Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология (по специальностям СПО 030912)
методическая разработка по теме
Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология (по специальностям СПО 030912)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования технического профиля. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 030912. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям технического профиля.
Цель курса: формирование основ естественнонаучного мышления и представлений об общей биологии в целом, воплощенных в современной естественнонаучной картине мира.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов – 70 часов лекций, 8 часов практических занятий и 26 часов самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 27.82 КБ |
Экзаменационные билеты | 25.18 КБ |
Экзаменационные вопросы | 14.58 КБ |
Рефераты по биологии | 7.02 КБ |
Практические занятия по биологии | 58.6 КБ |
Лекция | 22.01 КБ |
Календарно-тематическое планирование | 15.72 КБ |
Контрольные работы | 7.04 КБ |
Зачет по биологии | 11.77 КБ |
Выполнение ТОРА | 11.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
Изобильный, 2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования технического профиля
Разработчик:
Калашникова Галина Николаевна -преподаватель
Рекомендована ПЦК специальных дисциплин, протокол №____от____________
Утверждена учебно-методическим советом НОУ СПО СТСЭУ, протокол №____от_______________
Приказ директора №___от________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 030912. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям технического профиля.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Биология как дисциплина относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы. Необходимыми входными знаниями для начала изучения дисциплины являются знания, полученные студентами в процессе изучения биологии по школьной программе. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле, свойства живых организмов и основы их жизнедеятельности.
Значение биологии для понимания единства для всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Биологические закономерности как основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, продуктивности сельского хозяйства и здоровья человека. Общие положения дисциплины формируются во взаимосвязи с экологией, географией, философией, социологией и другими науками об обществе.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель курса: формирование основ естественно-научного мышления и представлений об общей биологии в целом, воплощенных в современной естественно-научной картине мира.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить объекты и предметы, методы общей биологии;
- составить представление о фундаментальной единице всего живого – клетке;
- рассмотреть области применения достижений молекулярной биологии;
- выработать первичные навыки использования биологических знаний в профессиональной деятельности юриста;
- научиться использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, для собственного здоровья, для выработки навыков экологической культуры, для обоснования и соблюдения мер профилактики различных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» учащиеся должны:
знать:
- теоретико-методологические основы биологии; основные понятия биологии; основные методы биологии;
- многообразие живого мира;
- основные свойства живых систем;
- возникновение жизни на Земле;
- химическую организацию клетки;
- обмен веществ и энергии;
- строение и функции клетки;
- размножение живых организмов;
- основы генетики и селекции;
- эволюцию органического мира;
- взаимоотношения организма и среды;
уметь:
- самостоятельно овладевать знаниями в области биологических дисциплин;
- применять разнообразные методологические подходы при рассмотрении биологических явлений и процессов;
- осуществлять анализ биологических явлений и процессов;
- применять биологические знания в сфере профессиональной деятельности;
быть ознакомлены:
- с основными гипотезами о происхождении жизни на Земле;
- с особенностями строения животной и растительной клетки;
- с механизмами протекания обмена веществ в организме;
- с особенностями образования половых клеток;
- с влиянием алкоголя, курения, химических воздействий и излучений на развитие организма в стадии эмбрионального и постэмбрионального развития;
- с развитием генетики и селекции в советское время;
- с основными закономерностями наследственности и изменчивости;
- с задачами современной селекции;
- с эволюционными идеями (К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, синтетическая теория эволюции);
- с отечественными учеными, внесшими вклад в эволюционное учение (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен, А. Н. Северцов);
- с развитием органического мира в разные геологические эпохи;
- с трудами В. И. Вернадского (учение о ноосфере);
- с мероприятиями по охране окружающей среды (мониторинг, научные программы, форумы, международные организации и т. д.);
- с взаимоотношениями между организмами;
- с влиянием климата на жизнедеятельность организмов;
иметь представление:
- об истории развития биологии;
- о зарождении и развитии жизни на Земле;
- о взаимосвязях между живыми организмами;
- о структуре клетки и ее значении для жизнедеятельности организма;
- о механизмах биосинтеза белка и фотосинтеза;
- о молекулярном строении структурных единиц наследственности;
- о применении достижений современной биологии;
- о характере и способах взаимосвязи биологии с другими социально-гуманитарными дисциплинами;
- о методах и технологиях регулирования биологических процессов и явлений.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов – 70 часов лекций, 8 часов практических занятий и 26 часов самостоятельной работы.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология»
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 104 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) | 78 |
Лекционные занятия | 70 |
Практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа | 26 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Биология»
Наименование раздела дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов макс.-104 ч. всего-78 ч. | Уровень освоения |
Раздел 1.Происхождение и развитие жизни на Земле Раздел II. Учение о клетке (20ч) Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов(9ч) Раздел IV. Основы генетики и селекции(18) Раздел V.Эволюционное учение (13ч) Раздел VI. Взаимоотношения организма и среды (10ч) | Тема 1. Предмет, задачи общей биологии как науки. Объект изучения биологии – живая природа Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной системы мира. Тема 2. Многообразие живого мира. Разнообразие строения и проявления живых организмов. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого: особенности химического состава, обмен веществ, наследственность, изменчивость, рост и развитие, энергозависимость, дискретность, самовоспроизведение, ритмичность и др. Тема 3. Различные взгляды на происхождение жизни на Земле Креационизм, панспермия (Г. Рихтер, С. Аррениус), гипотеза стационарного состояния и др. Теория биохимической эволюции. Основные положения. Гипотеза А. И. Опарина и Д. Холдейна, опыты Л. Пастера, Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа «Развитие взглядов на происхождение жизни с древних времен до начала XX века.» Сообщения. Рефераты. Тема 4. Химическая организация клетки Состав химических элементов и их роль в процессе обеспечения жизнедеятельности клетки. Неорганические и органические вещества, их строение и функции. Углеводы и жиры – структурные элементы клетки и источники энергии. ДНК: химический состав, строение, удвоение ДНК, биологическая роль. РНК, АТФ: структура, синтез, биологические функции. Роль белков – ферментов в синтезе ДНК и РНК. Практическая работа «Определение химического состава растительной клетки». Самостоятельная работа: Неорганические и органические вещества клетки, их строение и функции. Биологическая роль воды. Сообщения. Тема 5. Строение и функции клетки Клеточная теория строения организмов. Биологическая роль прокариотической и эукариотической клетки. Особенности строения животной и растительной клетки. Роль хромосом в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе. Практическая работа «Строение животной, растительной и грибной клетки под микроскопом» Самостоятельная работа: Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клеток. Составление таблицы. Тема 6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Основа жизнедеятельности автотрофов и гетеротрофов. Этапы энергетического и пластического обмена. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка. Практическая работа Ассимиляция. Органические соединения клетки. Характеристика структур белка. Самостоятельная работа Привести примеры авто- и гетеротрофных организмов, объяснять значение фотосинтеза, выявить особенности световой и темновой фазы фотосинтеза. Объяснять, что такое хемосинтез. Тема 7. Деление клетки Деление клеток – основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки. Способы деления эукариотических клеток: амитоз, митоз, мейоз. Самостоятельная работа «Зарисовать в тетрадь интерфазную клетку, а также клетки, находящиеся на различных стадиях митоза; - составить схему образования половых клеток; - зарисовать основные стадии мейоза. Тема 8. Формы размножения организмов Бесполое и половое размножение; строение и функции половых клеток. Строение мужских и женских половых клеток. Развитие половых клеток (гаметогенез). Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа Составить план-конспект: «Клонирование как искусственный способ размножения» Тема 9. Эмбриональное развитие Онтогенез, типы онтогенеза. Дробление оплодотворенной клетки. Понятие о зародышевых листах. Первичный органогенез. Влияние на развитие организма алкоголя, курения, химических воздействий и излучений. Практическое занятие: зарисовать в тетрадь расположение зародышевых листков у хордовых животных и, используя лекционный материал, перечислить, какие ткани образуются из трех зародышевых листков. Тема 10. Постэмбриональное развитие Периоды постэмбрионального развития у человека. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон (Ф. Мюллер, Э. Геккель, А. Н. Северцов). Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа Прямое и непрямое постэмбриональное развитие у животных. Сообщения. Контрольная работа Организм – единое целое. Тема 11. Основные понятия генетики Понятие о гене. Доминантные и рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомозиготные и гетерозиготные организмы по наследуемому признаку. Генотип. Фенотип. Хромосомная теория наследственности. Практичекой работы не предусмотрено Тема 12. Основные закономерности наследственности Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков (дигибридное и полигибридное скрещивание). Закон Моргана. Сцепленное наследование. Нарушение наследования в результате кроссинговера. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельнная работа Работа с терминологией. Решение генетических задач Тема 13. Основные закономерности изменчивости Генотипическая изменчивость: мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Мутации, причины возникновения. Влияние внешней среды и производственных условий на чистоту мутаций у человека Практическая работа не предусмотрена Тема 14. Селекция растений, животных, микроорганизмов Задачи современной селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Н. И. Вавилов). Основные методы селекции: гибридизация, отбор. Формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Селекция микроорганизмов и ее роль в медицине, микробиологии, пищевой и химической промышленности. Практической работы не предусмотрено Тема 15. Теория эволюции Развитие эволюционных идей: К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, синтетическая теория эволюции.3 Борьба за существование, ее виды. Приспособленность – результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа «Относительный характер приспособленности у животных разных сред обитания». Тема 16. Микроэволюция Вид и его критерии. Репродуктивная изоляция – важнейшее условие существование вида. Генетические процессы в популяциях. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Современные представления о видообразовании. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Практическая работа не предусмотрена Тема 17. Макроэволюция Биологический прогресс и пути его достижения. Биологический регресс (деятельность человека как мощный фактор биологического регресса). Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований и результат эволюции. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа не предусмотрена Тема 18. Развитие органического мира Подразделение истории Земли на эры и периоды. Геологические и климатические изменения. Появление первых организмов и появление фотосинтезирующих организмов. Эволюция растений и животных. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа Эволюционные процессы в современной природе. Реферат Тема 19. Человек Краткая характеристика палеонтологических находок, относящихся к представителям человечества. Приматы. Единство человеческих рас. Человек и экосистемы. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа Эволюция приматов. Презентации. Тема 20. Понятие о биосфере Учение о биосфере; ее структура и функции; живое вещество биосферы; границы распространения живых организмов. Биомасса поверхности суши и Мирового океана. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа не предусмотрена Тема 21. Биосфера и человек Труды В. И. Вернадского. Ноосфера. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные факторы, влияющие на биогеоценоз. Рациональное природопользование. Охрана окружающей среды. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа не предусмотрена Тема 22. Круговорот веществ в природе Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере. Круговорот воды, углерода, азота, серы и фосфора. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа не предусмотрена Тема 23. Природные ресурсы и их использование Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды при использовании природных ресурсов. Самостоятельные и практические работы не предусмотрены. Тема 24. Взаимоотношения между организмами Взаимодействия в экосистемах: внутривидовые, межвидовые. Симбиоз и его формы. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа не предусмотрена Тема 25. Интенсивность действия факторов среды Абиотические и биотические факторы среды и их роль для жизнедеятельности организмов. Сезонные изменения в живой природе. Климат и его влияние на организм. Анабиоз. Практическая работа не предусмотрена Самостоятельная работа не предусмотрена Зачет по теме: «Взаимоотношения организма и среды» | 2 2 2
2 8 2 2 6 2 2 2 2 2 2 2 4 2
2 2 2 8 4 4 2 4 2 2 2 2
2
4 2 2 2 2 4 2
2 4 2 | 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2,3 2 2 2 2 2 2 2 2 3 Ъ 3 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по теории государства и права
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионны программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология 10-11классы» Москва Дрофа, 2012
б) дополнительная литература
- Колесников, С. И. Общая биология : учеб. пособие для ссузов /
С. И. Колесников. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 284 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль знаний студентов предусматривает: тестирование, выполнение и защиту рефератов, выполнение домашних заданий, выступления в ходе семинарского занятия.
Рубежная аттестация производится в форме тестирования.
По окончанию первого семестра предусмотрен зачет, который проводится в устной форме, включает в себя подготовку и ответы обучающегося на теоретические вопросы.
Заключительной формой контроля знаний для студентов всех форм обучения, изучающих дисциплину «Биология» является экзамен.
При подготовке к экзамену по биологии студент должен ясно представлять объем знаний, которые по данному предмету ему необходимо освоить и уяснить.
Цель экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний.
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор филиала СТСЭУ
В Г. ИЗОБИЛЬНОМ
________ И.В. БЕЛЬСКАЯ.
Экзаменационные билеты
по дисциплине:
«Биология»
для студентов специальности
030912 «Право и организация социального обеспечения»,
101101 «Гостиничный сервис»,
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
(для студентов очной формы обучения)
Рассмотрено на заседании ПЦК РАЗРАБОТАНО
Зав ПЦК_____________ Преподавателем
Протокол № _________ Калашниковой Г.Н.
«____» __________20__г. __________________.
Изобильный, 2012 г.
Экзаменационные билеты по биологии
Билет №1
- .Предмет и задачи общей биологии Методы биологии.
- Неклеточные формы жизни. Вирусы
- Решить задачу на моногибридное скрещивание.
- Билет №2
1.Особенности строения прокариотической клетки
2. Основные положения клеточной теории.
Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной
картины мира.
3.Схематично изобразите и прокомментируйте круговорот неорганических веществ в природе.
Билет №3
1.Органические вещества клетки. Строение и функции белков.
2. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен.
3. Схематично изобразите водоросль и докажите, что это низшее р
Билет №4
- Автотрофное питание. Фотосинтез и хемосинтез.
- Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции.
- Дать систематическую характеристику предложенному животному
Билет №5
1.Строение клетки. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.
2.Деление клетки. Митоз
3.Дать морфологическую характеристику предложенному растении
Билет №6
1.Клеточное ядро. Хромосомы.
2.Клеточное ядро. Хромосомы.
3. Экспериментально докажите наличие неорганических веществ в клетках растений.
Билет №7
1.Структура и функции клетки. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Органоиды
цитоплазмы. Органические вещества.
2.Углеводы и липиды.
3. Экспериментально докажите наличие крахмала в листьях растений
Билет №8
- Строение клетки. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включе
- Влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на наследственны аппарат клетки
3.Как экспериментально доказать наличие органических веществ в клетках растений?
Билет №9
1.Клеточное ядро. Хромосомы
2.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.
3. Экспериментально докажите активность фермента каталазы.
Билет №10
- Наследственная информация и реализация ее в клетке. Генетический код Транскрипция.
- особенности строения и функционирования ЭПС и рибосом, лизосом и комплекса Гольджи.
- Сравните прокариотическую клетку и животного происхождения. Выявите особенности строения.
Билет №11
1.Особенности строения и функции ДНК и РНК.
2 Бесполое и половое размножение.
3.Сравните строение клеток бактерий и растительного происхождения. Выявите сходство и различие.
Билет №12
- Автотрофное питание. Фотосинтез
- Образование половых клеток и оплодотворение
- Изобразите схематично прокариотическую клетку. Каковы особенности её строения?
Билет №13
- Генетика пола..
- Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
- Сравните строение клетки гриба и животного .Выявите сходство и различие.
Билет №14
- Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Органоиды цитоплазмы.
- Прокариотическая клетка.
- Сравните строение клетки гриба и животного .Выявите сходство и различие.
Билет №15
- Химический состав клетки.Неорганические соединия.
- Образование половых клеток и оплодотворение.
- Сравните строение клетки гриба и растения .Выявите сходство и различие.
Билет №16
- организм – единое целое. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие.
- Анализирующее скрещивание.
- По предложенным материалам определить типы взаимоотношений между организмами.
Билет№17
- Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.
- Биосинтез белков.
- Сравните внешнее строение растений двух видов одного рода. Выявите черты сходства и различия. Сделайте вывод об особенностях морфологического критерия.
Билет №18
- Органические вещества. Углеводы и липиды
- Изменчивость наследственная и ненаследственная.
- Приспособленность – результат естественного отбора. Доказать относительный характер приспособленности по предложенному материалу.
Билет №19
- История развития генетики.
- Мейоз. Биологическая роль мейоза.
- Определить виды борьба за существование по предложенному материалу.
Билет №20
- Строение клетки. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.
- Давать определение понятию жизнь, перечислять уровни организации живой материи.
- Изобразить схему обмена веществ и превращение энергии в клетке
Билет №21
1Строение ядра эукариот, перечислять функции структурных компонентов ядра.
2.Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков
3.зарисовать в тетрадь расположение зародышевых листков у хордовых животных и, используя лекционный материал, перечислить, какие ткани образуются из трех зародышевых листков.
Билет №22
- Органические вещества. Строение и функции белков.
- Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.
- зарисовать в тетрадь интерфазную клетку, а также клетки, находящиеся на различных стадиях митоза;
Билет №23
- Изменчивость наследственная и ненаследственная
- Развитие половых клеток (гаметогенез).
- Составить схему образования половых клеток;
Билет №24
- Онтогенез, типы онтогенеза
- Задачи современной селекции. Основные методы селекции: гибридизация, отбор.
- зарисовать основные стадии мейоза.
Билет №25
1.Жизненный цикл клетки. Способы деления эукариотических клеток: амитоз, митоз, мейоз.
2. Роль хромосом в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе.
3. Зарисовать в тетрадь синтез белка в рибосоме (трансляции);
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор филиала СТСЭУ
В Г. ИЗОБИЛЬНОМ
________ И.В. БЕЛЬСКАЯ.
.
Экзаменационные вопросы
по дисциплине:
«Биология»
для студентов специальности
030912 «Право и организация социального обеспечения»,
101101 «Гостиничный сервис»,
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
(для студентов очной формы обучения)
Рассмотрено на заседании ПЦК РАЗРАБОТАНО
Зав ПЦК_____________ Преподавателем
Протокол № _________ Калашниковой Г.Н.
«____» __________2013г. __________________.
Изобильный, 2013 г.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Особенности строения прокариотической клетки
- Основные положения клеточной теории.
- Объяснять роль клеточной теории в формировании
естественнонаучной картины мира.
- Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен.
- Схематично изобразите водоросль и докажите, что это низшее растение. Автотрофное питание. Фотосинтез и хемосинтез.
- Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции.
- Строение клетки. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.
- Деление клетки. Митоз
- Клеточное ядро. Хромосомы.
- Углеводы и липиды.
- Строение клетки. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.
- Влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на наследственны аппарат клетки
- .Как экспериментально доказать наличие органических веществ в клетках растений?
- .Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.
- Экспериментально докажите активность фермента каталазы.
- Наследственная информация и реализация ее в клетке. Генетический код Транскрипция.
- особенности строения и функционирования ЭПС и рибосом,
лизосом и комплекса Гольджи.
- Сравните прокариотическую клетку и животного происхождения. Выявите особенности строения.
- Особенности строения и функции ДНК и РНК.
- Бесполое и половое размножение.
- Сравните строение клеток бактерий и растительного происхождения. Выявите сходство и различие.
- Автотрофное питание. Фотосинтез
- Образование половых клеток и оплодотворение
- Изобразите схематично прокариотическую клетку. Каковы особенности её строения?
- Генетика пола..
- Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
- Сравните строение клетки гриба и животного .Выявите сходство и различие.
- Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Органоиды цитоплазмы.
- Прокариотическая клетка.
- Сравните строение клетки гриба и животного .Выявите сходство и различие.
- Химический состав клетки.Неорганические соединия.
- Образование половых клеток и оплодотворение.
- Сравните строение клетки гриба и растения .Выявите сходство и различие.
- Организм – единое целое. Объяснять отрицательное влияние алкоголя,
никотина и наркотических средств на развитие.
- Анализирующее скрещивание.
- По предложенным материалам определить типы взаимоотношений между организмами.
- Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.
- Биосинтез белков.
- Сравните внешнее строение растений двух видов одного рода. Выявите черты сходства и различия.
- Органические вещества. Углеводы и липиды
- Изменчивость наследственная и ненаследственная.
- Приспособленность – результат естественного отбора. Доказать
относительный характер приспособленности по предложенному материалу.
- История развития генетики.
- Мейоз. Биологическая роль мейоза.
- Определить виды борьба за существование по предложенному материалу.
- Строение клетки. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.
- Давать определение понятию жизнь, перечислять уровни организации
живой материи.
- Изобразить схему обмена веществ и превращение энергии в клетке
- Строение ядра эукариот, перечислять функции структурных компонентов
ядра.
- Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков
- Органические вещества. Строение и функции белков.
- Изменчивость наследственная и ненаследственная
- Развитие половых клеток (гаметогенез).
- Онтогенез, типы онтогенеза
- Задачи современной селекции. Основные методы селекции:
гибридизация, отбор.
- .Жизненный цикл клетки. Способы деления эукариотических клеток: амитоз, митоз, мейоз.
- Роль хромосом в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе.
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор филиала СТСЭУ
В Г. ИЗОБИЛЬНОМ
________ И.В. БЕЛЬСКАЯ.
Перечень тем для написания рефератов
по дисциплине:
«Биология »
для студентов специальности
030912 «Право и организация социального обеспечения»,
101101 «Гостиничный сервис»,
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
(для студентов очной формы обучения)
Рассмотрено на заседании ПЦК РАЗРАБОТАНО
Зав ПЦК_____________ Преподавателем
Протокол № _________ Калашниковой Г.Н.
«____» __________2013г. __________________.
Изобильный, 2013 г.
Примерные темы рефератов
- Формирование личности как результат взаимодействия наследственности и среды.
- Роль социальных факторов в профилактике наследственных заболеваний.
- Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов.
- Генетически модифицированные продукты и их влияние на здоровье человека.
- Эволюционные процессы в современной природе.
- Киотский протокол как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне.
- Экологическое право России и зарубежных стран.
- Отражение прав граждан на благоприятную окружающую среду в Конституции РФ.
- Роль теоретических и экспериментальных исследований в разработке проблемы возникновения жизни на Земле.
- Закономерный характер возникновения и развития жизни на Земле.
Предварительный просмотр:
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
.
Разработка проведения практических работ
по дисциплине:
«Биология»
для студентов специальностей
гуманитарного и социально-экономического профилей
(для студентов очной формы обучения)
Рассмотрено на заседании ПЦК РАЗРАБОТАНО
Зав ПЦК__________________ Преподавателем
Протокол № __________________ Калашниковой Г.Н.
_____________________ _____________________
«____» __________20__г.
Изобильный, 2013 г.
Практическая работа№1
«Определение химического состава растительной клетки».
Цель. Доказать наличие органических и неорганических веществ в семенах растений.
Оборудование. Стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, мука, семена подсолнечника.
1. Демонстрация опытов (учитель). Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, семена подсолнечника, химическая ложечка.
Опыт 1. Нагревание семян в сухой пробирке. Перед опытом детям показывают абсолютно сухую пробирку и сухие семена. Их насыпают в пробирку и слегка нагревают. На стенках пробирки появляются капельки воды. В ходе обсуждения дети видят, что вода выделилась из, казалось бы, сухих семян. Вывод – в состав семян входит вода.
Опыт 2. Сжигание семян. На химическую ложечку, помещенную в пламя спиртовки, кладут несколько сухих семян. Дети видят, что семена горят, образуя пламя. Учитель поясняет, что вещества, горящие в огне, являются органическими. Горение – свидетельство наличия органических веществ в семенах. После полного сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что зола – это скопление неорганических веществ. В состав золы входят минеральные соли.
Ход лабораторной работы (Инструктивная карточка для учащихся).
1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.
2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.
3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.
4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода. Жидк5ость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
5. Положите на фильтровальную бумагу или бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их. Что появится на бумаге.
6. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
7. Оформите выводы в тетради.
Вещества семян
Неорганические органические
вода минеральные
соли белки жиры углеводы
Вопросы для закрепления
1. Почему горят дрова, уголь, торф, а соль не горит?
2. Почему после горения всегда остается зола?
3. Почему существует подсолнечное масло, а пшеничного масла нет?
4. Продукты растительного и животного происхождения отличаются разным содержанием белков, жирок и углеводов. Чем это можно объяснить?
Практическая работа №2
«Строение животной, растительной и грибной клетки под микроскопом
Тема: «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом».
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, растворы иода и красителей, препаровальные иглы, скальпель, фильтровальная бумага, кожица чешуи лука, мякоть клубней картофеля, плодов томата, арбуза, яблока, веточки элодеи и традесканции, гриб-мукор, эпителиальные клетки из полости рта человека, разведенные дрожжи, готовые микропрепараты различных видов растительных и животных тканей, одноклеточных организмов (веточки элодеи перед работой не менее одного часа держать в теплой воде на свету, а раствор дрожжей в теплом месте).
Ход работы
Задание А. Приготовьте микропрепараты.
Приготовление препарата кожицы лука:
при помощи скальпеля и препаровальной иглы отделите сверху от чешуи луковицы кусочек покрывающей ее прозрачной кожицы (эпидермиса) и поместите на покровное стекло; нанесите на препарат каплю слабого раствора иода;
расправьте препарат иглой и накройте покровным стеклом, удалите избыток воды, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла;
рассмотрите препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением.
Приготовление препарата грибных клеток:
нанесите на предметное стекло каплю красителя;
на кончике препаровальной иглы перенесите мицелий гриба в каплю на предметное стекло и расправьте его нити;
накройте объект покровным стеклом, удалите избыток влаги, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла;
рассмотрите препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением.
Приготовление препарата клеток мякоти клубня или плода:
нанесите на предметное стекло каплю раствора иода;
со среза клубня картофеля или ломтика сочного плода томата, яблока, арбуза соскоблите препаровальной иглой немного мякоти и поместите ее в каплю на предметное стекло;
накройте объект покровным стеклом, удалите избыток влаги, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла;
рассмотрите препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением микроскопа
4. Приготовление препарата листа элодеи или волоска традесканции:
нанесите на предметное стекло каплю красителя;
отделите препаровальной иглой с веточки элодеи тонкий листок (со стебля традесканции прозрачный волосок) и поместите в каплю на предметное стекло;
накройте объект покровным стеклом, удалите избыток влаги, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла;
рассмотрите препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением.
Приготовление препарата дрожжевых клеток или сенной палочки
поместите на предметное стекло каплю разведенных с мукой и сахаром дрожжей или частичку пленки сенных бактерий;
накройте объект покровным стеклом;
рассмотрите препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением.
Приготовление препарата эпителия слизистой оболочки ротовой полости:
снимите промытой чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки;
поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте красителем;
накройте объект покровным стеклом, удалите избыток влаги, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла;
рассмотрите препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением.
Задание Б. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте растительные и животные клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды. Сравните приготовленные препараты растительной и животной клетки, отметьте сходство и различие.
Вывод: о чем свидетельствует общность химического состава и строения клеток?
Задание В. Ответьте на вопросы.
Перечислить признаки живого организма.
Перечислить уровни организации жизни.
Охарактеризовать способность живых организмов к самовоспроизведению, онтогенез, адаптация.
Объяснить понятия цикличность биологических процессов, гомеостаз, филогенез.
Какое значение имеют биологические знания?
Перечислить элементы – органогены; какое значение для живых организмов имеет кальций, фосфор, железо, иод?
Перечислить функции белков в организме, подробно охарактеризовать любые две.
Какие функции в организме выполняют липиды и углеводы.
В каких органоидах клетки находятся ДНК, РНК, АТФ, приведите их полное название, охарактеризуйте состав и биологическая роль?
Приведите доказательства утверждения, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.
Назвать продукты диссимиляции органических веществ клетки, указать в каких органоидах происходит их синтез.
Строение и функции клеточной мембраны, ядра, лизосом.
Строение и функции рибосом, вакуолей, эндоплазматической сети.
Строение и функции пластид, митохондрий, цитоплазмы.
Этапы энергетического обмена; уравнения реакций анаэробного и аэробного дыхания.
Дать характеристику автотрофным и гетеротрофным организмам. Уравнение реакции фотосинтеза.
Практическое занятие №3 Жизненный цикл клетки. Способы деления эукариотических клеток: амитоз, митоз»
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности деления клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, растворы иода и красителей, препаровальные иглы, скальпель, фильтровальная бумага, кожица чешуи лука, мякоть клубней картофеля, плодов томата, арбуза, яблока, веточки элодеи и традесканции, эпителиальные клетки из полости рта человека, разведенные дрожжи, готовые микропрепараты различных видовделящихся клеток.
Ход работы:
- Изучить теоретический материал.
- Приготовить препарат различных организмов
- Рассмотреть клетки, определить на каком этапе жизненного цикла они находятся.
- Рассмотреть готовые микропрепараты делящихся клеток. Отметить их особенности.
- Определить фазы деления клеток и сделать выводы.
Митоз представляет собой непрерывный процесс, в котором выделяют четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. Перед митозом происходит подготовка клетки к делению, или интерфаза. Период подготовки клетки к митозу и собственно митоз вместе составляют митотический цикл. Ниже приводится краткая характеристика фаз цикла.
Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетического, или постмитотического, — G1, синтетического — S, постсинтетического, или премитотического, — G2.
Пресинтетический период (2n 2c, где n — число хромосом, с — число молекул ДНК) — рост клетки, активизация процессов биологического синтеза, подготовка к следующему периоду.
Синтетический период (2n 4c) — репликация ДНК.
Постсинтетический период (2n 4c) — подготовка клетки к митозу, синтез и накопление белков и энергии для предстоящего деления, увеличение количества органоидов, удвоение центриолей.
Профаза (2n 4c) — демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, «исчезновение» ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом.
Метафаза (2n 4c) — выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим — к центромерам хромосом.
Анафаза (4n 4c) — деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами).
Телофаза (2n 2c в каждой дочерней клетке) — деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счет борозды деления, в растительных клетках — за счет клеточной пластинки.
Практическое занятие №4
« Вегетативное размножение цветков растений»
Цель: Закрепить на практике способы вегетативного размножения растений -черенками, побегами, отводками, луковицами, клубнями, корневищами.
Оборудование: корневища ландыша, луковицы тюльпана, Бегония, сансевьера, сенполия. Садовые ножницы, лопата, ведро, перчатки.
Ход работы.
- Срежьте стеблевые черенки с 3-4 листочками с предложенных комнатных растений.
- Удалите с них 2 нижних листа, поместите в стакан с водой.
- Через 3-4 суток воду в стакане сменять.
- После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите в цветочный горшок.
- Накройте растение банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока полностью не разовьется корневая система.
- Корневище ландыша разделите на 3 части с помощью садовых ножниц.
- Луковицы тюльпанов отделите друг от друга и предварительно подготовив лунки, высадить тюльпаны и ландыш.
- Сделать вывод о размножении растений вегетативными органами, зарисовать и провести наблюдение за ростом растений.
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор филиала СТСЭУ
В Г. ИЗОБИЛЬНОМ
________ И.В. БЕЛЬСКАЯ
Фондовая лекция
по дисциплине:
«Биология»
для студентов специальности
030912 «Право и организация социального обеспечения»,
101101 «Гостиничный сервис»,
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
(для студентов очной формы обучения)
Рассмотрено на заседании ПЦК РАЗРАБОТАНО
Зав ПЦК__________________ Преподавателем
Протокол № __________________ Калашниковой Г.Н.
«____» __________2013г. ___________________
Изобильный, 2013 г.
ЛЕКЦИЯ № 1.
Клеточная теория.
Введение.
Предпосылки клеточной теории
Цель: Познакомить с историей возникновении цитологии, вкладе ученых-цитологов в общую сумму знаний о клетке, методами изучения клетки. Сформировать понятие клеточной теории, как доказательства материального единства органического мира. Дать определение «жизни» на современном этапе развитии науки
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток, портреты ученых-цитологов, презентация: « История развития цитологии»
Предпосылками создания клеточной теории были изобретение и усовершенствование микроскопа и открытие клеток (1665 г., Р. Гук — при изучении среза коры пробкового дерева, бузины и др.). Работы известных микроскопистов: М. Мальпиги, Н. Грю, А. ван Левенгука — позволили увидеть клетки растительных организмов. А. ван Левенгук обнаружил в воде одноклеточные организмы. Сначала изучалось клеточное ядро. Р. Браун описал ядро растительной клетки. Я. Э. Пуркине ввел понятие протоплазмы — жидкого студенистого клеточного содержимого.
Немецкий ботаник М. Шлейден первым пришел к выводу, что в любой клетке есть ядро. Основателем КТ считается немецкий биолог Т. Шванн (совместно с М. Шлейденом), который в 1839 г. опубликовал труд «Микроскопические иссле-дования о соответствии в структуре и росте животных и растений». Его положения:
1) клетка — главная структурная единица всех живых организмов (как животных, так и растительных);
2) если в каком-либо образовании, видимом под микроскопом, есть ядро, то его можно считать клеткой;
3) процесс образования новых клеток обусловливает рост, развитие, дифференцировку растительных и животных клеток. Дополнения в клеточную теорию внес немецкий ученый Р. Вирхов, который в 1858 г. опубликовал свой труд «Целлюлярная патология». Он доказал, что дочерние клетки образуются путем деления материнских клеток: каждая клетка из клетки. В конце XIX в. были обнаружены митохондрии, комплекс Гольджи, пластиды в растительных клетках. После окрашивания делящихся клеток специальными красителями были обнаружены хромосомы.
Современные положения КТ
Клетка — основная единица строения и развития всех живых организмов, является наименьшей структурной единицей живого. 2. Клетки всех организмов (как одно-, так и многоклеточных) сходны по химическому составу, строению, основным проявлениям обмена веществ и жизнедеятельности. 3. Размножение клеток происходит путем их деления (каждая новая клетка образуется при делении материнской клетки); в сложных многоклеточных организмах клетки имеют различные формы и специализированы в соответствии с выполняемыми функциями. Сходные клетки образуют ткани; из тканей состоят органы, которые образуют системы органов, они тесно взаимосвязаны и подчинены нервным и гуморальным механизмам регуляции (у высших организмов).
Значение клеточной теории
Стало ясно, что клетка — важнейшая составляющая часть живых организмов, их главный морфофизиологический компонент. Клетка — это основа многоклеточного организма, место протекания биохимических и физиологических процессов в организме. На клеточном уровне в конечном итоге происходят все биологические процессы. Клеточная теория позволила сделать вывод о сходстве химического состава всех клеток, общем плане их строения, что подтверждает филогенетическое единство всего живого мира.
2. Определение жизни
на современном этапе развития науки
Довольно трудно дать полное и однозначное определение понятию жизни, учитывая огромное разнообразие ее проявлений. В большинстве определений понятия жизни, которые давались многими учеными и мыслителями на протяжении веков, учитывались ведущие качества, отличающие живое от неживого. Например, Аристотель говорил, что жизнь — это «питание, рост и одряхление» организма; А. Л. Лавуазье определял жизнь как «химическую функцию»; Г. Р. Тревиранус считал, что жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний». Понятно, что такие определения не могли удовлетворить ученых, так как не отражали (и не могли отражать) всех свойств живой материи. Кроме того, наблюде-ния свидетельствуют, что свойства живого не исключительны и уникальны, как это казалось раньше, они по отдельности обнаруживаются и среди неживых объектов. А. И. Опарин определял жизнь как «особую, очень сложную форму движения материи». Это определение отражает качественное своеобразие жизни, которое нельзя свести к простым химическим или физическим закономерностям. Однако и в этом случае определение носит общий характер и не раскрывает конкретного своеобразия этого движения.
Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществом и энергией с окружающей средой».
Для практического применения полезны те определения, в которых заложены основные свойства, в обязательном порядке присущие всем живым формам. Вот одно из них: жизнь — это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии. Согласно данному определению жизнь представляет собой ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.
Жизнь существует в форме открытых систем. Это означает, что любая живая форма не замкнута только на себе, но постоянно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
Итог: проверка понимания сущности основных положений клеточной теории, знаний об истории изучения клетки, понятия «жизнь» и формах её проявления.
ЛЕКЦИЯ № 2.
Химический состав живых систем. Биологическая роль белков, полисахаридов, липидов и АТФ
Цель: Сформировать понятие химического состава клетки, выделив особенности макро- ,микро- и ультромикроэлементов. Продолжить формировать умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток.
Оборудование: периодическая таблица химических элементов, презентация: « Химический состав клетки»
1. Обзор химического строения клетки
Все живые системы содержат в различных соотношениях химические элементы и построенные из них химические соединения, как органические, так и неорганические.
По количественному содержанию в клетке все химические элементы делят на 3 группы: макро-, микро– и ультрамикроэлементы.
Макроэлементы составляют до 99 % массы клетки, из которых до 98 % приходится на 4 элемента: кислород, азот, водород и углерод. В меньших количествах клетки содержат калий, натрий, магний, кальций, серу, фосфор, железо.
Микроэлементы – преимущественно ионы металлов (кобальта, меди, цинка и др.) и галогенов (йода, брома и др.). Они содержатся в количествах от 0,001 % до 0,000001 %.
Ультрамикроэлементы. Их концентрация ниже 0,000001 %. К ним относят золото, ртуть, селен и др.
Химическое соединение – это вещество, в котором атомы одного или нескольких химических элементов соединены друг с другом посредством химических связей. Химические соединения бывают неорганическими и органическими. К неорганическим относят воду и минеральные соли. Органические соединения – это соединения углерода с другими элементами.
Основными органическими соединениями клетки являются белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.
2. Биополимеры Белки
Это полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В основном они состоят из углерода, водорода, кислорода и азота. Молекула белка может иметь 4 уровня структурной организации (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры).
Функции белков:
1) защитная (интерферон усиленно синтезируется в организме при вирусной инфекции);
2) структурная (коллаген входит в состав тканей, участвует в образовании рубца);
3) двигательная (миозин участвует в сокращении мышц);
4) запасная (альбумины яйца);
5) транспортная (гемоглобин эритроцитов переносит питательные вещества и продукты обмена);
6) рецепторная (белки-рецепторы обеспечивают узнавание клеткой веществ и других клеток);
7) регуляторная (регуляторные белки определяют активность генов);
8) белки-гормоны участвуют в гуморальной регуляции (инсулин регулирует уровень сахара в крови);
9) белки-ферменты катализируют все химические реакции в организме;
10) энергетическая (при распаде 1 г белка выделяется 17 кдж энергии).
Углеводы
Это моно– и полимеры, в состав которых входит углерод, водород и кислород в соотношении 1: 2: 1.
Функции углеводов:
1) энергетическая (при распаде 1 г углеводов выделяется 17,6 кдж энергии);
2) структурная (целлюлоза, входящая в состав клеточной стенки у растений);
3) запасающая (запас питательных веществ в виде крахмала у растений и гликогена у животных).
Жиры
Жиры (липиды) могут быть простыми и сложными. Молекулы простых липидов состоят из трехатомного спирта глицерина и трех остатков жирных кислот. Сложные липиды являются соединениями простых липидов с белками и углеводами.
Функции липидов:
1) энергетическая (при распаде 1 г липидов образуется 38,9 кдж энергии);
2) структурная (фосфолипиды клеточных мембран, образующие липидный бислой);
3) запасающая (запас питательных веществ в подкожной клетчатке и других органах);
4) защитная (подкожная клетчатка и слой жира вокруг внутренних органов предохраняют их от механических повреждений);
5) регуляторная (гормоны и витамины, содержащие липиды, регулируют обмен веществ);
6) теплоизолирующая (подкожная клетчатка сохраняет тепло). АТФ
Молекула АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) состоит из азотистого основания аденина, пятиуглеродного сахара рибозы и трех остатков фосфорной кислоты, соединенных между собой макроэргической связью. АТФ образуется в митохондриях в процессе фосфорилирования. При ее гидролизе высвобождается большое количество энергии. АТФ является основным макроэргом клетки – аккумулятором энергии в виде энергии высокоэнергетических химических связей.
Итог: Подчеркнуть уникальность биологической система с точки зрения химического состава, единстве происхождения всего живого.
Предварительный просмотр:
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Календарно-тематический план преподавателя
Калашниковой Галины Николаевны
дисциплина «Биология»
для технического профиля
г. Изобильный, 2013/2014 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
по учебной работе_______Н.М.Бабич
«___»_________________2013г.
Календарно-тематический план преподавателя
Калашниковой Галины Николаевны
Дисциплина | Биология | |
Учебный год и семестр | 1 | |
Специальность | 030912 «Право и организация социального обеспечения» 101101 «Гостиничный сервис» 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт » | |
Курс, группа | 1 курс | |
Планируется число часов на семестр | 78 | |
в том числе | на лаб.и практ. занятия | 8 |
курсовое проектирование | ||
По учебному плану предусмотрено | На 1 сем 78 час | |
Рабочая программа составлена | в 2013 году на 78 час. | |
Кал-тем план составлен в соответствии с рабочей. программой, кроме тем | ||
Учебный план утвержден (№ и дата) |
Рассмотрен на заседании
предметной (цикловой)
комиссии____________
___________________________________
Протокол № ___от «___»_______2013г.
Руководитель ПЦК____________
____________________________
№ п\п | Наименование разделов и тем занятий | Вид занятий | Календарн. сроки изучения | Количество часов | наглядность | Задания для самостоятельной работы | примечание |
1 | Предмет, задачи общей биологии как науки | лекция | 1 неделя | 2 | презентация | ||
2 | Многообразие живого мира | лекция | 1 неделя | 2 | презентация | ||
3 | Различные взгляды на происхождение жизни на Земле | лекция | 1 неделя | 2 | Презентация: « Развитие жизни на Земле» | ||
4 | Теория биохимической эволюции. | лекция | 2 неделя | 2 | Портреты ученых | Подготовить сообщения о развитии взглядов на происхождение жизни с древних времен до xx века. | |
5 | Химическая организация клетки | лекция | 2 неделя | 2 | Подготовить сообщение Неорганические и органические вещества клетки, их строение и функции. Биологическая роль воды | ||
6 | Углеводы и жиры – структурные элементы клетки и источники энергии. | лекция | 3 неделя | 2 | |||
7 | ДНК: химический состав, строение, удвоение ДНК, биологическая роль. РНК, Роль белков – ферментов в синтезе ДНК и РНК. | лекция | 3 неделя | 2 | Подготовить реферат «Роль белков в жизнедеятельности клетки» | А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология 10-11классы» Москва Дрофа, 2012 | |
8 | Определение химического состава растительной клетки | Практическое занятие | 3 неделя | 2 | Лабораторное оборудование | ||
9 | Строение и функции клетки | лекция | 4 неделя | 2 | |||
10 |
Биологическая роль прокариотической и эукариотической клетки. | лекция | 4 неделя | 2 | Составление таблицы «Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клеток». | ||
11 | Особенности строения животной и растительной клетки. Понятие о кариотипе, роли хромосом в передаче наследственных признаков. | лекция | 5 неделя | 2 | . | ||
12 | Строение животной, растительной и грибной клетки под микроскопом | Практическое занятие | 5 неделя | 2 | Лабораторное оборудование | ||
13 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | лекция | 5 неделя | 2 Презентация: « Фотосинтез» | Составить конспект Значение фотосинтеза, выявить особенности световой и темновой фазы фотосинтеза. Объяснять, что такое хемосинтез | ||
14 | Ассимиляция. Органические соединения клетки. Характеристика структур белка. | лекция | 6 неделя | 2 | Вертуальная лаборатория | Составить схему образования молекулы белка | |
15 | Деление клетки | лекция | 6 неделя | 2 | «Зарисовать в тетрадь интерфазную клетку, а также клетки, находящиеся на различных стадиях митоза; - составить схему образования половых клеток; - зарисовать основные стадии мейоза |
| |
16 | Жизненный цикл клетки. Способы деления эукариотических клеток: амитоз, митоз»
| практика | 7 неделя | 2 | Лабораторное оборудование : « Митоз» | ||
17 | Формы размножения организмов | лекция | 7 неделя | 2 | презентация | Составить план-конспект: «Клонирование как искусственный способ размножения» | |
18 | Вегетативное размножение цветков растений | практика | 7 неделя | 2 | Растения, лабораторное оборудование | ||
19 | Эмбриональное развитие | лекция | 8 неделя | 2 | Сообщения Прямое и непрямое постэмбриональное развитие у животных | ||
20 | Основные понятия генетики | лекция | 8неделя | 2 | Презентация | ||
21 | Основные закономерности наследственности | лекция | 9 неделя | 2 | презентация | ||
22 | Первый закон Менделя – закон доминирования. | лекция | 9 неделя | 2 | таблицы | ||
23 | Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков. | лекция | 9 неделя | 2 | таблица | . | |
24 | Закон Моргана. Сцепленное наследование. | лекция | 11неделя | 2 | презентация | Составить кроссворд по терминологии | |
25 | Основные закономерности изменчивости | лекция | 11неделя | 2 | презентация | Составить схему гибридологического метода | |
26 | Мутации у человека | лекция | 12неделя | 2 | Таблица: «Закон доминирования» | Решение задач по закону доминирования | |
27 | Селекция растений, животных, микроорганизмов | лекция | 12неделя | 2 | таблицы | Подготовить сообщение по полигибридному скрещиванию | |
28 | Формы искусственного отбора. | лекция | 12неделя | 2 | презентации | Подготовить сообщения о наследственных болезнях | |
29 | Теории эволюции | лекция | 13 неделя | 2 | презентации | Составить морфологическую характеристику «Относительный характер приспособленности у животных разных сред обитания». | |
30 | Микроэволюция Вид и его критерии. | лекция | 13 неделя | 2 | презентация | ||
31 | Макроэволюция | лекция | 14 неделя | 2 | презентации | ||
32 | Развитие органического мира | лекция | 14 неделя | 2 | презентация | «Эволюционные процессы в современной природе». Реферат | |
33 | Эволюция растений и животных | лекция | 14 неделя | 2 | презентация | ||
34 | Эволюция человека | лекция | 15 неделя | 2 | презентация | Реферат: «Единство человеческих рас. Человек и экосистемы» | |
35 | Взаимоотношения организма и среды | лекция | 15 неделя | 2 | презентация | ||
36 | . Круговорот веществ в природе | лекция | 15 неделя | 2 | презентация | ||
37 | Взаимоотношения между организмами. | лекция | 16 неделя | 2 | презентация | ||
38 | Интенсивность действия факторов среды | лекция | 16 неделя | 2 | презентация | ||
39 | Природные ресурсы и их использование | лекция | 26 неделя | 2 | презентация |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор филиала СТСЭУ
В Г. ИЗОБИЛЬНОМ
________ И.В. БЕЛЬСКАЯ.
.
Задания для контрольных работ
по дисциплине:
«Биология»
для студентов специальности
030912 «Право и организация социального обеспечения»,
101101 «Гостиничный сервис»,
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
(для студентов очной формы обучения)
Рассмотрено на заседании ПЦК РАЗРАБОТАНО
Зав ПЦК__________________ Преподавателем
Протокол № __________________ Калашниковой Г.Н.
«____» __________2013г. ___________________
Изобильный, 2013 г.
Примерные темы контрольных работ
- Строение клетки, химическая организация клетки.
- Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клетки.
- Размножение и индивидуальное развитие организмов.
- Основные понятия генетики, закономерности наследственности и изменчивости.
- Микро- и макроэволюция.
- Биосфера и человек.
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор филиала СТСЭУ
В Г. ИЗОБИЛЬНОМ
________ И.В. БЕЛЬСКАЯ.
.
Вопросы для зачёта
по дисциплине:
«Биология»
для студентов специальности
030912 «Право и организация социального обеспечения»,
101101 «Гостиничный сервис»,
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
(для студентов очной формы обучения)
Расмотренно на заседании ПЦК РАЗРАБОТАНО
Зав ПЦК_____________ Преподавателем
Протокол № _________ Калашниковой Г.Н.
«____» __________2013г. __________________.
Изобильный, 2013 г.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Краткая характеристика основных критериев живых систем.
- Уровни организации живой материи. Наиболее значительная функция на органном уровне.
- Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на планете.
- Роль фотосинтеза и фагоцитоза в развитии жизни на Земле.
- Неорганические вещества клетки и их значение для жизнедеятельности клетки.
- Биологическая роль воды и микроэлементов в клетке.
- Органические вещества клетки и значение нуклеиновых кислот.
- Строение, свойства и функции белков.
- Основные свойства генетического кода и его значение в биосинтезе белков.
- Этапы диссимиляции и их значение для клетки.
- Значение митоза и мейоза для организма, их отличие.
- Краткая характеристика стадий митоза.
- Понятие о гене, его свойства.
- Генотип, фенотип: их определение, примеры.
- Изменчивость, ее виды.
- Свойства мутации.
- Хромосомные перестройки.
- Краткая характеристика основных свойств модификационной изменчивости.
- Закономерности наследования признаков, установленные
Г. Менделем. - Характеристика первого закона Менделя.
- Характеристика второго закона Менделя.
- Характеристика третьего закона Менделя.
- Закон Моргана. Процессы, нарушающие сцепление генов.
- Гомогаметный и гетерогаметный пол. Примеры.
- Примеры наследования гена, сцепленного с полом.
- Предмет селекции. Методы селекции.
- Краткая характеристика форм естественного отбора.
- Биологический прогресс и биологический регресс. Главные направления эволюции.
- Характеристика живого вещества биосферы.
- Оболочки Земли. Определение границ распространения живых организмов в биосфере.
- Главная функция биосферы. Круговорот воды в природе.
- Характер взаимоотношений между видами организмов. Формы этих взаимоотношений.
- Биогеоценоз и его компоненты.
- Краткая характеристика абиотических факторов среды.
- Краткая характеристика исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов.
- Прямое влияние человека на растительный и животный мир Земли.
Предварительный просмотр:
НОУ СПО Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления
ВЫПИСКА
из федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования
утвержденного “____”_______ ______г.
регистрационный №________________
Требования
к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (базовый уровень среднего профессионального образования)
по специальности:
_______«Технический профиль»
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов максим. учебн. нагрузки студ. | В т. ч. часов обязательных учебных занятий |
1 | 2 | 3 | 4 |
ОДБ.07 | Биология | 104 | 78 |
Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
Выпускник должен:
уметь:
- самостоятельно овладевать знаниями в области биологических дисциплин;
- применять разнообразные методологические подходы при рассмотрении биологических явлений и процессов;
- осуществлять анализ биологических явлений и процессов;
- применять биологические знания в сфере профессиональной деятельности;
знать:
- теоретико-методологические основы биологии; основные понятия биологии; основные методы биологии;
- многообразие живого мира;
- основные свойства живых систем;
- возникновение жизни на Земле;
- химическую организацию клетки;
- обмен веществ и энергии;
- строение и функции клетки;
- размножение живых организмов;
- основы генетики и селекции;
- эволюцию органического мира;
- взаимоотношения организма и среды;
НОУ СПО Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления
ВЫПИСКА
из учебного плана
среднего профессионального образования
базового уровня
утвержденного “____”___________ _________ г.
регистрационный № ____
Требования
к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (базовый уровень среднего профессионального образования)
_________ «Технический профиль»
квалификация специалиста: Техник
форма обучения: очная
нормативный срок обучения: ________
на базе среднего (полного) общего образования
нормативный срок обучения: 2 года 10 мес
на базе основного общего образования 3 года 10 мес
индекс | Элементы учебного процесса, учебной дисциплины | курс | Макс. учебн. нагрузка студента в час. | Обязательная учебная нагрузка (ч) | ||
Всего | в том числе | |||||
лабор. раб. и прак. занятия | курс. проект (курс. раб.) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ОДБ.07 | Биология | 1 | 104 | 78 | 10 | - |
НОУ СПО Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления
ВЫПИСКА
из федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования
утвержденного “____”_______ ______г.
регистрационный №________________
Требования
к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (базовый уровень среднего профессионального образования)
по специальности:
«Технический профиль»
________________ должен обладать следующими компетенциями,
включающими в себя способность (по базовой подготовке):
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа учебной практики по специальности 080114" Экономика и бухгалтерский учет" (углубленная подготовка)
Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)...
Рабочая программа учебной дисциплины для специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Максимальная нагрузка обучающихся -...
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02.Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специа...
Рабочая программа учебной практики для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной практики для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по ПМ.05 Ведение бухгалтерского учета в различных отраслях экономики....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛИТОЛОГИЯ специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), углубленная подготовка»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
Программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление...
Рабочая программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (отраслям)
Рабочая программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (отраслям) . Учебная практика проходит после изучения двух профессиональных модулей по специальн...