тематический вечер "Обыкновенная и необыкновенная химия"
классный час на тему
эту работу можно использовать для привлечения внимания студентов, изучающих химию, умению делать открытия из обычных вещей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_vecher.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический вечер
«Обыкновенная и необыкновенная химия»
1-й ведущий:
Современных городских людей окружает огромное количество самых разнообразных химических веществ. Среди них встречаются многокомпонентные смеси и индивидуальные вещества. Начинающий химик может проделать с ними ряд опытов.
2-й ведущий:
Ибн Сина говорил: «Все есть яд, и все есть лекарство, и только доза определяет, исцеление будет принесено или смерть». Любые, даже привычные вещества при неумелом использовании могут принести вред здоровью. Например, столовый уксус – 10% раствор уксусной кислоты служит приправой к блюдам. Но 80% уксусная эссенция вызывает сильнейший кислотный ожог. Чтобы избежать неприятностей, следует соблюдать правила техники безопасности.
3-й ведущий:
эти правила просты:
- Внимательно читайте этикетки на упаковках.
- Не пробуйте на вкус вещества, за исключением тех, что предназначены в пищу.
- Не проводите опыты в посуде, из которой едят!
- Химическую посуду сразу мойте и храните отдельно.
- Не выливайте не смешивающиеся с водой растворители в раковину, т.к. они могут разъесть трубы. Заведите для них закрывающуюся банку и выносите их на помойку.
- Старайтесь, чтобы реактивы не попадали на кожу, особенно берегите глаза.
- Вещества, попавшие на кожу и глаза, смывайте водой.
- Многие реактивы способны испортить мебель. Во время экспериментов используйте клеенку, старую сковороду.
1-й ведущий:
Для простых домашних опытов пригодятся бесцветные пузырьки из-под лекарств, пластиковые стаканчики, консервные банки. Из полосок пластиковых бутылок, жести можно сделать шпатели. Полезно знать, что в чайной ложке 5 мл жидкости, 5 г сухих веществ. 10 г – «с горкой». В столовой ложке – 15 мл, 15 г и 30 г веществ соответственно.
2-й ведущий:
Предлагаю для начала
Вот такой простой рецепт:
Нужно в папины ботинки
Вылить мамины духи,
а потом ботинки эти
Смазать кремом для бритья
И, полив их рыбьим жиром
С черной тушью пополам,
Бросить в суп, который мама
Приготовила с утра.
И варить с закрытой крышкой
Ровно семьдесят минут.
3-й ведущий:
Если вам понравился наш рецепт, перейдем к следующему.
Приготовим шипучку. Смешаем четверть чайной ложки питьевой соды, половину чайной ложки лимонной кислоты и чайную ложку сахара. Залить стаканом воды, перемешать.
Повторим опыт с уксусной кислотой. Растворим соду в воде, добавим раствор уксуса. Мы наблюдаем выделение пузырьков газа:
СН3СООН + NaHCO3 → СН3СООНNa + H2O + CO2↑.
4-й ведущий:
Как вы думаете, есть ли кислота в напитке (достает «Фанту»). Мы нагрели немного «Фанты», чтобы удалить углекислый газ и охладили. Добавим соды. Что вы видите? Действие кислоты можно наблюдать на монетах. Их опускали в «Фанту» вчера.
1-й ведущий:
Дома можно найти и индикаторы. Вы обращали внимание, что пятно от сока ягод при отстирывании мылом меняет цвет? Отчего? Раствор мыла имеет щелочную среду. Раствор соды тоже. Добавляем в сок раствор соды, потом кислоты. Изменение цвета сока указывает на разный характер среды.
2-й ведущий:
Для нормальной работы щитовидной железы нужен йод. Наш организм получает йод с пищей. Недостаток можно восполнить, используя йодированную соль. Йод можно обнаружить с помощью простых действий:
растворяем треть чайной ложки соли, добавив несколько капель уксусной эссенции, половину чайной ложки перекиси водорода. Подождем 2 – 3 минуты, добавим немного клейстера. Раствор… синеет. Значит, в соли есть йод.
2KI + H2O2 + 2CH3COOH → I2 + 2H2O + 2CH3COOK
3-й ведущий:
Заглянем в ванную комнату. Кусочек мыла растворим в воде. Посмотрите, какая пышная пена. Понаблюдайте, что произойдет с раствором при добавлении уксусной эссенции. Стеариновая кислота, которая выделилась, в воде не растворяется. Она служит для производства свеч.
С17Н35СОО− + Н+ → С17Н35СООН↓
Какую среду имеет раствор мыла?
Опыт № 1
Рецепт шипучки.
Смешаем ¼ чайной ложки питьевой соды и ½ чайной ложки лимонной кислоты. Добавим 1 чайную ложку сахара. Высыпаем смесь в стакан с водой. Смесь «зашипит» из-за выделяющегося газа. Здесь важно соблюсти пропорции: если переложить соды будет горько, если кислоты – кисло.
NaHCO3 + H+ → Na + H2O + CO2
Опыт № 2
Сок ягод можно использовать как натуральные индикаторы. В щелочной среде сок кого цвета? (добавить к соку ложку соды). В кислой среде?
Опыт № 3
Действие кислот на бронзовые монеты.
Опустим монету в раствор уксуса. Обратим внимание на изменившийся цвет.
CuI + 2H+ → Cu++ + H2O
Опыт № 4
Вы не пробовали вскипятить воду в бумажном стакане? Возможно ли такое? Демонстрируем горение кусочка бумаги. Сворачиваем бумажную коробочку и нагреваем в ней воду до кипения.
Опыт № 5
«Огненное облако».
Возьмем стеклянную трубку, заполним ее просеянной мукой. Осторожно выдуваем муку на огонь горелки.
Опыт № 6
«Бутерброд с черной икрой».
Нальем в широкий стакан средство для отбеливания белья «Белизна». Ломтик батона с одной стороны смочим раствором KI (йодида калия). Накроем стакан хлебом. Подождем, пока появится «икра» Этот опыт основан на разной активности галогенов.
I+ + Cl → I + Cl+
Опыт № 7
Йодированная соль.
Для нормальной работы щитовидной железы необходим йод. Сейчас его добавляют в виде йодида калия в поваренную соль. Как узнать об этом? Сварим крахмальный клейстер. 1/3 чайной ложки соли растворим в чайной ложке воды. Добавим немного уксусной эссенции и 0,5 чайной ложки перекиси водорода. Добавляем в этот раствор крахмальный клейстер. Если соль йодирована, то клейстер синеет.
Опыт № 8
Волшебная монета.
Зальем бронзовую или медную монету раствором аммиака. Обратим внимание на цвет (синий) раствора. Образовался растворимый медно-аммиачный комплекс.
Опыт № 9
Горит ли сахар? Внесем кусочек сахара щипцами в пламя горелки. Теперь посыпаем сахар пеплом сигареты. Вносим в пламя. Сахар горит синим пламенем. Пепел является катализатором (вместо пепла можно использовать оксид хрома (III) от «вулкана»).
Опыт № 10
Фарфоровые змеи.
Смешаем 3 г питьевой соды и 20 г сахарной пудры (заранее разотрем сахар). Насыпаем на сетку речной песок, пропитываем его спиртом. Сделаем в вершине конуса углубление. Насыпаем туда сахар и поджигаем спирт. Сахар плавится, а сода его вспучивает.
Опыт № 11
«Вулкан».
В речной песок (сделанный горкой) зароем фарфоровый тигель с растертым дихроматом аммония и добавленным магнием. Раскалим на огне стеклянную палочку до начала работы «вулкана».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование (химия)1-2курс
Тематическое планирование по химии 1-2 курс ,училище технического профиля 2010-2012 уч.гг....
Календарно-тематическое планирование по химии для СПО 1 курс
Календарно - тематический планКурс I По дисциплине Химия Всего часов по предмету 117; аудиторных занятий 78 часов...
Тематический план и содержание учебной дисциплины "Химия" профессии "Мастер по обработке цифровой информации"
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»Профессия: «Мастер по обработке цифровой информации»Специальность: «Оператор электронно-вычислительных машин»...
Календарно-тематический план по биологии; Календарно-тематический план по Пищевой химии; Календарно-тематический план по Анатомии и физиологии с/х животных
Календарно-тематический план по биологии...
Рабочая учебная программа и календарно-тематический план по ОД. "Химия"
Химия преподается на 2-х курсах в общем количестве 118 часов, заканчивается промежуточной аттестацией в форме устного экзамена....
Календарно-тематическое планирование по предмету Химия.
Курс расситан на 80 часов. Изучается на первом курсе. Итоговая аттестация в форме экзамена....
Круглый стол "Необыкновенные животные нашей Земли"
Здесь представлены материалы заседания круглого стола на тему «Необыкновенные животные нашей Земли». Мероприятие было подготовлено преподавателем философии С...