Игра-конкурс "Тепловые явления"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ
ТЕМА: «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
ТИП: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
ВИД: ИГРА- КОНКУРС
Выполнила Свиридова И.А.
Учебно- воспитательные задачи:
- обобщить, повторить и укрепить знания по теме: «Тепловые явления»
- развить устную речь, внимание
- воспитывать интерес к предмету
- развить навыки решения экспериментальных задач
- развить коммуникативные способности
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Вид урока: урок- конкурс.
Методы:
- самостоятельная подготовка опыта и его объяснение, представление команды.
- повторение пройденного материала по учебнику и конспектам.
- практическая работа (расшифровка кодограмм, проведение эксперимента, нахождение ошибки в литературных произведениях, творческая работа)
Средства обучения:
- справочная литература: учебник по физике Б.Б.Буховцев « Физика 9 класс».
- « Хрестоматия по физике 8-10 классы»
- В.Н.Блинов « Тесты по физике в школе 10 класс».
- В.Н.Елькина « Оригинальные уроки по физике и приемы обучения»
- Нестандартные уроки по физике в школе 10-11 классы»
- « Я иду на урок физики. Молекулярная физика»/
Опорные знания и умения: основные понятия и законы молекулярно- кинетической теории, умения ставить эксперимент.
План урока.
- Организационный момент
- Представление команд
- Разминка
- Конкурс шифровальщиков
- Конкурс «Физики- волшебники»
- Конкурс «Физики искатели»
- Конкурс болельщиков
- Конкурс «Физики- лирики»
- Конкурс артистический
- Конкурс «Кто быстрее разгадает ребус»
- Подведение итогов
Ход игры.
- Приветствие команд учителем.
- Представление команд.
В него входят: сообщения о названии, девизе, эмблеме, визитной карточки команды, информация о физике.
При оценке учитываются остроумие, оригинальность, юмор, отражение физического содержания.
- Разминка.
Этот этап состоит из двух частей: состязаний команд и болельщиков. Учитель задает вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки. Максимальное число очков- 5 (см. приложение №1).
Обсуждение заданий болельщиками-1 минута.
Оценка: 1 балл за верный ответ, максимальное количество очков - по числу данных ответов.
- Конкурс шифровальщиков.
Командами выдается листок с «кодограммой».
Задание: заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы и прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках. Кодограмма на плакатах (приложение №2). Максимальное число очков за каждую «кодограмму»- 7 баллов.
Время: 2-3 минуты.
- Конкурс «Физики- волшебники».
Конкурс связан с проверкой домашнего задания. Представители команд показывают по 1 опыту- фокусу и просят соперников дать объяснение происходящему.
Время подготовки ответов: 1-2 минуты.
Оценки :
- За правильный ответ- 1 очко
- Хорошо поставленный опыт- 1 очко
- Четко поставленный вопрос- 1 очко.
- Конкурс «Физики искатели». (Приложение № 3,4)
Конкурс состоит из 2 заданий.
Задание 1- найти ошибку в литературных отрывках. Время обдумывания ответа- 1 минута.
Оценки: правильный ответ – 2 очка
неполный ответ- 1 очко.
Задание 2: найти ошибку в рисунке и назвать газовый процесс.
Время обдумывания ответа- 2 минуты.
Максимальное число очков- 4
За указание на каждую ошибку в рисунке-1
За название процесса- 1.
Указание - на каждом рисунке по 3 ошибки.
- По предъявленным портретам назвать фамилии ученых- физиков и область их деятельности. Оценка - за каждую фамилию и каждую область деятельности - по 1 очку.
- Конкурс «Физики- лирики».
Задание: написать стихотворение или краткий рассказ, используя связанные с физикой и астрономией слова (приложение №5). Максимальное число очков- 10.
В это время болельщики в звучащем музыкальном произведении ищут физические явления и коротко их охарактеризовывают.
Оценка – за находку- 1; - за характеристику- 1.
- Конкурс артистический.
Основа – домашнее задание. Нужно разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление.
Например, броуновское движение, электрический ток и т.д.
Оценка- максимум 3 очка.
- Конкурс «Кто быстрее отгадает ребус?».
Обеим командам выдается один и тот же ребус. Та, что отгадает его первой, получает 5 очков. (Если остается время).
- Отметить победителей по максимальному числу очков.
Приложение №1.
Вопросы для команд:
- Что тяжелее: пуд железа или пуха? (Вес одинаков)
- Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? (Из- за низкого атмосферного давления температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 1000С)
- Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды и влаги в хлебе становится меньше. Холодная.)
- Почему во время снегопада теплеет? ( Так как происходит кристаллизация воды, в процессе которой выделяется теплота)
- Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры жидкости? (Испарение)
Болельщики должны:
- Назвать как можно больше физических величин
- Указать единицы измерения физических величин, названные по фамилиям ученых.
Приложение №2.
Кодограмма №1
- Свойство твердого тела восстанавливать форму и объем после прекращения действия силы?
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства?
- Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества?
- Вещество, сжигаемое для получения теплоты?
- Знак для обозначения числа?
- Действие для проверки правильности теоретических рассуждений?
- Изображение знака препинания, выражающего восторг, восклицание?
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 |
Приложение №2.
Кодограмма №2
- Мельчайшая частица вещества?
- Газовый процесс, происходящий в электрической лампе накаливания?
- Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения?
- Прибор для определения точки росы?
- Переход вещества из жидкого состояния в твердое?
- Процесс получения жидкости из газа?
- Синоним слова «эксперимент»?
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Ответы на кодограммы:
Кодограмма №1:
- упругость
- молекула
- конвекция
- топливо
- цифра
- опыт
- !
Кодограмма №2:
- атом
- изохорный
- капилляр
- гигрометр
- отвердевание
- конденсация
- опыт
Приложение №3
Найти ошибку в литературных
отрывках:
- «Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой стала
И в мире поубавилось тепла»
Ответ: Неверно, что «в мире поубавилось тепла»; должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется.
- «…Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули…»
Ответ: После купания ребятам должно стать холоднее, т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела человека.
Приложение №4.
2
m=const
p=const
1
m=const
Ответы к приложению №4
1:Под поршнем после сжатия газа при постоянной массе остается все тоже число молекул и расположены они более плотно.
Процесс – изотермический
В формуле: давление газа в сосуде обратно пропорционально объему
2: После охлаждения газа в сосуде со свободным поршнем происходит уменьшение объема газа, и поршень опуститься, а не поднимется, как изображено, число молекул останется постоянным.
Процесс- изобарный.
Приложение №5
- команда: время, масса, атом, Солнце, движение, процесс.
- команда: тепло, молекула, явление, тяжесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)
Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...
Влияние арготических явлений на современный русский язык
Цель этого проекта заключалась в том, чтобы исследовать, какое влияние оказывают арготические явления на современный русский язык. Учащимися был проведен социологический опрос жителей города Покачи. Р...
Урок-игра по физике "Вторая жизнь тепловых явлений"
Проходил в рамках недели физики, основная цель - закрепление пройденного материала, формирование познавательного интереса....
Задачи на тему колебательных явлений 10класс (Лицей№9 г.Зеленодольск)
Домашняя контрольная работа Задачи на тему колебательных явлений 10класс...
физические явления в произведениях русских поэтов и писателей
В работе собран материал о физических основах физических явлений природы и их упоминании в литературных произведениях...
Урок-Зачёт «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»
урок – соревнованиеТип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков обучающихся...
внеаудиторное мероприятие по истории устный журнал на тему: "Коррупция как социальное явление"
Данное мероприятие посвящено рассмотрению материала о коррупции как социальном явлении . Студенты на данном занятии проявили интерес к изученному материалу, так как узнали историю возникновения слова ...