статья "Интегрированное обучение как метод модернизации образовательной среды"
статья

Наталья Бганцова

статья  "Интегрированное обучение как метод модернизации образовательной среды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕТОД МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОЛЛЕДЖЕ

Н.М.Бганцова,

Преподаватель ОГАПОУ

«Алексеевский колледж»,

Радикальные социально – экономические изменения, происходящие в обществе, вызвали необходимость реформирования профессионального образования, его модернизацию. В современных условиях сложившегося рынка труда возникла острая необходимость в такой системе подготовки конкурентоспособных кадров, которые могли бы быстро реагировать на стремительные изменения, происходящие при создании новых видов производств, услуг и технологий.

Новая стратегическая цель СПО-наиболее полное удовлетворение потребностей экономики в таких специалистах, создание механизма согласования региональных социально – экономических и личностных потребностей, модернизация образовательной среды и как результат  устойчивость средне – профессионального образования в долгосрочной перспективе.

Потенциал профессионального образовательной организации в области образовательной деятельности заключается в его способности обеспечить качество образования, создать эффективную образовательную среду. Понятие «образовательная среда»колледжа рассматривается нами как совокупность условий и возможностей для самоопределения и профессионально-личностного становления будущего специалиста.

В проекте Правительственной программы социально-экономического развития Российской Федерации отмечена возросшая роль общего образования в российском обществе. Здесь сказано: «Приоритетами образования для модернизации образования должны быть поддержка вхождения нового поколения в глобальный мир, в открытое информационное общество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, межкультурное интегрированное обучение».И поэтому одним из методов модернизации образовательной среды колледжа является интегрированное обучение.

Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Нередко одно и то же понятие в рамках конкретных дисциплин определяется по-разному, или одна и та же тема изучается по конкретным дисциплинам в разное время.  Эти проблемы можно решить с помощью интегрированного обучения.

Цель интегрирования — не просто показать точки соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их реальную связь дать обучающимся представление о целостности знаний. Интегрированные технологии предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся, способствуют развитию их потенциала, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

Можно выделить следующиеуровни интеграции:

- внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельной учебной дисциплины;

- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

-транспредметная – синтез компонентов основного и профессионального содержания образования.

Интегрированные занятия являются источником нахождения новых связей между различными фактами, которые в свою очередь подтверждают или углубляют определенные выводы.

Проблема взаимосвязей преподаваемых дисциплинпри обучении студентов средних профессиональных учебных заведений с каждым годом становится все актуальнее: образование должно очень мобильно реагировать на социальные и экономические преобразования, преодолевая инертность. «Знания не должны лежать в нас мертвым грузом,а все время крутиться, кипеть,сцепляться друг с другом,проверяться наблюдениями,складываться в новое и интересное» (В.В.Вересаев).

При примененииинтеграции в обучении формируются в студенческой среде научный стиль мышления, который определяется умением выделять главное, целенаправленностью, обобщенностью мышления, критичностью, способностью к доказательству своей правоты, аргументацией.

Темы интегрированных занятийжелательно подбирать таким образом, чтобы увидеть новое в уже известном, выйти за рамки обычного способа решения и соотнести уже полученные знания с дополнительным объемом информации, что позволит развивать оригинальность и широту мышления.  

Проведение такихзанятий способствует росту любознательности студентов, так как рассмотрение довольно сложных вопросов требует постоянства усилий и поиска взаимосвязей между явлениями и событиями – все это активизирует мышление, формирует синтезированное восприятие исследуемого вопроса, гармонично сочетающего в себе методы различных наук, имеющих практическую направленность.

Основными принципами интегрированного обучения является:

  • синтезированность знаний – целостное восприятие студентом блока вопросов по теме, соотнесение их с темами других дисциплин;
  • углубленностьизучения, применениемежпредметных связей;
  • актуальность и практическая значимость проблемы через рассмотрение ситуации, способствующей развитию критичности мышления;
  • альтернативность решения через нестандартные способы действий.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных занятий.В основе интегрированного обучения лежит систематика интегрированных занятий.

Примеры использования методов интегрированного обучения в колледже:

1. Внеучебное занятие по географии туризма и основам экскурсионной деятельности  в форме туристской гостиной «Счастливый билет»;

2. Мероприятие по географии туризма и туристскому регионоведению в форме PR – акции « Широка страна моя родная»;

3. Бинарное занятие по основам экскурсионной деятельности и ИКТ конкурс экскурсоводов «Память сильнее времени. Города – герои».

4. Серия интегрированных мероприятий по географии, истории и педагогики: « Китай. Дорогой срединного пути» в форме дайджеста, «Вокруг света. Индия» в форме колеса обозрения, «Япония. Под вишнями в цвету» в форме дежавю (неизвестное об известном).

Интегрированные занятия помогают формированию у обучающихся уверенности во взаимосвязанности предметов, в целостности мира, развитию сотрудничества педагогов. Проведение интегрированных занятий требует большой и тщательной подготовки, поиска точек соприкосновения. Подготовка и проведение интегрированныхзанятий-довольно интересный творческий процесс, который помогает работать в сотрудничестве преподавателя и обучающихся, реализовать творческий потенциал, раскрыть профессиональные способности.

Список литературы

1. Арефьева,О.В. Технология активного обучения в СПО /О.В.Арефьева, В.Д.Базаева  //Среднее профессиональное образование.- 2006.- № 8 – С.43-45

2. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология/В. В. Гузеев.- М.: Народное образование, 2011.- 238 с.

3. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология /А.М.Новиков, Д.А.Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

4. Пузанкова, Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е. Н. Пузанкова, Н. В. Бочкова // Образование и общество. — 2009. — № 1. — С. 9—13.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 2010. -256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью  которого является изучение целой темы или какого-то понятия   в  межпредметном  ...

Статья "Вокалотерапия как здооовьесберегающий метод в образовательном процессе".

Рассматриваются специальные методы, вокальные упражнения, разработанные для укрепления и развития певческого голоса, а также здоровья человека....

Статья: «Дистанционное обучении в государственном профессиональном образовательном учреждении»

В образовательную систему в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования - дистанционное, обеспечивающий непрерывность образования граждан. Если существующая система в опре...

Статья "Педагогика и психология при создании образовательной среды при изучении иностранного языка"

В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отожествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование- это итог действия широкого с...

Методы обучения в информационной образовательной среде

Доклад составлен для выступления на заседании цикловой комиссии....

Мастер-класс "Реализация элементов дистанционного обучения для создания инновационной образовательной среды"

Мастер-класс "Реализация элементов дистанционного обучения для создания инновационной образовательной среды"  1 марта 2019 года преподаватели техникума приняли участие в мастер-кла...

Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса

Доклад "Создание  информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...