РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.09 «Физика»
рабочая программа
Программа учебной дисциплины ОУД.09 «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.09 «Физика» | 115.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2017 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №106/2-о от 01.09.2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОУД.09 «Физика»
по профессии / специальности СПО
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебная нагрузка:
Максимальная – 181 час
Самостоятельная – 60 часов
Обязательная – 121 час
2017
Программа учебной дисциплины ОУД.09 «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения дисциплины «Физика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в переделах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.02.2015 № 06-259).
Организация – разработчик: СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Разработчик: Васильева З.Н. – преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
Протокол № 1 от ______________
Председатель ПЦК _______________ Оробей О.Н.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
___________________ Рослякова О.Н.
Содержание
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Физика» 5
Место учебной дисциплины в учебном плане 6
Результаты освоения учебной дисциплины 6
Содержание учебной дисциплины 7
Тематическое планирование и содержание ОУД 12
Контроль и оценка результатов освоения ОУД 25
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 27
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Физика» 33
Рекомендуемая литература
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения дисциплины «Физика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в переделах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.02.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно - научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).
Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»
В основе общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют мета- предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно- информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).
Место учебной дисциплины в учебном плане
Общеобразовательная учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Физика» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.
Количество часов учебного плана ППССЗ на освоение рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 181час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося, включая лабораторные и практические работы - 121 час, самостоятельная работа обучающегося - 60 час.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями ,законами и теориями; уверенное использование физической терминологии символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфереи для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Физика — фундаментальная наука о природе.
Естественно - научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении специальностей СПО.
1. Механика
Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Изучение движения тела по окружности.
Изучение сохранения механической энергии.
2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.
Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации
Движение броуновских частиц. Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изотермический и изобарный процессы.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
Определение жесткости пружины.
3. Электродинамика
Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.
Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Работа электрогенератора. Трансформатор.
Лабораторные работы
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.
Определение температуры нити лампы накаливания.
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение действия магнитного поля на ток.
4. Колебания и волны
Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.
Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Демонстрации
Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс.
Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь.
Лабораторные работы
Определение электроемкости неизвестного конденсатора
5. Оптика
Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Демонстрации
Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.
Лабораторные работы
Определение показателя преломления стекла.
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
Изучение интерференции и дифракции света.
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
6. Элементы квантовой физики
Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.
Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры различных веществ. Излучение лазера (квантового генератора). Счетчик ионизирующих излучений.
7. Эволюция Вселенной
Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Карта Луны и планет.
Строение и эволюция Вселенной.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 181 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 121 |
в том числе: | |
Лекции, комбинированные уроки | 99 |
практические занятия | 6 |
лабораторные работы | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
в том числе: | |
выполнение реферата и индивидуального проекта | 20 |
работа с учебной и справочной литературой | 17 |
решение задач | 10 |
составление таблиц | 5 |
подготовка сообщений с презентацией | 8 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
Тематический план
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | Специальность СПО |
Введение | 2 |
1. Механика | 24 |
2. Молекулярная физика. Термодинамика | 16 |
3. Электродинамика | 32 |
4. Колебания и волны | 18 |
5. Оптика | 10 |
6. Элементы квантовой физики | 12 |
7. Эволюция Вселенной | 7 |
Итого | 121 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | |
Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 60 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |
Всего | 181 |
Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение. | Физика — фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении специальностей СПО. | 2 | 1 | ||
Раздел 1. Механика | 24 | ||||
Тема 1.1. Кинематика. | Содержание учебного материала | 8 | 2 | ||
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Работа с учебной литературой и сборником задач | |||||
Тема 1.2.Законы механики Ньютона. | Содержание учебного материала | 6 | |||
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Силы в механике. | |||||
Лабораторная работа №1 | 2 | ||||
Изучение движения тела по окружности. | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Работа с учебной литературой и сборником задач. Написание конспекта по теме: «Способы измерения массы тел» | |||||
Тема 1.3. Законы сохранения в механике. | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||
Определение импульса силы и импульса тела. Изучение закона сохранения импульса. Определение работы, мощности, механической энергии. Изучение закона сохранения энергии. | |||||
Лабораторная работа №2 | 1 | ||||
Изучение сохранения механической энергии. | |||||
Контрольная работа №1 | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Работа с учебной литературой и сборником задач. Написание конспекта по теме: «Реактивное движение» Работа над рефератами по темам: «Законы сохранения в механике», «Исаак Ньютон - создатель классической физики» | |||||
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. |
| 16 | |||
Тема 2.1. Основы молекулярно – кинетической теории. Идеальный газ . | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||
Изучение основных положений МКТ, их опытное обоснование. Объяснение свойств газообразного состояния вещества на основе МКТ. Измерение скорости движения молекул в газе. Определение идеального газа. Изучение основного уравнения МКТ газов. Изучение термодинамической шкалы температур. Определение абсолютной температуры как меры средней кинетической энергии частиц. Изучение уравнения состояния идеального газа, изопроцессов. | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Работа с учебной литературой, сборником задач. Написание конспекта по темам: «Исследование размеров и масс молекул», «Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия», «Вакуум» Работа над рефератом по теме: «Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов», «Бесконтактные методы контроля температуры» | |||||
Тема 2.2. Основы термодинамики. | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||
Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Работа с учебной литературой, сборником задач. Написание конспекта по темам: «Холодильные машины», «Тепловые двигатели и охрана природы» Работа над рефератом по теме: «Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин», «Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве» | |||||
Тема 2.3. Свойства паров, жидкостей и твердых тел | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. Контрольная работа № 2 | |||||
Лабораторные работы. | 2 | ||||
№ 3 Измерение влажности воздуха. № 4 Определение жесткости пружины. | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Работа с учебной литературой, сборником задач. Написание конспекта по темам: «Кипение. Зависимость температуры кипения от давления» «Перегретый пар и его использование в технике», «Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления» Работа над рефератом по теме: «Влияние дефектов на физические свойства кристаллов», «Жидкие кристаллы и их применение промышленности», «Физические свойства атмосферы» | |||||
Раздел 3. Электродинамика. | 32 | ||||
Тема 3.1. Электрическое поле. | Содержание учебного материала | 8 | 2 | ||
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. | |||||
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Работа с учебной литературой, сборником задач. Написание конспекта по темам: «Эквипотенциальные поверхности», « Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля» Работа над рефератом по теме: «Электризация тел и её применение в быту на производстве» «Пьезоэлектрический эффект его применение» | |||||
Тема 3.2. Законы постоянного тока. | Содержание учебного материала | 8 | 2,3 | ||
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Закон Джоуля- Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.Контрольная работа №3 | |||||
Лабораторные работы | 4 | ||||
№5«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» №6«Определение коэффициента полезного действия электрического чайника» №7«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника электрической энергии» №8«Определение температуры нити лампы накаливания» | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Работа с учебной литературой и сборником задач. Написание конспекта по теме: «Особенности параллельного и последовательного проводников», «Соединение источников электрической энергии в батарею « Написание рефератов по темам: «Явление сверхпроводимости», «Применение теплового действия тока в различных технических устройствах» | |||||
Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Работа с учебной литературой, написание конспекта по теме: «Полупроводниковые приборы, их применение», «Полупроводниковые датчики температуры», «Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека», «Биполярные транзистор», «Акустические свойства полупроводников» | |||||
Тема 3.4. Магнитное поле. | Содержание учебного материала | 6 | |||
Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Работа с учебной литературой, составление таблицы: «Классификация веществ по их магнитным свойствам», конспект по теме «Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц Написание рефератов по темам: «Природа ферромагнетизма», « Магнитные измерения (принципы построения приборов), способы измерения магнитного потока, магнитной индукции» | |||||
Тема 3.5. Электромагнитная индукция. | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 | ||
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. Контрольная работа №4 | |||||
Лабораторные работы | 2 | ||||
№9 «Наблюдения действия магнитного поля на ток» №10 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Работа с учебной литературой и сборником задач, подготовка сообщения по теме: «Применение явления электромагнитной индукции» | |||||
Раздел 4. Колебания и волны | 18 | ||||
Тема 4.1. Механические колебания. | Содержание учебного материала | ||||
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. | 4 | 2,3 | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||||
Работа с учебной литературой и сборником задач. | |||||
Тема 4.2. Упругие волны | Содержание учебного материала | 2 | |||
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. | |||||
Самостоятельная работа | 1 | ||||
Работа с учебной литературой, подготовка сообщения по теме: «Звуковые волны. Ультразвук и его применение» | |||||
Тема 4.3. Электромагнитные колебания | Содержание учебного материала | 8 | |||
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Трансформатор. Получение, передача и распределение электроэнергии. | |||||
Лабораторная работа | 2 | ||||
№12«Определение электроемкости неизвестного конденсатора», Контрольная работа №5 | |||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Работа с учебной литературой и сборником задач. Написание конспекта по теме: «Получение, передача и распределение электроэнергии», «Генератор переменного тока», «Генератор незатухающих электромагнитных колебаний» Написание рефератов по темам: «Переменный электрический ток и его применение», «Токи высокой частоты» | |||||
Тема 4.4. Электромагнитные волны | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Работа с учебной литературой. Написание конспекта по темам: «Понятие о радиосвязи» Написание рефератов по темам: « Изобретение радио А. С. Поповым», «Применение электромагнитных волн» | |||||
Раздел 5. Оптика | 10 | ||||
Тема 5.1. Природа света | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. | |||||
Лабораторные работы | 2 | ||||
№13«Определение показателя преломления стекла» №14«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Написание рефератов по темам: «Глаз как оптическая система», «Оптические приборы» | |||||
Тема 5.2.Волновые свойства света | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. | |||||
Лабораторные работы | 2 | ||||
№15«Изучение интерференции и дифракции света» №16«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | |||||
Самостоятельная работа | 3 | ||||
Работа с учебной литературой, составление конспекта на тему: «Использование интерференции в науке и технике», Написание рефератов по темам: «Голография и ее применение», « Современная спутниковая связь» «Оптические явления в природе», « Дифракция в нашей жизни» | |||||
Раздел 6. Элементы квантовой физики | 12 | ||||
Тема 6.1. Квантовая оптика | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Работа с учебной литературой, составление конспекта на тему: «Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов» | |||||
Тема 6.2. Физика атома | Содержание учебного материала | 2 | |||
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. | |||||
Самостоятельная работа | 3 | ||||
Написание рефератов по темам: «Принцип действия и область применения лазеров», «Квантовые генераторы» | |||||
Тема 6.3. Физика атомного ядра | Содержание учебного материала | 8 | |||
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова —Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Контрольная работа №6 | |||||
Самостоятельная работа | 3 | ||||
Написание рефератов по темам: «Ядерный реактор», «Получение радиоактивных изотопов и их применение», «Биологическое действие радиоактивных излучений», « Элементарные частицы» | |||||
Раздел 7. Эволюция Вселенной | 7 | ||||
Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Написание рефератов по темам: «Понятие о космологии», « | |||||
Тема 7.2.Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | Содержание учебного материала | 5 | |||
Термоядерный синтез. Энергия Солнца и звезд. Происхождение Солнечной системы. | |||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||
Написание рефератов по темам: «Проблема термоядерной энергетики», «Эволюция звезд» | |||||
Повторение. (Защита индивидуальных проектов). | 3 | 3,4 | |||
Самостоятельная работа | |||||
Работа над индивидуальными проектами:
| |||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |||||
Всего часов | 181 (121 ауд.+60 сам.) |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения: | |
- использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; − выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; − управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; - использовать основные интеллектуальные операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; −использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; − анализировать и представлять информацию в различных видах; − публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; | Наблюдение, эксперименты, оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при работе в группе, выполнение индивидуальных проектов. Анализ результатов своей практической деятельности по изученным темам (рефлексия деятельности). |
- обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; − решать физические задачи; − применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; | Контрольные работы, программированные опросы, тесты, семестровый зачет, итоговый экзамен. Выполнение лабораторных и практических работ. Защита индивидуального проекта |
Основные знания: | |
-владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии символики; - владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; -физические явления и законы физики, границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях; -основные физические величины, их определение, смысл, способы и единицы их измерения; -представлять себе фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки; -знать назначение и принципы действия важнейших физических приборов. | Контрольные работы, программированные опросы, тесты, экзамен. Выполнение лабораторных и практических работ Защита индивидуального проекта |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации |
1. МЕХАНИКА | |
Кинематика | Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы |
Законы сохранения в механике | Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения |
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
2. основы молекулярной физики и термодинамики | |
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ | Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ |
Основы термодинамики | Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки» |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел | Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов |
3. электродинамика | |
Электростатика | Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. |
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей | |
Постоянный ток | Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей |
Магнитные явления | Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину |
4. колебания и волны | |
Механические колебания | Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний |
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Упругие волны | Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека |
Электромагнитные колебания | Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии |
Электромагнитные волны | Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной |
5. ОПТИКА | |
Природа света | Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа |
Волновые свойства света | Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений |
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
6. элементы квантовой физики | |
Квантовая оптика | Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется без-инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики |
Физика атома | Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера |
Физика атомного ядра | Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности |
7. эволюция вселенной | |
Строение и развитие Вселенной | Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д. |
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы |
ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И РЕФЕРАТОВ
Темы индивидуальных проектов
- Физика и архитектура
- Резонанс в природе и технике
- Трение в спорте
- Трениев художественных произведениях
- Влияние сотовой связи на организм человека
- «Чудеса в решете» (исследовательская работа)
- «Чудеса» капиллярных явлений (исследовательская работа)
- Сила поверхностного натяжения и дыхание человека
- Оптические иллюзии
- Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека
- Дифракция в нашей жизни.
- Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
- Применение жидких кристаллов в промышленности.
- Физика и музыка.
- Солнце и его влияние на жизнь людей
- В мире удивительной оптики
- Моделирование парникового эффекта (исследовательская работа)
- Изготовление модели фонтана Герона
- Изготовление воздушно-гидравлической ракеты
- Капельница Кельвина (конструкторское изделие)
Темы рефератов
- «Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики»
- «Эволюция звезд»
- «Понятие о космологии»
- «Строение и происхождение Галактик»
- «Ядерный реактор»
- «Получение радиоактивных изотопов и их применение»
- «Биологическое действие радиоактивных излучений»
- «Элементарные частицы»
- «Принцип действия и область применения лазеров»
- «Квантовые генераторы»
- «Голография и ее применение»
- «Современная спутниковая связь»
- «Оптические явления в природе»
- «Дифракция в нашей жизни»
- «Глаз как оптическая система»
- «Оптические приборы»
- «Изобретение радио А. С. Поповым»
- «Применение электромагнитных волн»
- «Переменный электрический ток и его применение»
- «Токи высокой частоты»
- «Природа ферромагнетизма»
- «Магнитные измерения (принципы построения приборов), способы измерения магнитного потока, магнитной индукции»
- «Акустические свойства полупроводников»
- «Явление сверхпроводимости»
«Применение теплового действия тока в различных технических устройствах»
- «Электризация тел и её применение в быту на производстве»
- «Пьезоэлектрический эффект его применение»
- «Влияние дефектов на физические свойства кристаллов»
- «Жидкие кристаллы и их применение промышленности»
- «Физические свойства атмосферы»
- «Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин»
- «Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве»
- «Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов»
- «Бесконтактные методы контроля температуры»
- «Законы сохранения в механике»
- «Исаак Ньютон - создатель классической физики»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика»
В состав учебно-методического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стенды «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Шкала электромагнитных излучений», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»,
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия (электронные уроки и тесты. Физика в школе; Уроки физики 10-11 класс; Лабораторные работы по физике 10-11 класс. Электронное пособие «Дрофа» 2006 год);
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
- инструкция по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда
В состав материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект электроснабжения кабинета физики;
- рабочая магнитная доска
- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
- технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
В кабинете «Физика» имеется аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник. — М., Академия, 2012
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Сборник задач. — .М., Академия, 2012
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М., Просвещение, 2011.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М., Просвещение, 2011.
Для преподавателей
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессиям/специальностям подготовки.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
- Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Рекомендован ФГУ ФИРО (протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ ФИРО от 11.12. 2009 № 10; рег. номер рецензии 638 от 15.12. 2009 г.). Издание первое.
- Положение о структуре и порядке разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины, профессионального модуля, утвержденное приказом СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» от 23.11.15 г. № 155 - А.
Интернет- ресурсы
- www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
- wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
- www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
- www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
- www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
- www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
- www. ru/book (Электронная библиотечная система).
- www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета -Физика).
- www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
- www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
- www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).
- www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
- www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
- http://fiz. 1september.ru
Дополнительная литература
- Громов. С.В Физика. Учебники для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Н.В. Шароновой. – М.: «Просвещение» 2002
- Касаткина И.Л. Мы повторяем физику. В 2-х томах. Репетитор для учащихся 9, 10 и 11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, подготовительных курсов, абитуриентов и студентов. - Ростов - на - Дону; Феникс. 1996.
- Касьянов В.А. Физика Учебники для 10 и 11 классов общеобразовательных учебных заведений, 5-е издание, стереотипное. М.: Дрофа. 2003.
- Самойленко П.И., Кикин Д.Г. Физика (с основами астрономии): Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2003.
- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии 230115...
Рабочая программа дисциплины "Физика"
Рабочая программа для специальностей СПО на 169 часов по стандартам третьего поколения...
Рабочая программа дисциплины Физика для социально-экономического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины Физика для студентов СПО по срециальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 ФИЗИКА по профессии СПО (ППКРС) 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 Физика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по профессии СПО (ППКРС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД01. Введение в профессиональную деятельность (Обще профессиональная подготовка) профессия: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Учебная дисциплина Введение в профессию введена основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО (СПО), 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-ко...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ&r...