Интегрированное обучение
презентация к уроку на тему
Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_uroki_v1.2.pptx | 139.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интегрированные уроки это… На наш взгляд, один из путей развития творчества в процессе обучения в СПО и школе Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук Уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения
Преимущества и недостатки больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. не могут стать главной формой работы неизбежно возникает проблема недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов.
Интегрированными являются и нетрадиционные типы уроков: Интегрированные 2-, 3-, 4-предметные уроки, урок-погружение, урок-экскурсия, урок-поход, урок-путешествие. Уроки в форме соревнований и игр: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок - деловая или ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина. Уроки творчества: урок-исследование, урок - мозговая атака, урок-интервью, урок-проект. Уроки на основе нетрадиционной ориентации учебного материала: урок мудрости, урок любви, урок откровение, урок–презентация, урок- «дублёр начинает действовать».
Интегрированными являются и нетрадиционные типы уроков: Уроки с имитацией публичных форм общения: урок – пресс-конференция, урок-аукцион, урок-семинар, урок-телепередача . Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, урок-следствие, урок-выборы. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: урок КВН, урок - «Что? Где? Когда?», урок-концерт, урок-утренник.
Использование в преподавании Учителя работали над проблемой использования интегрированных уроков в преподавании в течение нескольких лет . Первые интегрированные уроки были проведены в 1992 году. Сейчас можно подвести определенные итоги работы. Анализ проведенных и посещенных уроков, беседы с педагогами, практикующими применение интегрированных уроков, позволяют подойти к определению критериев эффективности применения таких уроков:
Для этих уроков нужно Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; Высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и студентов при подготовке урока; В ключение самообразования студентов в учебный процесс;
Для этих уроков нужно Использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности студентов на всех этапах урока; Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы; Обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся
Структура Вступление ставится цель ставятся задачи урока актуализируются опорные знания О сновная часть раскрывается содержание учебного материала Заключение подведение итогов оценивание работы учащихся определение домашнего задания;
Основная часть Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна Это обусловлено: разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся уровнем педагогического мастерства личностным качествам учителя.
Примеры “Белое море”, “Природный комплекс озера Байкал”, “Человек и окружающая среда” – уроки географии , биологии и экологии “Экологический суд над химической промышленностью” – урок географии , биологии и химии ; “Вас приглашает Северная Америка” – урок географии и биологии ; “Остров Розовый в море Белом” – урок – экологический совет ( география , биология , экология ) “Происхождение Вселенной и жизни на Земле” – урок – “экскурсия” на передний край научной мысли ( астрономия , физика , биология ); “Электролиз. Применение электролиза” – урок химии и физики .
Полезные эффекты Проводя подобные уроки, мы убедились, что: Творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями Знания приобретают осознанность, гибкость Развиваются исследовательские навыки. Студенты учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы .
Проблемное обучение Активизируется познавательная деятельность студентов, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения . Считается, что проблемный характер обучения формирует у студента противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса студентов к урокам.
Требование Важнейшим требованием к обучению является осознанность знаний . Это качество выражается: в понимании учащимися связей между знаниями в умении выделять существенные и несущественные связи в познании способов и принципов получения знаний
Критерии эффективности активизация познавательной творческой деятельности студентов, развитие познавательного интереса через проблемное обучение; вовлечение студентов в самостоятельную практическую деятельность; развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение; формирование у студентов современных представлений о целостности и развитии природы; формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий .
Следует учесть ИНТЕГРАЦИЯ – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.
Отличие от обычного урока Отличие интегрированного урока от обычного - в специфике учебного материала Предмет анализа - многоплановые объекты, информация о которых содержится в различных учебных дисциплинах. Учителям необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по отбору содержания материала урока
Требования к педагогу В ладеть содержанием своего предмета, чтобы целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Х орошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция У меть создавать для себя единую картину мира: это даёт свободу и вариативность в использовании учебного материала Иметь широкий кругозор Развивать способности и устремлённости к поиску более совершенных приемов обучения
Студентам, в процессе обучения, необходимо О владеть рядом сложных умений : анализировать исходную ситуацию, выделять проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы. Умение самостоятельно обнаружить проблему позволяет глубже проникать в сущность явлений Перечисленные умения необходимо последовательно развивать Ш ирокие возможности для этого предоставляют интегрированные уроки.
Что получают студенты? На интегрированных уроках групповая форма работы является главной = > студенты приобретают навыки конструктивного общения стремятся проявить индивидуальные способности к аждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения . у ченик - руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива . в классе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи
Психологические особенности детей Ученики среднего школьного возраста: повышение уровня самостоятельности в поиске и усвоении знаний неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом специфическая избирательность внимания : могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении лёгкая возбудимость часто становится причиной непроизвольного переключения внимания
Психологические особенности детей Особенность старшеклассников: стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни пытаются объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости учащиеся стараются выработать свою точку зрения стараются дать свою оценку происходящим событиям
Учебные программы и методы не дадут должного результата, если не будут ориентированы на возрастные возможности учащихся, на уровень их личностной зрелости Р.С.Немов
Предварительные итоги Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия: правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока; включение самообразования студентов в учебный процесс; использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности студентов на всех этапах урока; продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы; обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.
Интеграция в современной школе Интеграция в современной школе идет "по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни : внутрипредметный межпредметный .
Интеграция – одно из направлений Интеграция предметов в современном образовании – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на студентов. Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего многие школьные предметы издавна имеют интегрированный характер.
Пример интеграции Интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс литературы всегда являлся интеграцией науки о литературе читательской практики опытов сочинительства то есть явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания. То же самое применительно к курсу музыки, ИЗО, МХК, только с иным соотношением указанных выше компонентов.
Новый этап В географии , биологии, физике, математике и других предметах школе не пришлось резко менять курс, так как основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давшей школе новый взгляд на связь предметов, единение в содержании образования. Наступил новый этап подхода к единству школьных предметов: ОТ стадии допускавшей независимое , «параллельное» существование предметов К интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей.
Внутрипредметная интеграция Внутрипредметная интеграция включает в себя: фрагментарную интеграцию включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; узловую интеграцию на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов
Межпредметная интеграция Межпредметная или синтезированная интеграция объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса. На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты: Рождение абсолютно новых предметов (курсов); Рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов; Рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования; Разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.
Повысить эффективность Одно из требований - повышать эффективность учебной деятельности студентов. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность студентов . Репродуктивная деятельность: заучивание и воспроизведение знаний и умений. Творческая познавательная деятельность: процесс преобразования усвоенных знаний оперирование умениями в новой ситуации поиск ответа на поставленную проблему.
Задача учителя Самый высокий уровень творчества учащихся тогда , когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача учителя – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. Следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение .
Переход от репродукции к творчеству На первых этапах обучения предметам естественного цикла преобладает репродуктивный характер познавательной деятельности студентов. По мере овладения понятиями, создания необходимой базы знаний для их дальнейшего использования, вооружения студентов учебными умениями возрастают возможности для включения их в творческую деятельность.
Примеры уроков Класс Учебные предметы (темы уроков) 5 Природоведение (Развитие знаний о Земле) + история (Финикийские мореплаватели) 5 Природоведение (Тела и вещества. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов) + физика (Агрегатные состояния веществ. Свойства веществ) – пропедевтика 6 География (Как люди открывали и изучали свою Землю) + история (Великие географические открытия) 6 География (Масштаб) + математика (Арифметические действия) 6 География (Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут) + математика (Градусная мера угла) 6 География (Вулканы) + история (Жизнь в Древнем Риме) 6 География (Изучение Мирового океана) + физика (Давление на дне морей и океанов. Изобретение батискафа) 6 География (Атмосферное давление) + физика (Атмосферное давление. Барометр) 6 География (Природный комплекс своей местности) + биология (Экосистема. Сообщество. Биосфера) 7 География (Изучение материков и океанов) + история (Великие географические открытия)
Примеры уроков Класс Учебные предметы (темы уроков) 7 География (Жизнь в Мировом океане) + физика (Давление на дне морей и океанов. Изобретение батискафа. Звук в разных средах) 7 География (Население какого-либо материка) + искусство (Традиционная культура) 8 География (Изучение территории России) + история (Вклад русских учёных и путешественников в развитие науки) 8 География (Биологические ресурсы)+ биология (Биологическое разнообразие. Охрана органического мира) 8 География (Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей) + искусство (Особенности традиционной культуры народов: обряды, верования, одежда, жилище, традиционные занятия, народные промыслы) 9 География (Административно-территориальное устройство России) + обществознание (Устройство России. Основные государственные институты. Формы правления) 9 География (Цикличность развития экономики) + обществознание (Экономическое развитие государства) 9 География (Нефтяная, газовая и угольная промышленность России) + химия (Углеводороды) 9 География (Металлургическая промышленность) + химия (Металлы и их свойства)
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра как перспективная форма обучения на внеаудиторном интегрированном занятии
Основной задачей современного образования является повышение эффективности учебного процесса, что предполагает применение на уроке современных технологий, включая электронные ресурсы.Примером инн...
Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...
Презентация "Интегрированные уоки - средство повышения мотивации к обучению"
Презентация в краткой форме раскрывает содержание методической разаработки о значении интегрированных уроков....
статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения
Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью которого является изучение целой темы или какого-то понятия в межпредметном ...
Организация интегрированного обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в МОАУ «СОШ с. Кундур».
«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности, в безопасных и благоприятных условиях……."...
статья "Интегрированное обучение как метод модернизации образовательной среды"
статья "Интегрированное обучение как метод модернизации образовательной среды"...
Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ
Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ...