план открытого урока ро химии
план-конспект урока на тему
план открытого урока по химии для технического профиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_khimii_dlya_grupp_tekhnicheskogo_profilya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по химии для группы АМ-13.
Урок.
Тема урока : «Алканы»
Цель урока: рассмотреть гомологический ряд предельных УВ, строение молекул алканов.
Ознакомить учащихся с изомерией предельных УВ, их физическими свойства-
ми и основными способами получения.
Оборудование и реактивы: шаростержневые и объёмные модели молекул алканов, образцы
парафина, жидкие алканы (пентан, гексан) бензин,
ХОД УРОКА
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Устный опрос учащихся
Контрольные вопросы для проверки знаний учащихся:
1.Перечислите основные природные источники УВ.
2.Опишите физические свойства нефти.
3.Почему нет химической формулы нефти?
4.Каков состав нефти?
5.Сравните состав природного и попутного нефтяного газа.
В это время у доски пишут уравнения химических реакции горения-
метана CH4,этана C2H6 , пропана C3H8 ,бутана C4H10,пентана C5H12 , гексана C6H14
(1-2 ученика)
Основной момент. Изучение нового материала
Работа с книгой.
1.Найдти по учебнику определение алканов и общую формулу. Написать в рабочих тетрадях.
Приводить все понятия этого класса : алканы, предельные углеводороды,
насыщенные УВ, парафины.
2.Написать в тетрадях гомологический ряд алканов ,используя общую формулу.(один ученик работает у доски) Пишут 10 членов гомологического ряда метана и их названия (суффикс –ан), так же названия радикалов (суффикс –ил)
3.Работа с книгой. 26 страница,таблица№2 рассмотрим :
*относительно-молекулярную массу
*плотность
*температуру кипения
*температуру плавления
*агрегатное состояние
Делают общие выводы:
С увеличением относительной молекулярной массой увеличивается температура кипения и плавления так же, плотность увеличивается.
Определяют , что С1 – С4 –газы, С5 –С15 – жидкости,С16 - ∞ твердые вещества. Газы и твердые вещества запаха не имеют, жидкие имеют бензиновый запах. Легче воды. Плохо растворимы в воде. Молекула первого члена гомологического ряда алканов –метан имеет тетраэдрическое строение. Все атомы углерода в молекулах алканов находятся в состоянии sp3 гибридизации, угол между связами составляет109о28» длина связи С — С в предельных углеводородах 0,154 нм.(Показать шаростержневую молекулу метана,и других алканов.Указать зигзагообразные формы)
Учитель показывает образец парафина. (смесь твердых алканов
(С18 –С35 ),получают из нефти)
Учащиеся описывают его физические свойство.(бесцветный продукт, без запаха и вкуса, жирный на ощупь)
Работа в тетрадях.
Задания.: Определить молекулярную формулу предельного углеводорода ,если его молекулярная масса равна 170. ( используем общую формулу ПУВ СnH2n+2 )
Изомерия и номенклатура.
Спросить у учащихся определение изомерии.
Виды изомерии: структурная ( 3 вида: 1.изомерия углеродного скелета,
2.положения кратной связи или функциональной
группы
3.межклассовая)
Рассказ учителя
Для алканов характерна только изомерия углеродного скелета. Начиная с бутана у каждого алкана с линейной цепью появляется изомеры с разветвленным углеродным скелетом, возникла необходимость выработать систему их названий. Такая система была разработана Международным союзом теоретической и прикладной химии( ИЮПАК) и получила название международной номенклатуры ИЮПАК.
Алгоритм составления названия алканов.
1.В структурной формуле выбирают самую длинную цепь атомов углерода (главную цепь)
2.Атомы углерода главной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе разветвление (радикал)
3.В начале названия перечисляют радикалы и другие заместители с указанием номеров атомов углерода ,с которыми они связаны. Если в молекуле присутствует несколько одинаковых радикалов (два, три, четыре и т. д) то цифрой указывают место каждого из них в главной цепи и перед их названием ставят соответственно частицы ди-, три-, тетра- и т.д.
4.Основой названия служит наименование предельного углеводорода с тем же числом атомов углерода, что ив главной цепи.
Составления названия алканов.
1 2 3 4 1 2 3 4 5
CH3 − CH − CH2 − CH3 CH3 − CH − CH2 − CH − CH3
ǀ ǀ ǀ
CH3 CH3 CH3
2-метилбутан 2,4- диметилпентан
CH3
1 ǀ2 3 7 6 5 4 3 2 1
CH3 − C − CH3 CH3 −CH2 − CH − CH2 − CH2− CH − CH3
ǀ ǀ ǀ
CH3 C2H5 CH3
2,2-диметилпропан 2-метил-5-этилгептан
Объяснения учителя
Получение алканов.
Получение метана
1.В п р о м ы ш л е н н о с т и:
а)из природного газа
б)синтез из оксида углерода (II) и водорода:
Ni,300˚C
CO + 3H2 → CH4 ↑ +H2O
2.В л а б о р а т о р и и
а)гидролиз карбида алюминия
Al4C3 +12H2O → 3CH4 ↑ +4Al(OH)3
б )сплавление солей уксусной кислоты со щелочами
t˚
CH3COONa +NaOH (т) → CH4 ↑ +Na2 CO3
Получение гомологов метана.
1. В п р о м ы ш л е н н о с т и
а) из природного сырья (нефть, газ, горный воск)
б) синтез из оксида углерода (II) и водорода
2. В л а б о р а т о р и и
а)каталитическое гидрирование непредельных углеводородов (алкенов,алкинов)
Pt
CnH2n + H2 → CnH2n+2
Ni,150˚C
CnH2n-2 + 2H2 → CnH2n+2
б) взаимодействие галогеноалканов с натрием (реакция Вюрца)
2R−Br +Na → R−R +2NaBr
2CH3Br + Na → CH3 − CH3 +2NaBr
Закрепление.
Решение задачи: Определить предельный углеводород, плотность паров которого по водороду равна 29.(ответ С4Н10)
Домашнее задание
§3 страницы 23-28прочитать,учить записи в тетрадях
Решить задания №7,8 стр.32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по химии "Энергия и пища"
Данный урок проводится при изучении темы:"Тепловой эффект химической реакции". Цели урока: сформировать понятие энергетической ценности пищи, рассмотреть энергетический баланс организма, показать необ...
Открытый урок по химии «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения».
урок обобщения и систематизации полученных знаний...
Открытый урок по химии по теме "Спирты"
План открытого урока содержит требования к знаниям, умениям. На уроке показывается вред этанола и метанола. Используются интерактивное обучение: функции "Шторка", "Галерея", "...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по химии на тему: «Синтетические волокна. Лавсан»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...
Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...
Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучен...
Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...