Игра-конкурс "Тепловые явления"
методическая разработка по теме

Свиридова Ирина Александровна
Тип: обобщение знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_fizike-teplovye_yavleniya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ

ТЕМА: «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

ТИП: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

ВИД: ИГРА- КОНКУРС

Выполнила Свиридова И.А.

Учебно- воспитательные задачи:

  1. обобщить, повторить и укрепить знания по теме: «Тепловые явления»
  2. развить устную речь, внимание
  3. воспитывать интерес к предмету
  4. развить навыки решения экспериментальных задач
  5. развить коммуникативные способности

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Вид урока: урок- конкурс.

Методы:

  1. самостоятельная подготовка опыта и его объяснение, представление команды.
  2. повторение пройденного  материала по учебнику и конспектам.
  3. практическая работа (расшифровка кодограмм, проведение эксперимента, нахождение ошибки в литературных произведениях, творческая работа)

Средства обучения:

  1. справочная литература: учебник по физике Б.Б.Буховцев « Физика 9 класс».
  2. « Хрестоматия по физике 8-10 классы»
  3. В.Н.Блинов « Тесты по физике в школе 10 класс».
  4. В.Н.Елькина « Оригинальные уроки по физике и приемы обучения»
  5. Нестандартные уроки по физике в школе 10-11 классы»
  6. « Я иду на урок физики. Молекулярная физика»/

Опорные знания и умения: основные понятия и законы молекулярно- кинетической теории, умения ставить эксперимент.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Представление команд
  3. Разминка
  4. Конкурс шифровальщиков
  5. Конкурс «Физики- волшебники»
  6. Конкурс «Физики искатели»
  7. Конкурс болельщиков
  8. Конкурс «Физики- лирики»
  9. Конкурс артистический
  10. Конкурс «Кто быстрее разгадает ребус»
  11. Подведение итогов

Ход игры.

  1. Приветствие команд учителем.
  2. Представление команд.

 В него входят: сообщения о названии, девизе, эмблеме, визитной карточки команды, информация о физике.

 При оценке учитываются остроумие, оригинальность, юмор, отражение физического содержания.

  1. Разминка.

 Этот этап состоит из двух частей: состязаний команд и болельщиков. Учитель задает вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки. Максимальное число очков- 5  (см. приложение №1).

Обсуждение заданий болельщиками-1 минута.

 Оценка: 1 балл за верный ответ, максимальное количество очков - по числу данных ответов.

  1. Конкурс шифровальщиков.

 Командами выдается листок с «кодограммой».

 Задание: заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы и прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках. Кодограмма на плакатах (приложение №2). Максимальное число очков за каждую «кодограмму»- 7 баллов.

Время: 2-3 минуты.

  1. Конкурс «Физики- волшебники».

 Конкурс связан с проверкой домашнего задания. Представители команд показывают по 1 опыту- фокусу и просят соперников дать объяснение происходящему.

Время подготовки ответов: 1-2 минуты.

Оценки :

  1. За правильный ответ- 1 очко
  2. Хорошо поставленный опыт- 1 очко
  3. Четко поставленный вопрос- 1 очко.
  1. Конкурс «Физики искатели». (Приложение № 3,4)

Конкурс состоит из 2 заданий.

Задание 1- найти ошибку в литературных отрывках. Время обдумывания ответа- 1 минута.

Оценки: правильный ответ – 2 очка

                  неполный ответ- 1 очко.

Задание 2: найти ошибку в рисунке и назвать газовый процесс.

Время обдумывания ответа- 2 минуты.

Максимальное число очков- 4

За указание на каждую ошибку в рисунке-1

За название процесса- 1.

Указание - на каждом рисунке по 3 ошибки.

  1. По предъявленным портретам назвать фамилии ученых- физиков и область их деятельности. Оценка - за каждую фамилию и каждую область деятельности - по 1 очку.

  1. Конкурс «Физики- лирики».

 Задание: написать стихотворение или краткий рассказ, используя связанные с физикой и астрономией слова (приложение №5). Максимальное число очков- 10.

 В это время болельщики в звучащем музыкальном произведении ищут физические явления и коротко их охарактеризовывают.

Оценка – за находку- 1; - за характеристику- 1.

  1. Конкурс артистический.

Основа – домашнее задание. Нужно разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление.

Например, броуновское движение, электрический ток и т.д.

Оценка- максимум 3 очка.

  1. Конкурс «Кто быстрее отгадает ребус?».

Обеим командам выдается один и тот же ребус. Та, что отгадает его первой, получает 5 очков. (Если остается время).

  1. Отметить победителей по максимальному числу очков.

Приложение №1.

Вопросы для команд:

  1. Что тяжелее: пуд железа или пуха? (Вес одинаков)
  2. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? (Из- за низкого атмосферного давления температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 1000С)
  3. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды и влаги в хлебе становится меньше. Холодная.)
  4. Почему во время снегопада теплеет? ( Так как происходит кристаллизация воды, в процессе которой выделяется теплота)
  5. Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры жидкости? (Испарение)

Болельщики должны:

  1. Назвать как можно больше физических величин
  2. Указать единицы измерения физических величин, названные по фамилиям ученых.

Приложение №2.

Кодограмма №1

  1. Свойство твердого тела восстанавливать форму и объем после прекращения действия силы?
  2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства?
  3. Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества?
  4. Вещество, сжигаемое для получения теплоты?
  5. Знак для обозначения числа?
  6. Действие для проверки правильности теоретических рассуждений?
  7. Изображение знака препинания, выражающего восторг, восклицание?

1

2

3

4

5

6

7


Приложение №2.

Кодограмма №2

  1. Мельчайшая частица вещества?
  2. Газовый процесс, происходящий в электрической лампе накаливания?
  3. Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения?
  4. Прибор для определения точки росы?
  5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое?
  6. Процесс получения жидкости из газа?
  7. Синоним слова «эксперимент»?

1

2

3

4

5

6

7


Ответы на кодограммы:

Кодограмма №1:

  1. упругость
  2. молекула
  3. конвекция
  4. топливо
  5. цифра
  6. опыт
  7. !

Кодограмма №2:

  1. атом
  2. изохорный
  3. капилляр
  4. гигрометр
  5. отвердевание
  6. конденсация
  7. опыт

Приложение №3

Найти ошибку в литературных

отрывках:

  1. «Она жила и по стеклу текла,

       Но вдруг ее морозом оковало,

           И неподвижной льдинкой стала

           И в мире поубавилось тепла»

Ответ: Неверно, что «в мире поубавилось тепла»; должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется.

  1. «…Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули…»

Ответ: После купания ребятам должно стать холоднее, т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела человека.


Приложение №4.

2

m=const

                                                                    p=const

                                                                 

1

m=const

   

Ответы к приложению №4

1:Под поршнем после сжатия газа при постоянной массе остается все тоже число молекул и расположены они более плотно.

Процесс – изотермический

В формуле: давление газа в сосуде обратно пропорционально объему

2: После охлаждения газа в сосуде со свободным поршнем происходит уменьшение объема газа, и поршень опуститься, а не поднимется, как изображено, число молекул останется постоянным.

Процесс- изобарный.

Приложение №5

  1. команда: время, масса, атом, Солнце, движение, процесс.
  2. команда: тепло, молекула, явление, тяжесть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Влияние арготических явлений на современный русский язык

Цель этого проекта заключалась в том, чтобы исследовать, какое влияние оказывают арготические явления на современный русский язык. Учащимися был проведен социологический опрос жителей города Покачи. Р...

Урок-игра по физике "Вторая жизнь тепловых явлений"

Проходил в рамках недели физики, основная цель - закрепление пройденного материала, формирование познавательного интереса....

Задачи на тему колебательных явлений 10класс (Лицей№9 г.Зеленодольск)

Домашняя контрольная работа Задачи на тему колебательных явлений 10класс...

физические явления в произведениях русских поэтов и писателей

В работе собран материал о физических основах физических явлений природы и их упоминании в литературных произведениях...

Урок-Зачёт «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

урок – соревнованиеТип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков обучающихся...

внеаудиторное мероприятие по истории устный журнал на тему: "Коррупция как социальное явление"

Данное мероприятие посвящено рассмотрению материала о коррупции как социальном явлении . Студенты на данном занятии проявили интерес к изученному материалу, так как узнали историю возникновения слова ...