[Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 ОД 07 Элматериаловедение
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО) 140446.03. «Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
140446.03_od_07_elmaterialovedenie.docx | 47.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский профессиональный колледж»
Структурное подразделение-4
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий по УПР
_______________ А.С.Филиппов
«______»______________2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Электроматериаловедение»
по профессии140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям)»
Наименование профиля: технический
2013 г.
Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО) 140446.03. «Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям)»
Организация разработчик: АУ СПО «Сургутский профессиональный колледж»
Разработчик: Мирошниченко Ирина Вячеславовна, преподаватель.
Рекомендована профессионально-методическим объединением ««Энергетика и автоматика», протокол № 9 от «28 » мая 2013 г.
Эксперт: Филиппова Татьяна Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» является дисциплиной профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (НПО): 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования» (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки с учетом специфики профессий электротехнического профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Электроматериаловедение» изучается на втором курсе, в структуру основной образовательной программы дисциплина введена как дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
иметь практический опыт:
определения электротехнических материалов, по их свойствам и характеристикам; выбора электротехнического материала;
уметь:
определять свойства и классифицировать электротехнические материалы, применяемые в электроустановках, по группам (проводники, полупроводники, диэлектрики), по назначению; различать электротехнические материалы по физико-химическим, электрическим, механическим, влажностным свойствам; подбирать электротехнические материалы для определенной области применения в электроустановках;
знать:
виды, свойства и область применения электротехнических материалов.
1.4. Количество часов, выделенное на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 56 часов;
самостоятельная работа обучающегося 28 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 18 |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | |
аудиторная самостоятельная работа | |
реферат, сообщения внеаудиторная самостоятельная работа | |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электроматериаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Классификация электротехнических материалов | ||
Тема 1.1. Общие сведения о строении вещества | Общие сведения о строении вещества. Классификация электротехнических материалов. Агрегатные состояния. Свойства и характеристики электроматериалов. | 2 | 1 |
Практическая работа № 1. «Изучение свойств и характеристик электротехнических материалов». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 1. | 2 | ||
Раздел 2 | Проводниковые материалы | ||
Тема 2.1. Классификация проводниковых материалов | Классификация проводниковых материалов по механическим, электрическим, тепловым, физико-химическим свойствам. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся № 2. | 2 | ||
Тема 2.2. Материалы с высокой проводимостью | Материалы с высокой проводимостью. Общие сведения | 2 | 1 |
Практическая работа № 2. «Выполнение сравнительного анализа материалов с малым удельным сопротивлением» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 3. | 2 | ||
Тема 2.3. Материалы с высоким сопротивлением | Материалы с высоким сопротивлением. Общие сведения. Материалы для термопар. | ||
Практическая работа № 3. «Выполнение сравнительного анализа материалов с высоким сопротивлением» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 4. | 2 | ||
Тема 2.4. Проводниковые материалы и сплавы различного применения | Проводниковые материалы и сплавы различного применения | 2 | |
Практическая работа № 4. «Выполнение сравнительного анализа жаростойких проводниковых материалов и благородных материалов» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 5. | 2 | ||
Неметаллические проводниковые материалы. Общие сведения | |||
Практическая работа № 5. «Изучение характеристик неметаллических проводниковых материалов». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 6. | |||
Практическая работа № 6. «Изучение основных характеристик и области применения проводниковых изделий». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 7. | 2 | ||
Раздел 3 | Полупроводниковые материалы | ||
Тема 3.1. Простые полупроводники | Свойства простых полупроводников | 2 | 1 |
Практическая работа № 7. «Изучение основных характеристик полупроводниковых материалов». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 8. | 2 | ||
Тема 3.2. Сложные полупроводники | Полупроводниковые соединения | ||
Лабораторная работа № 1. «Изучение основных характеристик полупроводниковых соединений». | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 9. | 2 | ||
Раздел 4 | Диэлектрические материалы | ||
Тема 4.1. Свойства диэлектриков. Общие сведения | Свойства диэлектриков. Общие сведения. Основные свойства и характеристики. Агрегатные состояния. | 2 | 1 |
Практическая работа № 8. «Изучение характеристик диэлектрических материалов». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 10. | 2 | ||
Тема 4.2. Твердые диэлектрики | Твердые диэлектрики. Виды. Основные свойства. | ||
Практическая работа № 9. «Изучение характеристик твердых диэлектриков». | 2 | ||
Лабораторная работа № 2. «Изучение электрической прочности твердых диэлектриков». | 4 | ||
Лабораторная работа № 3. «Изучение удельных электрических сопротивлений твердых диэлектриков». | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 11. | 2 | ||
Тема 4.3. Жидкие и газообразные диэлектрики | Жидкие и газообразные диэлектрики | ||
Практическая работа № 10. «Изучение характеристик нефтяных изоляционных масел». | 2 | ||
Практическая работа 11. «Изучение основных характеристик газообразных диэлектриков». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 12. | 3 | ||
Раздел 5 | Магнитные материалы | ||
Тема 5.1. Магнитные материалы. Виды. Основные свойства. | Свойства магнитных материалов. Общие сведения. Магнитотвердые материалы. Магнитомягкие материалы | 2 | 1 |
Лабораторная работа № 4. «Исследование характеристик магнитных материалов». | 4 | ||
Лабораторная работа № 5. «Исследование характеристик сегнетоэлектриков». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся № 13. | 3 | ||
Дифференцированный зачет | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории «Электроматериаловедение» или «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета «Материаловедение»:
- столы ученические, стулья ученические
- стол преподавателя
- доска меловая (магнитная) трёхстворчатая
- настенный экран для проектора
- книжный шкаф
- наглядные пособия, образцы материалов
- комплекты лабораторного оборудования
Технические средства обучения: компьютерные и телекоммуникационные.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
учебники:
- Журавлева Л.В. Электроматериаловедение: учебник для нач.проф. образования/Л. В. Журавлева. – 7-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352с.
- Калинин Н.Н., Скибинский Г.Л., Новиков П.П. Электрорадиоматериалы: Учебник для техникумов/ Под ред.Н.Н.Калинина. - М.: Высш.шк., 2010.- 293 с.
- Сибикин Ю.Д. Технология энергосбережения (Текст): учебник /Ю.Д.Сибикин, М.Ю. Сибикин. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2012. – 352 с. – (Профессиональное образование)
- Шеховцев В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование (Текст): учебник / В.П. Шеховцев. – 2-е изд. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2012. – 407 с.: ил. – (Профессиональное образование)
учебные пособия:
- Акимова Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (Текс): учеб. пособие для СПО / Н.А.Акимова, Н.И. Фотоленец, Н.А.Сентюрихин; под общ. ред. Н.Ф. Котеленца. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 306 с.
- Быстрицкий Г.Ф. Общая энергетика (Текст): учеб. пособие для НПО, СПО / Г.Ф. Быстрицкий. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 208 с.
- Журавлева Л.В. Электроматериаловедение. Учеб. пособие для сред. проф. образования- М.: Проф Обр Издат, 2012.-312 с
- Курносов А.И. Материалы для полупроводниковых приборов и интегральных микросхем: Учеб. пособ. для СПО.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш.шк., 2009.-327 с.
- Никулин Н..В. Справочник молодого электрика по электрическим материалам и изделиям.- М.: Высш. шк., 2002.-216 с.
- Ярочкина Г.В. Электроматериаловедение Рабочая тетрадь: учеб. пособие для нач.проф.образования / Г.В.Ярочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 80 с.
учебно-методические пособия:
- Библия электрика (Текст): ПУЭ; МПОТ; ПТЭ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 688 с.: ил.
- Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (Текст). – М.: ЭНАС, 2012. – 264 с.
- Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтера по ремонту электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2012. – 248 с.: ил.
- Сибикин Ю.Д. Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2010. – 248 с.: ил.
Дополнительные источники: журнал «Электроэнергетика: сегодня и завтра»
Информационно-справочное издание «Новости энергетики» (www.news.elteh.ru)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
иметь практический опыт: определения электротехнических материалов, по их свойствам и характеристикам; выбора электротехнического материала; уметь: определять свойства и классифицировать электротехнические материалы, применяемые в электроустановках, по группам (проводники, полупроводники, диэлектрики), по назначению; различать электротехнические материалы по физико-химическим, электрическим, механическим, влажностным свойствам; подбирать электротехнические материалы для определенной области применения в электроустановках; знать: виды, свойства и область применения электротехнических материалов. | Текущий контроль в форме: защиты отчетов по практическим работам; защиты отчетов по лабораторным работам; озвучивания опорного конспекта, решения индивидуальных заданий; презентаций сообщений;
Итоговый контроль в форме: дифференцированного зачёта по дисциплине. |
Разработчик:
АУ СПО СПК преподаватель И.В.Мирошниченко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперт:
АУ СПО СПК преподаватель Т.И.Филиппова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
[Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 РП ПМ 01
Рабочая программа профессионального модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций...
[Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 РП ПМ 02
Рабочая программа профессионального модуля «Проверка и наладка электрооборудования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) профессии началь...
[Рабочие программ ПМ и УД] 140446.03 Чтение электрических схем
Рабочая программа по дисциплине разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) ...
[Рабочие программ ПМ и УД] программа ГИА 140446.03
Программа государственной итоговой аттестации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии подготовки квалифицированных рабочих и служащих 140446.0...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02. Проверка и наладка электрооборудования по профессии 140446.03
Для спецдисциплин....