Иррациональные уравнения
учебно-методический материал на тему

Короткова Наталья Николаевна

методические рекомендации для обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irratsionalnye_uravneniya.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для обучающихся по изучению  темы «Иррациональные уравнения»

Методические рекомендации содержат теоретический материал и примеры с решениями.

Теоретический материал:

Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня.

Иррациональное уравнение, как правило, сводится к равносильной системе, содержащей уравнения и неравенства.

 http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/theory/3/21.gif

1. Из двух систем выбирают ту, которая решается проще.

2. http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/theory/3/22.gif

Если  а < 0, уравнение не имеет корней.

Если http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/theory/3/23.gif, уравнение равносильно уравнению http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/theory/3/24.gif.

  http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/theory/3/25.gif

3. Иррациональные уравнения могут быть также решены путем возведения обеих частей уравнения в натуральную степень.

 При возведении уравнения в степень могут появится посторонние корни. Поэтому необходимой частью решения иррационального уравнения является проверка.

При решении иррациональных уравнений, как правило, используют следующие методы: 
1) переход к равносильной системе (в этом случае проверка не нужна); 
2) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень; 
3) метод введения новых переменных.

Проверка является обязательным элементом решения.

 О.Д.З. в иррациональных уравнениях не поможет отсеять все посторонние корни. Обратите на это внимание!

При решении иррациональных уравнений, как правило, используют следующие методы:

 1) переход к равносильной системе (в этом случае проверка не нужна);

2) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

3) метод введения новых переменных.

Примеры.

1.http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/26.gif

Решение:

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/26.gif

<=>

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/28.gif

<=>

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/29.gif

<=>

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/30.gif

<=>

<=> x = -1

Ответ: -1.

2. http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/31.gif

Решение:

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/31.gif

<=>

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/32.gif

<=>

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/33.gif

<=>

<=>

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/34.gif

<=>

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/35.gif

Ответ: 14.

3. http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/36.gif

Решение: ОДЗ:

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/37.gif

Возведем обе части уравнения в квадрат:

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/38.gif

Возведем обе части уравнения в квадрат:

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/39.gif

х = 6 входит в ОДЗ, значит может быть корнем данного уравнения.

Проверка:

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/40.gif

Ответ: 6

4. http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/41.gif

Решение: ОДЗ

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/42.gif

Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю.

1)

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/43.gif

х1 = 2; х2 = 3. Эти корни входят в ОДЗ.

2)

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/44.gif

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/45.gif - входит в ОДЗ

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/46.gif - не входит в ОДЗ

Ответ: http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/47.gif

5. http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/48.gif

Решение: ОДЗ:http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/49.gif

Обозначим http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/50.gif= у. Тогда х-3=у2.

у2 + 4у - 12 = 0;

у1 = -6, у2 = 2.

а)http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/50.gif=-6. Решений нет, т.к. -6>0, а http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/50.gifhttp://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/sign6.gif0.

б) http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work2/recomend/3/50.gif= 2,
х - 3 = 4,
х = 7 входит в ОДЗ.

Ответ: 7.

Методические рекомендации подготовила преподаватель математики Короткова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по дисциплине "Математика" для студентов 1 курса по теме "Иррациональные уравнения"

Вводится понятие иррационального уравнения и способы решения через проверку корней и подстановку в исходное уравнение...

Презентация "Иррациональные уравнения"

В данной презентации даётся понятие иррационального уравнения. И рассматривается решение иррациональных уравнений методом равносильных переходов....

Учебное пособие практикум "Иррациональные уравнения и неравенства"

Данное учебное пособие – практикум может использоваться  как самостоятельно (так как включены не только множество заданий разной степени сложности, но и все необходимые  определения, п...

Преобразование алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений

Практическое занятие № 2 по математики в профессиональной деятельности...

Презентация к занятию "Иррациональные уравнения"

МатематикаТема Иррациональные уравнения...