лабораторные работы по химии (соц-эк профиль)
учебно-методический материал по теме
примерное содержание лабораторных работ по химии для специальностей социально - экономического профиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лабораторные работы по химии (соц-эк профиль) | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1
«Зависимость скорости химической реакции от различных факторов»
Цель: выявить зависимость скорости химической реакции от различных факторов.
Оборудование: пробирки, стаканы, шпатель, электроплитки, колбы, мерный цилиндр, штатив, газоотводные трубки, весы, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка*
Реактивы: гранулы цинка, магния железа, кусочки мрамора, соляная и уксусная кислота; цинковая пыль; пероксид водорода, оксид марганца (II).
Методические указания:
1. Зависимость скорости химической реакции от природы веществ.
- Налейте в три пробирки раствор соляной кислоты. В первую пробирку положите гранулу магния, во вторую – гранулу цинка, в третью – гранулу железа. Зафиксируйте наблюдения, определите какая реакция идет с большей скоростью и почему.
- Возьмите 2 пробирки: в 1 – налейте соляной кислоты, во 2 – уксусной кислоты. В каждую пробирку положите по одинаковому кусочку мрамора. Зафиксируйте наблюдения, определите какая реакция идет с большей скоростью и почему.
2. Зависимость скорости химической реакции температуры.
В два химических стакана налейте одинаковое количество соляной кислоты и накройте их стеклянной пластинкой. Поставьте оба стакана на электроплитку: для первого стакана установите температуру - 20˚С, для второго - 40˚С. На каждую стеклянную пластинку положите по грануле цинка. Приведите приборы в действие, одновременным сбрасыванием гранул цинка с пластинок. Зафиксируйте наблюдений и объясните.
3. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагентов.
Соберите две одинаковых установки:
В колбы налейте по 50 мл соляной кислоты одинаковой концентрации, установите их горизонтально на штативе, шпателем в первую колбу (в ее горлышко) поместите порошок цинка, во вторую – гранулу цинка. Закройте колбы газоотводными т рубками. Одновременно приведите приборы в действие повернув их в вертикальную плоскость на 90 градусов против часовой стрелки. Зафиксируйте наблюдения и объясните.
4. Зависимость скорости химической реакции от катализатора.
В два химических стакана налейте одинаковое количество 3% пероксида водорода. Взвесьте один шпатель катализатора – оксида марганца (II). В первый стакан добавьте взвешенный катализатор. Что наблюдаете, оцените скорость разложения пероксида водорода с катализатором и без него.
5. Напишите отчет:
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;
- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде таблицы
№ | Наименование опыта | Схема проведения опыта | Наблюдения | Объяснение наблюдений | Химическое уравнение реакции |
- сформулируйте и запишите вывод о влияние каждого фактора на скорость химической реакции
*(при наличии технической возможности) компьютер, OMS модуль
Лабораторная работа №2
«Реакции обмена в водных растворах электролитов»
Цель: изучить реакцию обмена в водных растворах электролитов как свойство растворов электролитов
Оборудование: штатив с пробирками
Реактивы: соляная кислота, серная кислота, азотная кислота, гидроксил натрия, угольная кислота, уксусная кислота, нитрат серебра, гидроксид бария
Методические указания:
1. Теория. Реакции ионного обмена – реакции, протекающие между ионами. Реакции ионного обмена в водных растворах могут быть:
а) необратимыми (протекать до конца) - это реакции обмена между сильными электролитами(соляная кислота, азотная кислота, серная кислота, гидроксиды натрия, калия, бария, кальция и др.) В результате данных реакций образуются осадки, газы или малодиссоциирующие вещества(слабые электролиты).
б) обратимыми (идущими в двух противоположных направлениях одновременно). В таких реакциях равновесие всегда смещается в сторону наименее растворимых или диссоциированных веществ.
2.Эксперимент.
- В пробирку 1 прилейте раствор нитрата серебра и соляной кислоты.
- В пробирку 2 прилейте раствор гидроксида бария и азотной кислоты.
- В пробирку 3 прилейте серной кислоты и раствор карбоната натрия.
- В пробирку 4 прилейте уксусной кислоты и раствор щелочи.
Зафиксируйте наблюдения.
3. Напишите отчет.
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;
- Напишите проведенные реакции в молекулярном и ионном виде, отметьте для каждой свой наблюдения и объясните их;
- Сформулируйте и напишите вывод.
Лабораторная работа №3
«Определение рН раствора солей»
Цель: изучить на практике гидролиз солей, научиться определять рН раствора солей
Оборудование: пробирки, шпатель
Реактивы: индикатор универсальный, нитрат натрия, ацетат натрия, карбонат натрия, нитрат алюминия, дистиллированная вода;
Методические указания:
1. Эксперимент:
-Налить в 4 чистые пробирки по 1/4 их объема дистиллированной воды и с помощью бумажек, пропитанных универсальным индикатором, проверить рН воды.
- В каждую из пробирок с водой всыпать по 1/2 шпателя кристаллов следующих солей: в 1 – нитрата натрия, во 2 – ацетата натрия, в 3 – карбоната натрия и в 4 – нитрата алюминия. - Раствор соли в каждой пробирке перемешать стеклянной палочкой и измерить его рН с помощью бумажки с универсальным индикатором (стеклянную палочку после каждого употребления промывать водопроводной и дистиллированной водой).
2.Полученные результаты занести в таблицу и ответьте на вопросы. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза испытанных солей, определите тип гидролиза (по катиону, по аниону или по катиону и аниону одновременно) и запишите его в таблицу. Какая из испытанных солей не подвергается гидролизу и почему?
№ п/п | формула соли | рН раствора | реакция среды | тип гидролиза |
3. Напишите отчет:
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;
- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде отчетной таблицы и ответов на вопросы указанных после проведения эксперимента.
- сформулируйте и запишите вывод
Лабораторная работа №4
«Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей»
Цель: доказать, что хлор обладает большими неметаллическими свойствами по сравнению с йодом и бромом и выявить причину данного явления
Оборудование: пробирки
Реактивы: растворы нитрата серебра, хлорида калия, йодида калия, бромида калия, соляная кислота
Методические указания:
1. Теория. Напишите электронные формулы хлора, брома и йода, выявите сходства и различия между ними. Сделайте предположение о возможных свойствах солей этих элементов, ответ обоснуйте.
2. Эксперимент.
- Возьмите 3 пробирки в каждую из них прилейте нитрат серебра.
- В 1 прилейте раствор йодида калия, во 2 - раствор бромида калия, в третью раствор хлорида калия. Зафиксируйте наблюдения, запишите реакции.
- Затем в каждую пробирку прилейте одинаковое количество раствора соляной кислоты. Зафиксируйте наблюдения, запишите реакции и объясните наблюдения.
3. Напишите отчет:
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;
- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде отчетной таблицы
пробирка №1 | пробирка №2 | пробирка №3 | |
исходный раствор | раствор AgNO3 | раствор AgNO3 | раствор AgNO3 |
1 добавление | раствор КI | раствор КBr | раствор КCl |
наблюдения реакция | |||
2 добавление | раствор HCl | раствор HCl | раствор HCl |
наблюдения реакция | |||
объяснения |
- сформулируйте и запишите вывод
Лабораторная работа №5
«Химические свойства спиртов»
Цель: на примере этанола изучить свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов,
Оборудование: пробирки, металлические щипцы, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка, газоотводная трубка, спички, шпатель, штатив, штатив для пробирок*
Реактивы: этанол, металлический натрий; сульфат меди(II), гидроксид натрия, глицерин
Методические рекомендации.
1. Свойства предельных одноатомных спиртов.
- В две пробирки налейте этилового спирта.
В 1 добавьте дистиллированной воды и несколько капель лакмуса. Зафиксируйте наблюдения и объясните.
- Во вторую пробирку металлическими щипцами поместите кусочек натрия, предварительно промокнув его в фильтровальной бумаге. Зафиксируйте наблюдения и объясните.
- Выделяющийся газ соберите в пустую пробирку. Не переворачивая пробирку, поднесите к ней зажженную спичку. Зафиксируйте наблюдения и объясните.
- В фарфоровую чашку налейте небольшое количество этилового спирта. С помощью лучинки подожгите спирт в чашке. Зафиксируйте наблюдения и объясните.
2. Качественная реакция на многоатомные спирты.
В пробирку налейте раствор сульфата меди (II) и раствор гидроксида натрия. Зафиксируйте наблюдения и объясните.
Затем прилейте небольшое количество глицерина. Зафиксируйте наблюдения и объясните.
3. Напишите отчет по указанному ниже плану:
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;
- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде таблицы
№ | Наименование опыта | Схема проведения опыта (описание действий) | Наблюдения | Объяснение наблюдений | Химические уравнения реакций |
предельные одноатомные спирты | |||||
многоатомные спирты | |||||
- сформулируйте и запишите вывод о свойствах спиртов и карбоновых кислот
*(при наличии технической возможности) компьютер, OMS модуль
Лабораторная работа №6
«Химические свойства уксусной кислоты»
Цель: на примере уксусной кислоты изучить свойства карбоновых кислот.
Оборудование: пробирки, газоотводная трубка, спички, шпатель, штатив, штатив для пробирок*
Реактивы: уксусная кислота, дистиллированная вода, лакмус, гранулы цинка, оксид кальция, гидроксид меди, мрамор, гидроксид кальция.
Методические рекомендации.
1. Свойства предельных карбоновых кислот.
В пять пробирок налейте уксусной кислоты.
В 1 прилейте небольшое количество дистиллированной воды и несколько капель лакмуса. Во 2 поместите гранулу цинка. Выделяющийся газ соберите в пустую пробирку, и проверьте его на горючесть.
В 3 поместите один шпатель оксида кальция.
В 4 поместите один шпатель гидроксида меди.
В 5 поместите кусочек мрамора. Выделяющийся газ пропустите через раствор гидроксида кальция.
Зафиксируйте наблюдения в каждой из пяти пробирок, напишите уравнения химических реакций и объясните наблюдаемые изменения.
2. Напишите отчет по указанному ниже плану:
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;
- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде таблицы (на двойном развороте страницы)
№ | Наименование опыта | Схема проведения опыта (описание действий) | Наблюдения | Объяснение наблюдений | Химические уравнения реакций |
- сформулируйте и запишите вывод о свойствах спиртов и карбоновых кислот
*(при наличии технической возможности) компьютер, OMS модуль
Лабораторная работа №7
«Обратимая и необратимая денатурация белков»
Цель: изучить свойства белков
Оборудование: пробирки, пипетка, пробиркодержатель, спиртовка, спички*
Реактивы: раствор куриного белка, птичье перо, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), концентрированная азотная кислота, раствор аммиака, раствор нитрата свинца, раствор ацетата свинца.
Методические рекомендации.
1. Цветные «реакции белков»
- Налейте в пробирку раствор куриного белка. Добавьте 5-6 капель гидроксида натрия и взболтайте содержимое пробирки. Прибавьте 5-6 капель раствора сульфата меди (II).
Зафиксируйте наблюдения.
- В другую пробирку налейте раствор куриного белка и добавьте 5-6 капель концентрированной азотной кислоты. Затем добавьте раствор аммиака и слегка нагрейте смесь. Зафиксируйте наблюдения.
2. Денатурация белка
- Подожгите птичье перо. определите запах. Сделайте вывод о распознавании белковых веществ.
- Налейте в 4 пробирки раствор белка куриного яйца.
Раствор в первой пробирке нагрейте до кипения.
Во вторую добавьте по каплям раствор ацетата свинца.
В третью пробирку добавьте раствор нитрата свинца. А затем прилейте избыток щелочи и встряхните.
В четвертую прилейте в 2 раза больший объем органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешайте. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.
Зафиксируйте наблюдения и объясните.
3. Напишите отчет:
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;
- составьте схему каждого проведенного опыта, подпишите свои наблюдения на каждом этапе и объяснения происходящих явлений.
- сформулируйте и запишите вывод
*(при наличии технической возможности) компьютер, OMS модуль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Лабораторная работа по химии.
Разработка лабораторной работы по теме: Свойства корбоновых кислот на примере уксусной кислоты.в разработку включены цель и задачи лабораторной работы и практический материал для проведения лабораторн...
лабораторные работы по биологии (соц-эк профиль)
примерные лабораторные работы по биологии в рамках дисциплины естествознания для специальностей социально - экономического профиля...
лабораторные работы по химии (тех. профиль)
примерное содержание лабораторных работ по химии для специальностей технического профиля...
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль
Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...
Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для специальности 260807 Технология продукции общественного питания.Пособие представляет собой руководство для студентов и препода...
лабораторные работы по химии для естественнонаучного профиля
лабораторные работы по химии для естественнонаучного профиля...
Методические рекомендации для лабораторных работ по химии.
Методические рекомендации для лабораторных работ по химии содержат вопросы и задяния для проведения химического эксперимента....