Рабочие программы
рабочая программа

Элла Николаевна Карницкая

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.06 «Финансы».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности СПО 38.02.06 «Финансы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.10_rpd_ekonomicheskaya_teoriya.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Институт экономики и предпринимательства

УТВЕРЖДЕНО

решением ученого совета ННГУ

протокол от

"14" декабря 2021г.  № 4

Рабочая программа дисциплины

«Экономическая теория»

Специальность среднего профессионального образования

38.02.06 Финансы

Квалификация выпускника

Финансист

Форма обучения

Очная

2022

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.06 «Финансы».

Автор:

К.э.н., преподаватель СПО                        _________________ Карницкая Э.Н.                                         


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ        10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.06 «Финансы».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности СПО 38.02.06 «Финансы».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Дисциплина «Экономическая теория» относится к вариативной части ППССЗ, входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

Дисциплина обязательна к изучению для очной формы обучения на базе 11 кл на 1 курсе (1 семестр).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель и задачи дисциплины «Экономическая теория» определены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Целью курса «Экономическая теория» является освоение компетенций, необходимых для подготовки профессиональных кадров, владеющих экономическим мышлением, способных к анализу экономическим проблем на микро- и макро- уровне и использованию экономической информации в профессиональной деятельности и хозяйственной практике, ориентированных на рациональное использование ресурсов страны.

Задачами курса «Экономическая теория»:

– овладеть экономической терминологией, уметь применять её в профессиональной деятельности;

– освоить основные экономические законы для понимания взаимосвязи экономических процессов и явлений;

– изучить методы экономического анализа для использования их в хозяйственной практике;

– приобрести навыки экономического прогнозирования на основе выявления тенденций в социально-экономических процессах для принятия обоснованных экономических решений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • особенности организации рынка и экономические принципы функционирования субъектов рынка
  • основные проблемы организации экономической жизни общества
  • основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности
  • основные экономические показателя деятельности коммерческой организации

Уметь:

  • анализировать социально-экономические тенденции, явления и процессы для разработки стратегии и тактики поведения хозяйствующих субъектов в рыночных условиях
  • использовать типовые способы определения эффективности и оптимизации функционирования рыночных субъектов для решения задач в профессиональной практике
  • принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов
  • использовать информационно-коммуникационные технологии для анализа экономической информации
  • использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
  • применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
  • определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими  компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 3.1. Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации.

ПК 3.2. Составлять финансовые планы организации.

ПК 3.3 Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению.

 

1.4. Трудоемкость учебной дисциплины

Общая трудоемкость учебной нагрузки обучающегося очной формы обучения 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 65 часов;

самостоятельной работы обучающегося 4 часов;

консультации- 2 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Общая трудоемкость учебной нагрузки (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

65

в том числе:

теоретические занятия

32

практические занятия

31

контрольные работы

-

Консультации

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Промежуточная аттестация

для очной формы обучения - итоговая оценка

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономическая теория»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в экономическую теорию

1,2,3

Тема 1

Содержание учебного материала

Экономическая теория как наука, ее предмет, метод и функции

2

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, эссе

2

3

Тема 2

Содержание учебного материала

Производство - основа развития общества

4

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи, эссе

2

3

Раздел 2.

Микроэкономика

1,2,3

Тема 3

Содержание учебного материала

Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена

4

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям

1

3

Тема 4

Содержание учебного материала

Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

4

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям

1

3

Тема 5

Содержание учебного материала

Рыночные структуры

4

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи

4

3

Тема 6

Содержание учебного материала

Рынки факторов производства

4

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям

1

3

Раздел 3.

Макроэкономика

1,2,3

Тема 7

Содержание учебного материала

Макроэкономика как составная часть экономической науки

4

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи

4

3

Тема 8

Содержание учебного материала

Финансовая система и финансовая политика государства

2

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям

1

3

Тема 9

Содержание учебного материала

Денежно - кредитная система и монетарная политика государства

3

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи

4

3

Тема 10

Содержание учебного материала

Роль государства в рыночной экономике

4

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи

2

3

Раздел 4.

Мировое хозяйство

1,2,3

Тема 11

Содержание учебного материала

Мировой рынок и мирохозяйственные отношения

2

1,2

Практические занятия

Собеседование, тесты, задачи

Итоговая контрольная работа

4

3

Консультации  

2

1, 2, 3

Всего:

75

1,2,3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  для социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;

– комплект учебно-методического обеспечения дисциплины «Экономическая теория».

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным проектором.

3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основные источники:

  1. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. М. Пищулов [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04513-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438071
  2. Коршунов, В. В.  Основы экономической теории : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11589-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454141

Дополнительные источники:

  1. Слагода, В. Г. Экономическая теория: Рабочая тетрадь / Слагода В.Г., - 5-е изд., испр. и доп. - Москва :Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 176 с. (СПО) (Обложка. КБС)ISBN 978-5-91134-834-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1030234
  2. Ким, И. А.  Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 328 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04602-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453487
  3. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Алпатов [и др.] ; под редакцией Г. Е. Алпатова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09461-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470975

Интернет-ресурсы:

  1. http://government.ru - сайт Правительства РФ
  2. http://government-nnov.ru – официальный сайт правительства Нижегородской области
  3. http://minfin.ru/ru  - сайт Министерства финансов РФ
  4.  http://nizhstat.gks.ru - Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области
  5. http://www.bis.org - Банк международных расчетов
  6. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития РФ
  7. http://www.gks.ru  - Федеральная служба статистики РФ
  8. www.beafing.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)
  9. www.cbr.ru (сайт Банка России)
  10. www.imf.org.ru (сайт МВФ)
  11. www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Байка)
  12. www.wto.org.ru (сайт ВТО)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий..

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

У1 анализировать социально-экономические тенденции, явления и процессы для разработки стратегии и тактики поведения хозяйствующих субъектов в рыночных условиях

Решение задач, выполнение  контрольной работы

- проведение собеседований;

- тестирование

- выполнение эссе

У2 использовать типовые способы определения эффективности и оптимизации функционирования рыночных субъектов для решения задач в профессиональной практике

У3 принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов

У4 использовать информационно-коммуникационные технологии для анализа экономической информации

У5 использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

У6 применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

У7 определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

Знания

З1 особенности организации рынка и экономические принципы функционирования субъектов рынка

З2 основные проблемы организации экономической жизни общества

З3 основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности

З4 основные экономические показателя деятельности коммерческой организации

Описание шкал оценивания

Итоговая оценка (ИТО) по дисциплине проставляется  на основании среднего балла оценок, полученных обучающимися при прохождении текущего контроля успеваемости

Собеседование (устный опрос) по вопросам

Устный опрос используется для контроля знаний студентов в качестве проверки результатов освоения основных категорий, принципов и закономерностей функционирования современного рыночного хозяйства по дисциплине.

Параметры оценочного средства

Критерии оценки:

«отлично»

Правильные полные ответы на два вопроса

«хорошо»

Правильные полные ответы на два вопроса и небольшими помарками

«удовлетворительно»

Правильные краткие ответы на два вопроса

«неудовлетворительно»

0 – 1 правильных ответов

Тестирование

Для текущего контроля уровня знаний, полученных и закрепленных в процессе изучения как отдельной темы, так и блока из нескольких тем могут использоваться тесты.

Параметры оценочного средства

Критерии оценки:

«отлично»

(90-100)% правильных ответов

«хорошо»

(70-89)% правильных ответов

«удовлетворительно»

(50-69)% правильных ответов

«неудовлетворительно»

менее 50 % правильных ответов

Задача (практическое задание)

Практические задания предполагают решение одного или нескольких заданий.

Параметры оценочного средства

Критерии оценки:

«отлично»

Решение приведено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнен анализ ошибок.

«хорошо»

Решение приведено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе допущены 2-3 недочета

«удовлетворительно»

Решение приведено не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки

«неудовлетворительно»

Решение приведено не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Эссе

Оценочное средство в виде эссе с его представлением в тетради  используется при проведении практических занятий по разделам дисциплины. Студентам предлагается самостоятельно проанализировать проблему и оформить его результаты в письменном виде.

Параметры оценочного средства

Критерии оценки:

«отлично»

содержание соответствует теме, информация изложена четко и логично, является достоверной; присутствует творческий, оригинальный подход.

«хорошо»

содержание соответствует теме, информация, в целом, изложена четко и логично, является достоверной.

«удовлетворительно»

тема раскрыта поверхностно; перегружена текстом.

«неудовлетворительно»

содержание полностью не соответствует теме, информация  изложена не логично и неверно

Итоговая контрольная работа (итоговая письменная контрольная работа – для заочной формы обучения)

Контрольная работа является одним из средств текущего контроля в освоении учебной дисциплины по освоенному материалу.

Параметры оценочного средства

Критерии оценки:

«отлично»

Содержание ответа соответствует теме, информация изложена четко и логично, является достоверной. Ответ содержит элементы сравнительного анализа. Задача решена верно, тест выполнен (90-100)% правильных ответов

«хорошо»

Содержание ответа соответствует теме, информация, в целом, изложена четко и логично, является достоверной. Задача решена верно, тест выполнен (70-89)% правильных ответов

«удовлетворительно»

Тема раскрыта поверхностно; обучающийся испытывает небольшие затруднения по выполнению задания. В решениях задач имеются ошибки,  тест выполнен (50-69)% правильных ответов

«неудовлетворительно»

Тема не раскрыта; работа соответствует заданию менее, чем на 1/3. Задачи решены неверно, тест выполнен менее 50 % правильных ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...