Рабочая программа по дисциплине ЕН.03 Физика
рабочая программа
Рабочая программа предназначена для обучающихся по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.02.15_en.03_fizika_rp.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» РТУ МИРЭА |
Колледж приборостроения и информационных технологий
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по МР
_______________ Е.В. Садыкова
«___» ___________ 2021г. | УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа ПИТ
_______________ О.В. Книга
«___» ___________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ЕН.03 Физика
специальность 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи
Москва
2021
Одобрена Предметно-цикловой комиссией Обще-гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № 1 От «31_» августа 2021г Председатель предметно-цикловой комиссии _________ М.В.Шароченкова подпись ФИО | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи |
Составитель:
Бабенко Татьяна Александровна, преподаватель первой квалификационной категории Колледжа приборостроения и информационных технологий
Рецензент:
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | ||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании предметно-цикловой комиссии Информационной безопасности | ||||
Сетевого администрирования и инфокоммуникационных систем | ||||
Протокол от __ __________ 2022 г. № __ Председатель ПЦК____________________ ____________________ | ||||
Подпись Расшифровка подписи | ||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | ||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании предметно-цикловой комиссии | ||||
Сетевого администрирования и инфокоммуникационных систем | ||||
Протокол от __ __________ 2023 г. № __ Председатель ПЦК____________________ ____________________ | ||||
Подпись Расшифровка подписи | ||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | ||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании предметно-цикловой комиссии | ||||
Сетевого администрирования и инфокоммуникацоинных систем | ||||
Протокол от __ __________ 2024 г. № __ Председатель ПЦК ___________________ ____________________ | ||||
Подпись Расшифровка подписи | ||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | ||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании предметно-цикловой комиссии | ||||
Сетевого администрирования и инфокоммуникационных систем | ||||
Протокол от __ __________ 2025 г. № __ Председатель ПЦК ___________________ ____________________ | ||||
Подпись Расшифровка подписи |
СОДЕРЖАНИЕ
| 5 |
| 6 |
| 11 |
| 11 |
| 13 |
| 14 |
| 15 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл. Содержание учебной дисциплины является основой для получения знаний по ОП.01 Теория электрических цепей, ОП.02 Электронная техника, ОП.03 Теория электросвязи, ОП.05 Электрорадиоизмерения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1 – ОК 9 | -применять физические законы для решения практических задач; -проводить физические измерения, применять методы корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента | -фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, электричества и магнетизма, атомной физики |
1.3. Использование часов вариативной части.
Часы из вариативной части не использованы.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем учебной дисциплины | 80 |
Самостоятельная работа | 10 |
Консультации | 4 |
Экзамен | |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 66 |
в том числе: | |
-теоретическое обучение | 50 |
-практические занятия | 16 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена в 3 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.03 Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Физические основы механики | 10 | ||||
Тема 1.1. Элементы кинематики и динамики. Законы сохранения – фундаментальные законы природы. | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 | ||
1 | Физический эксперимент, физическая модель, физические взаимодействия. Погрешности при эксперименте. Математический аппарат как основа решения физических задач. Характеристики механического движения. Законы Ньютона. | 8 | |||
2 | Элементы теории гравитационного поля. Энергия: кинетическая и потенциальная. Работа. Законы сохранения. | ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | ||||
1 | Составление презентаций по темам курса: «Модели в механике», «Связи, реакции связей», «Силы трения в технике». | ||||
Раздел 2. Основы электромагнетизма | 18 | ||||
Тема 2.1. Электрическое поле. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 | ||
1 | Электрическое поле. Напряженность и потенциал. Принцип суперпозиции. Графическое представление об электрическом поле. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсатор. Типы конденсатов. Конденсаторные цепи. | 4 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
1 | Расчет общей емкости батареи конденсаторов. | ||||
Тема 2.2. Законы постоянного тока. | Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Виды электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Расчеты потребляемой мощности. | 2 | |||
Практические занятия | 4 | ||||
2 | Традиционные методы расчета токов, напряжений и мощностей в электрической цепи. | ||||
3 | Расчет сопротивления проволочных резисторов. Выбор проводов по сечению и сплаву. | ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | ||||
Традиционные методы расчета токов, напряжений и мощностей в электрической цепи. |
Тема 2.3. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Общая характеристика магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Связь между электрическим и магнитным полем. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Индуктивность. Самоиндукция. | 2 | |||
Самостоятельная работа студента | 2 | ||||
1 | Решение задач по темам: сила Ампера и сила Лоренца, энергия магнитного поля. | ||||
Раздел 3. Основы физики колебаний и волн | 30 | ||||
Тема 3.1. Гармонические колебания. | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 | ||
1 | Колебательные процессы. Единый математический аппарат различных физических процессов. Гармонические осцилляторы. Сложение гармонических колебаний. Резонанс, характеристики резонанса и его практическое использование. | 6 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
4 | Сложение колебаний. Анализ фигур Лиссажу. | ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | ||||
1 | Составление презентаций по теме «Гармонические колебания». | ||||
Тема 3.2. Физические основы акустики. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Волновой процесс. Распространение колебаний. Основные понятия волнового движения. Звуковые волны, их характеристика, распространение в различных средах. Гидроакустика. Отражение и поглощение звуковых волн. Эффект Доплера в акустике. Звукопоглощение и звукоизоляция. | 4 | |||
2 | Природа акустического резонанса. Причины возникновения явления. Резонаторы. Использование явления в науке и технике. Акустический резонанс | ||||
Практические занятия | 2 | ||||
5 | Определение скорости распространения звука. | ||||
Тема 3.3. Электро- магнитные колебания. Переменный ток. Виды нагрузок в цепях переменного тока. | Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Гармонические колебания в открытом и закрытом колебательном контурах. Условия и характеристики резонанса в цепи переменного тока. Аналогия механических и электромагнитных колебаний. Применение колебательного контура в радиотехнике. | 6 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
6 | Составление уравнений гармонических колебаний по графикам гармонических колебаний. | ||||
Тема 3.4. Электромагнитные волны. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Распространение электромагнитных волн. Теория Максвелла. Экспериментальное получение электромагнитных волн. Опыты Герца. Практическое использование электромагнитных волн. Особенности распространения электромагнитных волн в пространстве. Антенны. Шкала электромагнитных волн. | 6 | |||
Раздел 4. Оптические явления. Элементы квантовой физики атомов и молекул | 18 | ||||
Тема 4.1. Волновые и квантовые свойства света. | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 | ||
1 | Свет как волна. Элементы геометрической и электронной оптики. Поляризованный свет. Световоды. Передача информационно-световых сигналов по световодам. Квантовая природа излучения и поглощения света. Постулаты Бора. Спектральный анализ. Оптические квантовые генераторы. Принципы работы современных лазерных устройств. | 6 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
7 | Определение показателя преломления. | ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | ||||
Составление презентации по теме «Оптические приборы наблюдения». | |||||
Тема 4.2. Элементы физики твердого тела. Полупроводники. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Основы теории проводимости. Различные виды носителей зарядов. Свойства электронов в кристаллических проводниках и полупроводниках. Понятие о зонной теории. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p-n перехода. Принципы работы полупроводниковых устройств (диодов, транзисторов). Вольтамперные характеристики полупроводникового диода. | 4 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
8 | Построение ВАХ полупроводникового диода. | ||||
Тема 4.3. Единство квантовых и волновых свойств электромагнитного излучения. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Многообразие физических теорий – основа формирования физической картины мира. | 2 | |||
Консультации | 4 | ||||
Экзамен | |||||
Всего: | 80 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Информационное обеспечение обучения
3.1.1. Основные печатные источники:
1. Агеев, И. М. Физика электронных приборов: учебное пособие / И. М. Агеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 324 с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]
2. Физика. Практикум по решению задач : учебное пособие / Л. Л. Гладков, А. О. Зеневич, Ж. П. Лагутина, Т. В. Мацуганова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 288 с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]
3.1.2. Дополнительные печатные источники:
1. Бирюкова, О. В. Физика. Электричество и магнетизм. Задачи с решениями: учебное пособие для спо / О. В. Бирюкова, Б. В. Ермаков, И. В. Корецкая. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 180 с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]
2. Аксенова, Е. Н. Общая физика. Механика (главы курса) : учебное пособие для спо / Е. Н. Аксенова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020.-437с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]
3. Бодунов, Е. Н. Базовый курс физики: механика, молекулярная физика, электростатика, постоянный электрический ток, магнетизм, волновая оптика, элементы квантовой механики, атомной и ядерной физики : учебник / Е. Н. Бодунов. — Санкт-Петербург: ПГУПС, 2020. — 319 с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]
3.1.3. Электронные источники:
1. https://www.book.ru/ - электронная библиотечная система book. ru
2. https://lib.rucont.ru/ - электронная библиотечная система «РУКОНТ»
3 https://e.lanbook.com/ - электронная библиотечная система «ЛАНЬ»
4. https://www.urait.ru/ - электронная библиотечная система «ЮРАЙТ»
5. https://library.mirea.ru/ - электронные учебники РТУ МИРЭА
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: -фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, электричества и магнетизма, атомной физики | -Правильно трактовать и приводить примеры на подтверждение законов электромагнитного поля. -Аргументировать и объяснять применение законов термодинамики, электрического и магнитного полей в технике -Логичность объяснения квантовой теории света, строения атома и атомного ядра. | Оценка знаний в ходе тестирования, опроса по теме занятий и выступления с докладами и сообщениями. |
-Умения: -применять физические законы для решения практических задач; -проводить физические измерения, - применять методы корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента | -правильность решения расчетных задач и выполнения лабораторных работ; - качественно рассчитывать электрические цепи; - с учетом правил пользоваться измерительной аппаратурой при исследовании влияния и взаимодействия электрических и магнитных полей; - качественно строить графики физических процессов; | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, тестирования, проведения экзамена. |
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5.1. Типовые контрольные вопросы и задания
- Физический эксперимент.
- Физическая модель.
- Законы Ньютона.
- Физические взаимодействия.
- Погрешности при эксперименте.
- Математический аппарат как основа решения физических задач.
- Характеристики механического движения.
- Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
- Конденсатор.
- Типы конденсатов.
- Конденсаторные цепи.
- Виды электрических цепей.
- Закон Ома для полной цепи.
- Закон Ома для участка цепи
- Расчеты потребляемой мощности.
- Общая характеристика магнитного поля.
- Магнитные свойства вещества.
- Связь между электрическим и магнитным полем.
- Явление электромагнитной индукции.
- Закон Фарадея.
- Индуктивность.
- Самоиндукция.
- Колебательные процессы.
- Единый математический аппарат различных физических процессов.
- Гармонические осцилляторы.
- Сложение гармонических колебаний.
- Резонанс, характеристики резонанса и его практическое использование.
- Волновой процесс.
- Распространение колебаний.
- Основные понятия волнового движения.
- Звуковые волны, их характеристика, распространение в различных средах. Гидроакустика.
- Отражение и поглощение звуковых волн.
- Эффект Доплера в акустике.
- Звукопоглощение и звукоизоляция.
- Природа акустического резонанса.
- Причины возникновения явления резонанса.
- Резонаторы.
- Использование явления в науке и технике.
- Акустический резонанс
- Гармонические колебания в открытом и закрытом колебательном контурах.
- Условия и характеристики резонанса в цепи переменного тока.
- Аналогия механических и электромагнитных колебаний.
- Применение колебательного контура в радиотехнике.
- Распространение электромагнитных волн. Теория Максвелла.
- Экспериментальное получение электромагнитных волн.
- Опыты Герца.
- Практическое использование электромагнитных волн.
- Особенности распространения электромагнитных волн в пространстве.
- Элементы геометрической и электронной оптики. Поляризованный свет.
- Световоды.
- Передача информационно-световых сигналов по световодам.
- Квантовая природа излучения и поглощения света.
- Постулаты Бора.
- Спектральный анализ.
- Оптические квантовые генераторы.
- Принципы работы современных лазерных устройств.
- Основы теории проводимости.
- Различные виды носителей зарядов.
- Свойства электронов в кристаллических проводниках и полупроводниках.
- Понятие о зонной теории.
- Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p-n перехода.
- Принципы работы полупроводниковых устройств (диодов, транзисторов).
- Вольтамперные характеристики полупроводникового диода
5.2. Фонд оценочных средств
Полный перечень оценочных средств представлен в приложении 1.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ кабинета | Наименование кабинета в соответствии с приказом | Оснащенность кабинета (лабораторное, учебное оборудование) | Инвентарный номер |
261 |
| Лабораторное и учебное оборудование не используется | - |
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа обучающихся направлена на подготовку к учебным занятиям и на развитие знаний, умений и навыков, предусмотренных программой дисциплины.
В соответствии с учебным планом дисциплина может предусматривать лекции, практические занятия и лабораторные работы, а также выполнение и защиту курсового проекта (работы). Успешное изучение дисциплины требует посещения всех видов занятий, выполнение заданий преподавателя и ознакомления с основной и дополнительной литературой
При подготовке к лекционным занятиям студентам необходимо:
перед очередной лекцией необходимо просмотреть конспект материала предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале опять не удалось, то обратитесь к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя.
При подготовке к практическим занятиям студентам необходимо:
приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю.
Студентам, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющие письменного решения задач или не подготовившиеся к данному практическому занятию, рекомендуется не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изученную на занятии.
Методические указания необходимые для изучения и прохождения дисциплины приведены в составе образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии 230115...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 ФИЗИКА по профессии СПО (ППКРС) 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 Физика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по профессии СПО (ППКРС)...
Рабочая программа учебной дисциплины ПД.03 Физика по специальности 49.02.01 "Физическая культура"
Разработка рабочей программы по учебной дисциплине ПД.03 Физика для специальности СПО 49.02.01 "Физическая культура"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.09 «Физика»
Программа учебной дисциплины ОУД.09 «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 09 ФИЗИКА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.09Физика предназначена для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...
Рабочая программа по дисциплине ЕН.03 Физика
Для обучающихся по специальности 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем...