Методическая разработка открытого урока на тему: « Обратная связь в усилителях».
методическая разработка по теме
Обратная связь в усилителях- это технология , позволяющая влиять на качественные характеристики электронных усилитей в нужном направлении, поэтому важна последовательность в изучении темы от простого к сложному с применением эффективных образовательных технологий.Это изучение видов обратных связей по причинам возникновения, по способам подачи на вход усилителя, по способу снятия с нагрузки, умение вводить и хв схему и прогнозировать ожидаемый эффект от их действия, давая полную их характеристику по предлагаемым методикам определения вида и знака обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка открытого урока на тему: « Обратная связь в усилителях». | 47.32 КБ |
Предварительный просмотр:
- Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)
- Якутский колледж связи и энергетики
«Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях»
Номинация «Технологическая карта учебного занятия по дисциплине Электронная техника»
Ермолаева Вера Георгиевна
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Аннотация
«Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях»
В.Г.Ермолаева, преподаватель Якутского
колледжа связи и энергетики имени П.И. Дудкина, г.Якутск
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их качественного уровня.
- Актуальность: Разработка направлена на удовлетворение требований образовательного стандарта настоящего момента;
- Значимость: Организация эффективного компетентностно- ориентированного образовательного процесса.
- Инновационность: Эффективное сочетание АМО и технологии модерации с мультимедийными инновационными технологиями в решении образовательных задач на всех этапах занятия.
Цели и задачи:
1.Познавательная– расширение профессионального кругозора:
- формирование основных знаний и понятий по теории обратных связей;
- изучение видов О.С., методики определения вида О. С. и способов их технической реализации;
2. Развивающая- развитие логического творческого мышления:
- развитие логики анализа, технического мышления при определении вида О.С.,
-развитие мотивации к образованию, к саморазвитию через практическую профессиональную направленность обучения; навыков самоконтроля усвоения
3.Воспитательная- осознание системности в обучении:
- воспитание самоорганизации в процессе обучения и осознания необходимости системного подхода к учебному процессу;
-формирование стремления к росту профессиональной компетенции;
Технологическая карта с методической структурой урока по теме «Обратная связь в электронных усилителях» несет в себе форму организации учебного процесса и его методического аппарата обеспечения в рамках учебной образовательной единицы- урока. Разработка основана на применении авторской технологии, профессионально ориентирована, раскрывает наиболее эффективные формы и методы образовательной деятельности; профессиональная направленность обучения проявила себя как основной способ мотивации деятельности.
Активное сочетание АМО и технологии модерации с мультимедийными инновационными технологиями в решении образовательных задач обеспечило создание условий образовательной деятельности, контроля и рефлексии на всех её этапах, формирование и развитие общих и профессиональных компетенций в едином образовательном процессе.
Ожидаемые/ Полученные результаты: Апробация активной инновационной образовательной технологии, форм, методов и средств обучения подтвердила результативность её в решении задач повышения эффективности образовательного процесса в части формирования компетенций.
План занятия
на тему «Обратная связь в электронных усилителях»
Тип занятия: комбинированныйурок
Форма занятия: проблемная лекция с элементами частичного поиска,
Метод проведения: проблемный, АМО и технология модерации
Цели занятия и задачи:
1.Познавательная– расширение профессионального кругозора:
- формирование основных знаний и понятий по теории обратных связей;
- изучение видов О.С., способов их технической реализации и оценки влияния на качественные показатели усилителей;
- изучение методики определения вида О.С. в схеме усилителя;
2. Развивающая-развитие логического творческого мышления:
-развитие логики анализа при определении вида О.С.,
-развитие технического мышления и способности творчески использовать приобретенные знания;
- формирование и развитие общих и начальных профессиональных , рефлексивно-оценочных компетенций и исследовательских компетенций ;
-развитие мотивации к образованию, к саморазвитию через практическую профессиональную направленность обучения;
- развитие навыков самоконтроля усвоения знаний;
3.Воспитательная- осознание системности в обучении:
-воспитание самоорганизации в процессе обучения;
-воспитание осознания необходимости системного подхода к учебному процессу и заинтересованности через развитые межпредметные связи;
- формирование стремления к росту профессиональной компетенции;
-создание условий для развития общих компетенций:
-воспитание навыков коммуникативного общения;
- развитие способности к сотрудничеству, работе в группе.
Квалификационная характеристика темы
Знать:
*Назначение и классификацию видов О.С.
*способы организации видов обратных связей и их влияние на качественные показатели ;
Уметь:
*Провести анализ влияния обратных связей на качественные показатели
*Применять методику определения вида О.С. при чтении схем и при их проектировании;
*Реализовать в электрической схеме обратную связь требуемого вида;
Иметь представление:
*О роли и месте профессиональных знаний в профессиональной деятельности, о применении О.С.;
Быть способным: Осуществить выбор типа О.С. и ввести ее целенаправленно.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Методическая цель занятия: Используя инновационный тип обучения, АМО и технологию модерации, обучение построить на базовых знаниях предыдущих тем, активизировать познавательную творческую деятельность через СРС, решение конкретных познавательных задач, побуждающих к самостоятельному поиску; через профессиональную направленность обучения и использование компьютерных технологий создать условия формирования общих и начальных профессиональных компетенций. Изучение нового материала осуществляется с целью применения в лабораторном исследовании и практической профессионально ориентированной работе в последующем ВПД- Настройка и регулировка узлов и блоков радиоэлектронной техники.
Методы и приёмы:
- проблемный метод ( приём- выдвижение гипотез и их решение) ;
- метода эвристического диалога в форме проблемной лекции с элементами частичного поиска;
- метод словесной передачи информации ( приём- эвристическая беседа);
-метод наглядной передачи информации, зрительное восприятие (приём-компьютерная презентация);
- метод репродуктивный ( приём- работа по алгоритму, по предложенной методике);
- метод учебного исследования ( приём-решение контрольного задания профессионально- ориентированного);
- метод опережающего обучения ( приём- СРС конспект темы);
метод проблемного изложения, метод персонифицированного изложения, диагностико-корректирующее персонифицированное изложение.
- метод интерактивный- АМО и технология модерации ( приёмы- рефлексия деятельности на каждом этапе обучения, мониторинг деятельности);
- метод Шаталова ( приём- структуризация темы, многократное повторение Применение опорных конспектов, структурно- логических схем );
- методы получения информации через практическую деятельность студентов
( самостоятельная, групповая, исследовательская работа);
- метод актуализации знаний ( приём стартовой актуализации опорных знаний);
- методика использования здоровьесберегающих технологий ( приём- смена характера деятельности);
- метод рефлексии и оценочного рейтинга ( прием- решение рейтинговых заданий, анализ контрольных заданий слайд-презентация, самоанализ), как метод фиксации и оценивания результата;
- методы контроля ( приём- самопроверка, самооценка, контрольный слайд, взаимопроверка, промежуточная рефлексия, устный фронтальный опрос);
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа малыми группами
.Межпредметные связи: внутрипредметные и межпредметные связи ЭТ со специальными дисциплинами: ЭПУС, РПрУ, Электротехника, МДК 02.02. Методы настройки и регулировки устройств и блоков радиоэлектронных приборов, ПМ.03. Проведение диагностики и ремонта различных видов РЭТ
Материально-техническое оснащение занятия :
- Авторское методическое пособие «Методика определения вида и знака
- О. С.» , включая электронный вариант, установленный в компьютерном классе по локальной сети;
2. Демонстрационный комплект: слайды и раздаточный тематический материал, рейтинговые контрольные задания, опорный конспект темы
3. Мультимедийное оборудование, Презентация темы исследования
4.Вайсбурд В.П., «Электронные приборы и усилители», М.:Связь,2007 г
5. Цыкина А. В. , « Электронные усилители», М.:Связь,1987 г.,288 с., стр.(30-45),(267-273)
Структура урока. Этапы урока.
1.Организационная часть урока:
(слайд 1,2,3,4,) Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока 2 мин.
2.Вводная часть урока:
2.1 Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса с целью формирования мотивации изучения темы:
Определяем место темы О.С. в разделе ЭУ:
Структурная схема электронного усилителя: (слайд 5) 2 мин
Назначение отдельных блоков ЭУ; Основные качественные показатели Э У
Схема электрическая принципиальная усилительного каскада:(слайд 6) 3 мин
-назначение элементов в схеме усилителя, какие элементы могут стать причиной искажений сигнала и ухудшения качества работы: (искажения, Д.Р.Ч.), температурная зависимость;
2.2 ПРОБЛЕМА: Как можно получить ЭУ с требуемыми качественными показателями?
Гипотезы:
1. Изменить схему и повторить полный расчет ЭУ, 3 мин
2 .Заменить элементную базу на другуюпо типу…,
3. Проанализировать факторы, влияющие на качество работы, предложить
применение конструктивных технологий его обеспечения.
ВЫВОД:В схемах ЭУ качественные показатели можно обеспечить в требуемых значениях двумя способами, дополняющими друг друга: правильным выбором номиналов элементов и конструктивными методами: введением обратных связей, коррекцией.
МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Модератор, применяя метод проблемного изложения, переходя на персонифицированное изложение, организует решение проблемной ситуации в пользу технического решения проблемы, формируя мотивы познавательной деятельности. Именно конструктивные технологии позволят с минимальными затратами времени и средств достигнуть требуемых качественных показателей усилителей.
3.Теоретическая часть урока.
Изложение нового материала. Работа с опорным конспектом.
За счет структуризации темы по методу В. Шаталова идет концентрация внимания студентов на узловых моментах темы, участие в обсуждении, следуя логической последовательности анализа. Применяем проблемный метод изложения, что наилучшим образом организует работу группы, обеспечивает включенность всех в познавательную деятельность и создаёт условия рефлексии деятельности и её мониторинг в технологии модерации.
3.1 О.С. в усилителях. Структурно-логическая схема.( слайд 7)-обзор 4 мин
Объемное представление структуры темы «Обратная связь в ЭУ» Преподаватель определяет продолжительность работы по теме, логическую последовательность в изучении теории О.С., область практического применения в РЭА, формируя мотивацию её изучения.
3.2Классификация видов О.С.по причине возникновения (слайд 8) 3 мин
Внутренняя- физические особенности УЭ…….. ( актуализация опорных знаний, внутри предметные связи «ЭТ»); паразитная О.С.- непредусмотренные связи;
Применяя метод опережающего обучения, с целью начального самостоятельного формирования мотивации изучения темы, было сформулировано домашнее задание предварительной самостоятельной работы: Изучить виды паразитных О.С., влияние на качество работы усилителей. Способы ослабления их .,
Фронтальный опрос.«Виды паразитных О.С. Способы ослабления» 8 мин
Анализ СРС
Внешняя- вводимая в ЭУ..;
Запись в опорном конспекте, завершение неполных определений…
Рефлексия-собеседование: Анализ влияния видов О.С.накачественные 4мин
(слайд 9)показатели ЭУ.Формулировка выводов по результатам обсуждения
3.3 Внешняя обратная связь
3.3.1 (слайд 10) Структурная схема ЭУ с О.С ( параметры, определения) 5 мин
Запись в опорном конспекте, завершение неполных определений, параметры внешней О.С.
3.3.2(слайд 11) Классификация видов внешней О.С.- Общая схема5 мин
3.3.3( слайд 12 )Виды внешней О.С. по количеству охватываемых каскадов. Обзор, обучение, продуктивный диалог. Запись в опорном конспекте.
Закрепление: Рейтинговое задание- работа малыми группами
ВВЕСТИ В СТРУКТУРНУЮ СХЕМУ ЭУ ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ ПО ЗАДАНИЮ. 5 мин
3.4( слайд 13,14,15).Виды внешней О.С. по способу снятия и по способу введения О.С.
( МПС- «Электротехника»)
Групповая промежуточная рефлексия. Мониторинг деятельности 3 мин
Как нужно подключиться к ЭУ, чтобы уменьшить выходное и увеличить входное сопротивление
ВЫВОД: Самый лучший вид О.С.- это О.О.С. по напряжению последовательного типа…
Закрепление: Рейтинговое задание-работа малыми нгруппами
ВВЕСТИ В СТРУКТУРНУЮ СХЕМУ ЭЛЕКТРОННОГО УСИЛИТЕЛЯ 5мин
ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ ПО ЗАДАНИЮ. КАКОЙ ВИД О.С. ПОЛУЧИЛИ.
Организована физкультминутка, с целью снять эмоциональное и умственное напряжение, что особенно хорошо перед изучение практико-ориентированных вопросов применения темы 1 мин
Модератор организует работу группы по типу лекции с элементами продуктивного диалога, предлагая авторскую методическую разработку «Методика определения вида и знака обратной связи» в практических схемах электронных устройств, продолжая активно визуализацию изучаемого материала c применением ИКТ
3.5 ( слайд 16) Виды внешней обратной связи. ( для подготовки к П.З) 3 мин
3.6 (слайд 17,18) Учебная лекция с элементами продуктивного диалога. Методика определения вида О.С. Технология работы по методике 6 мин
ПРИМЕР:
3.6(слайд19,20) Методика определения знака О.С. Технология работы по предложенной методике 4 мин
ПРИМЕР: Учебная лекция с элементами продуктивного диалога;
3.7( слайд 21) Обобщение. Рефлексия деятельности . Принципиальная схема ЭУ 10 мин
Закрепление: Рейтинговое задание-работа малыми группами
Задание: Какие виды обратных связей возможно существуют в данной 12 мин принципиальной схеме усилителя?
В карте заданий указать виды О.С. и элементы их создающие
-Решение рейтингового задания проверить по контрольному слайду ( слайд22)
Провести анализ ответа обсуждение 10 мин
-По предложенной бальной рейтинговой системе оценки знаний подсчитать суммарное количество балловпо трем заданиям. Сообщить 2 минпреподавателю
4. Обобщение по уроку
4.1 Закрепление нового материала.
Рефлексия деятельности Проводится в форме продуктивного диалога, во время которого повторяются основные положения теории О.С. 5 мин применительно к практическим схемам усилителя, дается общая оценка работы группы по рейтинговому заданию.
4.2Практическое применение обратных связей.( слайд23) 3 мин
5. Заключительная часть урока
5.1 Подведение итогов. Рефлексия. Обобщение. Анализ степени усвоения темы
5 мин
5.2 Сообщение оценок - перевод баллов воценки 1 мин
5.3 Домашнее задание: 1 мин
- 1.Закрепление материала:
В предложенной схеме дать описание вида внешней обратной связи по предложенной методике;
- 2. Творческое задание: Ввести в схему О.С. с целью снижения нелинейных искажений (пояснить выбор типа О.С.и способа введения);
- 3. Подготовка к практическому занятию:
А.В. Цыкина «Электронные усилители», стр., 30-35 4. Окончание урока
.
Преподаватель спец. дисциплин _______________/Ермолаева В.Г./
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Психологическая оценка группы
Группа ЭСС-21: 54% состава группы - студенты из улусов РС (Я), наличие языкового барьера, обученность группы 50-60% базовая. Анализ типа восприятия показал, что группу составляют 10% студентов с развитым левым полушарием и 20% с правым полушарием, остальные без явного преобладания, поэтому группу можно отнести к среднему типу восприятия, т.е необходимо, чтобы в объяснении преобладал предметно-образный материал. Необходимо комбинировать возможности запоминания через символы и целостное образное восприятие. Психодиагностика памяти показала, что все виды памяти необходимо стимулировать. Скорость запоминания, как и объемы памяти сильно отличаются, значит дозировать как объемы материала, так и время в процессе обучения. Чтобы обеспечить усвоение трудной и особенно практически значимой темы, решено: - максимально использовать мультимедийные технологии, чтобы максимально активизировать все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная); - методически обеспечить урок полным комплектом учебного раздаточного материала; - применить метод коллективного обучения; создать условия для развития рефлексивно- оценочных способностей.
Преподаватель спец. дисциплин _______________/Ермолаева В.Г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»
Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...
Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»
Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»
Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения по программе «Технология штукатурных работ », составлена для мастеров производственного обучения...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы Тема урока: «Приготовление блюд из запеченной рыбы», «Рыба запеченная по -русски»
Приготовление блюд из запеченной рыбы...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....