактических товарных запасов в денежном выражении по товарным группам за 2015 год неравномерно, наблюдается рост по большей части товарных групп, наименее значительный рост произошел по группе «Строительные материалы». Также выросли товарные запасы в днях на конец периода на 45 дней, что может сказаться положительно в следующем периоде при условии спроса.

Для увеличения товарооборачиваемости необходимо довести имеющиеся в настоящий момент товарные запасы до оптимального уровня за счет равномерного и частого завоза товаров. Оптимальной в данном случае является величина запасов, которые действительно пользуются спросом, и в ближайшее время будут реализованы. Кроме того, возможно увеличение товарооборота за счет распродажи товаров, не пользующихся спросом, совершенствования организации торговли и обслуживания покупателей.

В результате исследования  системы управления товарными запасами организации были сделаны следующие выводы:

  • сущность системы с фиксированным интервалом времени между заказами и двумя фиксированными уровнями была взята за основу при построении системы управления запасами ООО «Солард»;
  •  общий недостаток системы управления запасами ООО «Солард» - необходимость ведения регулярного наблюдения за уровнем запасов;
  • показатели оборачиваемости товарных запасов имеют отрицательную тенденцию, что говорит о неоптимальной структуре запасов;
  • существенным недостатком системы управления запасами ООО «Солард» является недостаточная автоматизация процессов осуществления заказов и контроля запасов.

Наличие в организации компьютерной системы учета материальных ресурсов позволяет получать полную картину наличия, использования и движения запасов, что должно привести к минимизации издержек и оптимизации использования и управления материальными ресурсами организации.

Эффективная система контроля состояния товарных запасов, обеспечивается применением современных разработок в области управленческого учета, и в частности, компьютеризации учета прихода и расхода запасов. Для решения задачи автоматизации управления запасами в ООО «Солард» руководством организации была выбрана Deductor ISO: Оптимизация складских запасов.

Предложенные мероприятия по автоматизации и совершенствованию системы управления запасами ООО «Солард» позволят добиться следующих результатов:

  • Экономия оборотных средств на 2%;
  • Уменьшение цикла реализации на 25%;
  • Снижение коммерческих затрат на 5%;
  • Снижение страхового уровня складских запасов на 20%;
  • Увеличение оборачиваемости товарных запасов на 30% .

Общие капитальные вложения ООО «Солард» на приобретение, установку и внедрение программного средства составляют 1653950 руб. Среднегодовые денежные поступления от реализации проекта = 749,6 тыс. руб.

Таким образом, все затраты на новое программное средство полностью окупятся на третьем году их использования. Кроме того, внедрение программы позволит существенно увеличить скорость и эффективность обработки заказов: сократится время их комплектации при одновременном увеличении объемов отгрузок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 215 с.
  2. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 288 с.
  3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / РЭА им. Г.В. Плеханова; Под ред. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 617 с.
  4. Бабич, Т.Н. Планирование оборотных производственных активов предприятия / Т.Н. Бабич, И.В. Бабенко, Э.Н. Кузьбожев // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2015. - № 8. - С. 3 - 9.
  5. Бродецкий, Г.Л. Управление запасами: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
  6. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: Учебник / М.И. Бухалков. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 411 с.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-4 по состоянию на 15 октября 2013 года - М.: Проспект, 2013. - 544 с.
  8. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - 6-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2015. - 416 с.
  9. Гупалова, Т.Н. Внутренний контроль за оборотными активами организаций АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - № 11. - С. 62 - 66.
  10. Иванов, Г.Г. Экономика организации (торговля): Учебник / Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
  11. Иванов, Г.Г. Управление торговой организацией: Учебник / Г.Г. Иванов, И.С. Лебедева, Т.В. Панкина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2016. - 368 с.
  12. Ковалев, К. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть: Учебник / К. Ковалев К., С. Уваров, П. Щеглов. – СПб.: Питер, 2014. – 272 с.
  13. Конституция Российской Федерации.  СПб.: Питер, 2012.  64 с.
  14. Купцов, М.М. Финансы: Учеб. пособие / М.М. Купцов. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 188 с.
  15. О  бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ – М., 2013. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  16. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 23.07.2013). – М., 2015. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  17. Пласкова, Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 640 с.
  18. Подлазов, М. Оптимизация товарных запасов // Консультант. - 2014. - № 1. - С. 50 - 53.
  19. Разгуляев, В. Оборачиваемость товарных запасов // Консультант. - 2012. - № 11. - С. 66 - 71.
  20. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 607 с.
  21.  Саталкина, Н.И. Экономика торговли: Учебное пособие / Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов, Г.И. Терехова. - М.: Форум, 2011. - 232 с.
  22. Селезнева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности организации / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 583 с.
  23. Сироткин, С. А. Финансовый менеджмент на предприятии / С. А. Сироткин, Н. Р. Кельчевская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 351 с.
  24. Системы управления эффективностью бизнеса: Учеб. пособие / Н.М. Абдикеев; Под науч. ред. Н.М. Абдикеева, О.В. Китовой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 282 с.
  25. Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник / А.Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 430 с.
  26. Товарный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Т.Н. Ивановой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 234 с.
  27. Туровец, О.Г. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец, В.Б. Родионов, М.И. Бухалков. - 3-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 506 с.
  28. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник / А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.А. Бурмистрова; Под ред. А.А. Володина. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 510 с.
  29. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. А.М. Ковалевой. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
  30. Чеглов, В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Учебное пособие / В.П. Чеглов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2015. - 288 с.

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...

Методические указания по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 "Управление структурным подразделением организации" Специальность: 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"

Учебное пособие по выполнению курсовой работы по МДК 06.01 «Управление структурным подразделением организации» предназначено для студентов дневной  формы обучения, обучающихся по спец...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др....

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю ПМ.03 Организация работы структурного подразделения УП. 03 Управление структурным подразделением организации ПП.03 Управление структурным подразделеним

Рабочая программаучебной и производственной практики по профессиональному модулю    ПМ.03 Организация работы структурного подразделенияУП. 03 Управление структурным подразделением орган...