тематический вечер "Обыкновенная и необыкновенная химия"
классный час на тему

Горбатова Марина Александровна

 эту работу можно использовать для привлечения внимания студентов, изучающих химию, умению делать открытия из обычных вещей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_vecher.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический вечер

«Обыкновенная и необыкновенная химия»

1-й ведущий:

Современных городских людей окружает огромное количество самых разнообразных химических веществ. Среди них встречаются многокомпонентные смеси и индивидуальные вещества. Начинающий химик может проделать с ними ряд опытов.

2-й ведущий:

Ибн Сина говорил: «Все есть яд, и все есть лекарство, и только доза определяет, исцеление будет принесено или смерть». Любые, даже привычные вещества при неумелом использовании могут принести вред здоровью. Например, столовый уксус – 10% раствор уксусной кислоты служит приправой к блюдам. Но 80% уксусная эссенция вызывает сильнейший кислотный ожог. Чтобы избежать неприятностей, следует соблюдать правила техники безопасности.

3-й ведущий:

эти правила просты:

- Внимательно читайте этикетки на упаковках.

- Не пробуйте на вкус вещества, за исключением тех, что предназначены в пищу.

- Не проводите опыты в посуде, из которой едят!

- Химическую посуду сразу мойте и храните отдельно.

- Не выливайте не смешивающиеся с водой растворители в раковину, т.к. они могут разъесть трубы. Заведите для них закрывающуюся банку и выносите их на помойку.

- Старайтесь, чтобы реактивы не попадали на кожу, особенно берегите глаза.

- Вещества, попавшие на кожу и глаза, смывайте водой.

- Многие реактивы способны испортить мебель. Во время экспериментов используйте клеенку, старую сковороду.

1-й ведущий:

Для простых домашних опытов пригодятся бесцветные пузырьки из-под лекарств, пластиковые стаканчики, консервные банки. Из полосок пластиковых бутылок, жести можно сделать шпатели. Полезно знать, что в чайной ложке 5 мл жидкости, 5 г сухих веществ. 10 г – «с горкой». В столовой ложке – 15 мл, 15 г и 30 г веществ соответственно.

2-й ведущий:

Предлагаю для начала

Вот такой простой рецепт:

Нужно в папины ботинки

Вылить мамины духи,

а потом ботинки эти

Смазать кремом для бритья

И, полив их рыбьим жиром

С черной тушью пополам,

Бросить в суп, который мама

Приготовила с утра.

И варить с закрытой крышкой

Ровно семьдесят минут.

3-й ведущий:

Если вам понравился наш рецепт, перейдем к следующему.

Приготовим шипучку. Смешаем четверть чайной ложки питьевой соды, половину чайной ложки лимонной кислоты и чайную ложку сахара. Залить стаканом воды, перемешать.

Повторим опыт с уксусной кислотой. Растворим соду в воде, добавим раствор уксуса. Мы наблюдаем выделение пузырьков газа:

СН3СООН + NaHCO3  СН3СООНNa + H2O + CO2.

4-й ведущий:

Как вы думаете, есть ли кислота в напитке (достает «Фанту»). Мы нагрели немного «Фанты», чтобы удалить углекислый газ и охладили. Добавим соды. Что вы видите? Действие кислоты можно наблюдать на монетах. Их опускали в «Фанту» вчера.

1-й ведущий:

Дома можно найти и индикаторы. Вы обращали внимание, что пятно от сока ягод при отстирывании мылом меняет цвет? Отчего? Раствор мыла имеет щелочную среду. Раствор соды тоже. Добавляем в сок раствор соды, потом кислоты. Изменение цвета сока указывает на разный характер среды.

2-й ведущий:

Для нормальной работы щитовидной железы нужен йод. Наш организм получает йод с пищей. Недостаток можно восполнить, используя йодированную соль. Йод можно обнаружить с помощью простых действий:

растворяем треть чайной ложки соли, добавив несколько капель уксусной эссенции, половину чайной ложки перекиси водорода. Подождем 2 – 3 минуты, добавим немного клейстера. Раствор… синеет. Значит, в соли есть йод.

2KI + H2O2 + 2CH3COOH  I2 + 2H2O + 2CH3COOK

3-й ведущий:

Заглянем в ванную комнату. Кусочек мыла растворим в воде. Посмотрите, какая пышная пена. Понаблюдайте, что произойдет с раствором при добавлении уксусной эссенции. Стеариновая кислота, которая выделилась, в воде не растворяется. Она служит для производства свеч.

С17Н35СОО + Н+  С17Н35СООН

Какую среду имеет раствор мыла?

Опыт № 1

Рецепт шипучки.

Смешаем ¼ чайной ложки питьевой соды и ½ чайной ложки лимонной кислоты. Добавим 1 чайную ложку сахара. Высыпаем смесь в стакан с водой. Смесь «зашипит» из-за выделяющегося газа. Здесь важно соблюсти пропорции:  если переложить соды будет горько, если кислоты – кисло.

NaHCO3 + H+  Na + H2O + CO2

Опыт № 2

Сок ягод можно использовать как натуральные индикаторы. В щелочной среде сок кого цвета? (добавить к соку ложку соды). В кислой среде?

Опыт № 3

Действие кислот на бронзовые монеты.

Опустим монету в раствор уксуса. Обратим внимание на изменившийся цвет.

CuI + 2H+  Cu++ + H2O

Опыт № 4

Вы не пробовали вскипятить воду в бумажном стакане? Возможно ли такое? Демонстрируем горение кусочка бумаги. Сворачиваем бумажную коробочку и нагреваем в ней воду до кипения.

Опыт № 5

«Огненное облако».

Возьмем стеклянную трубку, заполним ее просеянной мукой. Осторожно выдуваем муку на огонь горелки.

Опыт № 6

«Бутерброд с черной икрой».

Нальем в широкий стакан средство для отбеливания белья «Белизна». Ломтик батона с одной стороны смочим раствором KI (йодида калия). Накроем стакан хлебом. Подождем, пока появится «икра» Этот опыт основан на разной активности галогенов.

I+ + Cl  I + Cl+

Опыт № 7

Йодированная соль.

Для нормальной работы щитовидной железы необходим йод. Сейчас его добавляют в виде йодида калия в поваренную соль. Как узнать об этом? Сварим крахмальный клейстер. 1/3 чайной ложки соли растворим в чайной ложке воды. Добавим немного уксусной эссенции и 0,5 чайной ложки перекиси водорода. Добавляем в этот раствор крахмальный клейстер. Если соль йодирована, то клейстер синеет.

Опыт № 8

Волшебная монета.

Зальем бронзовую или медную монету раствором аммиака. Обратим внимание на цвет (синий) раствора. Образовался растворимый медно-аммиачный комплекс.

Опыт № 9

Горит ли сахар? Внесем кусочек сахара щипцами в пламя горелки. Теперь посыпаем сахар пеплом сигареты. Вносим в пламя. Сахар горит синим пламенем. Пепел является катализатором (вместо пепла можно использовать оксид хрома (III) от «вулкана»).

Опыт № 10

Фарфоровые змеи.

Смешаем 3 г питьевой соды и 20 г сахарной пудры (заранее разотрем сахар). Насыпаем на сетку речной песок, пропитываем его спиртом. Сделаем в вершине конуса углубление. Насыпаем туда сахар и поджигаем спирт. Сахар плавится, а сода его вспучивает.

Опыт № 11

«Вулкан».

В речной песок (сделанный горкой) зароем фарфоровый тигель с растертым дихроматом аммония и добавленным магнием. Раскалим на огне стеклянную палочку до начала работы «вулкана».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование (химия)1-2курс

Тематическое планирование по химии 1-2 курс ,училище технического профиля 2010-2012 уч.гг....

Календарно-тематическое планирование по химии для СПО 1 курс

Календарно - тематический планКурс I  По дисциплине Химия  Всего часов по предмету 117; аудиторных занятий 78 часов...

Тематический план и содержание учебной дисциплины "Химия" профессии "Мастер по обработке цифровой информации"

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»Профессия: «Мастер по обработке цифровой информации»Специальность: «Оператор электронно-вычислительных машин»...

Рабочая учебная программа и календарно-тематический план по ОД. "Химия"

Химия преподается на 2-х курсах в общем количестве 118 часов, заканчивается промежуточной аттестацией в форме устного экзамена....

Календарно-тематическое планирование по предмету Химия.

Курс расситан на 80 часов. Изучается на первом курсе. Итоговая аттестация в форме экзамена....

Круглый стол "Необыкновенные животные нашей Земли"

 Здесь представлены материалы заседания  круглого  стола на  тему «Необыкновенные животные нашей Земли». Мероприятие было подготовлено преподавателем философии С...