РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 ФИЗИКА по профессии среднего профессионального образования профиль обучения – технический
рабочая программа
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований соответствующих федеральных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
08.01.26_oud.10_rp.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области | ППССЗ ОУД.10 2020 | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ВЫКСУНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» имени Александра Александровича Козерадского | ||
ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОУД.10 ФИЗИКА
по профессии среднего профессионального образования
профиль обучения – технический
ВЫКСА
2020
Организация-разработчик: ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского»
Разработчик: Т.А. Черенкова, преподаватель ГБПОУ «ВМК им. А.А. Козерадского»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 15 |
| 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 Физика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики в ГБПОУ ВМК им.А.А.Козерадского при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований соответствующих федеральных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: общеобразовательный цикл.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 16 |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося | |
Промежуточная аттестация в форме: экзамен, дифференцированные зачеты |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.10 Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Физика – фундаментальная наука о природе. Естественно - научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира | 2 | 1 |
Раздел 1 | Механика | 34 | |
Тема 1.1 Кинематика. | Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного пол углом к горизонту. Равномерное движение по окружности | 8 | 1 |
Тема 1.2 Законы механики Ньютона. | Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. | 8 | 1 |
Лабораторное занятие 1.Изучение особенностей силы трения (скольжения) | 2 | 2 | |
Тема 1.3 Законы сохранения в механике | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения | 12 | 1 |
Лабораторное занятие 2. Изучение закона сохранения импульса. 3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. | 4 | 2 | |
Раздел 2. | Основы молекулярной физики и термодинамики | 20 | |
Тема 2.1 Основы молекулярно- кинетической теории. Идеальный газ | Основные положения молекулярно – кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температур. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. | 4 | 1 |
Тема 2.2 Основы термодинамики | Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. | 4 | 1 |
Тема 2.3. Свойства паров | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. | 2 | 1 |
Лабораторное занятие 4. Измерение влажности воздуха. | 2 | 2 | |
Тема 2.4. Свойства жидкостей | Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. | 2 | 1 |
Лабораторное занятие 5. Измерение поверхностного натяжения жидкости. | 2 | 2 | |
Тема 2.5 Свойства Твердых тел | Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. | 2 | 1 |
Лабораторное занятие 6.Наблюдение процесса кристаллизации. | 2 | 2 | |
Раздел 3. | Электродинамика | 52 | |
Тема 3.1. Электрическое поле | Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля | 10 | 1 |
Тема 3.2. Законы постоянного электрического тока. | Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. | 8 | 1 |
Лабораторное занятие 7 Изучение закона Ома для участка цепи | 2 | 2 | |
Лабораторное занятие 8 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. | 2 | 2 | |
Тема 3.3 Электрический ток в полупроводниках | Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы | 2 | 1 |
Тема 3.4 Магнитное поле | Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц | 20 | 1 |
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля | 8 | |
Раздел 4 | Колебания и волны | 32 | |
Тема 4.1 Механические колебания | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. | 10 | 1 |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет | 2 | 2 |
Тема 4.2 Упругие волны | Поперечные и продольные волны. Характеристики волн. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение | 2 | 1 |
Тема 4.3 Электромагнитные колебания. | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии | 14 | 1 |
Тема 4.4 Электромагнитные волны | Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 4 | 1 |
Раздел 5 | Оптика | 20 | |
Тема 5.1 Природа света | Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические системы | 10 | 1 |
Тема 5.2 Волновые свойства света | Интерференция света. Когерентность световых волн. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства | 10 | 1 |
Раздел 6 | Элементы квантовой физики | 18 | |
Тема 6.1 Квантовая оптика | Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. | 4 | 1 |
Тема 6.2 Физика атома | Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы. | 6 | 1 |
Тема 6.3 Физика атомного ядра | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. | 8 | |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего | 180 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- вспомогательное оборудование
- комплект учебно-наглядных пособий «Атомная физика»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их
использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд
Технические средства обучения:
- Ноутбук Lenovo G 560;
- Проектор EPSON
- презентации к урокам.
Лабораторное оборудование
- Лабораторный комплекс по квантовым явлениям;
- Лабораторный комплекс по механике;
- Лабораторный комплекс по молекулярной физике и термодинамике;
- Мини лаборатория по электродинамике;
- Оптическая микро лаборатория;
- Цифровая лаборатория Архимед 4.0 Регистратор данных USB-Link с ПО и комп. кабель
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
Литературы
Основные источники:
- В. Ф. Дмитриева Физика.– М.: Академия, 2017 г.
Дополнительные источники:
- В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для общеобразовательных учреждений сред. проф. образования. – М., 2017
Электронные средства обучения:
- Бахтин, Н.А. Лабораторный практикум по физике [Электронный ресурс].— Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014 (http://www.iprbookshop.ru/35536.- ЭБС «IPRbooks»)
- Дмитриева Е.И. Физика для инженерных специальностей [Электронный ресурс] — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012 г. (http://www.iprbookshop.ru/35536.- ЭБС «IPRbooks»)
- Открытая физика. Физикон. Часть 1. Часть 2.
- Уроки физики Кирилла и Мефодия 10 класс. 11 класс.
- Физика. Библиотека. Часть 2. 7 – 11 классы.
- Электронные плакаты. Молекулярная физика.
- Учебное электронное издание «Физика» - интерактивный курс физики для 7-11 классов
- Презентации по темам курса.
Интернет-ресурсы:
- Физика. http://www.alleng.ru/edu/phys.htm. Web-сайты по физике для учителей и учащихся: http://nizhnekamsk-umc.org.ru/Internet_fiz.htm.
- ФИЗИКА Базовый уровень. Виртуальный репетитор по физике.… http://center.fio.ru/method
- www.trizland.ru. Это сайт о Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).… "Физика.ru": http://www.fizika.ru/ Сайт для учащихся и преподавателей физики
- www.alhimik.ru/great/great1.html. Физика
- www.alhimik.ru/great/great1.html. Физика
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
- Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей http://www.fizika.ru
- Газета «Физика» http://fiz.1september.ru
- Информационные технологии в преподавании физики http://ifilip.narod.ru
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные: - чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами; − готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; | 1. Входной контроль: - контрольная работа 2. Текущий контроль: - тестирование, - практические работы - лабораторные работы, - устный опрос, - индивидуальное сообщение, - конспект, - доклад, - творческая работа (составление кластера, исследовательские проекты и т.п.), 3. Рубежный контроль: - контрольный срез 4. Промежуточный контроль: -дифференцированный зачет |
метапредметные: - использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; − использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; − умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; − умение анализировать и представлять информацию в различных видах; − умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; | |
предметные: - сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; − владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; − владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; − умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; − сформированность умения решать физические задачи; − сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; − сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиональног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 23.01.03 (190631.01) «Автомеханик»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 41....
Рабочая программа учебной (производственной) практики для профессии среднего профессионального образования 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ», квалификация: штукатур
Рабочая программа учебной (производственной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ&r...
Рабочая программа учебной (производственной) практики для профессии среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной (производственной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ&r...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» для профессии среднего профессионального образования технического профиля базового уровня: 23.01.03 «Автомеханик»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения дисциплины «Химия» в ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И. Кузнецова» реализующем образовательн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БД.05 История Профессия среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа дисциплины «История» разработана на основе: 1. 1.Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины БД.05 «История&r...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БД.05 ИСТОРИЯ Профессия среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер (социально-экономический профиль)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины БД.05 «История»предназначена для изучения дисциплины при реализации образовательной программы среднего общего образован...