лабораторные работы по биологии (соц-эк профиль)
учебно-методический материал по теме
примерные лабораторные работы по биологии в рамках дисциплины естествознания для специальностей социально - экономического профиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лабораторные работы по биологии (соц-эк профиль) | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1
«Строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом»
Цель: рассмотреть клетки различных организмов, сравнить строение растительной, бактериальной и животной клетки, выявить сходства и различия.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной, животной, бактериальной клеток, таблицы о строении растительной и животной клетки
Методические указания:
- Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных, бактериальной и животных клеток.
- Зарисуйте по одной растительной, бактериальной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
- Сравните строение растительной, бактериальной и животной клеток. Результат зафиксируйте в таблице.
Сравнительный критерий | Бактериальная клетка | Растительная клетка | Животная клетка |
- Ответьте на вопросы:
- О чем свидетельствует сходство клеток растений, бактерий и животных?
- О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
- Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Напишите отчет:
-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование
- выполните задания методических указаний
- ответьте на вопросы
- сформулируйте и запишите вывод
Лабораторная работа №2
«Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений»
Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует; обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;
Оборудование и реактивы: 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, лист элодеи (другого растения), кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса, микроскопы, пробирки.
Методические указания:
Теория. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:
2 Н2О2 = 2 Н2О + О2
Эксперимент:
- на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.
- - поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.
- прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.
- опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
- - на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.
- нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез.
- объясните явление.
Ответьте на вопросы:
- Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?
- Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?
Напишите отчет:
-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование и реактивы
- схематически зафиксируйте эксперимент, подпишите наблюдения к нему и объяснения наблюдений
- в качестве вывода ответьте на вопросы
Лабораторная работа №3
«Изучение изменчивости: построение вариационной кривой»
Цель: познакомиться со статистически закономерностями модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Оборудование: линейка или сантиметр.
Методические указания:
1. Измерьте рост каждого обучающегося в группе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост - 166 см.
2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150-155 см, 156-161 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:
Рост, в см | 150-154 | 155-159 | 160-164 | 165-169 | 170-174 | 175-179 | 180-184 | 185-189 |
Количество учащихся |
3. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.
Количество учащихся
Рост, в см
4. Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.
5. Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.
Ответьте на вопросы:
Какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой - наиболее редко?
Какие отклонения встречаются в росте учеников?
Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе?
Каковы причины отклонений в росте?
Напишите отчет:
-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование
- составьте таблицу, а на ее основе вариационную кривую
- ответьте на вопросы
- сформулируйте и запишите вывод
Лабораторная работа №4
«Изучение способов адаптации организмов к среде обитания»
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Ход работы
1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность
Название вида | Среда обитания | Черты приспособленности к среде обитания | В чём выражается относительность приспособленности |
2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лабораторные работы по биологии в СПО
Карточки инструкции и описание заданий....
лабораторные работы по биологии (тех профиль)
примерные лабораторные работы по биологии для специальностей технического профиля...
лабораторные работы по химии (соц-эк профиль)
примерное содержание лабораторных работ по химии для специальностей социально - экономического профиля...
лабораторные работы по химии для естественнонаучного профиля
лабораторные работы по химии для естественнонаучного профиля...
Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению
Комплект карт-инструкций для проведения практических и лабораторных работ...
Практические и лабораторные работы по биологии
Практические и лабораторые работы по биологии для 1 курса СПО...
Лабораторные работы по биологии 5-9 классы.
Представлены разработки лабораторных работ по биологии 5-9 классы....