Создание и практическое применение действующих моделей электроустановок в обучении студентов
статья на тему
Статья посвящена практическому применению действующих моделей электроустановок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_popik_ya.f._rez.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание и практическое применение действующих моделей электроустановок в обучении студентов
Ведущее место в подготовке будущего специалиста в образовательной организации профессионального образования, несомненно, принадлежит практическим занятиям, где преподаватель является ответственным не только за качество образования в целом, но и за личные профессиональные успехи каждого отдельно взятого студента. Согласно требованиям ФГОС, преподаватель сегодня – не носитель информации, а прежде всего руководитель самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов. Главной целью и основным результатом процесса обучения в новых условиях становится овладение обучающимися различными компетенциями. Под «компетенцией» выпускника СПО понимается способность применять знания и умения, полученные при освоении основной профессиональной образовательной программы и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в профессиональной области. Данная группа компетенций является базовой, без которой конкурентоспособность специалиста на рынке труда невозможна.
Лекционный материал быстрее усваивается, если он закрепляется на практике. Практические занятия наполняются моделированием работы схем в компьютерных программах MATLAB, Multisim, Workbench, а это все виртуально. Чтобы студент мог наглядно увидеть работу электрических схем, нужны действующие механизмы, поэтому изготовление действующих моделей управления электроустановок стало темами проектных работ учебно-исследовательской деятельности студентов. Первое представление модели, как правило, это творческая защита ее на научно-практической конференции. После ее презентации модель становиться незаменимым учебным пособием для проведения практических занятий со студентами.
При наличии 8 моделей и с делением на подгруппы, до двух человек на одну модель, занятость каждого студента во время практики увеличивается в несколько раз. Используя модели, студенты ищут искусственно введенные неисправности в схемы моделей, действуют по вводным данным; грамотно используют диагностическую и контрольно-измерительную аппаратуру; устраняют неисправности, проводят контроль работоспособности. Изготовленные в уменьшенном масштабе действующие модели описаны в таблице 1.
Действующие модели управления электроустановок
Таблица 1
№ | Название модели | Выполняемые функции |
1 | Действующая модель козлового крана | - передвижение по рельсам «вперед» и «назад»; - передвижение тележки «влево» и «вправо»; - подъем и спуск груза; - 3 скорости, выдержка по времени при переходе с одной скорости на другую; - путевая защита механизмов на электронных схемах. |
2 | Действующая модель башенного крана | - передвижение по рельсам «вперед» и «назад»; - подъем и спуск стрелы; - подъем и спуск груза; - вращение башни «влево» и «вправо»; - 3 скорости, выдержка по времени при переходе с одной скорости на другую; - путевая защита механизмов на электронных схемах. |
3 | Действующая модель лифта на 5 этажей | - передвижение кабины «вверх», «вниз»; - индикация направления движения и номера этажа при точной остановке кабины; - открывание и закрывание двери кабины кнопкой и после прибытия на этаж с реальными выдержанными по времени; 2 скорости движения кабины; - путевая защита, защита от перегрузки и незакрытой двери кабины на электронных схемах. |
4 | Действующая модель автоматического управления двух поршневых компрессоров | - автоматическое включение основного компрессора при достижении давления в магистральном трубопроводе «1 нижнего уровня»; - автоматическое включение резервного компрессора при достижении давления в магистральном трубопроводе «2 нижнего уровня»; - автоматическое выключение одного или двух компрессоров при достижении давления в магистральном трубопроводе «1 верхнего уровня»; - световая сигнализация, с выдержкой по времени, звуковая сигнализация и срабатывание электроклапана на стравливание давления в магистральном трубопроводе «2 верхнего уровня»; |
5 | Действующая модель автоматического управления двух откачивающих насосов | - автоматическое включение основного насоса при достижении уровня откачивающей жидкости в резервуаре «выше 1 уровня»; - автоматическое включение резервного насоса при достижении уровня жидкости «выше 2 уровня»; - автоматическое выключение одного или двух насосов при достижении уровня жидкости «ниже 1 уровня»; - световая сигнализация, звуковая сигнализация с выдержкой по времени о переполнении резервуара, необходимости принятия мер, включения 3 резервного насоса; -передача данных о расходе воды, количестве расходуемой электроэнергии с объекта(модели) на мобильный телефон. |
6 | Действующая модель автоматического управления электроприводом задвижки насосного агрегата | - автоматическое открывание электроклапана при достижении контрольного уровня откачивающей жидкости в резервуаре и срабатывания датчика давления; - автоматическое закрывание электроклапана при полном «осушении» резервуара; - световая сигнализация, звуковая сигнализация с выдержкой по времени о нахождении задвижки в неопределенном состоянии и необходимости принятия мер. |
7 | Действующая модель автоматического управления вентиляционной установки в производственном помещении | - работа в ручном и автоматическом режиме; - при комфортной температуре 23-26° работает одна пара приточных вытяжных вентиляторов на средней скорости; - при температуре 26-30° происходит переключение вентиляторов на большую скорость; - при температуре ниже 23° происходит переключение на меньшую скорость; - при температуре выше 30° происходит подключение вспомогательной пары вентиляторов на большей скорости |
8 | Действующая модель автоматического управления напряжения лабораторных автотрансформаторов лабораторных столов | - автоматическая установка требуемых постоянных и переменных напряжений; - стабилизация напряжения и токов; схема работает по принципу моста переменного тока. |
В современных условиях компьютеризации и роботизации техники назрела необходимость перевода действующих моделей с релейно-контакторного управления на микроконтроллерное. В первую очередь была создана диагностическая аппаратура на основе модулей SigmaZet, с помощью которой можно контролировать до 16 параметров электрических схем.
Лифты и краны перевели на радиоуправление, что особенно актуально для реальных кранов в настоящее время, т.к. освобождает оборудование от кабельных линий связи. Вначале радиоуправление осуществлялось на частоте 27 МГц, далее в связи удешевлением, доступностью и распространенностью аксессуаров к микроконтроллеру «Arduino» перешли на управление по wi-fi c использованием роутера, мобильного телефона и модуля ESP12.
Работа над созданием моделей и применение их в качестве учебных пособий помогает формировать общие и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС СПО для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования».
Литература:
- Шеховцов В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование. Учебник. – М. : ФОРУМ: ИНФРА- М. 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования//Министерство образования и науки Российской Федерации.-М: 2010-71с.
Аннотация. Статья посвящена практическому применению действующих моделей электроустановок.
Ключевые слова: модернизация, контроль параметров, автоматическое управление, микроконтроллерное управление, электронные датчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по дефиле "Образ – ключевая тенденция показа моделей. Проведение диагностики обученности."
Данный конспект занятия позволяет демонстририровать полученные воспитанницами в течение года знаний дефиле и актерского мастерства через создание образа....
Статья на тему: Обучение студентов специальности сварочного производства созданию информационных технологий для автоматизации сварочных процессов
Статья для участия в VI Всероссийской межвузовской научной конференции «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России «Регионы России 2014»...
Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения
В эпоху научных достижений, когда любую информацию человечество научилось получать легко и быстро, умение общаться становится всё более ценным навыком....
Создание условий для обучения студентов с особыми потребностями
БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» работает в статусе Ресурсного центра (базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддерж...
Создание электронных трёхмерных геометрических моделей деталей
Использование методик проектирования в системе T-FLEXCAD для создания электронных геометрических моделей изделий....
Модель формирования профессиональной этики студентов
Данный образовательный проект "Модель формирования профессиональной этики студентов". Вид проекта - сетевой. Целью данного проекта является Создать организационно – педагогические...
Методическая разработка. Модель урока производственного обучения по теме ПМ.03: «ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ БЛЮД, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНаправление: учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин профессионального модуляМодель урока производственного обучения по теме ПМ.03: «ПРИГОТОВЛЕНИЕ...