План-конспект занятия по дисциплине «Обществознание» Тема: «Социальный статус и роль человека в обществе»
план-конспект занятия
Раскрывается одна из тем курса дисциплины "Обществознание"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Балаковский промышленно-транспортный техникум имени Н.В. Грибанова»
План-конспект занятия по дисциплине «Обществознание»
Тема: «Социальный статус и роль человека в обществе»
Составитель:
Оленева Е.К.
преподаватель
общественных дисциплин
Балаково
2018
Учебно-методическая карта (план) занятия № | 30 | |||||||||||||
Дисциплина | «Обществознание» | |||||||||||||
Тема занятия | «Социальный статус и роль человека в обществе» | |||||||||||||
Время | 90 минут | |||||||||||||
Вид занятия (тип урока) | Комбинированный урок | |||||||||||||
Цели занятия | учебная | Ознакомить студентов с понятием «социализация», | ||||||||||||
«социальный статус», «социальная роль». Установить соотношение | ||||||||||||||
личностного «Я» и социальной роли. Рассмотреть многообразие | ||||||||||||||
социальных ролей в юношеском возрасте, социальные роли человека в | ||||||||||||||
семье и трудовом коллективе» | ||||||||||||||
развивающая | Формировать понятийный аппарат, логическое мышление | |||||||||||||
студентов, развивать навыки анализа, сравнения и | ||||||||||||||
систематизации полученных данных. | ||||||||||||||
воспитательная | Способствовать формированию социальной и личной | |||||||||||||
культуры, интереса к предмету. Формирование | ||||||||||||||
отношения к процессу социализации и социальной | ||||||||||||||
адаптации личности. | ||||||||||||||
Межпред-метные связи | обеспечивающие | Литература, география, история | ||||||||||||
обеспечиваемые | Литература, история, жизнь, основы философии | |||||||||||||
Внутренние связи | Все темы раздела «Социальные отношения», | |||||||||||||
«Общество как система», «Человек и общество», | ||||||||||||||
«Межличностное общение и взаимодействие» | ||||||||||||||
Обеспечение занятия | ||||||||||||||
А.Наглядные пособия |
| |||||||||||||
Б. Раздаточный материал | ||||||||||||||
Г. Место проведения | Аудитория | |||||||||||||
Основная | Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. — 5-е изд., испр. — М. : Издатель- ский центр «Академия», 2008. — 368 с. | |||||||||||||
Дополнительная | Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки. – М.: Материк-Альфа, 2006. | |||||||||||||
Волков Ю.Г. Социология.- М.: Гардарики, 2006; Горбунова М. Ю Социология. Ответы на экзаменационные вопросы.- М.: Экзамен, 2005. | ||||||||||||||
Белокрылова О.С. Обществознание. Пособие- репетитор. - Р/Д.: Феникс, 2006. | ||||||||||||||
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии.- М.: Финансы и статистика, 1999. | ||||||||||||||
Степаненко Л.Н. Обществознание. – Волгоград: Учитель, 2008. |
План занятия
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Мотивация – 2 мин.
3. Актуализация базовых данных – 8 мин.
4. Формирование новых знаний и представлений – 70 мин.
5. Контроль усвоения знаний - 6 мин.
7. Подведение итогов – 1,5 мин.
8. Домашнее задание - 0,5 мин.
№ эле- мента | Элементы занятия, учебные вопросы | Время | Формы, методы обучения и контроля. Примечания |
I | Организационный момент
План занятия: I. Социализация индивида II. Социальный статус индивида III. Социальная роль людей (?) – Как вы думаете, какие задачи определяет наше занятие? | 2 мин. | Традиционное приветствие уч-ся Отметить отсутствующих в журнале Запись темы в тетрадь На доске представлен план занятия Преподаватель обращает внимание на план, записанный на доске, и определяет вместе со студентами цели и задачи занятия. Запись плана в тетрадях. |
II | Мотивация Проблемность изучения нового материала Общество - это мир людей. Человек живет в этом мире. В нем он рождается, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения и т.д. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение. Со всем этим связан целый ряд таких важных социологических понятий, как социализация, социальные статусы и роли. Наша задача – ознакомиться с данными понятиями и определить свой социальный статус и роль в обществе, семье, учебном заведении… | 2 мин. |
Слова преподавателя |
III | Актуализация базовых знаний учащихся Проверка домашнего задания и подведение учащихся к восприятию нового материала с опорой на имеющиеся знания: (?) – Вспомните, что такое социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение общества. (?) - Сравним общество со строящимся зданием. Что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? (вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делаю здание прочным.) (?) - Чем удерживаются атомы кристаллической решетки? (особыми связями, которые не позволяют решетки распасться). Подобное происходит и в обществе. (?) – Что мы называем социальной общностью? Какие группы и подгруппы можете назвать? Приведите примеры. (?) – Что мы называем социальной стратификацией? (?) – Какие исторические типы стратификации можете назвать? Охарактеризуйте каждый. (?) – Перечислите основные страты современных обществ. (?) – Что характерно для российской стратификации? Итак, роль вертикальных опор в обществе играют слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию, а горизонтальных перекрытий - статусы, роли и социальные группы. | 8 мин. | Опрос, беседа |
IY | Формирование новых знаний и представлений План I. Социализация индивида II. Социальный статус индивида III. Социальная роль людей 1. Понятие «социальная роль» 2. Идентификация с ролью и статусом 3. Ролевой набор 4. Смена ролей 5. Статусно-ролевые конфликты | 70 мин. | Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой, обсуждением, записями основного материала (см. содержание лекции) |
Y | Контроль усвоения знаний Работа с заданиями Составьте С-Л.С мини изученного на занятии | 6 мин. | Составление схемы с последующей защитой |
YI | Подведение итогов 1. Беседа (?) - Что вас заинтересовало на занятии? (?) - Задумались ли вы над своей социальной ролью? 2. Делается вывод о работе студентов на занятии | 1,5 мин. | Устно
|
YII | Домашнее задание Лекция | 0,5 мин. | Всей группе |
Дисциплина: «Обществознание»
Занятие № 30
Тема: «Социальный статус и роль человека в обществе»
План
I. Социализация индивида
II. Социальный статус индивида
III. Социальная роль людей
1. Понятие «социальная роль»
2. Идентификация с ролью и статусом
3. Ролевой набор
4. Смена ролей
5. Статусно-ролевые конфликты
Содержание занятия
I. Социализация индивида
Человек с самого начала был существом общественным. Только благодаря обществу, общению между людьми труд повлек за собой формирование новых человеческих качеств. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе.
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей. Это подводит нас к следующему важному понятию в обществоведении - социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия общества и его структур на личность, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном социуме, становятся личностями.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Дополнительный материал.
Люди, проведшие среди животных долгое время, начинают себя идентифицировать с четвероногими «собратьями».
В СМИ появляются сообщения о пропавших без вести многие годы назад детях, которых случайно обнаруживают уже взрослыми... среди животных. Люди, лишенные человеческого общества, обращаются за помощью к братьям меньшим, которые, обучая их своим повадкам и навыкам выживания, фактически спасают им жизнь.
В Камбодже была обнаружена девушка, пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет; в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал «предводителем» стаи дворовых собак — это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название синдром Маугли.
Несмотря на романтичную историю, описанную в книге Киплинга, в жизни все, как всегда, гораздо сложнее. Точное определение синдрома дать невозможно, это слишком широкое понятие. Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Понятие синдрома Маугли очень широкое: вплоть до того, что медик, социолог, клинический психолог или социальный психолог сформулируют его по-своему, добавив свой аспект.
Среди общих признаков синдрома Маугли выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с «собратьями»; так, восемнадцатилетняя девочка, которую воспитывали собаки, научившись говорить, по-прежнему настаивала, что она - собака. Впрочем, в данном случае имеют место уже психические отклонения, которые также неизбежны.
На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты, опять же, не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. Шансы стать нормальным человеком у «Маугли» зависят как от генетически заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.
Как отмечает специалист, после 12—13-летнего порога неразвитого человека возможно только «надрессировать» или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность — большой вопрос.
Говоря о синдроме Маугли, возможность дальнейшего выживания человека в обществе, после возращения его в социум, зависит еще и от возраста. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь — переучить будет уже невозможно.
Известны разные случаи: иногда детям-маугли удавалось выжить среди людей, иногда - нет. Так, две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая - практически сразу, а старшая — спустя несколько лет, так и не научившись говорить.
В другом случае — когда десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, он смог вернуться: врачи объяснили это тем, что он попал к животным уже в том возрасте, когда уже успел осознать себя человеком.
Девочка восемнадцати лет, считающая себя собакой, — деградирует в развитии уже после возвращения. Но есть и исключительные случаи:
В подмосковном городе Подольск был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, тем не менее, страдавший синдромом Маугли. Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике...
После того как мальчика нашли — совершенно случайно — его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в «Дом милосердия» Лилит и Александра Гореловых. Несмотря на то, что врачи давали весьма скептические прогнозы, за год мальчик научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться.
Источник: http://www.day.kiev.ua/175959/
II. Социальный статус индивида
В процессе социализации человек приобретает различные статусы.
Число, порядок расположение социальных статусов и ролей, характер зависимости друг от друга определяют содержание структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальная структура древнего и современного общества очень сильно различается.
Сколько раз в детстве родители говорили вам: не делай этого -ты еще маленький. Почему они не доверяли вам то, что доверили бы сделать взрослому человеку? Потому что они исходят из определенных статусных представлений. Но вот вы повзрослели, и родители возлагают на вас больше ответственности. А когда вы не оправдываете их надежды и все еще ведете себя как ребенок, они готовы укоризненно заметить: ты же - взрослый. А быть взрослым, значит уметь отвечать за свои поступки. Что же изменилось? Иным стало ваше положение в обществе, т. е. ваш возрастной статус. Вам уже не 7 лет, а 17, 20. С вас больше спрос и потому от вас ожидают совсем иного поведения. Вести себя в соответствии со статусом 17-летнего юноши и вести себя в соответствии со статусом 7-летнего ребенка - вещи, конечно, совершенно разные. Поведение человека в соответствии со своим возрастным (ребенок, юноша или взрослый), родственным (сын, двоюродный брат), образовательным (ученик XI класса, студент) или иным статусом называется в социологии ролью.
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX в. английский историк и юрист Г. Д. С. Мейн придал ему социологическое звучание.
Статус – социальное положение человека в обществе.
Когда человек появляется на свет, вместе с ним появляются как минимум три группы статусов: пол, возраст, родство.
(?) – Какие статусы можете назвать, которыми обладаете лично вы?
Более подробно мы поговорим о социальном статусе на следующем занятии…
III. Социальная роль людей
1. Понятие «социальная роль»
В.Шекспир
Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
(?) – Все чаще думаю, что высказанная некогда Шекспиром идея: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры»,… гораздо глубже, чем, кажется на первый взгляд. Как вы считаете, о чем писал В. Шекспир? В сущности, вся наша жизнь является не более чем игрой - совокупностью сценариев. Конечно, мы этого часто не замечаем… Каждая роль требует от актера определенного поведения. Стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. От актера требуются определенные действия, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на «сцене», именуемой жизнью. Но коль скоро общество к каждому своему члену предъявляет определенные требования, то ему всегда приходится к ним приспосабливаться, т. е. «играть роль ». В результате и возникают так называемые ролевые ситуации, в связи с которыми определяются интересы и мотивы в поведении людей .
(?) – Предположите, какой конкретный набор действий предполагает роль преподавателя, студента
(?) – Как вы думаете, чего ждут от человека, обладающего определенным социальным статусом?
От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения. К примеру, статус преподавателя предполагает, что его обладатель четко организует свои уроки, хорошо знает и объясняет свой предмет, умело «подбрасывает» слушателям интригующие вопросы, служит для молодых людей образцом воспитанности, высокой культуры, грамотной речи и т. д. В этом и состоит понятие социальной роли.
Социальная роль - это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом.
Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль - выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.).
(?) – Предположите, какие факторы определяют ролевой набор. (обстоятельства, возраст, окружение, имидж, биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли; личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли; характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения; структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.)
Когда родители запрещают вам поздно возвращаться домой, напоминают выбросить мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, сегодня вам и не понять этого. Но вот когда вы достаточно повзрослеете, станете вести себя точно так же.
Всемирная история давно доказала: в социальной жизни все старо и все повторяется из поколения в поколение. Дети вырастают и становятся очень похожими на своих родителей. Об этом знали даже в Древнем Египте.
Мы живем по каким-то неумолимым законам, наверное, так же, как вращаются планеты, рождаются и затухают звезды. Они объективны и всесильны. Свои законы у небесной механики, свои законы у механики социальной. И одной из важнейших пружинок последней выступает социальная роль. Сегодня точно никто не знает, сколько их. Может быть, тысячи, миллионы. Президенты, нищие, трактирщики, интеллигенты... Роли разнообразны! Так же разнообразен и наш мир. Не будь первого, не было бы, пожалуй, и второго.
Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения.
От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему так, как они видят исполнение данного статуса, а не так, как он намерен исполнять требования этого статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношения.
Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.
Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее.
За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается, пусть это будет сделано в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.
Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, в соответствии со своим статусом и рангом, должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.
Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.
Итак, социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.
Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию.
Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.
Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.
Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие.
Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу, - опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т. д. - они похожи друг на друга. Но стоит обратить внимание на то, как они понимают роль члена ученого совета и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и на первый план выступят личностные особенности. Один считает, что его роль как эксперта состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль как старшего товарища заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.
2. Идентификация с ролью и статусом
Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но и с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они не задумываясь переносят стереотип поведения с одного статуса на другие. Почему они ведут себя автоматически? А потому что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ними.
От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Другие предпочитают свободную одежду - свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно - сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы - члены одного общества, коллеги, равные.
Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фамильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая дистанция сводится до минимальной. Стремление встать «на равную ногу» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на «ты», - фамильярничают. То же самое делает подчиненный в отношении с начальником, но начальник, обращающийся на «ты» к подчиненным, не фамильярничает, а грубит.
Студент и профессор - не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент - ниже. Когда профессор держится на равных со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью - неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям.
Случаи, когда человек относится одинаково терпимо к фамильярности и к грубости, свидетельствуют о низком уровне идентификации со своим статусом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция.
Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике - орденам, регалиям, форме, сертификатам. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свидетельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.
Некоторые роли, а их большинство (пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т. д.), являются личностно незначимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «я». Их потеря переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия.
Мужчина - производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения во весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности - самоуважение и самооценка.
Латинское слово регsоnа, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками - так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, - изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.
Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди, правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.
Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Инспектор ГИБДД, не знающий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации. Чиновник, берущий взятки, - пример низкой идентификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост, а обходится без служебной машины, то это пример низкой идентификации с социальным статусом.
3. Ролевой набор
Ролевой набор (ролевой репертуар) - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений.
Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи.
В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.
4. Смена ролей
Традиционная роль мужчины - кормилец семьи, а женщины - хранительницы очага. Однако в силу крупных структурных сдвигов в обществе такое распределение ролей может в незначительной либо очень значительной степени поменяться. Так произошло и в России: женщина постепенно и в силу разных обстоятельств принимала на себя помимо своих собственных еще и мужские роли. Исторически эти метаморфозы прошли в пять этапов.
Первый этап - конец ХIХ-начало XX в., когда бурное развитие промышленности выталкивало из деревни огромные массы крестьян и они уходили на отходные промыслы. Отходничество - это поиски временной работы в городах и промышленных центрах. На долгое время реальной хозяйкой в доме оставалась женщина. Ей приходилось брать на себя значительную часть мужских работ вплоть до ремонтно-строительных. Так исподволь в России начал формироваться нетрадиционный тип сильной, независимой, а позже - деловой женщины.
Второй этап - сталинская индустриализация 1930гг. Экстенсивное развитие народного хозяйства, возведение огромного числа промышленных объектов увеличили потребность в рабочей силе. Но мужской рабочей силы явно не хватало. В экономику активно втягивается неквалифицированное пополнение женщин-работниц. Государство пошло на соответствующие идеологические коррективы: женщина и мужчина были уравнены практически во всех правах. Иначе говоря, устранялось деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли. Производственные и профессиональные роли в массовом количестве стали доступны женщинам. К старому образу жены отходника добавляется новый штрих раскрепощенной жены пролетария.
Третий этап - Великая Отечественная война и послевоенное возрождение народного хозяйства. Огромные потери на фронтах мужского населения России привели к тому, что в массовых количествах женщины стали заменять выбывших мужчин на чисто мужских, нередко физически тяжелых работах. Из основного или по крайней мере равного мужчине субъекта социалистического строительства российcкая женщина превращается в главного субъекта послевоенного возрождения экономики. А кроме того и в воспитателя огромной армии детей и подростков, потерявших на фронте своих отцов. И все это пришлось на долю матери-одиночки - самой многочисленной категории послевоенной эпохи.
В последовавшие затем мирные годы социальная судьба российской женщины складывалась не совсем благополучно. Хотя со временем половозрастная структура населения страны выровнялась, но социально-ролевая его структура деформировалась. Иными словами, мужчина выполнял главным образом производственные роли, а женщина - и производственные, и семейно-бытовые. Повысился уровень разводов, когда ребенок остается с матерью, что неизбежно толкает женщину на «делание карьеры». Эпоха развитого социализма - четвертый этап становления мускулинного типа женщины - добавил в социальный портрет россиянки новые черты. Они определились исходя из высокого уровня разводов, массового алкоголизма мужчин, их пассивности в помощи женщине по домашнему хозяйству и, наконец, низкой заработной платы мужчин, которая обрекала российскую семью на так называемые двухкарьерную и с двумя кормильцами модели семьи.
Пятый этап наступил недавно в связи с переходом к рыночным условиям. Крупные структурные сдвиги в экономике привели к разорению целых отраслей хозяйства, некогда благополучных. Мужчины-кормильцы, особенно из материально обеспеченного оборонного комплекса, либо частично, либо полностью лишились заработка. В еще большей степени безработица коснулась женщины. В новых, более жестких социально-экономических условиях формируется и новый тип женщины: исчезает традиционная мягкость и свойственный ей от природы оптимизм, их место занимают резкость, авторитарность, гиперопека над детьми, желание конкурировать в бизнесе с мужчинами наравне, еще большее подражание мускулинным образцам поведения, в том числе демонстративное курение, употребление матерных выражений, подчеркнутая грубость и хамство в обращении, культ силы и денег, любовь за деньги.
(?) – Какую социальную роль вы должны будите выполнять, получив статус «мед. сестра», «фармацевт» и т.д.?
5. Статусно-ролевые конфликты
Cоциальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением - одна из причин так называемых статусно-ролевых конфликтов.
Так, например, человеку со статусом отца «положено» любить своего ребенка, заботиться о его материальном обеспечении, хорошем воспитании, всестороннем развитии и т. д. Если же вместо этого родитель проявляет равнодушие к отпрыску, безразличие к достатку в семье, предается пьянству и собственным удовольствиям, а все воспитание сводится к грубому окрику и «даванию ремня», то очевидно, что статусная роль не выполняется.
В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом и ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (например, в виде штрафа к безбилетному пассажиру), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей. И тогда несостоятельный директор отстраняется от должности, неуспевающий студент отчисляется из учебного заведения, а представленный выше «папаша» лишается родительских прав.
Еще одна причина статусно-ролевых конфликтов - противоречие между различными статусами-ролями. Дело в том, что многочисленные статусы и роли людей в жизни часто сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом. Такая ситуация может, скажем, сложиться у сотрудника госбезопасности одной страны, работающего «по совместительству» на разведку другой страны; у опустившегося до вымогательства милиционера; у прокурора, не устоявшего перед взяткой; у любящего мужа, наконец, который увлекся дамой на стороне. Все это неизбежно ввергает человека в состояние мучительного разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по дисциплине «Ритмика» ( студентов педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование» - 2 курс)
«Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям» - И. Я. Лернер . Профессия педагога даёт широкий спектр возможностей для творчества, сл...
План-конспект открытого занятия по дисциплине иностранный язык (английский) по теме «Магазин. Покупки».
Представлена разработка открытого занятия по английскому языку по теме «Магазин. Покупки»....
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по дисциплине ОУДВу.10 Экономика по теме: "Международные валютные отношения" для обучающихся 1 курса укрупненной группы спец. 40.00.00 Юриспруденция
Цель занятия: овладение системой знаний о международных валютных отношениях с целью применения юридического подхода для всестороннего анализа современной экономической ситуации в России и в мировой эк...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по дисциплине ОУДВу.10 Экономика по теме: "Монетарная политика" для обучающихся 1 курса укрупненной группы спец. 40.00.00 Юриспруденция
Цель занятия: овладение системой знаний о способах регулирования Центральным Банком РФ денежного обращения в стране с целью применения юридического подхода для всестороннего анализа и аргументация тек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по дисциплине ОУДВу.10 Экономика по теме: "Финансовый рынок. Деньги и их роль в экономике" для укрупненной группы спец. 40.00.00 Юриспруденция
Цель занятия: овладение системой знаний о роли финансового рынка, о природе денег как особого товара. о денежной массе и проблемах ее ликвидности с целью применения юридического подхода для всесторонн...
План-конспект практического занятия «Приемы исследования рядов динамики социально-экономических процессов»
Тема 3.3. Статистическое изучение взаимосвязи и динамики социально-экономических процессов ПЗ №12. Приемы исследования рядов динамики социально-экономических процессов Цель занятия: консультация ...
План конспект дистанционного занятия по дисциплине "Специальная техника ОВД" по теме «Анализ построения интегрированных систем безопасности( ИСБ)»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...