Рабочая программа по дисциплине Основы предпринимательской деятельности
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovy_predpr._deyatelnosti.docx | 47.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 4 |
| 9 |
| 10 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04. Коммерция (по отраслям) для более глубокого освоения основного вида профессиональной деятельности будущих коммерсантов, менеджеров по продажам, которые возможно станут предпринимателями малого и среднего бизнеса.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Знания | Умения |
ПК 1.1. ПК 1.7. ПК 1.8. ПК 2.1. ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.8. ОК 1-ОК 6 ОК 9 ОК 10 ОК 12 |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 90 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 30 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Консультации | 5 |
Самостоятельная работа | 35 |
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ПК 1.1. ПК 1.7. ПК 1.8. ПК 2.1. ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.8. ОК 1-ОК 6 ОК 9 ОК 10 ОК 12 |
Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Развитие теории и практики предпринимательства. | |||
Самостоятельная работа.История развития предпринимательства в России – презентация | 4 | ||
Тема 1. Организация предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 8 | |
Сущность, субъекты, объекты и принципы предпринимательской деятельности.Предпринимательство как экономический процесс.Классификация предпринимательской деятельности по виду (назначению), формам собственности, организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда.Сущность производственного предпринимательства. Основное содержание и поле деятельности коммерческо-торгового предпринимательства. Сфера деятельности и особенности финансово-кредитного предпринимательства. Посредничество. Страховое предпринимательство. Сочетание разных видов предпринимательства. | |||
Практическое занятие 1: Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. | 2 | ||
Практическое занятие 2-3: Составление договоров в предпринимательской деятельности. | 4 | ||
Самостоятельная работа.Выполнить анализ организационно-правовых форм предпринимательства в России – в табличной или схематичной формахСоставить различные виды договоров, используемых в предпринимательской деятельности. Выполнить реферат: «Учреждение и ликвидация предпринимательской единицы», «Особенности и характеристики различных видов предпринимательских сделок» | 10 | ||
Тема 2. Финансирование предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |
Характеристика субъектов предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Порядок создания и ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности. Организация финансирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: регистрация субъектов предпринимательства, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, государственное регулирование цен, налоговое регулирование, защита прав потребителей и др. Регистрация юридических лиц, создаваемых путём реорганизации: присоединения, слияния, разделения, выделения, преобразования. Лицензирование. Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. Ликвидация юридического лица. | |||
Практическое занятие 4: Определение путей финансирования предпринимательской деятельности | 2 | ||
Самостоятельная работаПодготовить сообщение «Путь (алгоритм) получения банковского кредита» и презентацию | 4 | ||
Тема 3. Оценка эффективности предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала Подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности; Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности; Пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности | 6 | |
Практическое занятие 5: Оценка эффективности предпринимательской деятельности | 2 | ||
Самостоятельная работаИзучение Федеральных законов и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность | 8 | ||
Тема 4. Риски в предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие риска (рисковая сделка). Допустимый, критический, катастрофический риски.Производственный, коммерческий, финансовый и кредитный риски. Пути снижения степени риска. | |||
Самостоятельная работаСпособы защиты от возникающих рисков в сфере малого и среднего предпринимательства – сообщение подготовить | 3 | ||
Тема 5. Культура предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |
Морально-этические принципы бизнеса. Предпринимательская культура, ее связь с общечеловеческой культурой. Понятия: «внутренняя культура», «внешняя культура», «открытая культура», «закрытая культура». Служебный этикет, его составляющие. | |||
Практическое занятие 6: Этикет предпринимателя. Нормы общения | 2 | ||
Самостоятельная работаСоставление своего видения корпоративной культуры компании | 2 | ||
Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 8 | |
Сущность и виды планирования предпринимательской деятельности. Долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (более 2 лет) и краткосрочное (до 2 лет) планирование. Стратегическое, тактическое (текущее) и оперативное планирование. Бухгалтерская деятельность фирмы. Финансовый анализ. Налоговое планирование на фирме. Технико-экономическое планирование на малой фирме. Методика расчета основных показателей эффективности работы малого предприятия | |||
Практическое занятие 7 Составление бизнес-плана | 8 | ||
Самостоятельная работаСоставить кроссворд по пройденным темам | 2 | ||
Тема 7. Безопасность предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | ||
Место малого предприятия в рыночной экономике. Основные признаки малого предприятия. Виды малых предприятий. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий. Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями и потребителями. Организация и развитие собственного дела.Бизнес-план малого предприятия, его сущность, особенности, содержание. Порядок разработки бизнес-плана. Безопасность предпринимательской деятельности | 6 | ||
Самостоятельная работаПодготовка к проведению итогового занятия по пройденному материалу | 2 | ||
Итоговое занятие | Дифференцированный зачет | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебнойдисциплины требует наличия учебного кабинета Основыпредпринимательской деятельности
Оборудование учебного кабинета Организация предпринимательской деятельности:
- Автоматизированный рабочий модуль преподавателя
- Комплект ученической мебели исходя из количества студентов
- Комплект учебно-методических материалов преподавателя
Технические средства обучения:
- Видеопроектор
- Акустическая система
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийная доска
- Персональный компьютер
- Телевизор с современным видеоинтерфейсом.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
- Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / Т.М. Голубева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 256 с.
- Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2018. - 77 c.
- Крутик А.Б. Предпринимательская деятельность: учеб. пособие / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 224 с.
- Основы экономики и предпринимательства: учеб. для нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 176 с.
- Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г. Лапусты. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 534 с.
- Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь / О.И. Филиппова, Л.А. Волкова, Н.В. Малецкая. - М.: Academia, 2018. - 340 c.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk Машерук Е.М. Основы предпринимательства.Дистанционный курс
- http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей
- http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.
3.2.3. Дополнительные источники
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) (статьи 1225 - 1551). Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ). Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины проводить психолого-педагогический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности; формировать необходимые качества предпринимателя; выбирать организационно-правовую форму предприятия; заполнять формы отчётности; применять различные методы исследования рынка; принимать управленческие решения; собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках; делать экономические расчёты; осуществлять планирование производственной деятельности; разрабатывать бизнес-план; проводить презентации. | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые выполненных содержат ошибки. «Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме, Выполнениепроекта; Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента); Оценкавыполнения практическогозадания(работы); Подготовка ивыступление сдокладом,сообщением, презентацией; Решениеситуационнойзадачи. |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами: нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности; потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса; технологию разработки бизнес-плана теоретические и методологические основы организации собственного дела. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовый образовательный уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы проектной деятельности" является составной частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОГС СПО по специаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 0...
рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности"
Рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности" для специальности 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...
рабочая программа по дисциплине основы коммерческой деятельности
рабочая прогармма учабной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности" по специальности СПО 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Рабочая программа по дисциплине Основы коммерческой деятельности
рабочАЯ программА профессонального модуля ОП 12 Основы коммерческой деятельности....