Рабочая программа дисциплины " Основы философии"
рабочая программа на тему
Может использоваться для студентов системы СПО всех пециальностей. Соответствует ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
260103 «ТЕХНОЛОГИЯ ХЛЕБА, КОНДИТЕРСКИХ И МАКАРОННЫХ
ИЗДЕЛИЙ»
260101 «ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА»
151031 «МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОМЫШ-
ЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ»
230111 «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
030912 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
080114 «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ »
080201 «МЕНЕДЖМЕНТ
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины «Основы философии» для образовательных учреждений, реализующих программы СПО
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Бутурлиновский механико-
технологический колледж»
Разработчик: Самофал И. В.. – преподаватель ФГОУ СПО БМТК
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
1.1. Область применения программы.
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | – |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 6 |
курсовая работа (проект) не предусмотрено | – |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | – |
Подготовка практикоориентированных работ проектного характера | |
домашняя работа | 18 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Предмет философии и ее история | 36 | |||||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | |||||
1 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. | 1 | репродуктивный | |||
2 | Предмет и определение философии. | 1 | ||||
Практические занятия «Предмет и определение философии» | 2 | |||||
Контрольная работа | - | |||||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | |||||
1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). | 2 | репродуктивный | |||
2 | Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | 1 | ||||
3 | Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика | 1 | ||||
Практические занятия: «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» - устное задание | 1 1 1 | |||||
Контрольная работа «Особенности античной философии» | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» | 2 2 | |||||
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | |||||
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | 1 | репродуктивный | |||
2 | Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 1 | ||||
Практические занятия: «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени» - тестовое задание «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем | 2 2 | |||||
Контрольная работа | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв (3-4 – по выбору учащихся) «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?» | 1 1 1 | |||||
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | 1 1 | ||||
1 | Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. | репродуктивный | ||||
2 | Особенности русской философии. Русская идея. | |||||
Практические занятия: «Основные направления философии ХХ в» - тестовое задание «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем | 2 1 | |||||
Контрольная работа «Обосновать характерные черты неопозитивизма, прагматизма и экзистенциализма» | 1 | |||||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 30 | |||||
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | |||||
1 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). | 1 | репродуктивный | |||
2 | Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления | 1 | ||||
Практические занятия Этапы философии Методы философии | 1 1 | |||||
Контрольная работа «Методы философии и ее внутреннее строение» | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающегося: Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты» | 3 | |||||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 1 | ||||
1 | Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. | продуктивный | ||||
2 | Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | |||||
Практические занятия Работа с философским словарем Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин | 1 2 | |||||
Контрольная работа | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» | 3 | |||||
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 1 1 | ||||
1 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | продуктивный | ||||
2 | Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности | |||||
Практические занятия: Значение этики Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии Философия о глобальных проблемах современности | 1 1 1 | |||||
Контрольная работа | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами Сенека «Нравственные письма к Луцилию» подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» | 3 | |||||
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | 1 1 | продуктивный | |||
1 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. | |||||
2 | Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | |||||
Практические занятия: Сравнение философии с другими отраслями культуры Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время) | 2 2 | |||||
Контрольная работа «Содержание основных разделов философии» | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Философия и смысл жизни» | 3 | |||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) не предусмотрено | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | ||||||
Всего: | 66 |
Тематика самостоятельной работы определяется тематикой учебного занятия.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477767-1410095095.jpg)
Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702 Документа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-695890-1446396774.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Основы материаловедения"
Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ" разработана в соотвествии с ФГОС по профессии НПО 08.01.08 (270802.10)Мастер отделочных строительных работ.по профессиям ОК-01694ОКПР №19727...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-767200-1457788367.jpg)
Рабочая программа дисциплины: "Основы материаловедения"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупнённой группы 080000 «Техника и технология строительства» по профессии среднего...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/27/picture-933821-1498594930.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Основы философии"
Предназначена для изучения дисциплины студентами специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения, составлена на основе примерной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1176857-1571335005.jpg)
Методическая разработка. Рабочая программа дисциплины "Основы философии"
Рабочая программа дисциплины "Основы философии", цикл ОГСЭ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.05 Флористика...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693089-1445413030.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...