Методическая разработка урока-конкурса по физике на тему: "Физика вокруг нас"
методическая разработка на тему


Предварительный просмотр:

ГАОУ СПО «Балаковский медицинский колледж»

Методическая разработка

урока - конкурса для преподавателей по дисциплине

«Физика»

Тема: «Физика вокруг нас»

Специальность: сестринское дело

Место проведения: актовый зал

Продолжительность урока: 90 минут

Курс: 1

                                                                  Составила преподаватель                                              

                                                        высшей категории: Шаныгина Л.Г.

                                                         Рассмотрена на заседании ЦМК                                                                                  

                                                         Председатель:   Лаврентьева Л.В.

                                                                         

г. Балаково - 2014 год


Тема: «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

Цель: В нетрадиционной, занимательной форме повторить программный материал, развить познавательную активность и творчество студентов, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора.

Плакат: «Физика - это наука понимать природу»

                                                                                     Роджерс

Плакат: «Невежество и равнодушие – величайшее    препятствие на пути охраны природы »        

                                                                                Р, Парсон.

Плакат: Пусть кипит работа,

                Сложны соревнованья,

                Успех решает не судьба,

                 А ваши знанья!

Девиз игры:

«Физика! Какая ёмкость слова!

Физика для нас не просто звук.

Физика основа и опора        

Всех без исключения наук!».

Вступительное слово преподавателя:

Физика наших дней по преимуществу физика вопросов. Вопросы преобладают над ответами, и разница все возрастает. Чем больше физики стараются понять природу, тем больше обнаруживают непонятного.

Наука достигла небывалого расцвета, но в ней есть еще «белые пятна», есть важные нерешенные проблемы, которые предстоит решать тем, кто сейчас учится. В процессе игры соединим мир детства с прекрасным миром науки.

Порядок проведения и организация урока - конкурса

1. Визитная карточка команды (Приветствие, девиз, эмблема).

Критерии оценок: Расшифровка эмблемы, девиза, названия команды - 1 балл.

Внешний вид участников - 1 балл. Артистичность - 1 балл

Максимальная оценка - 3 балла.

2.Разминка проводится путём ответа на вопросы, которые задают ведущие членам команды.

За ответ на вопрос 0,5 балла. Максимальная оценка - 5 баллов.

3.  Конкурс  «Угадай слово»  За правильную отгаданную букву команда получает

  0,5 балла. Максимальная оценка 3 балла.

4.Конкурс  «Порешаем»

За решённую задачу  3 балла Максимальная оценка- 6 баллов

5.Игра с болельщиками  «Загадки» (дополнительные очки команде).

6.Номер художественной самодеятельности (произвольный).

   Оценивается артистичность 3 балла.

7.Конкурс «Люди науки» . За правильный ответ 1 балл.

   Максимальная оценка 4 б.

8.Тайны чёрных ящиков.

Оценивается смекалка. За правильный ответ 1 балл. Максимальная оценка 2 б

9.        Конкурс «Фамилия учёного»

За правильно угаданную букву 1 балл. Максимальная оценка - 5 баллов.

 10. Конкурс «Состязание смекалистых».

      Оценивается смекалка. За правильный ответ 1 балл.

      Максимальная оценка - 3 балла.

11.        Демонстрация опытов

За правильное объяснение опыта 3 балла

Максимальная оценка - 6 баллов

12.        Разгадывание кроссвордов - 2 балла
13 .
Викторина (дополнительные очки команде)
14 .Номер художественной самодеятельности

Оценивается артистичность - 3 балла

     15. .Конкурс газет - 3 балла 

     16. .Подведение итогов.

Ведущий 1

Мы начинаем вечер,

Посвящённый науке древности седой

Всех, в физику влюблённых,

Мы приглашаем за собой.

Войти в её дворец священный

Где среди множества наук

Её одну лишь неизменно

«Её величество» зовут !

Пусть в памяти твоей воскреснет Галилей, Сражённый за великие творенья.

Пусть вспомнится известный всем Ньютон Открывший формулы движенья.

Коль суждено дышать нам воздухом одним

Давайте - ка мы все навек объединимся!

Давайте наши души сохраним

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья! Мы хотим, чтобы у всех собравшихся на сегодняшнем вечере было хорошее настроение. В нашей игре принимают участие команды группы 611 и 612  м/с отделения.

Игру будет оценивать жюри в составе:

Волкова Любовь Николаевна. Зав. м/с отделением

 Ожго Наталья Викторовна преподаватель математики

 Минеева Анна Владимировна преподаватель химии

Пуляева Екатерина Владимировна. Зам директора по воспитательной работе

Лаврентьева Любовь Владимировна преподаватель анатомии

 Ростовская Татьяна Алексеевна. Преподаватель информатики.

А теперь настало время познакомиться с участниками. Команды приглашаются на сцену .

1. команда гр. 611

2. команда гр. 612

Визитная карточка, приветствие, эмблема, девиз оцениваются в 3 балла.

Ведущий:

Игра продолжается. Команды просим занять свои места.

            Среди множества наук

            Одна важнее всех

            Без физики «друзья»

            Не верьте в свой успех.

Приглашаем  капитанов команд для разминки.

Ведущий:

Верю в этот полный чуда век,

В силу человеческого гения...

 Не вчера ль в пещере человек

 Добывал огонь посредством трения? Грома, тьмы, воды боялся он,

Камнем заострял стрелу кленовую...

 А сейчас - он к звёздам устремлён!

Завтра же - зажжёт он солнце новое!

Ведущий

Следующий этап конкурса  «Угадай слово» ЗА ПРАВИЛЬНУЮ УГАДАННУЮ БУКВУ команда получает 0,5 балла. Максимальная оценка 3 балла. Приглашается один игрок из команды для  угадывания буквы, в случае   незнания приглашается игрок другой команды.  

  1. Процесс изменения состояния газа при постоянной температуре называется        (изотермическим) Возьмите из этого слова 2 букву.
  2. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называют          ( насыщенным) Возьмите из этого слова 1 букву.
  3. Назовите вещество, которое все видели в трёх агрегатных состояниях, твердом, жидком, газообразном ... (вода) Возьмите из этого слова 4 букву.
  4. Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого        (трение) Возьмите из этого слова 4 букву.
  5. Явление при котором тело сохраняет состояние покоя или

прямолинейного равномерного движения  (инерция) Возьмите из этого

слова 1 букву.

6.        Назовите явление взаимного проникновения одного вещества внутрь
другого        (диффузия) Возьмите из этого слова 8 букву.    
(ЗНАНИЯ)

Юные физики! Хочется верить

В ум ваш, талант и пытливость.

И надеемся на то, что  Знания 

Вас сегодня  не подведут в этом состязании.

Следующий этап конкурса «Решение задач». Команды на выбор берут по две задачи. На решение отводится 5 минут. За каждую правильно решённую задачу - 3 балла. Максимальная оценка 6  баллов.

Легко законы  Ома отвечать,

Ты удивишься, коль забудет кто-то.

Ведь очень просто навсегда понять,

Что ЭДС – сторонних сил работа.

Запомни, словно обещание, студент ,

И отвечай  спокойно, ясно, точно:

Сопротивление цепи – большое R,

А малое – так это эр  источника.

Считаешь ток от батарей или от ГЭС,

Чтоб был доволен твой преподаватель,

Ты смело ставь в числитель ЭДС,

А сумму всех сопротивлений – в знаменатель.  

Задача №1 По данным на электрической лампочке определить силу тока, на которую она рассчитана.

Ответ:

Задача №2 Найти общее сопротивление цепи, если R1 =2 Ом, R2 = 4 Ом и

R3 =6 Ом.

                               R 1                                  R2

                                                      R3                                                                                                     

 Ответ: 3 Ом

Задача№ 3  Определить общее сопротивление, если R1=3 Ом, R2 =4 Ом, R3 =12 Ом.  

                                                 R2

                                                                                             R 1

                                                   R3

Ответ:  6 Ом.

Задача №4Электрическа цепь состоит из внешнего сопротивления равного

8 Ом , источника тока с ЭДС 30 В и внутренним сопротивлением 2 Ом, определить силу тока в  цепи.

                                                                    Ответ: 3 А.

Прошу членов команды приступить к выполнению следующего этапа конкурса «Люди науки» Вам необходимо после прочтения вопроса, поднять табличку с фамилией учёного, о котором , по вашему мнению, идёт речь . Каждый  правильный ответ оценивается в 1 балл.

Кадры мультимедио

  1. Он открыл один из важнейших количественных законов цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Ом.)

  1. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Ампер.)
  2. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон.)
  3. Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.)

  1. Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически», вышедшем в 1827 г. (Георг Ом.)
  2. Он стал академиком в 39 лет, причем в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (Ампер.)
  3. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джоуль.)

  1. В 1823-1826 гг. он принимал участие в кругосветной экспедиции в должности физика, где ярко проявился его изобретательский талант. Будучи академиком, он направляет свои исследования в область электричества. Энергетический подход к электрическим явлениям был методом его исследований.

(Эмиль Христианович Лени.)

Ведущий:

Самолёты летят сквозь тучи. Ходят по морю корабли.

Как до этих вещей могучих Домечтаться люди смогли?

Ток по проволоке струиться, Спутник ходит по небесам, Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам!

Игра с болельщиками

Загадки:

                                 1.К дальним сёлам, городам

                                    Кто идёт по проводам?

                                    Светлое величество

                                    Это        

                                                       (электричество)

      2.Два соседних колеса

  Собирают голоса

               Друг от друга тянут сами

        Поясочки с голосами

(магнитофон)

                              3. Сначала - блеск,

                                  За блеском - треск,

                                  За треском - плеск.

                                  Что это?

(молния, гром, дождь)

                               4. Всем поведает,

                                   Хоть и без языка,

                                   Когда будет ясно,

                                   А когда –облака.

 (барометр).

                               5.Две сестры качались,

                                  Правды добивались.

                                  А когда добились,

                                 То остановились.

(Весы)

                             6.. Говорит она беззвучно,

                                  А понятно и не скучно.

                                  Ты беседуй чаще с ней –

                                  Станешь вчетверо умней.

    (книга)

                             7...Что с земли не поднимешь?

                                                               (тень)

                       

                          8. В огне не горит,

                             А в воде не тонет.

                                                           (лёд)

9.Определите вещество:

                                    а)Определите вещество:

Он яркой звездой загорится

Весёлый и лёгкий металл

В 13 клетке таблицы

Почётное место занял.

Для лёгкости в сплавы даётся,

Мощь самолёта создал

Тягуч и пластичен,

Отлично куётся

Серебряный этот металл.

(алюминий)

в). В солях бесцветен, безопасен,

Полезен, безусловно, всем,

Становится весьма опасен,

Когда свободен он совсем

Тогда он ядовит, окрашен

И может стлаться по земле.

(хлор)

                           

д) Этот элемент алхимики обозначили тонким серпиком Луны и назвали лунным металлом. Этот металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей, почётных знаков. Этот металл лучше других металлов проводит электрический ток, убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести, даже при длительном стоянии, её называют святой водой.     (серебро)

Горит ясно, если знаешь правила, то безопасно.

(электричество)

Без ног бежит, без огня горит.

(электричество)

Она с винтом пустилась в пляс, а он кружась в доске увяз, (отвертка)

Жюри подводит итоги, а команды готовятся выступить с номером художественной самодеятельности.

Ведущий:

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино.

 Эту технику понимая, Изумляюсь ей всё равно.

Как придумать смогли такое,

 Что пластинка песню поёт,

Что на кнопку нажмёшь рукою

 И средь ночи день настаёт?

 Конкурс «Тайны чёрных ящиков»

Первый ящик Назовите первый экипаж человека. (Коляска)

Второй ящик Назовите агрегат для моментальной съёмки   (Зеркало)

«У нас неудачных снимков нет» Работа наша всюду славится.

Ещё бы! Здесь, что ни портрет -Красавец иль красавица!!»

Третий ящик Уважаемые игроки! Что за прибор в чёрном ящике, которому посвящены эти строки:

Смотрю - и что ж в моих глазах?

В фигурах разных и звёздах

Сапфиры, яхонты, топазы,

И изумруды, и алмазы,

И аметисты, и жемчуг,

И перламутр - всё вижу вдруг!

Лишь сделаю рукой движенье-

И новое в глазах явленье!

 (Калейдоскоп 1817 год Шотландским физиком Д.Брюстером)

     Четвёртый ящик Уважаемые игроки ! Что за прибор в этом ящике:

Послушайте внимательно эти строки:

Но откуда б, в ветре и тумане,

Не швыряло пеной через борт,

Верю – он опять поймает Nord,

Крепко сплю, мотаясь на диване.

Не собьёт с пути меня никто,

Некий Nord моей душою правит,

Он меня в скитаньях не оставит,

Он мне скажет, если что не то!

                                                                                    Н.А. Бунин «Компас»

Конкурс «Фамилия учёного»

Назовите учёного, фамилия которого состоит из 5-ти букв,

Причём  1- первая в названии электрода, присоединённого к положительному полюсу источника тока, 2- вторая в названии единицы сопротивления, 3 – третья в названии прибора для измерения силы тока, 4 – четвёртая в названии единицы силы тока, 5 – пятая (она же последняя)  в названии прибора для измерения напряжения.                 (Ампер)

2. Назовите фамилию ученого из восьми букв: первая буква совпадает с первой буквой в названии прибора для обнаружения электрического тока; вторая буква совпадает с первой буквой в названии единицы силы тока; третья буква совпадает с третьей буквой в названии единицы электрического заряда; четвертая буква совпадает с последней буквой в названии соединения электрических приборов; пятая буква совпадает с первой буквой в названии единицы электрического напряжения; шестая буква совпадает с первой буквой названия источника тока; седьмая буква совпадает с последней буквой в названии отрицательной элементарной частицы; восьмая буква совпадает с предпоследней буквой в названии физической величины, характеризующей проводник. (Гальвани)

Конкурс «Состязание смекалистых»

Задание 1 Полоска бумаги разрезана одинаково в двух местах.

Вопрос: Где полоска разорвется?

Задание 2 Поделить циферблат часов двум линиями так, чтобы в сумме было одинаковое число.

Задание 3. В бочку налита вода вроде наполовину. Как узнать так ли это?

 

Саамый простой способ – наклонить бочку так, чтобы вода дошла до края. Если при этом хоть немного обнаружится дно бочки, значит, воды меньше половины. Если дно окажется ниже уровня воды – значит воды налито больше половины. Если верхний край дна будет как раз до уровня воды , значит воды налито ровно до половины.    

Ведущий:

Наблюдение, теория, эксперимент практическое воплощение идеи и снова всё сначала – такова бесконечная спираль, по которой движется человек в поисках истины. Эксперимент – основа современной науки, поэтому продолжим конкурс  с выполнения экспериментов. Задача игроков: дать объяснение опыта. За правильный ответ - 1 балл. Максимальная оценка

4 балла.

Приглашаем на сцену мага и волшебника.

Его слова:  «Для демонстрации опытов    воспользуемся самыми обычными предметами».

(Демонстрация опытов)

1.Несгораемая платок.

2.Примораживание стакана.

3.Яйцо в любом положении.

4 Лезвие на сгоревшей нити.

Ведущий:

Следующий этап игры «Разгадывание кроссворда» - 2 балла.

А в это время приглашаем к диалогу болельщиков. Вам предлагаются вопросы викторины, правильный ответ принесёт дополнительные очки вашей команде

Викторина

      1. Кто ввёл в науку слово «физика» (древнегреческий физик Аристотель).

  1. Как в темноте написать слово, чтобы видели его окружающие? (Зажжённой лучиной)
  2. В какой из двух одинаковых комнат быстрее распространяется запах духов: в тёплой или холодной? (тёплой)
  3. Нормальная температура тела в подмышечной впадине человека 36,8°С, а в лёгких 32°С. Чем объясняется более низкая температура в лёгких? (В лёгких происходит обильное испарение воды)
  4. Какие два выдающихся учёных (физик и математик) прошлого, жившие в России, имели одно и то же имя и отчество? М.В.Ломоносов и М.В.Остроградский.
  5. Кто из отечественных учёных является одним из первых русских электротехников? Когда он жил? (Петров В.В. 1761-1834 гг.)
  6. Кто из известных учёных в виде исключения дважды был удостоен Нобелевской премии, причём один раз за работу по химии, а другой раз за работу по физике?

                (Мария Складовская-Кюри).

  1. Назовите животное, использующее для перемещения принцип реактивного движения. (Кальмар)
  2. Почему погибает кит, попавший на мель? (Он оказывается раздавленным собственной тяжестью, т.к. на мели на него практически не действует архимедова сила).

    10. Где в организме человека находится молоточек, наковальня и

стремечко? (Входит в состав органа слуха).

11 .Какие живые существа используют свои ноги для создания

звуков? (Кузнечик)

12.Назовите фамилию, имя, отчество учёного, получившего

Нобелевскую премию по физике за 1978 год. Какие его труды

отмечены этой высокой наградой? (Пётр Леонидович Капица за

открытия в области низких температур).

Номер художественной самодеятельности

Заключительное стихотворение  ведущего:

Когда-то Лобачевский думал,

                        Кутаясь в пальто:

                        Как мир прямолинеен,

Видно, что - то здесь не то!»

Но он вгляделся пристальней

В безоблачную высь

И там все параллельные его пересеклись.

Всё известно вокруг, тем не менее На земле ещё много того,

Что достойно, поверь, удивления И твоего, и моего .

Удивляйся росе,

Удивляйся цветам,

Удивляйся упругости стали,

Удивляйся тому,

Чему люди порой

Удивляться уже перестали!

Вопросы для разминки

  1. Что называют электрическим током?
  2. Что принимают за направление электрического тока?
  3. Какое действие оказывает электрический ток на проводник?
  4. Из перечисленных действий какое является основным?
  5. На какие группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?
  6. Какой металл является лучшим проводником электрического тока?
  7. Какой ток называется постоянным?
  8. Что называется силой тока?
  9. Какая величина служит электрической характеристикой проводника?
  10. От чего зависит сопротивление проводника?
  11. Виды соединения проводников?
  12. Каким прибором измеряется сила тока и как он включается в цепь?
  13. Какими приборами измеряется напряжение и как он включается в цепь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-конкурса "Юный овощевод".

Данный материал разрабатывался в паре с Мироновой Еленой Юрьевной, мастером производственного обучения на группе овощеводов. Методическая разработка урока-конкурса на тему «Технология производства пос...

Методическая разработка урока-конкурса "Профи своего дела"

Методическая разработка включает этапы организации и проведения занятий по производственной практике в форме игры.Преимущество игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они тре...

Методическая разработка урока-конкурса "Основы внутрифирменного планирования"

Методическая разработка урока содержит методическое обоснование урока, подробный план урока, технологическую карту урока и дидактические материалы к  уроку....

Методическая разработка урока-конкурса по профессии портной

Конкурс призван  повысить качество профессиональной подготовки молодых рабочих, выявить талантливых студентов, повысить положительную мотивацию в освоении данной профессии....

Методическая разработка Урока – конкурса профессионального мастерства «Лучший каменщик»

laquo;Лучший каменщик»Методическая разработка урока – конкурса профессионального мастерства по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ...

Методическая разработка урока-конкурса производственного обучения по теме: «Шпатлевание поверхностей»

Урок-конкурс проводиться в группе обучающихся по проекту «Путевка в жизнь- получение профессии маляр вместе с аттестатом».Этот урок имеет завершающий этап по теме «Подготовка поверхн...

Методическая разработка урока – конкурса профессионального мастерства «Лучший сварщик» По профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Методическая разработка урока-конкурса профессионального мастерства по профессииСПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)предназначена для мастеров производственного о...