лабораторные работы по химии (соц-эк профиль)
учебно-методический материал по теме

Титова Анна Вячеславовна

примерное содержание лабораторных работ по химии для специальностей социально - экономического профиля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №1

«Зависимость скорости химической реакции от различных факторов»

Цель: выявить зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

Оборудование: пробирки, стаканы, шпатель, электроплитки, колбы, мерный цилиндр, штатив, газоотводные трубки, весы, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка*

Реактивы: гранулы цинка, магния железа, кусочки мрамора, соляная и уксусная кислота; цинковая пыль; пероксид водорода, оксид марганца (II).

Методические указания:

1. Зависимость скорости химической реакции от природы веществ.

 - Налейте в три пробирки раствор соляной кислоты. В первую пробирку положите гранулу магния, во вторую – гранулу цинка, в третью – гранулу железа. Зафиксируйте наблюдения, определите какая реакция идет с большей скоростью и почему.

 - Возьмите 2 пробирки: в 1 – налейте соляной кислоты, во 2 – уксусной кислоты. В каждую пробирку положите по одинаковому кусочку мрамора. Зафиксируйте наблюдения, определите какая реакция идет с большей скоростью и почему.

2. Зависимость скорости химической реакции температуры.

В два химических стакана налейте одинаковое количество соляной кислоты и накройте их стеклянной пластинкой. Поставьте оба стакана на электроплитку: для первого стакана установите температуру - 20˚С, для второго - 40˚С.  На каждую стеклянную пластинку положите по грануле цинка. Приведите приборы в действие, одновременным сбрасыванием гранул цинка с пластинок. Зафиксируйте наблюдений и объясните.

3. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагентов.

Соберите две одинаковых установки:

В колбы налейте по 50 мл соляной кислоты одинаковой концентрации, установите их горизонтально на штативе, шпателем в первую колбу (в ее горлышко) поместите порошок цинка, во вторую – гранулу цинка. Закройте колбы газоотводными т рубками. Одновременно приведите приборы в действие повернув их в вертикальную плоскость на 90 градусов против часовой стрелки. Зафиксируйте наблюдения и объясните.

4. Зависимость скорости химической реакции от катализатора.

В два химических стакана налейте одинаковое количество 3% пероксида водорода. Взвесьте один шпатель катализатора – оксида марганца (II). В первый стакан добавьте взвешенный катализатор. Что наблюдаете, оцените скорость разложения пероксида водорода с катализатором и без него.

5. Напишите отчет:

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде таблицы

Наименование опыта

Схема проведения опыта

Наблюдения

Объяснение наблюдений

Химическое уравнение реакции

 - сформулируйте и запишите вывод о влияние каждого фактора на скорость химической реакции

*(при наличии технической возможности) компьютер, OMS модуль

Лабораторная работа №2

«Реакции обмена в водных растворах электролитов»

Цель: изучить реакцию обмена в водных растворах электролитов как свойство растворов электролитов

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: соляная кислота, серная кислота, азотная кислота, гидроксил натрия, угольная кислота, уксусная кислота, нитрат серебра, гидроксид бария

Методические указания:

1. Теория. Реакции ионного обмена – реакции, протекающие между ионами. Реакции ионного обмена в водных растворах могут быть:

а) необратимыми (протекать до конца)  -  это реакции обмена между сильными электролитами(соляная кислота, азотная кислота, серная кислота, гидроксиды натрия, калия, бария, кальция и др.) В результате данных реакций образуются осадки, газы или малодиссоциирующие вещества(слабые электролиты).

б) обратимыми (идущими в двух противоположных направлениях одновременно). В таких реакциях равновесие всегда смещается в сторону наименее растворимых или диссоциированных веществ.

2.Эксперимент. 

- В пробирку 1 прилейте раствор нитрата серебра и соляной кислоты.

- В пробирку 2 прилейте раствор гидроксида бария и азотной кислоты.

- В пробирку 3 прилейте серной кислоты и раствор карбоната натрия.

- В пробирку 4 прилейте уксусной кислоты и раствор щелочи.

Зафиксируйте наблюдения.

3. Напишите отчет.

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- Напишите проведенные реакции в молекулярном и ионном виде, отметьте для каждой свой наблюдения и объясните их;

- Сформулируйте и напишите вывод.

Лабораторная работа №3

«Определение рН раствора солей»

Цель: изучить на практике гидролиз солей, научиться определять рН раствора солей

Оборудование: пробирки, шпатель

Реактивы: индикатор универсальный,  нитрат натрия, ацетат натрия, карбонат натрия, нитрат алюминия, дистиллированная вода;

Методические указания:

1. Эксперимент:

-Налить в 4 чистые пробирки по 1/4 их объема дистиллированной воды и с помощью бумажек, пропитанных универсальным индикатором, проверить рН воды.

- В каждую из пробирок с водой всыпать по 1/2 шпателя кристаллов следующих солей: в 1 – нитрата натрия, во 2 – ацетата натрия, в 3 – карбоната натрия и в 4 – нитрата алюминия. - Раствор соли в каждой пробирке перемешать стеклянной палочкой и измерить его рН с помощью бумажки с универсальным индикатором (стеклянную палочку после каждого употребления промывать водопроводной и дистиллированной водой).

2.Полученные результаты занести в таблицу и ответьте на вопросы. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза испытанных солей, определите тип гидролиза (по катиону, по аниону или по катиону и аниону одновременно) и запишите его в таблицу. Какая из испытанных солей не подвергается гидролизу и почему?

№ п/п

формула соли

рН раствора

реакция среды

тип гидролиза

3. Напишите отчет:

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде отчетной таблицы и ответов на вопросы указанных после проведения эксперимента.

- сформулируйте и запишите вывод

Лабораторная работа №4

«Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей»

Цель: доказать, что хлор обладает большими неметаллическими свойствами по сравнению с йодом и бромом и выявить причину данного явления

Оборудование: пробирки

Реактивы: растворы нитрата серебра, хлорида калия, йодида калия, бромида калия, соляная кислота

Методические указания:

1. Теория. Напишите электронные формулы хлора, брома и йода, выявите сходства и различия между ними. Сделайте предположение о возможных свойствах солей этих элементов, ответ обоснуйте.

2. Эксперимент.

- Возьмите 3 пробирки в каждую из них прилейте нитрат серебра.

- В 1 прилейте раствор йодида калия, во 2  - раствор бромида калия, в третью раствор хлорида калия. Зафиксируйте наблюдения, запишите реакции.

 - Затем в каждую пробирку прилейте одинаковое количество раствора соляной кислоты. Зафиксируйте наблюдения, запишите реакции и объясните наблюдения. 

3. Напишите отчет:

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде отчетной таблицы

пробирка №1

пробирка №2

пробирка №3

исходный раствор

раствор AgNO3

раствор AgNO3

раствор AgNO3

1 добавление

раствор КI

раствор КBr

раствор КCl

наблюдения  реакция

2 добавление

раствор HCl

раствор HCl

раствор HCl

наблюдения  реакция

объяснения

- сформулируйте и запишите вывод

Лабораторная работа №5

«Химические свойства спиртов»

Цель: на примере этанола изучить свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов,

Оборудование: пробирки, металлические щипцы, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка, газоотводная трубка, спички, шпатель, штатив, штатив для пробирок*

Реактивы: этанол, металлический натрий; сульфат меди(II), гидроксид натрия, глицерин

Методические рекомендации.

1. Свойства предельных одноатомных спиртов.

- В две пробирки налейте этилового спирта.

В 1  добавьте дистиллированной воды и несколько капель лакмуса. Зафиксируйте наблюдения и объясните.

 - Во вторую пробирку металлическими щипцами поместите кусочек натрия, предварительно промокнув его в фильтровальной бумаге. Зафиксируйте наблюдения и объясните.

- Выделяющийся газ соберите в пустую пробирку. Не переворачивая пробирку, поднесите к ней зажженную спичку. Зафиксируйте наблюдения и объясните.

- В фарфоровую чашку налейте небольшое количество этилового спирта. С помощью лучинки подожгите спирт в чашке. Зафиксируйте наблюдения и объясните.

2. Качественная реакция на многоатомные спирты.

В пробирку налейте раствор сульфата меди (II) и раствор гидроксида натрия. Зафиксируйте наблюдения и объясните. 

Затем прилейте небольшое количество глицерина. Зафиксируйте наблюдения и объясните.

3. Напишите отчет по указанному ниже плану:

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде таблицы

Наименование опыта

Схема проведения опыта (описание действий)

Наблюдения

Объяснение наблюдений

Химические уравнения реакций

предельные одноатомные спирты

многоатомные спирты

- сформулируйте и запишите вывод о свойствах спиртов и карбоновых кислот

*(при наличии технической возможности) компьютер, OMS модуль

Лабораторная работа №6

«Химические свойства уксусной кислоты»

Цель: на примере уксусной кислоты изучить свойства карбоновых кислот.

Оборудование: пробирки, газоотводная трубка, спички, шпатель, штатив, штатив для пробирок*

Реактивы: уксусная кислота, дистиллированная вода, лакмус, гранулы цинка, оксид кальция, гидроксид меди, мрамор, гидроксид кальция.

Методические рекомендации.

1. Свойства предельных карбоновых кислот.

В пять пробирок налейте уксусной кислоты.

 В 1 прилейте небольшое количество дистиллированной воды и несколько капель лакмуса. Во 2 поместите гранулу цинка. Выделяющийся газ соберите в пустую пробирку, и проверьте его на горючесть.

В 3 поместите один шпатель оксида кальция.

В 4 поместите один шпатель гидроксида меди.

В 5 поместите кусочек мрамора. Выделяющийся газ пропустите через раствор гидроксида кальция.

Зафиксируйте наблюдения в каждой из пяти пробирок, напишите уравнения химических реакций и объясните наблюдаемые изменения.

2. Напишите отчет по указанному ниже плану:

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде таблицы (на двойном развороте страницы)

Наименование опыта

Схема проведения опыта (описание действий)

Наблюдения

Объяснение наблюдений

Химические уравнения реакций

- сформулируйте и запишите вывод о свойствах спиртов и карбоновых кислот

*(при наличии технической возможности) компьютер, OMS модуль

Лабораторная работа №7

«Обратимая и необратимая денатурация белков»

Цель: изучить свойства белков

Оборудование: пробирки, пипетка, пробиркодержатель, спиртовка, спички*

Реактивы: раствор куриного белка, птичье перо, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), концентрированная азотная кислота, раствор аммиака, раствор нитрата свинца, раствор ацетата свинца.

Методические рекомендации.

1. Цветные «реакции белков»

- Налейте в пробирку раствор куриного белка. Добавьте 5-6 капель гидроксида натрия и взболтайте содержимое пробирки. Прибавьте 5-6 капель раствора сульфата меди (II).

Зафиксируйте наблюдения.

- В другую пробирку налейте раствор куриного белка и добавьте 5-6 капель концентрированной азотной кислоты. Затем добавьте раствор аммиака и слегка нагрейте смесь. Зафиксируйте наблюдения.

2. Денатурация белка

- Подожгите птичье перо. определите запах. Сделайте вывод о распознавании белковых веществ.

- Налейте в 4 пробирки раствор белка куриного яйца.

Раствор в первой пробирке нагрейте до кипения.

Во вторую добавьте по каплям раствор ацетата свинца.

В третью пробирку добавьте раствор нитрата свинца. А затем прилейте избыток щелочи и встряхните.

В четвертую прилейте в 2 раза больший объем органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешайте. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.

 Зафиксируйте наблюдения и объясните.

3. Напишите отчет:

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- составьте схему каждого проведенного опыта, подпишите свои наблюдения на каждом этапе и объяснения происходящих явлений.

- сформулируйте и запишите вывод

*(при наличии технической возможности) компьютер, OMS модуль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Лабораторная работа по химии.

Разработка лабораторной работы по теме: Свойства корбоновых кислот на примере уксусной кислоты.в разработку включены цель и задачи лабораторной работы и практический материал для проведения лабораторн...

лабораторные работы по биологии (соц-эк профиль)

примерные лабораторные работы по биологии в рамках дисциплины естествознания для специальностей социально - экономического профиля...

лабораторные работы по химии (тех. профиль)

примерное содержание лабораторных работ по химии для специальностей технического профиля...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль

Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания.Пособие представляет собой руководство для студентов и препода...

лабораторные работы по химии для естественнонаучного профиля

лабораторные работы по химии для естественнонаучного профиля...

Методические рекомендации для лабораторных работ по химии.

Методические рекомендации для лабораторных работ по химии содержат вопросы и задяния для проведения химического эксперимента....