ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья

Процесс технического творческого мышления специфичен. Во многом это определяется особенностями постановки технических и технологических задач, а так же условиями по их реализации. От широты мышления зависит успех творческого поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

 ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 ОБУЧАЮЩИХСЯ

Поликарпова Тамара Николаевна,

Преподаватель ГАПОУ Чувашской Республики

«Межрегиональный центр компетенций –

Чебоксарский электромеханический колледж»

Министерства образования и молодежной политики

Чувашской Республики

        Поэтому требования к работникам современного производства значительно повышаются.  Они должны обладать высокой профессиональной подготовкой, позволяющей выполнять комплекс операций, управлять сложными технологическими процессами, принимать самостоятельные решения, причем нередко в острых производственных ситуациях.

          Обучение в значительной мере является творческим процессом и этот процесс будет эффективным лишь в том случае, если обучающийся  будет включен в активную познавательную деятельность.       Процесс технического творческого мышления специфичен. Во многом это определяется особенностями постановки технических и технологических задач, а так же условиями по их реализации. Основные признаки наиболее выраженных интеллектуальных способностей обучающегося:

- повышенная чувствительность и восприимчивость к одному из типов мыслительной деятельности (абстрактно-логическому, конструктивно- образному);

- потребность к определенной деятельности;

- удовлетворенность и объективные успехи при   выполнении определенной деятельности.

        Все способности реализуются в деятельности. Студент, который ни разу не пытался своими руками собрать какую-либо электрическую схему, изготовить простейшее радиоэлектронное устройство, может так и не узнать о своих задатках.

Если же педагог разбирается в особенностях своих студентов, то ему легче ориентировать их в том круге деятельности, которыми они могут овладеть наиболее успешно. При этом, конечно же, должны учитываться и другие индивидуальные способности обучающегося к тому или иному конкретному виду деятельности.

Для решения творческой задачи необходим творческий стиль, в которую входят такие понятия, как гибкость, широта мышления, интерес.

          Противоположным гибкости свойством является инертность, «вязкость» мышления, когда при решении какой-либо задачи  обучающийся задерживается на одном варианте и с трудом переходит к поиску нового. Для гибкого ума показательно умение рассматривать вопрос разносторонне, вскрыть причины явлений, понять факты. Такие же черты характера, как независимость, быстрота и последовательность мысли, наоборот, способствуют развитию творческого мышления.

                От широты мышления зависит успех творческого поиска. Это качество интеллекта выражается прежде всего в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. Широта мышления позволяет творчески переосмысливать задание, рассматривать различные стороны объекта, облегчает формирование самостоятельности мышления, предполагающей и самостоятельную постановку проблемы, и самостоятельный поиск путей ее решения.

          Большое значение для формирования и развития технического творческого мышления приобретает развитие интереса. Интерес – один из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание, сосредоточенность, а следовательно, развивается и техническое творческое мышление. Всякий интерес познавателен, в нем непременно присутствует радость познания, независимо от того, будь то интерес к животным, литературе или технике.

Выпускник средней общеобразовательной школы ориентирован на получение общих знаний развития  окружающего мира. Эти знания подразделяются на гуманитарное и общетехническое направления. На специальности, связанные с радиоэлектроникой требуются обучающиеся, в которых должны быть заложены хорошие знания техники (физика, математика), что позволит достичь высоких результатов в профессиональном обучении. Поэтому, задача учебного заведения среднего профессионального образования – развивать в обучающихся техническое мышление.

Учебный план подготовки рабочих и специалистов состоит из теоретического и практического обучения. Но этого недостаточно, чтобы сформировать специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Необходим такой выпускник, который бы смог не только адаптироваться к любому производству, но который мог бы участвовать в развитии данного производства. В формировании такого выпускника огромную роль играют приемы и методы обучения.

          Классификация методов по характеру деятельности обучаемых основывается на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от  направленности внутренней активности обучаемых, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, мышления, творчества должны служить важным критерием выбора метода.

Итоги совместной работы педагогов и обучающихся  можно проследить в активном участии обучающихся в различных мероприятиях по реализации выработанных направлений по формированию и развитию технического творческого развития обучающихся, например:

  1. Участие в конкурсах профессионального мастерства среди обучающихся.
  2. Посещение промышленных предприятий с целью ознакомления с инновационными технологиями производства.
  3. Встречи с представителями промышленных предприятий.
  4. Приглашение выпускников образовательной организации на встречи с обучающимися.
  5. Участие в выставках технического творчества образовательной организации.
  6. Участие  в научно - практических конференциях.
  7. Проведение Интернет - конференций с использованием внутреннего сайта.
  8. Участие в Республиканских выставках технического творчества.

Процесс технического творчества включает мысленное конструирование, графическое и наглядно – действенное конструирование, которые присутствуют в работе с обучающимися на уроках учебной практики.

Активная творческая работа студентов в процессе учебной практики происходит тогда, когда возникают затруднения. Эти затруднения «программирует» педагог для того, чтобы стимулировать активную мыслительную деятельность обучающегося. Такое «программирование» связано с постепенным исключением из инструктажа некоторых приемов и последовательным увеличением круга вопросов, решаемых самими обучающимися.

         Применяемый способ активизации мышления и создание проблемных ситуаций особенно актуально в процессе изготовления технологически сложной готовой продукции, имеющее практическое значение, которое  вносит в учебную практику элементы новизны.

Участие в конкурсах профессионального мастерства проводятся поэтапно:

  1. Соревновательный этап внутри группы на уроках учебной практики, где определяется победитель. Эта работа носит организационный характер.
  2. Участие лучших по специальности во внутреннем конкурсе профессионального мастерства.
  3. Представление лучшего по профессии на Республиканском уровне.
  4. Вершиной профессионального мастерства студента является участие в Российских и международных заключительных этапах.

Принимая участие в  выставках технического творчества, студенты ничего нового не изобретают, но они делают открытия для себя, и очень важно, когда эти открытия они делают отчасти самостоятельно. Оригинальность студенческого творчества проявляется в своеобразном комбинировании уже известных приемов действия.

          Одним из важных приемов развития технического творческого мышления  – научно-практические конференции. Особенностью  НПК является то, что публичное выступление студентов о своих разработках, где используются и обсуждаются новые технологии, способствует умению обсуждать, убеждать, высказывать свои мысли, задавать вопросы, что не только учащемуся сложно, но порой и педагогу.

        Процесс адаптации выпускников к условиям производства происходит быстрее, если у них сформировано и развито техническое творческое мышление в результате участия мероприятиях по реализации выработанных направлений по формированию и развитию технического творческого развития.  

Литература:

  1. Гайнеев Э.Р. Особенности технического мышления современного квалифицированого рабочего. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

темперамент. влияние его на формирование детского творческого коллектива

Презентация раскрывает три теории о темпераменте. В работе раскрыты теории Гиппократа, Крэчмера, Павлова. Главная мысль- как найти точки соприкосновения с воспитанниками разными по темпераменту, раскр...

Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике

В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...

Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ведущей целью деятельности педагога является развитие личности, сочетающей в себе единство интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических и трудовых качеств, формирование общей культуры обуч...

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...

Образование в xxi в. : Подготовка творчески активных специалистов. Декоративно-прикладное творчество как способ формирования творческой личности

Статья из сборника "Креативная педагогика и педагогический поиск" : "Образование в XXl в.: Подготовка творчески активных специалистов. декоративно - прикладное творчество как спосо...