[Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 Чтение электрических схем
рабочая программа на тему

Рабочая программа по дисциплине  разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания  электрооборудования (по отраслям)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 140446.03_chtenie_elektricheskih_shem.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский профессиональный колледж»

Структурное подразделение-4

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий по УПР

_______________ А.С.Филиппов

«______»______________2013г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.09 «Чтение электрических схем»

для  учащихся  очной формы обучения

по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания  электрооборудования (по отраслям)»

Наименование профиля: технический

Сургут 2013

Рабочая программа по дисциплине  разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания  электрооборудования (по отраслям)»

Организация разработчик: АУ СПО «Сургутский профессиональный колледж»

Разработчик: Мирошниченко Ирина Вячеславовна, преподаватель.

Рекомендована профессионально-методическим объединением ««Энергетика и автоматика», протокол  №  9  от  «28 » мая 2013 г.

Эксперт: Филиппова Татьяна Ивановна


СОДЕРЖАНИЕ

            стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

          6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Чтение электрических схем» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (НПО): 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания  электрооборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины «Чтение электрических схем»  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки   с учетом   специфики профессий электротехнического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная  дисциплина «Чтение электрических схем»  изучается на втором курсе,  в структуру основной образовательной программы дисциплина введена  как междисциплинарный курс. По профессиям 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования» в вариативной части  циклов ОПОП  в ПМ.05 введен  ОП.09  «Чтение электрических схем».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения  учебной  дисциплины обучающийся  должен:

иметь практический опыт:

составления принципиальных,  электрических и монтажных схем;  

уметь:

читать и выполнять принципиальные, электрические и монтажные схемы различной сложности; читать  схемы приборов, узлов и механизмов электрооборудования;

знать:

общие сведения об электрических схемах, правила оформления  и чтения электрических схем,  условные обозначения в схемах;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению схем.

1.4. Количество часов, выделенное на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося      66    часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося       32    часов;

самостоятельная работа обучающегося      22       часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     лабораторные  работы

0

     практические занятия

20

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

       аудиторная самостоятельная работа

       реферат, сообщения

      внеаудиторная самостоятельная работа 

Итоговая аттестация в форме:                зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Чтение электрических схем

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Общие сведения о чертежах и схемах электроустановок

Тема 1.1.

Виды и типы схем.

Основные средства изображения устройств и установок.

Содержание учебного материала

1

Виды и типы схем.  Структурные, функциональные, принципиальные, схемы; схемы соединений, подключений; схемы расположения и общие схемы. Основные средства изображения устройств и установок. Общие требования к выполнению электрических схем. ГОСТ 2.701-84 «Схемы. Виды и типы»; ГОСТ 2.702-75* «Правила выполнения электрических схем».

2

Самостоятельная работа обучающихся №1.

Составить обобщающую таблицу схем в зависимости от назначения, используя ГОСТ и Стандарты ЕТКС.

2

Раздел 2

Условные графические и буквенно-цифровые обозначения в схемах

Тема 2.1.

Построение условных графических обозначений

Содержание учебного материала

Правила построения условных графических обозначений в электрических схемах, используя простейшие геометрические образы (точку, отрезок, прямую, окружность и её части, прямоугольник, треугольник и т.д.)

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 2.

Ознакомиться  с ГОСТ 2.747-68 «Размеры условных графических изображений»

2

Тема 2.2.

Примеры построения условных графических обозначений

Содержание учебного материала

1

Примеры построения условных графических изображений в электрических схемах общего применения; электрических машин, трансформаторов; резисторов, конденсаторов, электронагревателей; электроизмерительных, полупроводниковых и электровакуумных  приборов; источников света и коммутационных устройств:

 ГОСТ 2.721-74* «Обозначения общего применения»;

ГОСТ 2.772-68* «Машины электрические»;

ГОСТ 2.723-68* «Катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы и магнитные усилители»;  

ГОСТ 2.728-74* «Резисторы; конденсаторы»;

ГОСТ 2.729-68** «Приборы электроизмерительные»;

ГОСТ 2.730-73* «Приборы полупроводниковые»;

ГОСТ 2.731-81 «Приборы электровакуумные»;

ГОСТ 2.732-68* «Источники света»;

ГОСТ 2.725-68* «Устройства коммутирующие»;

ГОСТ2.727-68* «Разрядники, предохранители».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 3.

Построить  условно-графические  обозначения асинхронной машины, трехфазного  двухобмоточного трансформатора и автотрансформатора двумя  способами.

2

Тема 2.3. Примеры построения буквенно-цифровых  обозначений.

Содержание учебного материала

1

Условные буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах. Общие сведения. Позиционные обозначения видов элементов.

ГОСТ 2.710-81 «Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах».

Практическая работа № 1

«Построение позиционных обозначений в измерительных цепях двумя способами».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 4.

Составить таблицу буквенных кодов элементов электроустановок. ГОСТ 2.710-81 «Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах».

2

Тема 2.4.

Условные обозначения в электрических цепях.

Содержание учебного материала

Обозначение электрических цепей. Три способа обозначения участков электрических цепей. Позиционные обозначения при вертикальном и горизонтальном расположении. Нумерация выводов элементов. Вторичные цепи переменного и постоянного тока.

2

Практическая работа № 2

«Построение  и обозначение электроизмерительных цепей и их участков разными способами».

2

Практическая работа № 3

«Построение и обозначение цепей с указанием их функционального назначения».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 5.

Выполнить  схемы вторичных цепей  трансформаторов тока и прочитать их.

2  

Раздел 3.

Принципиальные электрические схемы.

Тема 3.1. Основные правила выполнения принципиальных электрических схем

Содержание учебного материала

Основные правила выполнения принципиальных электрических схем.

Схемы электрического освещения. Принципиальные схемы цепей реле. Принципиальные схемы распределения электроэнергии. Принципиальные схемы управления электрооборудованием.  ГОСТ 2.709-72*  (переиздание 1983 г. с изменениями)  «Система обозначения цепей в электрических схемах».

2

Практическая работа № 4

«Построение  и чтение принципиальной схемы осветительных электроустановок».

2

Практическая работа № 5

«Изучение, построение и чтение  принципиальных схем измерительных цепей электрической линии».

2

Практическая работа № 6

«Изучение, построение  и чтение  принципиальных схем дистанционного управления электродвигателем».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 6.

Выполнить и прочитать  принципиальную схему включения электроустановки с управлением из трех мест.

2

Самостоятельная работа обучающихся № 7.

Выполнить и прочитать принципиальную схему дистанционного управления электродвигателем.

2

Самостоятельная работа обучающихся № 8.

Выполнить и прочитать принципиальные схемы распределения электроэнергии между промышленными потребителями.

2

Тема 3.2. Схемы соединений и подключений.

Содержание учебного материала

Схемы соединений и подключений в  в электрических установках. Условные графические обозначения отдельных элементов в схемах соединений. Способы выполнения схем соединений.  ГОСТ 2.414-75* «Правила выполнения чертежей жгутов, кабелей и проводов»

Практическая работа №7

«Построение  и чтение схемы соединения панели управления».

2

Практическая работа № 8

«Изучение, построение и чтение  схем подключения панели распределительного щита».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 9.

Выполнить и прочитать  принципиальную схему подключения  трехламповой люстры,  управляемой двумя выключателями.

2

Раздел 4.

Схемы электроустановок с электронной и микроэлектронной аппаратурой

Тема 4.1.

Содержание учебного материала

Принципиальные схемы электронной аппаратуры (воспринимающая, промежуточная, исполнительная части). Условные графические обозначения электрорадиокомпонентов. Типовые унифицированные элементы: источник питания, реле времени, измерительное реле, преобразователи формы импульсов и др. Микроэлектронные изделия, полупроводниковые интегральные микросхемы. ГОСТ 2.708-81 «Правила выполнения электрических схем цифровой вычислительной техники»

Практическая работа № 9

«Изучение, построение и чтение принципиальной схемы полупроводникового элемента».

2

Практическая работа № 10

Изучение, построение и чтение схемы автоматического управления технологического контроля

2

Самостоятельная работа обучающихся №10.

Выполнить электрическую схему интегральной микросхемы и прочитать её.

2

Дифференцированный зачет

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  «Инженерной графики» или «Черчения».

Оборудование учебного кабинета «Инженерной графики»:

     -  наглядные пособия, оборудования

     -  столы чертёжные

     -  столы ученические

     -  кресло

     -  доска меловая (магнитная) трёхстворчатая

     -  шкаф

     -  комплект чертёжных инструментов для построения чертежей на доске

 Технические средства обучения: компьютерные и телекоммуникационные.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

учебники:

  1. Сибикин  Ю.Д. Технология энергосбережения (Текст): учебник /Ю.Д.Сибикин, М.Ю. Сибикин. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2012. – 352 с. – (Профессиональное образование)
  2. Сибикин  Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2-х кн. Кн.1. (Текст): учебник для НПО /Ю.Д.Сибикин. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 208 с.
  3. Сибикин  Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2-х кн. Кн.2. (Текст): учебник для НПО /Ю.Д.Сибикин. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 215 с.
  4. Шеховцев В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование (Текст): учебник / В.П. Шеховцев. – 2-е изд. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 407 с.: ил. – (Профессиональное образование)

учебные пособия:

  1. Акимова Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (Текс): учеб. пособие для СПО / Н.А.Акимова, Н.И. Фотоленец, Н.А.Сентюрихин; под общ. ред. Н.Ф. Котеленца. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 306 с.
  2. Быстрицкий Г.Ф. Общая энергетика (Текст): учеб. пособие для НПО, СПО /  Г.Ф. Быстрицкий. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 208 с.
  3. Быстрицкий Г.Ф. Энергосиловое оборудование промышленных предприятий (Текст): учеб. пособие для НПО, СПО /  Г.Ф. Быстрицкий. – 4-е изд. стер. - М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.
  4. Колесников А.И. Энергоснабжение в промышленных и коммунальных предприятиях / А.И.Колесников и др.; под общ. Ред. М.Н.Федорова. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 124 с.
  5. Конюхова Е.А.  Электроснабжение объектов (Текст): учеб. пособие для СПО /  Е.А.Конюхова . – 4-е изд., стер. -  М.: ИЦ «Академия», 2012. – 320 с.

учебно-методические пособия:

  1. Библия электрика (Текст): ПУЭ; МПОТ; ПТЭ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 688 с.: ил.
  2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (Текст). – М.: ЭНАС, 2012. – 264 с.
  3. Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера по ремонту электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2012. – 248 с.: ил.
  4. Сибикин Ю.Д. Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2012. – 248 с.: ил.

Дополнительные источники:  журнал «Электроэнергетика: сегодня и завтра»

Информационно-справочное издание «Новости энергетики» (www.news.elteh.ru)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

иметь практический опыт:

составления принципиальных,  электрических и монтажных схем;  

уметь:

читать и выполнять принципиальные, электрические и монтажные схемы различной сложности; читать  схемы приборов, узлов и механизмов электрооборудования;

знать:

общие сведения об электрических схемах, правила оформления  и чтения электрических схем,  условные обозначения в схемах;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению схем.

Текущий контроль в форме:

  • защиты практических работ № 1 - № 10;
  • озвучивания опорного конспекта,      чтение условных графических и
  • буквенных обозначений  аппаратов и приборов;
  • дифференцированного зачёта по

дисциплине.

Разработчик:         

АУ СПО СПК                          преподаватель                   И.В.Мирошниченко

        (место работы)                           (занимаемая должность)                     (инициалы, фамилия)

Эксперт:

  АУ СПО СПК                          преподаватель                       Т.И.Филиппова

        (место работы)                             (занимаемая должность)                     (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования...

[Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 ОД 07 Элматериаловедение

Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО)...

[Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 РП ПМ 01

Рабочая программа профессионального модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования  промышленных организаций...

[Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 РП ПМ 02

Рабочая программа профессионального модуля «Проверка и наладка электрооборудования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  профессии началь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. Наладка электрических схем и приборов автоматики

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профессии  15.01.31 Мастер контрольно-измерительны...