Рабочая программа по курсу "Основы философии"
рабочая программа по теме

Рабочая программа "Основы философии" и КТП для специальности "Химическая технология органических веществ"

максимальная учебная нагрузка - 55 часов

обязательная аудиторная - 51 час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_osnovy_filosofii_21.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЩЕЛКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для специальности

240 113 Химическая технология органических веществ 

2012

Рассмотрена и утверждена на заседании ПЦК общественных  дисциплин.

Протокол № __от «__»________2012 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии ___________М. В. Лиманская

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_______________ Н.В. Козлова

 «_____»_________ 2012 г.

        Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО)  по специальности 240113 Химическая технология органических веществ 

        Организация - разработчик: ГБОУ СПО МО «Щелковский политехнический техникум»

        Разработчик:

        Крыжевич М. Н. -  преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО МО «Щелковский политехнический техникум».

Рецензент:

©

© © © ©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ        3 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ        4 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ        8 ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ         9 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 240113 Химическая технология органических веществ.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:

Учебная дисциплина Основы Философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы

дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 55 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час; самостоятельной работы обучающегося 4 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Основы философии

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

55

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

лабораторные занятия

-

практические занятия

34

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено

-

Подготовка практикоориентированных работ проектного

-

характера

домашняя работа

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет философии и ее история

22

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

Основные понятия и предмет философии

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

1

репродуктивный

2

Предмет и определение философии.

1

Практические занятия «Предмет и определение философии»

2

Тема 1.2.

Содержание учебного материала

Философия Древнего

1

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель

1

репродуктивный

мира и средневековая философия

2

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

1

Практические занятия:

«Философские школы Древней Греции» - тестовое задание

«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» - устное задание

1

1

Тема 1.3.

Содержание учебного материала

Философия Возрождения и Нового

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

2

репродуктивный

времени

2

Немецкая классическая философия. Постклассическая философия XIX в..

2

Практические занятия:

 «Основные понятия философии Возрождения, Нового времени, немецкой классической философии» - работа с философским словарем

2

Тема 1.4.

Содержание учебного материала

Современная философия

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

1

репродуктивный

2

Особенности русской философии. Русская идея.

2

Практические занятия:

«Основные направления философии ХХ в» -  работа с философским словарем

«Неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм »

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление  сравнительной таблицы «Основные философские направления нашего времени» (3-4 по выбору)

2

Раздел 2. Структура и основные направления философии

33

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

Методы философии и ее внутреннее строение

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

1

репродуктивный

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

1

Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

1

Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

1

продуктивный

2

Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Практические занятия: «Два раздела философии: онтология и гносеология» - работа с философским словарем

«Категории человеческого бытия: свобода, смысл жизни, творчество»

«Категории человеческого бытия: вера, любовь, счастье, смерть»

«Методология научного познания»

1

6

Тема 2.3.

Содержание учебного материала

Этика и социальная философия

1

Общезначимость этики. Основные категории этики. Религиозная этика. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

2

продуктивный

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и

2

| глобальные проблемы современности

Практические занятия: «Значение этики»

«Социальная жизнь. Человек в обществе и общество в человеке»

2

2

Тема 2.4.

Содержание учебного материала

продуктивный

Место философии в духовной культуре и ее

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Философская антропология

1

Практические занятия:

Сравнение философии с другими отраслями культуры

Происхождение и сущность человека. Проблема Я. Духовная жизнь человека. Творчество как образ жизни. Человек в мире культуры.

Глобальные проблемы современности и роль философии в современном мире.

Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время)

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся:  подготовка эссе «Философия и смысл жизни»

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта) не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрено

Всего:

55

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:

  1. Горелов А. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с (с хрестоматией).
  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
  3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература

  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2008. - 172 с.
  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.
  4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.
  5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты 1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1986. - 574 с.

  1. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343

с.

  1. Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.
  2. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
  3. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 1977. - 383 с.
  4. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992. - 430 с.

Интернет-ресурсы

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих

философских проблемах бытия, познания,

ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как

отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни

человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с

оригинальными текстами;

подготовка и защита групповых заданий

проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим

темам.

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения

нового знания каждым обучающимся;

накопительная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по философии (авторский материал)

Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....

Рабочая программа по философии

Программа учебной дисциплины «Основы философии»  предназначена  для  изучения философии  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образователь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...

Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):190631...

Рабочая программа дисциплины "Основы философии"

Предназначена для изучения  дисциплины студентами специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения, составлена на основе примерной программы...

Рабочая программа дисциплины " Основы философии"

Может использоваться для студентов системы СПО всех пециальностей. Соответствует ФГОС....