Методическая разработка урока "Трансформаторы"
методическая разработка на тему

Жиналинова Ирма Гаязовна

Для спецдисциплин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_uroka.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Одобрена цикловой  (предметно-цикловой) комиссией 13.02.11

«Электротехнические  дисциплины»

протокол № 2

от «14»  сентября  2018 г.

Председатель ЦК (ПЦК)

___________   И.Г.Жиналинова

      (подпись)                      

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Тип пособия: методическая разработка учебного занятия  по  дисциплине «Электротехника и электроника»

Автор:  Жиналинова Ирма Гаязовна, преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения Учалинский колледж горной промышленности

Данная методическая разработка предназначена для  преподавателей  дисциплин  общепрофессионального цикла по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), а также  для  мастеров производственного обучения по профессии НПО 13.01.10  Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине: «Электротехника и электроника», по теме «Режимы работы трансформаторов». Методическая разработка урока составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  среднего профессионального образования по специальности  13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), для студентов обучающихся по очной и заочной формам обучения в ГАПОУ Учалинский колледж горной промышленности. В методической разработке рассматриваются понятия, устройство, принцип  работы трансформатора, режимы работы и виды трансформаторов. Рассматривается применение трансформаторов  на горных предприятиях.

Данная методическая разработка предназначена для  преподавателей  дисциплин общепрофессионального цикла по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), а также  для  мастеров производственного обучения по профессии НПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Содержание

Введение        5

Основная часть        7

Тема: «Режимы работы трансформаторов»        7

Цели урока        7

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы        8

Оборудование        8

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА        9

Содержание занятия:        15

1.        Организационный этап урока.        15

2.        Этап проверки домашнего задания и остаточных знаний по изучаемой теме        15

3.        Подготовка студентов к активному сознательному усвоению знаний        16

4.        Этап освоения новых знаний        16

       5.    Этап выполнения практического задания ……………………………      

6.        Этап закрепления новых знаний        18

7.        Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению        20

8. Этап подведения итогов занятий        20

Список использованных источников        22

                                                           Истина - это то, что выдерживает проверку опытом. А.Эйнштейн

                                                                                                                           

Тема: Режимы работы трансформаторов

Введение

С введением в образовательный процесс ФГОС 3-го поколения все большее значение приобретает практическая направленность обучения. Одной из важнейших задач в обучении становится переход от теоретических знаний к практическим навыкам. На данном уроке использован фрагмент лабораторной работы « Исследование однофазного трансформатора», позволяющий сформировать  профессиональные компетенции по расчету и  выбору  параметров электрических машин. Автор считает, что такой подход, во-первых, способствует более прочному усвоению материала, во-вторых, повышению интереса студентов к изучению данного предмета.

Данный урок способствует формированию общих и профессиональных компетенций выпускников, обеспечивает реализацию  федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Учебный предмет – Электротехника и электроника.

Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Раздел программы: Электротехника.

Место урока в изучении раздела: шестой урок. Данной теме предшествовало изучение следующих вопросов: устройство трансформаторов, принцип действия однофазного и трехфазного трансформаторов; студенты получили первичные представления о  видах трансформаторов и их  применении на горном предприятии  ОАО «Учалинский ГОК», научились выполнять расчет основных параметров трансформаторов.

Форма учебной работы – классно-урочная.

Продолжительность урока: 90 минут.

Технологические особенности: 

Дидактическое оснащение урока и ТСО:

  • персональный компьютер преподавателя;
  • проектор;
  • проекционный экран;
  • видеофрагменты: «Трансформатор», «Режимы работы трансформаторов»;
  • рабочие тетради студентов;
  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебная презентация «Режимы работы трансформатора»

На доске: дата, тема урока, домашнее задание.

Основные понятия: трансформатор, рабочий режим, режим холостого хода, режим короткого замыкания, кпд трансформатора, потери в трансформаторе.

Тип урока: комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения: наглядно-практический, эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Приобретаемые навыки студентов: применение знаний об устройстве, принципе работы трансформатора при выполнении практического задания на учебно-лабораторном оборудовании, расчете основных параметров трансформатора, развитие способностей алгоритмически мыслить, совершенствование умений работать самостоятельно.

Формы организации работы студентов: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.

Урок по теме «Режимы работы трансформаторов» осуществляет, в первую очередь, задачу осмысленного  и свободного применения уже изученных знаний при расчете и выборе электротехнических устройств, самостоятельного и творческого подхода к выполнению практических заданий, проявления потребности к моделированию и проектированию электротехнических устройств для производственной и других сфер деятельности человека.

При подготовке и проведении урока преподаватель ставил своей целью вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания

Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта студентов. В ходе проведения урока используются разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, рассказ, беседа, исследование.

На данном уроке преподаватель применяет исследовательские формы работы: студенты  самостоятельно проводят исследование режимов работы однофазного трансформатора, обобщают результаты, формулируют выводы по работе и готовятся к защите лабораторной работы.

Основной лекционный материал представлен по тексту  с целью возможности его использования для отдельного урока или фрагмента урока….

           Конспект занятия может быть использован преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин; для проведения занятий по теме: «Трансформаторы. Режимы работы трансформаторов».

   

Основная часть

Дисциплина: Электротехника и электроника

Раздел: Электротехника

Тема: «Режимы работы трансформаторов»

Специальность: Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Группа:    ГЭМ-15Д

Тип урока: комбинированный урок.

Количество часов:  2

Цели урока

  1. Дидактические (обучающие) цели:
  • изучить режимы работы трансформаторов;
  • уметь объяснить режим холостого хода, режим нагрузки и режим короткого замыкания трансформатора;
  • уметь объяснить причину возникновения потерь в трансформаторе, показатели, влияющие на кпд трансформатора;
  • подвести студентов к выполнению самостоятельной лаборатороной работы по исследованию режимов работы трансформаторов.

Задачи:

  • студент должен продемонстрировать уровень осмысленного воспроизведения и свободного применения уже изученных знаний;
  • на уровне осмысленного воспроизведения студент должен знать: а) понятие трансформатора; б) устройство трансформатора; в) принцип работы трансформатора;
  • студент должен уметь самостоятельно выполнять практические задания на учебно-лабораторном оборудовании: а) выполнять сборку схем; б) снятие показаний измерительных приборов; в) обработка полученных результатов и их обобщение; в) построение схем, диаграмм, характеристик
  1. Развивающие цели:
  • развивать умение анализировать и обобщать полученные данные;
  • развивать творческое отношение к изучаемому материалу;
  • способствовать развитию логического мышления.
  • развивать технические умения по сборке электрических схем и  обработке полученных результатов.

Задачи:

  • студент должен демонстрировать логический и аналитический поиск при  работе с учебно-лабораторным оборудованием;
  • должен творчески подходить к обработке полученных результатов, уметь самостоятельно делать выводы.
  1. Воспитательные цели:
  • формировать потребность в  систематическом самообразовании, в изучении  графических и расчетных  компьютерных программ,  устройства и принципа действия современного электрического оборудования, применяемого на горных предприятиях.

Задачи:

  • студент должен проявлять потребность  в информационной культуре;
  • студент должен проявлять интерес к работе с оборудованием, компьютерными программами.

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы

  1. Что такое трансформатор?
  2. Назовите устройство трансформатора.
  3. Назовите  виды трансформаторов.
  4. На чем основан принцип работы трансформатора?
  5. Объясните  принцип работы  трансформатора.
  6. Укажите область применения трансформаторов.

Оборудование:

  •  учебный класс  (30 ученических мест и 1 – преподавательское);
  • учебно-лабораторное оборудование «Исследование однофазного трансформатора» - 10 стендов;
  • комплект папок с краткими теоретическими конспектами лекции и инструктивными картами лабораторной работы;
  • учебные фильмы: «Трансформатор»; «Режимы работы трансформатора», « Виды трансформаторов».
  • персональный компьютер преподавателя.
  • проектор.
  • проекционный экран
  • учебная презентация «Режимы работы трансформаторов»

Внутрипредметные и межпредметные связи:  физика, электрические машины, электрические измерения


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока, время

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Методы и приемы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный этап урока

(1-2 мин.)

- приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности классного помещения;

- организация внимания студентами;

 - раскрытие общей цели урока и плана его проведения

 - Доброжелательный настрой педагога и студентов;

- кратковременность этапа;

- полная готовность группы к уроку;

- быстрое включение студентов в деловой ритм;

- формулирование целевых установок урока и плана работы

 - Собранность педагога;

-  последовательность в предъявлении требований;

 - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание студентов к теме урока;

 - спокойная и уверенная манера держаться при появлении в группе;

- отсутствие многословия

1.Словесное приветствие

2.Рапортичка (определение отсутствующих).

Психологический настрой студентов на предстоящее занятие, обеспечение нормальной обстановки на уроке. Формулировка проблемы.

Определение цели и задач урока

2.

Этап проверки домашнего задания и остаточных знаний по изучаемой теме

(15мин.)

1. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности студентов и определить причины их возникновения

2. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий студентов и причин их появления

2.Ликвидация обнаруженных недостатков

- Проверка педагогом за короткий промежуток времени знаний и способов действий студентов, установление пробелов в их усвоении (10-15 минут)

- оптимальность сочетания контроля педагога, взаимоконтроля и самоконтроля студентов

- использования различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашних заданий

- создание содержательных и организационных условий формирования  осознанности у студентов связи выполнения их домашней работы с результатами  своего обучения вообще;

- постановка требования перед студентами не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания

1.Выполнение студентами подобных домашним упражнениям

2.Постановка дополнительных вопросов

3.Разноуровненые самостоятельные работы

4.Метод обучения с опорой на ошибки

5. Использование на уроке взаимообратных задач

 Студентам было дано задание подготовить информацию об истории трансформаторов, их применении  на горном производстве. Дает оценку работы студентов. Подчеркивает их достижения.

Ответы на вопросы преподавателя.

Краткий обзор исторических фактов и событий, связанных с трансформаторами

3.

Подготовка студентов к активному сознательному усвоению знаний

(5 мин,)

1.Обеспечить мотивацию освоения данной темы, принятие студентами целей урока

- демонстрация видеофрагмента учебного фильма;

- формулирование целей урока вместе со студентами

- актуализация субъектного опыта студентов

- Готовность студентов к активной учебно - познавательной деятельности;

- формулировка целей урока вместе со студентами;

- преемственность и перспективность в постановке целей урока;

- понимание студентами  практической ценности изучаемого материала;

- умение педагога формулировать цели урока в действиях студентов;

- владение педагогом многообразием приёмов актуализации личностного смысла студентов, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

- сформировать у студентов понимание, что без чётко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

- отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить студенты, а, прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы студентов, их интеллектуальное исследование

1.Сообщение цели в виде проблемной ситуации

2. Использование технологической карты

3.Использование результатов предыдущих практических работ.

4.Постановка целей через показ конечных результатов

5. Постановка привлекательной цели

Студентам  было дано задание подготовиться к работе на учебно-лабораторном стенде « Исследование однофазного трансформатора. Подготовить таблицу для обработки результатов.

Ответы на вопросы преподавателя.

Демонстрация студентами подготовленности к выполнению лабораторного исследования

4.

Этап освоения новых знаний

(20 мин.)

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление студентами изучаемого материала.

2.Создать содержательные и организационные условия усвоения студентами методики воспроизведения изучаемого материала

- Организация внимания студентов;

- сообщение основной идеи изучаемого материала;

- обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- Максимальное использование самостоятельности студентов в добывании знаний и овладении способами действий;

- качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов студентов;

- самостоятельная работа студентов, активное участие группы в подведении итогов беседы

- Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

- включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта студентов;

- подача материала логически завершенными частями – блоками;

- реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;

- осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых студент является субъектом деятельности;

- обеспечение вариативности взаимодействия педагога со студентами (экстрактивный и интерактивный режимы)

- включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

- «сталкивание» студента с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

- создание условий для освоения студентами знаний преимущественно в форме деятельности

1. Работа с определением вводимых понятий

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта студентов

3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной  формах

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Построение структурно-логических схем изучаемого материала

7. Эвристическая беседа

8. Метод информационной накачки

Подготовка и монтаж фильмов «Режимы работы трансформаторов»

Вводятся понятия режимов нагрузки, холостого хода, короткого замыкания. Основные причины возникновения потерь в трансформаторе. Дается понятие КПД трансформатора. Рассматриваются режимы работы трансформаторов и их  особенности.

Ведение краткого конспекта. Анализ полученной информации. Участие в эвристической беседе.

5. Этап  выполнения практического задания

(30 мин)

1.Создать условия для выполнения практического задания

2. Обеспечить в ходе выполнения практической работы соблюдение требований безопасности

- Организация деятельности студентов по выполнению конкретного лабораторного исследования, группового задания

- умения студентов правильно эксплуатировать учебно-лабораторное оборудование, собирать электрические схемы;  снимать показания электроизмерительных приборов и пользоваться ими;

обрабатывать результаты лабораторных исследований, формулировать и обобщать результаты работы

- реализация дифференцированного подхода в процессе выполнения практического задания;

- создание условий для выполнения студентами  группового задания;

- Использование инструктивной карты лабораторной работы

- Представление результатов проведенных опытов и исследований в таблицах и графиках

- Контроль  выполнения лабораторной работы

- Корректировка действий студентов

Выполнение лабораторной работы. Снятие показаний измерительных приборов.  Обработка и оформление результатов исследований.

6.

Этап закрепления новых знаний

(10мин.)

1.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- Организация деятельности студентов по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

- умения студентов распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

- использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий студентов;

- использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;

- обеспечение дозированной помощи студентов

1.Вопросно-ответное общение

2.«Что было бы, если (человечество не знало)»

Подведение итогов. Дает оценку работы студентов. Комментирует важность и необходимость тех или иных аспектов для будущей профессиональной деятельности

Осознание примененных способов познания, возникших проблем и путей их разрешения. Постановка целей для работы дома.

7.

Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

(2мин.)

1.Обеспечить понимание студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

- Информация о домашнем задании;

-инструктаж по выполнению домашнего задания;

-проверка пониманию студентами содержания и способов выполнения домашней работы

- Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности)

- Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания домашней работы уровню обученности студентов;

-создание условий для выбора студентами домашних заданий.

1. Задание массивом;

2.Особое задание

Сообщает домашнее задание, указывает, на что необходимо обратить внимание при его выполнении. Подготовка к защите лабораторной работы.

Уточнение вопросов. Осознание примененных способов познания, постановка целей для работы дома.

8.

Этап подведения итогов занятия

(1-2 мин.)

1.Дать качественную оценку работы группы и отдельных студентов

- Подведение итогов учебного занятия

- Четкость и краткость этапа

- Умение педагога давать качественную характеристику работы группы, студентов.

1.Сообщение педагога

2.Подведение итогов самими студентами

Анализирует степень  достижения поставленной цели. Дает оценку работы группы. Подчеркивает их достижения. Выставляет оценки студентам за работу на уроке.


Содержание занятия:

  1. Организационный этап урока.

Вступительное слово преподавателя. Добрый день, уважаемые студенты, сегодня мы продолжаем изучение темы «Трансформаторы», рассмотрим основные режимы работы трансформаторов. Для начала необходимо вспомнить материал прошлого занятия и проверить выполнение домашнего задания. И соответственно пройдем новую тему, в которой разберем с вами вопросы,  связанные с режимами работы трансформатора: режим нагрузки, режим холостого хода, режим короткого замыкания.

  1. Этап проверки домашнего задания и остаточных знаний по изучаемой теме.
  1. Актуализация опорных знаний путем опроса.

Вопросы, которые можно задать студентам при актуализации темы:

  • Что такое трансформатор?  (Ожидаемый ответ: статическое электромагнитное устройство, предназначенное для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты).
  • Какие виды трансформаторов вы можете назвать? Дайте им краткую характеристику. (Ожидаемый ответ: силовой трансформатор  - предназначен для преобразования электрической энергии в электрических сетях и в установках; автотрансформатор - вариант трансформатора, в котором первичная и вторичная обмотки соединены напрямую, и имеют за счёт этого не только электромагнитную связь, но и электрическую. Обмотка автотрансформатора имеет несколько выводов, подключаясь к которым, можно получать разные напряжения. Трансформаторы тока  - трансформатор, предназначенный для снижения первичного тока до величины используемой в цепях измерения, защиты, управления и сигнализации; трансформатор напряжения - трансформатор, предназначенный для преобразования высокого напряжения в низкое в цепях, в измерительных цепях и цепях релейной защиты и автоматики; импульсный трансформатор - трансформатор, предназначенный для преобразования импульсных сигналов; разделительный трансформатор - трансформатор, первичная обмотка которого электрически не связана с вторичными обмотками, предназначен для повышения безопасности электросетей, при случайных одновременных прикасаний к земле и токоведущим частям или нетоковедущим частям, которые могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции).
  • На каком явлении основан принцип работы трансформатора? (Ожидаемый ответ: на явлении электромагнитной индукции).
  • Устройство трансформатора? (Ожидаемый ответ: Состоит  из нескольких обмоток (двух или более), которые намотаны на общий ферромагнитный сердечник)
  • Как классифицируют трансформаторы по типу магнитопровода? (Ожидаемый ответ: стержневые, броневые, тороидальные).
  • Что такое коэффициент трансформации? (Ожидаемый ответ: коэффициент трансформации определяется  соотношением числа витков

первичной и вторичной обмоток)

Основными вопросами для повторения являются вопросы, связанные с устройством и принципом работы трансформатора. Ответы на вопросы сопровождаются показом презентации по материалу прошлого занятия. (Приложение 1)

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

Просмотр презентаций по теме: «История появления первых трансформаторов», «Виды трансформаторов», «Устройство и принцип работы трансформатора», выполненных студентами дома. (Приложение 2)

Преподаватель анализирует работы студентов  и ответы на вопросы.

  1. Подготовка студентов к активному сознательному усвоению знаний

После того, как был повторен материала, необходимо  напомнить студентам цель занятия.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение трансформаторов и рассмотрим  режимы работы трансформаторов

  1. Этап освоения новых знаний
  1. Вводится понятие режимов работы трансформатора. Объясняются режимы нагрузки, холостого хода, короткого замыкания. Показ видеофрагмента (Приложение 3)
  2. Даются понятия потерь в трансформаторе.
  3. Рассматривается понятие коэффициента полезного действия трансформатора.

Приведем краткий конспект лекционного материала (Приложение 4).

Краткий конспект лекционного материала.

Режим холостого хода 

В этом режиме вторичная обмотка разомкнута. Переключатель находится в положении 1. Ток,  потребляемый первичной цепью, минимален и называется током холостого хода. Магнитное поле вокруг первичной обмотки называется магнитным полем холостого хода. Этот режим безвреден для трансформатора.

Рис.1 -  Режимы работы трансформатора

     Режим нагрузки 

Включим переключатель в положение 2, при этом трансформатор из режима холостого хода переходит в режим нагрузки. По вторичной обмотке протекает ток I2, магнитный поток которого согласно закону Ленца направлен против магнитного поля первичной обмотки Φ. В результате этого магнитный поток Φ в первый момент уменьшается, что вызывает уменьшение э. д. с. самоиндукции Е1 в первичной обмотке трансформатора. Поскольку приложенное напряжение U1 (сети, генератора) при этом остается неизменным, то электрическое равновесие между напряжением и э. д. с. самоиндукции нарушается и происходит увеличение тока в первичной обмотке. Увеличение тока приводит к увеличению магнитного потока, что в свою очередь вызывает увеличение э. д. с. самоиндукции. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не восстановится электрическое равновесие между приложенным напряжением и э. д. с. самоиндукции. Но при этом ток первичной обмотки будет больше, чем при холостом ходе, т. е. суммарный магнитный поток первичной и вторичной обмоток трансформатора в режиме нагрузки равен магнитному потоку первичной обмотки в режиме холостого хода.

В режиме нагрузки, т. е. при появлении вторичного тока, первичный ток возрастает, во вторичной обмотке создается падение напряжения и вторичное напряжение уменьшается. При уменьшении нагрузки, т. е. при уменьшении вторичного тока, размагничивающее действие вторичной обмотки уменьшается, магнитный поток в сердечнике в первый момент возрастает и соответственно возрастает э. д. с. самоиндукции Е1. Электрическое равновесие между U1 и Е1 нарушается, ток в первичной обмотке уменьшается, При этом происходит уменьшение магнитного потока и э. д. с. самоиндукции. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не восстановится временно нарушенное электрическое равновесие между U1 и Е1, но при меньшем токе I1.

Итак, уменьшение тока I2 приводит к уменьшению тока I1, падение напряжения во вторичной обмотке трансформатора уменьшается и вторичное напряжение  возрастает.

    Режим короткого замыкания 

Включим переключатель в положение 4. Сопротивление вторичной цепи практически будет равным нулю. Ток вторичной цепи будет максимальным, магнитное поле вторичной обмотки будет максимальным. Магнитное поле первичной обмотки уменьшится и станет минимальным, следовательно и индуктивное сопротивление первичной обмотки станет минимальным. Ток, потребляемый первичной цепью возрастет до максимума. Такой режим называется режимом короткого замыкания. Этот режим опасен для трансформатора и всей цепи. Для защиты от КЗ устанавливают предохранители в первичной или во вторичной цепи.

Мощность,  развиваемая в первичной цепи равна произведению U1·I1,  во вторичной цепи U2·I2. Трансформатор выигрыша в мощности не дает так как всякое увеличение напряжения с помощью трансформатора сопровождается соответствующим уменьшением тока, т. е. во сколько раз трансформатор увеличит напряжение, во столько раз он уменьшит величину тока во вторичной цепи. В понижающем трансформаторе во сколько раз трансформатор уменьшит напряжение,  во столько раз увеличит величину тока во вторичной цепи.

К. п. д. трансформатора это отношение вторичной мощности P2 к первичной P1 (полезной мощности к потребляемой) выраженной в %.

η = Р21·100% 

Например к. п. д. трансформатора 95% это значит что 95% энергии полученной первичной обмоткой от источника тока переходит во вторичную обмотку и 5% теряется в трансформаторе на активном сопротивлении трансформатора. Наличие потерь приводит к тому, что мощность, выделяемая в нагрузке вторичной обмотки трансформатора, всегда меньше мощности, которую потребляет первичная обмотка.

Потери энергии в трансформаторе состоят из потерь в сердечнике и потерь в обмотках. К потерям в сердечнике относятся потери на магнитный гистерезис и потери на вихревые токи. Потери в обмотках обусловлены обычным нагревом обмоток током.

  1. Этап выполнения практического задания

Преподаватель: Сегодня на уроке для закрепления полученных знаний

проведем лабораторные исследования по режимам работы трансформатора. Вам было дано задание изучить инструктивную карту лабораторной работы «Исследование однофазного трансформатора», рассмотреть правила безопасной работы с оборудованием и подготовить таблицы для обработки результатов. При выполнении исследований основных режимов   показания приборов фиксируются в таблицах, расчеты   необходимо будет выполнить дома и подготовить отчет по работе к следующему занятию:

Порядок выполнения работы

1. Познакомиться с устройством трансформатора и записать его технические данные.

2. Собрать электрическую схему  (рис.1).

 

 

 Рис.1. Схема исследования трансформатора

 

3. Выполнить опыт холостого хода трансформатора. Для этого отключить все лампы, подать питание на схему и автотрансформатором установить напряжение на первичной обмотке 220 В. Показание всех приборов записать в таблицу 1.

                                                                                                               Таблица 1

Опыт холостого хода

  

Измерено

Вычислено

U10, В

Ι10, А

Р10, Вт

U20, В

К

Z0, Ом

R0, Ом

X0, Ом

cosϕ0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     4. Исследовать работу трансформатора в рабочем режиме при активной нагрузке. Для этого установить напряжение на первичной обмотке трансформатора 220 В. Включением ламп довести нагрузку до номинальной и выполнить 5-6 измерений, записывая показания в таблицу 2.

                                                                                                              Таблица 2

Рабочий режим трансформатора

  

N

п/п

Измерено

Вычислено

U1, В

Ι1, А

Р1,Вт

U2, В

Ι2, А

β

Рм,Вт

Р,Вт

Р2,Вт

сosϕ1

η,%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     5. Выполнить опыт короткого замыкания. Для этого обесточить систему, зажимы лампы замкнуть накоротко, заменить вольтметр V1 на вольтметр с пределом 15 В, автотрансформатор поставить в положение, когда напряжение равно нулю. Включить питание и плавным увеличением напряжения установить в первичной обмотке номинальный ток. Показания всех приборов записать в таблицу 3.

                                                                                                                 Таблица 3

Режим короткого замыкания

  

Измерено

Вычислено

Uк, В

Ι1н, А

Рк, Вт

Ι2н, А

Zк, Ом

Rк, Ом

Xк, Ом

cos ϕк

ϕк,град

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     8. На основании лабораторных опытов и исследований выполнить расчеты,  сделать выводы по работе. Ответить на контрольные вопросы.

       Преподаватель распределяет студентов по группам по 2-3  человека для выполнения лабораторной работы. Рабочие места приготовлены заранее. Студенты приступают к выполнению работы

  Инструктивная карта лабораторной работы прилагается. (Приложение 5)

  1.  Этап закрепления новых знаний

Преподаватель организует деятельность студентов по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов.

  1. Какие процессы происходят в трансформаторе при холостом ходе?
  2. Чем характеризуется рабочий режим трансформатора?
  3. Когда возникает режим короткого замыкания трансформатора?
  4. Чем опасен режим короткого замыкания трансформатора?
  5. Что показывает  КПД  трансформатора?
  6. Какие потери возникают в трансформаторе и почему?

  1. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

  1. Прочитать по учебнику Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники, глава 7 «Трансформаторы», § 7.1-7.4
  2. Выполнить расчеты по лабораторной работе (формулы представлены в инструктивной карте лабораторной работы), сделать выводы по работе, ответить на контрольные вопросы. Оформить отчет по лабораторной работе и подготовиться к ее защите.

  1. Этап подведения итогов занятий

Преподаватель: Что мы изучили на данном уроке?

(Ожидаемые ответы студентов: Мы изучили режимы работы трансформатора;  исследовали работу трансформатора  в режимах  нагрузки, холостого хода, короткого замыкания; изучили  понятие коэффициента полезного действия, рассмотрели вследствие чего возникают потери в трансформаторе).

Рефлексия (преподаватель): Понятен ли материал урока в целом? Получили ли вы «новое»  в  работе трансформатора? Понятны ли режимы работы трансформатора? Усвоен ли порядок выполнения расчетов по лабораторной работе?

На данном этапе  аргументировано проставляются оценки за урок.


Список использованных источников

  1. Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники, 6 изд., - М.: «Высшая школа», 2005
  2. Иванов И.И. Электротехника. Основные положения, примеры и задачи, 2 изд., СПб.:  Изд. «Лань», 2002
  3. Нефедова Н.В Карманный справочник по электронике и электротехнике 3 изд., Ростов-на-Дону.: Изд. «Феникс», 2008
  4. Частоедов Л.А. Электротехника. – М.: «Высшая школа», 1989
  5. Березкина Т.Ф. Задачник по общей электротехнике с основами электроники 4 изд., - М.: «Высшая школа», 2001
  6. Электротехника и электроника  в экспериментах  и  упражнениях: Практикум на Electronics  Workbench:  В 2-х  томах /Под общей редакцией  Д.И.Панфилова. М.: ДОДЭКА,2000
  7. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. Учебник, 7 изд., - М.: «Высшая школа», 2002
  8. Фарнасов Г.А. Электротехника, электроника, электрооборудование. – М.: «Интермет Инжиниринг», 2000
  9. «Школа для электрика» - образовательный сайт http://electricalschool.info/
  10. Видеоуроки    по  электрике http://trigada.ucoz.com/load/videouroki_po_ehlektrike/4
  11. http://www.elektroceh.ru/

Приложение 1

Презентация по теме: «Трансформатор. Устройство, принцип действия, виды» (представлена  отдельным файлом).

Приложение 2

Презентации студентов по темам: «История появления первых трансформаторов», «Виды трансформаторов, применяемых на горных предприятиях» (представлена  отдельным файлом).

Приложение 3

Видеоролик «Как работает трансформатор»

Приложение 4

Презентация по теме: «Режимы работы трансформатора» (представлена отдельным файлом).

Приложение 5

Инструктивная карта лабораторной работы «Исследование однофазного трансформатора» (представлена  отдельным файлом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...