Учебное занятие по электротехнике, интегрированное в МДК "Электрические машины и аппараты"
план-конспект урока на тему
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.ОПД Электротехника и электроника
2. МДК Электрические машины и аппараты
ФИО преподавателя : Зубова Н.Ф., Иванова Л.А.
Тема УЗ: Определение параметров аппаратов защиты в трехфазных цепях электрического и электромеханического оборудования
Цели учебного занятия:
образовательные
- обобщить и систематизироватьзнания методов расчета трехфазных электрических цепей; основных принципов определения параметров для выбора аппаратов защиты ; принципов работы типовых электрических устройств;
-совершенствовать навыки и умения подбирать электрическое оборудование с определенными параметрами и характеристиками; рассчитывать параметры электрических цепей; читать принципиальные, электрические схемы.
Развивающие
-создать условия для формирования у обучающихся умения выявлять зависимости событий, фактов, явлений.
-создать условия для формирования у обучающихся умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- способствовать развитию логического мышления
-способствовать развитию памяти, внимания. Умения, обобщать и систематизировать
Воспитательная
-создать условия для проявления у обучающихся ответственности , инициативности при подготовке к занятию и в ходе его проведения;
-содействовать развитию у обучающихся чувства взаимовыручки при совместной работе в группах, позитивного опыта общения;
- стремиться воспитывать чувство коллективизма и ответственности за порученное дело
Метод обучения:репродуктивный, частично-поисковый
Форма обучения :групповая
Средства обучения: 1.действующие электрические схемы насосной, компрессорной и вентиляционной установки
2. натуральные образцы электрических аппаратов
3. справочная литература
4. мультимедийная установка
5.экран
6.презентация к проведению УЗ
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Основное содержание учебного материала | Время (мин) | Деятельность | Деятельность обучающихся | Развиваемые профессиональные и общие компетенции | |
1. Организация начала занятия |
| Приветствие, проверка готовности к занятию | Готовятся к работе на занятии |
| |
Целеполагание -сообщение темы УЗ -определение целей УЗ -определение формируемых ПК и ОК -пояснения к порядку проведения УЗ |
| -Сообщают тему занятия, которая отражена на слайде 1. -Формулируют и разъясняют учебные цели занятия(слайд 6) -Обсуждают со студентами формируемые на занятии компетенции (Слайды 7 и 8)
| Записывают тему занятия в тетради. | ПК 1.1 ПК 1.2 ПК1.3
ОК1 ОК 2 ОК4 ОК5 ОК6 | |
I ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА | |||||
2. Актуализация опорных знаний |
|
|
|
| |
2.1 Контроль знаний по вопросам
|
| Задает вопросы и помогает ответить студентам, демонстрирую слайды на определение: - параметров, изученных понятий электротехники -параметры для выбора аппаратов защиты в цепях э и ЭМО
| Отвечают на вопросы.дополняют | ПК 1.1 ПК 1.2 ПК1.3
ОК1 ОК 2 ОК4 ОК5 ОК6 | |
2.2 Вывод по АОЗ |
| Демонстрирует слайд и дает пояснения : интеграция понятий электротехники в ЭМ и А | Слушают . принимают участие в формулировании вывода |
| |
3. Обобщение и систематизация знаний
|
|
|
|
| |
3.1 Контроль знаний по вопросам
|
| Задает вопросы на определение основных параметров для выбора аппаратов защиты в схемах э и ЭМО: -основные понятия трехфазных цепей - основные закономерности трехфазных цепей -применение различных видов питания цепи -мощность при симметричной нагрузке
| Отвечают на вопросы | ПК 1.1 ПК 1.2 ПК1.3
ОК1 ОК 2 ОК4 ОК5 ОК6 | |
3.2 Подведение итогов «обобщение и систематизация знаний» |
| 1.Приводит примеры применения изученных параметров электротехники , которые имеют практическое приложение в ЭМ и А 2. Предлагает выполнить тест на закрепление знаний 3. Помогает подвести итоги теста |
Слушают. Принимают участие в подведении итогов о готовности к выполнению следующего этапа УЗ |
| |
IIЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И АППАРАТЫ
№ п/п | Содержание и структура учебного занятия | Время (мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Развиваемые профессиональные и общие компетенции |
4. | Обобщение и систематизация и закрепление знаний |
| Объясняет порядок проведениявторого этапа УЗ | Слушают, делают необходимые записи |
|
4.1 | Обобщение изученного материала: 1.АОЗ А)Демонстрация работы электрических схем и аппаратов защиты : -насосной установки -компрессорной установки -вентиляционной установки Б)Повторение принципа работы аппаратов защиты в электроустановках |
|
Просит студентов продемонстрировать и дать пояснения по работе электротехнологических установок |
Демонстрируют работу схем и объясняют принцип действия насосной, вентиляционной и компрессорной электроустановок | ПК 1.1 ПК 1.2 ПК1.3
ОК1 ОК 2 ОК4 ОК5 ОК6 |
4.2 | Закрепление и систематизация изученного материала 1.Решение задач |
|
|
| ПК 1.1 ПК 1.2 ПК1.3
ОК1 ОК 2 ОК4 ОК5 ОК6 |
А) Алгоритм решения задачи
|
| Просит студентов воспроизвести устно алгоритм решения задач для определения параметров, определяющих выбор аппаратов защиты и управления | Делают записи и демонстрируют на плакате алгоритм определения параметров |
| |
Б) Решение задач
|
| Определяет задачи для каждой бригады | Выполняют решение задач |
| |
4.3 | Подведение итогов этапа «…. |
| Помогает оценить обучающимся уровень усвоения материала |
|
|
5 | Рефлексия |
| Объясняет порядок определения рефлексии
| Определяют свое эмоциональное состояние |
|
6 | Выводы по УЗ |
|
|
|
|
7 | Домашнее задание |
|
|
|
|
Приложение 1
ПК 1.1. | Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования |
ПК 1.2. | Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования |
ПК 1.3. | Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования |
ПК 1.4. | Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 350.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изученные Усвоенные в курсе электротехники понятия и параметры для расчета трехфазных цепей: Р ном - активная мощность Р дв - мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки U ном - номинальное напряжение установки cos φ – коэффициент мощности
Изученные Усвоенные в МДК ЭМиА понятия и параметры для выбора аппаратов защиты и управления Р ном -активная мощность Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки U ном - номинальное напряжение установки
Таким образом Р ном -активная мощность Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки U ном - номинальное напряжение установки
Итак Р ном -активная мощность Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток Установки U ном - номинальное напряжение установки
Итогом наших рассуждений является … Р ном -активная мощность Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки U ном - номинальное напряжение установки cos φ – коэффициент мощности
В результате изучения темы студент должен: Уметь - подбирать электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; - рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; - читать принципиальные, электрические и монтажные схемы Знать(закрепить знания) методы расчета трехфазных электрических цепей; основных правил эксплуатации электрооборудования ; основ теории электрических машин, принципов работы типовых электрических устройств; - Образовательные цели занятия
Формируемые общие компетенции ОК 1 . Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 . Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 9 . Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формируемые профессиональные компетенции ПК 1.1 . Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования. ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования. ПК 1.3 . Осуществлять диагностику технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического
Основные понятия трехфазных цепей Iл - линейный ток - это ток протекающий по линейному проводу; Uл - линейное напряжение - это напряжение между линейными проводами; Iф - фазный ток - это ток, протекающий от начала к концу фазной обмотки или приемника энергии (или наоборот: от конца - к началу). Uф - фазное напряжение - это напряжение между началом и концом фазной обмотки или приемника энергии.
Основные закономерности трехфазных цепей Для звезды с симметричной нагрузкой: I л = I ф U л = √3 * U ф Для треугольника с симметричной нагрузкой: I л = √3 * I ф U л = U ф
Запомним, что В низковольтных установках применяются, как правило, четырехпроводные линии электропередачи, а в высоковольтных - трехпроводные. Четырехпроводные линии удобны при совместном электропитании силовых и осветительных потребителей. Электродвигатели, например, подключаются к трем линейным проводам, а осветительные приборы - к одному линейному и нулевому проводам.
Мощность в трехфазной электрической цепи переменного тока при симметричной нагрузке P = 3∙I ф ∙U ф ∙cos φ =√3∙I л ∙U л ∙cos φ [ Вт ] активная (номинальная) Q = 3 ∙I ф ∙U ф ∙sin φ [ ВАр ] реактивная S = 3∙I ф ∙U ф [ ВА ] полная P дв =√3∙I л ∙U л ∙cos φ∙η мощность на валу двигателя
Расчет номинального тока I ном P дв =√3∙I л ∙U л ∙cos φ∙η мощность на валу двигателя I ном = I л = P дв ∕ √3∙U л ∙cos φ∙η , где Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки (двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки (двигателя) U ном - номинальное напряжение установки (двигателя) cos φ – коэффициент мощности
Схема электроснабжения жилого дома При электроснабжении жилых домов в них вводят четырехпроводный кабель. В квартиры же подается один нулевой провод и один линейный. При этом линейные провода чередуются от квартиры к квартире. Это необходимо для того, чтобы наиболее равномерно загрузить сеть по фазам.
Рис. 19.1 б ) в )
Тестовое задание по теме «Расчет трехфазных цепей» 1.Чему равен ток в нулевом проводе в симметричной трёхфазной цепи при соединении нагрузки в звезду? а) Номинальному току одной фазы б) Нулю в) Сумме номинальных токов двух фаз г) Сумме номинальных токов трёх фаз 2.Почему обрыв нейтрального провода четырехпроходной системы является аварийным режимом? а) На всех фазах приёмника энергии напряжение падает. б) На всех фазах приёмника энергии напряжение возрастает. в) Возникает короткое замыкание г) На одних фазах приёмника энергии напряжение увеличивается, на других уменьшается. 3.Выбераите соотношение, которое соответствует фазным и линейным токам в трехфазной электрической цепи при соединении звездой. а) I л = I ф б) I л = √3∙I ф в) I ф = √3∙I л г) I ф = √ 2∙I л
Тестовое задание по теме «Расчет трехфазных цепей» 4.Лампы накаливания с номинальным напряжением 220 В включают в трехфазную сеть с напряжением 220 В. Определить схему соединения ламп. а) Трехпроводной звездой. б) Четырехпроводной звездой в) Треугольником г) Шестипроводной звездой. 5.Каково соотношение между фазными и линейными напряжениями при соединении потребителей электроэнергии треугольником. а) U л = U ф б) U л =√3 * U л в) U ф = √3 * U л г) U л =√2 * U ф 6. В трехфазной цепи линейное напряжение 220 В, линейный ток 2А, активная мощность 380 Вт. Найти коэффициент мощности. а) cos φ = 0.8 б) cos φ = 0.6 в) cos φ = 0.5 г) cos φ = 0.4
Тестовое задание по теме «Расчет трехфазных цепей» 7.В трехфазную сеть с линейным напряжением 380 В включают трехфазный двигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на220 В. Как следует соединить обмотки двигателя? а) Треугольником б) Звездой в) Двигатель нельзя включать в эту сеть г) Можно треугольником, можно треугольником, можно звездой 8.Может ли ток в нулевом проводе четырехпроводной цепи, соединенной звездой быть равным нулю? а) Может б) Не может в) Всегда равен нулю г ) Никогда не равен нулю. 9..Нагрузка соединена по схеме четырехпроводной цепи. Будут ли меняться фазные напряжения на нагрузке при обрыве нулевого провода: 1) симметричной нагрузки 2) несимметричной нагрузки? а) 1) да 2) нет б) 1) да 2) да в) 1) нет 2) нет г) 1) нет 2)да
Тестовое задание по теме «Расчет трехфазных цепей» Критерии оценки 4-5 баллов – оценка «3» 6-7 баллов – оценка «4» 8-9 баллов – оценка «5»
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1.Чему равен ток в нулевом проводе в симметричной трёхфазной цепи при соединении нагрузки в звезду? а) Номинальному току одной фазы б) Нулю в) Сумме номинальных токов двух фаз г) Сумме номинальных токов трёх фаз 2.Почему обрыв нейтрального провода четырехпроходной системы является аварийным режимом? а) На всех фазах приёмника энергии напряжение падает. б) На всех фазах приёмника энергии напряжение возрастает. в) Возникает короткое замыкание г) На одних фазах приёмника энергии напряжение увеличивается, на других уменьшается. 3.Выбераите соотношение, которое соответствует фазным и линейным токам в трехфазной электрической цепи при соединении звездой. а) I л = I ф б) I л = √3∙I ф в) I ф = √3∙I л г) I ф = √ 2∙ I л
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 4.Лампы накаливания с номинальным напряжением 220 В включают в трехфазную сеть с напряжением 220 В. Определить схему соединения ламп. а) Трехпроводной звездой. б) Четырехпроводной звездой в) Треугольником г) Шестипроводной звездой. 5.Каково соотношение между фазными и линейными напряжениями при соединении потребителей электроэнергии треугольником. а) U л = U ф б) U л =√3 * U л в) U ф = √3 * U л г) U л =√2 * U ф 6. В трехфазной цепи линейное напряжение 220 В, линейный ток 2А, активная мощность 380 Вт. Найти коэффициент мощности. а) cos φ = 0.8 б) cos φ = 0.6 в) cos φ = 0.5 г) cos φ = 0.4
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 7.В трехфазную сеть с линейным напряжением 380 В включают трехфазный двигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на220 В. Как следует соединить обмотки двигателя? а) Треугольником б) Звездой в) Двигатель нельзя включать в эту сеть г) Можно треугольником, можно треугольником, можно звездой 8.Может ли ток в нулевом проводе четырехпроводной цепи, соединенной звездой быть равным нулю? а) Может б) Не может в) Всегда равен нулю г ) Никогда не равен нулю. 9.Нагрузка соединена по схеме четырехпроводной цепи. Будут ли меняться фазные напряжения на нагрузке при обрыве нулевого провода: 1) симметричной нагрузки 2) несимметричной нагрузки? а) 1) да 2) нет б) 1) да 2) да в) 1) нет 2) нет г) 1) нет 2)да
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1.-. б) Нулю 2.- г) На одних фазах приёмника энергии напряжение увеличивается, на других уменьшается. 3.- а) I л = I ф 4.- в) Треугольником 5..- а) U л = U ф 6.- а) cos = 0.8 7. - б) Звездой 8. - а) Может 9. - г) 1) нет 2)да
Схема включения реверсивного пускателя
Классификация электрических аппаратов . Многообразие видов аппаратов и выполнении ими функций и совмещение в одном аппарате нескольких функций не позволяет строго классифицировать их по одному признаку. I)Классификация по назначению : 1)Коммутационные аппараты. Основное назначение - это включение, отключение, переключение электрических цепей. рубильники пакетные переключатели различные переключатели автоматические выключатели предохранитель Особенность : редкое включение, отключение. 2)Защитные аппараты. Основное назначение - это защита электрических цепей от токов короткого замыкания и перегрузок автоматические выключатели предохранитель. 3)Пускорегулирующие аппараты.
Классификация электрических аппаратов . Многообразие видов аппаратов и выполнении ими функций и совмещение в одном аппарате нескольких функций не позволяет строго классифицировать их по одному признаку. I)Классификация по назначению : 1)Коммутационные аппараты. Основное назначение - это включение, отключение, переключение электрических цепей. рубильники пакетные переключатели различные переключатели автоматические выключатели предохранитель Особенность : редкое включение, отключение. 2)Защитные аппараты. Основное назначение - это защита электрических цепей от токов короткого замыкания и перегрузок автоматические выключатели предохранитель. 3)Пускорегулирующие аппараты.
Контактор – это одноступенчатый аппарат, предназначенный для частых дистанционных включений и отключений электрических силовых цепей. Замыкание контактов контактора может осуществляться электромагнитным или гидравлическим приводом. Наибольшее распространение получили электромагнитные контакторы.
Предохранители Предохранители — это электрические аппараты, предназначенные для зашиты электрических цепей от токовых перегрузок и токов КЗ. Основными элементами предохранителя являются плавкая вставка, включаемая последовательно с защищаемой цепью, и дугогасительное устройство. К предохранителям предъявляются следующие требования. Времятоковая характеристика предохранителя должна проходить ниже, но возможно ближе к времятоковои характеристике защищаемого объекта. Время срабатывания предохранителя при КЗ должно быть минимально возможным, особенно при защите полупроводниковых приборов. Предохранители должны работать с токоограничением . При КЗ в защищаемой цепи предохранители должны обеспечивать селективность защиты. Характеристики предохранителя должны быть стабильными, а технологический разброс их параметров не должен нарушать надежность защиты. В связи с возросшей мощностью установок предохранители должны иметь высокую отключающую способность. Конструкция предохранителя должна обеспечивать возможность быстрой и удобной замены плавкой вставки при ее перегорании.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Работа с конспектом. Подготовка к экзамену: Презентация темы « Трехфазные цепи переменного тока »
Светофор мнение о работе во время учебного процесса: Зелѐный цвет – «Во время учебного занятия мне было всѐ понятно. Я совсеми заданиями справился самостоятельно»/ «я удовлетворен учебным занятием»; Жѐлтый цвет – «Во время учебного занятия мне почти всѐ было понятно. Не всѐ получалось сразу, но я всѐ равно справился с заданиями»; Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Самооценка Рефлексия 1. Достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия? 2. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на занятии. 3. Был ли полезен для вас урок? 4. Какие новые знания вы приобрели? 5. Какие развили умения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...
План учебного занятия по электротехнике Расчет проводов на потерю напряжения и на нагревание
Цель учебного занятия:научить студентов правильно рассчитывать провода на потерю напряжения и на нагревание....
Учебное пособие. Курс лекций по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты» студентов специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Курс лекций по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты»студентов специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудо...
Учебно-методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты»
Учебно- методические рекомендации сооставлены в соответствии с рабочей программой по МДК01.01 Электрические машины и аппараты и содержит 14 лабораторных работ. Рекомендации разработаны на основе госуд...
Учебно - методические рекомендации по выполнению лабораторных работ МДК 01.01 "Электрические машины и аппараты"
Учебно-методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по МДК 01.01 Электрические машины и аппараты и содержат 14 лабораторных работ. Рекомендации разработаны на основе Федера...
Интегрированное занятие по информатике и устройству трелёвочных машин различных конструкций по теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по теме: «Устройство харвестерной головки».
Интегрированное занятие по информатике и устройству трелёвочных машин различных конструкций по теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по ...