Методические рекомендации для лабораторных работ по химии.
учебно-методический материал на тему
Методические рекомендации для лабораторных работ по химии содержат вопросы и задяния для проведения химического эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_novye1.doc | 469.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Сестринское дело»
ПРЕДМЕТ: химия
Методические рекомендации для лабораторных работ
Раздел
Общая и неорганическая химия
Преподаватель:
Карапетян А.С.
Калуга 2012
Лабораторная работа №1
Тема: Реакции обмена между растворами электролитов.
Цель работы: изучение реакций, происходящих между растворами электролитов.
Приборы и реактивы: микролаборатория
Опорные знания
Вещества
Электролиты Неэлектролиты
в 1
Вещества, водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Химическая связь: ионная, ковалентная сильнополярная Некоторые минеральные кислоты (HCl, HNO3, H2SO4) щелочи (KOH, NaOH, Ba(OH)2) соли (NaCl, Al(NO3)3, CuSO4) | Вещества, водные растворы и расплавы которых не проводят электрический ток Химическая связь: ковалентная неполярная Большинство органических веществ (сахар, бензин, керосин, ацетон, фенол) |
1887 г. шведский химик С.Аррениус (1859-1927)
предложил Теорию электролитической диссоциации. Ее основные положения.
- Электролиты при их растворении в воде или в расплавленном состоянии распадаются (диссоциируют) на ионы. Ион – это атом или группа атомов, имеющие положительный (катион) или отрицательный (анион) заряд
HCl = H+ + Cl-,
KOH = K+ + OH-,
Na2SO4 = 2Na+ + SO4 2-
- Ионы отличаются от атомов по строению и по свойствам
- Общий заряд всех положительно заряженных ионов равен общему отрицательному заряду ионов
- Ионы в растворе находятся не в свободном, а в сольватированном состоянии
- Ионы находятся в постоянном хаотическом движении, а при пропускании постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита катионы движутся к катоду, а анионы к аноду
- Процесс электролитической диссоциации процесс обратимый
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
- КИСЛОТ
HCl ⇔ Н+ +Сl-, НС1+Н2О ⇔[НзО]+ + Сl-
диссоциация с учетом воды
[НзО]+ - ион гидроксония, образуется по реакции: Н2О + Н+ ⇔ [НзО]+.
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато:
H2S04 ⇔H+ + HS04- - 1-я ступень,
HS04-⇔ Н+ + SО42- - 2-я ступень,
H2S04 ⇔ 2H+ + SO4- - полная диссоциация.
Ступенчатой диссоциацией многоосновных кислот можно объяснить образование кислых солей (KHS04, Мg(Н2РО4)2
Однако условно принято, что растворимые кислоты в водных растворах диссоциируют на ионы Н+ и ионы кислотных остатков.
Общие характерные свойства кислот определяются именно присутствием ионов водорода (изменение окраски индикатора, реакция нейтрализации и др.), и по этой причине кислоте можно дать следующее определение:
Кислота - это электролит, который в водных растворах диссоциируют с образованием катионов водорода (Н+) и анионов кислотных остатков.
- ОСНОВАНИЙ
Растворимые основания (щёлочи) в водных растворах диссоциируют на отрицательно заряженные гидроксид-ионы и положительные ионы металлов:
КОН ⇔ К+ + ОН - однокислотное основания
Многокислотные основания диссоциируют ступенчато:
Ва(ОН)2 ⇔ [ВаОН]+ + ОН- - l-я ступень,
[ВаОН]+ ⇔ Ва2+ + ОН- - 2-я ступень,
Ва(ОН)2 ⇔ Ва2+ + 20Н- - полная диссоциация.
Ступенчатой диссоциацией оснований многозарядных металлов объясняется их способность образовывать основные соли (FeOHCl, Аl(ОН)2NО3 и др.).
Общие характерные свойства оснований определяются присутствием в растворах гидроксид-ионов (изменение окраски индикаторов, реакция нейтрализации, взаимодействие с растворимыми солями), и по этой причине основанию, как и кислоте, можно дать определение, исходя из характера электролитической диссоциации.
Основание - это электролит, который в водных растворах диссоциируют с образованием только одного вида анионов - гидроксид-ионов (ОН-).
Амфотерные основания (Zn(OH)2, Аl(ОН)з, Сг(ОН)з, РЬ(ОН)2 и др.) диссоциируют в водном растворе как по типу кислот, так и по типу оснований. Они реагируют и с кислотами, и с основаниями:
- СОЛЕЙ
Диссоциация средних солей
Средние соли - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металлов (а также анион аммония NH+ и анионы кислотных остатков.
BaC12 ⇔ Ва2+ + 2Cl-
Диссоциация кислых солей
Кислые соли - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металлов и водорода и анионы кислотных остатков.
КНSO4 ⇔ К+ + НSO4 -
Диссоциация основных солей
Основные соли - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы основных остатков и анионы кислотных остатков.
СuОНСl ⇔ СuОН+ + Cl-
Возможна и вторая ступень диссоциации:
СuОН+ ⇔Сu2+ + ОН
Диссоциация молекул на ионы у слабых электролитов является неполной. Поэтому следует ввести понятие "степень диссоциации" и определять его, как долю молекул, распавшихся на ионы.
Высокую скорость многих химических реакций в растворах электролитов можно объяснить тем, что они протекают не между молекулами, а между ионами. Для выявления сущности таких реакций их удобнее записывать не в молекулярном, а в ионно-молекулярном виде. Такие уравнения называют еще ионными.
В ионно-молекулярных уравнениях в виде ионов записываются сильные электролиты, а в виде молекул - малорастворимые соединения, газы и слабые электролиты.
Правила составления uoнного уравнения реакции
1. Записать уравнение реакции в молекулярном виде
BaCl2 + Na2S04 = ВаSО4↓ + 2NaCl
2. По таблице растворимости можно определить растворимость многих веществ
BaCl2 + Na2S04 = ВаSО4↓ + 2NaCl
р р н р
3. Записать уравнения диссоциации исходных веществ и продуктов реакции
BaCl2 = Ва2+ + 2Cl
Na2S04 = 2Na+ + SO2-
2NaCl = 2Na+ + 2Cl
4. Составить полное ионное уравнение реакции
Ва2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO2- = ВаSО4↓ + 2Na+ + 2Cl-
5. Найти одинаковые ионы в левой и правой частях, сократить их и записать сокращенное ионное уравнение реакции
Ва2+ + 2Cl- +2Na+ + SO2- = ВаSО4↓ + 2Na+ + 2Cl-
Ва2+ + S042- = ВаSО4↓
Большая практическая ценность ионных уравнений реакций состоит в использовании качественных реакций на различные ионы. Например, при помощи ионов серебра Ag+ можно обнаружить присутствие в растворе ионов галогенов (Cl-, Br-, I-), а при помощи ионов Ва2+ можно обнаружить ионы S04
Условия протекания ионных уравнений до конца
Реакции в водных растворах электролитов идут между ионами, образующимися в результате диссоциации электролитов, и поэтому они называются реакциями ионного обмеuа.
Реакции ионного обмена идут до конца только в следующих трёх случаях.
1. Если образуется осадок ↓:
СuS04 + 2NaOH →Сu(ОН)2↓ + Na2SO4
р р н р
Сu2+ + 20Н- →Сu(ОН)2↓
2. Если выделяется газ ↑:
Na2S + 2HCl → 2NaCl + H2S↑
р р р
S2- + 2Н+→ H2S↑
3. Если образуется слабый электролит (малодиссоциирующее вещество):
СНзСООNа + HCl → СНзСООН + NaCl
р р слабый электролит р
СНзСОО- + Н+ → СНзСООН
Вода – очень слабый электролит
При отсутствии ионов, которые образуют осадок, газ или слабый электролит, реакция является обратимой (точнее, нет реакции, идущей до конца):
КNОз + NaCl ↔ KCl + NаNОз
р р р р
К+ + NО3-+ Na+ + Cl- ↔К+ + Cl- + Na+ + NО3-
Техника безопасности при работе в лаборатории химии.
- Приступать к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
- Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и с использованием таких приборов, как это указано в данном пособии.
- Проводить опыты в чистой посуде.
- Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
- Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в направлении находящихся рядом товарищей.
- Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
- Не пробовать реактивы на вкус, так как большинство из них в той или иной мере ядовиты.
- При работе с газоотводной трубкой убирать горелку (спиртовку) из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенной в жидкость, удалён из неё. Если убрать горелку (спиртовку) преждевременно, то жидкость насосется в реакционную пробирку и может произойти её разбрызгивание.
- В лаборатории должны быть огнетушитель, ящик с песком, асбестовое одеяло.
- Если воспламенятся спирт, бензин, эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.
- Спиртовку нельзя зажигать, наклоняя её к другой горящей спиртовке; гасить спиртовку следует, накрыв её сверху колпачком.
- При пользовании реактивами нужно держать пробирку или склянку этикеткой к себе и никогда не выливать избыток взятого реактива обратно в пробирку или склянку, чтобы не загрязнить весь реактив.
- Твёрдые вещества следует брать ложечкой или шпателем.
- В случае ожога лица, глаз, рук кислотой или щёлочью необходимо, прежде всего, промыть их холодной водой, а за тем 2%-ным раствором соды (при ожоге кислотами) или 1%-ным раствором уксусной кислоты (при ожоге щёлочью). Если это необходимо, то пострадавшего после оказания ему первой помощи следует доставить в медпункт или в поликлинику.
Прежде чем приступить к выполнению опыта, следует внимательно прочитать его описание, и если есть непонятные вопросы, выяснить их у преподавателя.
Записи в лабораторной тетради ведут в следующем порядке:
Что делали. | Что наблюдали | Уравнения реакций | Выводы |
После выполнения лабораторной работы студент обязан, навести порядок на лабораторном столе, вымыть пробирки, поставить всё на место, тщательно вымыть руки.
В лаборатории нельзя работать без халата и с распущенными волосами.
опыт № 1
Проделайте опыты и составьте молекулярные уравнения, соответствующие следующим ионным уравнениям:
- Ва2+ + S042- → BaSO4↓
- Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2↓;
- Са2+ + СО32- → СаСО3↓
- Cu2+ + OH2- → Cu(OH)2↓
опыт № 2
Проделайте опыты и составьте молекулярные уравнения, соответствующие следующим ионным уравнениям:
- H+ + OH- →H2O
- ZnO + H+ → Zn2+ + H2O
- CaCO3 + H+ → Ca2+ + CO2↑ + H2O
- Ag+ + Cl- → AgCl↓
- Fe3+ + OH- →Fe(OH)3 ↓
Опыт №3
Проделайте качественные реакции для ионов Br- ,I- ,Cl-, PO43-,NH4+
Результаты оформите в таблице. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Вопросы для самопроверки.
- Основные положения ТДС
- Электролиты и неэлектролиты
- Катионы и анионы
- Степень электролитической диссоциации
- Диссоциация оснований
- Диссоциация кислот
- Диссоциация солей
- Ионные реакции. Определение.
- Условия протекания ионных реакций до конца.
Ключевые понятия
- Средние соли - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металлов (а также анион аммония NH+ и анионы кислотных остатков.
- Кислые соли - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металлов и водорода и анионы кислотных остатков.
- Основные соли - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы основных остатков и анионы кислотных остатков.
- Основание - это электролит, который в водных растворах диссоциируют с образованием только одного вида анионов - гидроксид-ионов (ОН-).
- Кислота - это электролит, который в водных растворах диссоциируют с образованием катионов водорода (Н+) и анионов кислотных остатков.
- Электролиты - вещества, водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток.
- Неэлектролиты - вещества, водные растворы и расплавы которых не проводят электрический ток
- Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении.
Лабораторная работа №2
ТЕМА: "Металлы и их свойства"
Цель работы: изучение свойств металлов.
Приборы и реактивы: микролаборатория
Опорные знания
Металлы
Металлы - химические элементы, которые имеют на внешнем уровне мало электронов (1,2,3), легко их отдают и превращаются в положительно заряженные ионы (катионы). Большинство химических элементов периодической системы - металлы. Различают металлы главных подгрупп, у которых заполняются внешние S- и р-подуровни, и металлы побочных подгрупп, у которых заполняются внутренние d- и f-подуровни.
Металлы по их активности можно расположить в ряд напряжений металлов.
В ряд напряжений вместе с металлами включён и водород. Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, способны вытеснять его из кислот, а металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода, не вытесняют его из кислот. Каждый предыдущий металл ряда напряжений вытесняет все последующие металлы из их солей.
Ряд активности металлов:
К Na Ca Mg Al Zn Cr Fe Pb Н2 Сu Нg Аg Аu
Металлы побочных подгрупп
Элементы побочных подгрупп являются металлами. У них заполняется предвнешний – d –подуровень (после внешнего s – подуровня: …4s23d, …5s24d, …6s25d ). Их соединения могут проявлять кислотные, основные и амфотерные свойства в зависимости от степени окисления (+1 и +2 – основные свойства, +2, +3, +4 – амфотерные, +4, +5, +6, +7, +8 – кислотные).
Прежде чем приступить к выполнению опыта, следует внимательно прочитать его описание, и если есть непонятные вопросы, выяснить их у преподавателя.
Записи в лабораторной тетради ведут в следующем порядке:
Что делали. | Что наблюдали | Уравнения реакций | Выводы |
После выполнения лабораторной работы студент обязан, навести порядок на лабораторном столе, вымыть пробирки, поставить всё на место, тщательно вымыть руки.
В лаборатории нельзя работать без халата и с распущенными волосами.
ОПЫТ №1
Взаимодействие металлов с кислотами
Поместите в пробирку 6 -7 капель соляной кислоты и опустите кусочек цинка. Какие изменения происходят? Запишите результаты наблюдений, уравнения реакций. Сделайте выводы. Кусочек цинка промойте водой и оставьте для следующего опыта.
ОПЫТ №2
Взаимодействие металлов с кислотами
1. Поместите в две пробирки по 5 - 6 капель раствора сульфата меди(II). В одну пробирку опустите кусочек цинка, а в другую - железный гвоздик (зачистите его наждачной бумагой). Какие изменения происходят на поверхности металлов? Запишите результаты наблюдений, уравнения реакций. Сделайте выводы.
ОПЫТ №3
Получение гидроксида алюминия и испытание его амфотерных свойств.
Поместите в две ячейки прибора для микроопытов по 2-3 капли хлорида (или сульфата) алюминия и прибавьте 2 капли гидроксида натрия до образования белого аморфного осадка. В одну из ячеек прилейте несколько капель гидроксида натрия, а в другую - соляной кислоты до растворения осадка. Запишите результаты наблюдений. Напишите в молекулярной и ионной формах уравнения реакций:
Что делали. | Что наблюдали | Уравнения реакций | Выводы |
а) образования гидроксида алюминия при взаимодействии щёлочи и хлорида (сульфата) алюминия; б) взаимодействия соляной кислоты с гидроксидом алюминия; в) взаимодействия щёлочи с гидроксидом алюминия с образованием соли состава Na[AL(OH)4] - тетрагидроксоалюмината натрия. |
Свойства соединений железа
Железо - металл, находится в VIII побочной группе IV периода, относится к d-элементам. Электронная формула 1S22S22P63S23P64S23d6.
Железо проявляет различные степени окисления:+2; +3; +6. С увеличением степени окисления d-элементов усиливаются их неметалические свойства; так, соединения железа (II) проявляют основные свойства, соединения Fe (III) -амфотерные свойства. Под действием окислителей железо (II) переходит в железо (III).
ОПЫТ №4
Получение гидроксида железа (II) и превращение его в гидроксид железа(Ш).
Поместите в две ячейки прибора для микроопытов по 2-3 капли раствора хлорида (сульфата) железа (II) добавьте несколько капель раствора гидроксида натрия до образования белого осадка, переходящего в зелёный. Одну из ячеек оставьте для следующего опыта, другую помешивайте стеклянной палочкой до образования бурого осадка. Напишите уравнения в молекулярной и ионной формах:
Сделайте выводы.
Что делали. | Что наблюдали | Уравнения реакций | Выводы |
а)взаимодействия хлорида (сульфата) железа (II) с гидроксидом натрия; б)окисления влажного гидроксида железа (II) на воздухе в гидроксид железа (III). |
ОПЫТ №5
Изучение основных свойств гидроксида железа (II)
К полученному в предыдущем опыте гидроксиду железа (II) прилейте несколько капель соляной кислоты до растворения осадка. Запишите результаты наблюдений.
Напишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида железа (II) с соляной кислотой в молекулярной и ионной формах.
Сделайте выводы.
ОПЫТ № 6
Получение гидроксида железа (III) и испытание его амфотерных свойств.
Поместите в две ячейки прибора для микроопытов по 2-3 капли раствора хлорида железа (III)
прилейте 1 - 2 капли раствора гидроксида натрия. Наблюдайте образование бурого осадка. Запишите результаты наблюдений. В одну ячейку добавьте щёлочи, а в другую соляной или серной кислоты до растворения осадка. Запишите результаты наблюдений. Напишите в молекулярной и ионной формах уравнения реакций:
Что делали. | Что наблюдали | Уравнения реакций | Выводы |
а)образования гидроксида железа (III) действием щёлочи на хлорид железа(III); б)взаимодействия соляной или серной кислот с гидроксидом железа (III); в)взаимодействия щёлочи с гидроксидом железа (III) с образованием соли состава Na [Fe(OH)4]. Сделайте выводы. |
Вопросы для самопроверки.
- Понятие о металлах
- Физические свойства металлов
- Химические свойства металлов
- Ряд активности металлов
- Особенности строения и свойств металлов побочных подгрупп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к лабораторной работе "Наблюдение интерференции и дифракции света"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к открытому уроку «Наблюдение интерференции и дифракции света» (лабораторная работа) для специальностей СПО 140118 и 190631. ...
Методические рекомендации к лабораторным работам для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания
Основная цель настоящего пособия – облегчить студентам самостоятельную подготовку к лабораторным работам по физической и коллоидной х...
Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для специальности 260807 Технология продукции общественного питания.Пособие представляет собой руководство для студентов и препода...
Методические рекомендации к лабораторным работам по естествознанию (раздел Физика)
Методические рекомендации к лабораторным работам по естествознанию для специальностей: 101101 «Гостиничный сервис», 100701 «Коммерция по отраслям», 100401 «Туризм»....
Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для специальности 260807 Технология продукции общественного питания Основная цель данного пособия – формирование практическ...
Методические рекомендации для лабораторных работ по аналоговой схемотехнике
Методические рекомендации разработаны для лабораторных работ по МДК.02.01 "Технология настройки и регулировки радиотехнических устройств и блоков" по дисциплине "Аналоговая схемотехника" по специально...
Методические рекомендации для Лабораторных работ по МДК 05.01
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:иметь практический ...