ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья
Процесс технического творческого мышления специфичен. Во многом это определяется особенностями постановки технических и технологических задач, а так же условиями по их реализации. От широты мышления зависит успех творческого поиска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная статья описывает формирование технического творческого мышления | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Поликарпова Тамара Николаевна,
Преподаватель ГАПОУ Чувашской Республики
«Межрегиональный центр компетенций –
Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
Поэтому требования к работникам современного производства значительно повышаются. Они должны обладать высокой профессиональной подготовкой, позволяющей выполнять комплекс операций, управлять сложными технологическими процессами, принимать самостоятельные решения, причем нередко в острых производственных ситуациях.
Обучение в значительной мере является творческим процессом и этот процесс будет эффективным лишь в том случае, если обучающийся будет включен в активную познавательную деятельность. Процесс технического творческого мышления специфичен. Во многом это определяется особенностями постановки технических и технологических задач, а так же условиями по их реализации. Основные признаки наиболее выраженных интеллектуальных способностей обучающегося:
- повышенная чувствительность и восприимчивость к одному из типов мыслительной деятельности (абстрактно-логическому, конструктивно- образному);
- потребность к определенной деятельности;
- удовлетворенность и объективные успехи при выполнении определенной деятельности.
Все способности реализуются в деятельности. Студент, который ни разу не пытался своими руками собрать какую-либо электрическую схему, изготовить простейшее радиоэлектронное устройство, может так и не узнать о своих задатках.
Если же педагог разбирается в особенностях своих студентов, то ему легче ориентировать их в том круге деятельности, которыми они могут овладеть наиболее успешно. При этом, конечно же, должны учитываться и другие индивидуальные способности обучающегося к тому или иному конкретному виду деятельности.
Для решения творческой задачи необходим творческий стиль, в которую входят такие понятия, как гибкость, широта мышления, интерес.
Противоположным гибкости свойством является инертность, «вязкость» мышления, когда при решении какой-либо задачи обучающийся задерживается на одном варианте и с трудом переходит к поиску нового. Для гибкого ума показательно умение рассматривать вопрос разносторонне, вскрыть причины явлений, понять факты. Такие же черты характера, как независимость, быстрота и последовательность мысли, наоборот, способствуют развитию творческого мышления.
От широты мышления зависит успех творческого поиска. Это качество интеллекта выражается прежде всего в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. Широта мышления позволяет творчески переосмысливать задание, рассматривать различные стороны объекта, облегчает формирование самостоятельности мышления, предполагающей и самостоятельную постановку проблемы, и самостоятельный поиск путей ее решения.
Большое значение для формирования и развития технического творческого мышления приобретает развитие интереса. Интерес – один из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание, сосредоточенность, а следовательно, развивается и техническое творческое мышление. Всякий интерес познавателен, в нем непременно присутствует радость познания, независимо от того, будь то интерес к животным, литературе или технике.
Выпускник средней общеобразовательной школы ориентирован на получение общих знаний развития окружающего мира. Эти знания подразделяются на гуманитарное и общетехническое направления. На специальности, связанные с радиоэлектроникой требуются обучающиеся, в которых должны быть заложены хорошие знания техники (физика, математика), что позволит достичь высоких результатов в профессиональном обучении. Поэтому, задача учебного заведения среднего профессионального образования – развивать в обучающихся техническое мышление.
Учебный план подготовки рабочих и специалистов состоит из теоретического и практического обучения. Но этого недостаточно, чтобы сформировать специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Необходим такой выпускник, который бы смог не только адаптироваться к любому производству, но который мог бы участвовать в развитии данного производства. В формировании такого выпускника огромную роль играют приемы и методы обучения.
Классификация методов по характеру деятельности обучаемых основывается на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности внутренней активности обучаемых, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, мышления, творчества должны служить важным критерием выбора метода.
Итоги совместной работы педагогов и обучающихся можно проследить в активном участии обучающихся в различных мероприятиях по реализации выработанных направлений по формированию и развитию технического творческого развития обучающихся, например:
- Участие в конкурсах профессионального мастерства среди обучающихся.
- Посещение промышленных предприятий с целью ознакомления с инновационными технологиями производства.
- Встречи с представителями промышленных предприятий.
- Приглашение выпускников образовательной организации на встречи с обучающимися.
- Участие в выставках технического творчества образовательной организации.
- Участие в научно - практических конференциях.
- Проведение Интернет - конференций с использованием внутреннего сайта.
- Участие в Республиканских выставках технического творчества.
Процесс технического творчества включает мысленное конструирование, графическое и наглядно – действенное конструирование, которые присутствуют в работе с обучающимися на уроках учебной практики.
Активная творческая работа студентов в процессе учебной практики происходит тогда, когда возникают затруднения. Эти затруднения «программирует» педагог для того, чтобы стимулировать активную мыслительную деятельность обучающегося. Такое «программирование» связано с постепенным исключением из инструктажа некоторых приемов и последовательным увеличением круга вопросов, решаемых самими обучающимися.
Применяемый способ активизации мышления и создание проблемных ситуаций особенно актуально в процессе изготовления технологически сложной готовой продукции, имеющее практическое значение, которое вносит в учебную практику элементы новизны.
Участие в конкурсах профессионального мастерства проводятся поэтапно:
- Соревновательный этап внутри группы на уроках учебной практики, где определяется победитель. Эта работа носит организационный характер.
- Участие лучших по специальности во внутреннем конкурсе профессионального мастерства.
- Представление лучшего по профессии на Республиканском уровне.
- Вершиной профессионального мастерства студента является участие в Российских и международных заключительных этапах.
Принимая участие в выставках технического творчества, студенты ничего нового не изобретают, но они делают открытия для себя, и очень важно, когда эти открытия они делают отчасти самостоятельно. Оригинальность студенческого творчества проявляется в своеобразном комбинировании уже известных приемов действия.
Одним из важных приемов развития технического творческого мышления – научно-практические конференции. Особенностью НПК является то, что публичное выступление студентов о своих разработках, где используются и обсуждаются новые технологии, способствует умению обсуждать, убеждать, высказывать свои мысли, задавать вопросы, что не только учащемуся сложно, но порой и педагогу.
Процесс адаптации выпускников к условиям производства происходит быстрее, если у них сформировано и развито техническое творческое мышление в результате участия мероприятиях по реализации выработанных направлений по формированию и развитию технического творческого развития.
Литература:
- Гайнеев Э.Р. Особенности технического мышления современного квалифицированого рабочего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
темперамент. влияние его на формирование детского творческого коллектива
Презентация раскрывает три теории о темпераменте. В работе раскрыты теории Гиппократа, Крэчмера, Павлова. Главная мысль- как найти точки соприкосновения с воспитанниками разными по темпераменту, раскр...
Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике
В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Методическая разработка...
Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ведущей целью деятельности педагога является развитие личности, сочетающей в себе единство интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических и трудовых качеств, формирование общей культуры обуч...
Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"
Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...
Образование в xxi в. : Подготовка творчески активных специалистов. Декоративно-прикладное творчество как способ формирования творческой личности
Статья из сборника "Креативная педагогика и педагогический поиск" : "Образование в XXl в.: Подготовка творчески активных специалистов. декоративно - прикладное творчество как спосо...