рабочая программа по дисциплине основы коммерческой деятельности
рабочая программа на тему
рабочая прогармма учабной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01.Основы коммерческой деятельности
(номер, наименование)
основной профессиональной образовательной программы специальности
38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
код, наименование специальности
ОДОБРЕНО
Предметно-цикловой комиссией
«Социальная инфраструктура»
(наименование комиссии)
Председатель __________ _______/Т.А. Кожарина/
(инициалы фамилия)
Протокол №
от « » 201 г.
Составители:
Синюкова Надежда Викторовна, преподаватель спец.дисциплин - ТОГАПОУ
«Аграрно-промышленный колледж»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Кожарина Татьяна Алексеевна, председатель предметной цикловой комиссии - ТОГАПОУ«Аграрно-промышленный колледж»
Содержательная экспертиза: Эктова Марина Васильевна, преподаватель спец.дисциплинТОГАПОУ«Аграрно-промышленный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности _38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», утвержденной приказом Министерства(код, наименование специальности)
образования и науки РФ от «__23__»____06_________201_0__г. № __693____
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы коммерческой деятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж» в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся
Должен уметь:
- определять виды и типы торговых организаций;
- устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания;
Должен знать:
- сущность и содержание коммерческой деятельности;
- терминологию торгового дела;
- формы и функции торговли;
- объекты и субъекты современной торговли;
- характеристики оптовой и розничной торговли;
- классификацию торговых организаций;
- идентификационные признаки и характеристика торговых организаций различных типов и видов;
- структуру торгово-технологического процесса;
- принципы размещения розничных торговых организаций;
- устройство и основы технологических планировок магазинов;
- технологические процессы в магазинах;
- виды услуг розничной торговли и требования к ним;
- составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей;
- номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения;
- материально-техническую базу коммерческой деятельности;
- структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли;
- назначение и классификацию товарных складов;
- технологию складского товародвижения
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося222 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося148 часов;
самостоятельной работы обучающегося74 часов,
практических занятий 64 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 222 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 148 |
в том числе: | |
практические занятия | 64 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 74 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 74 |
Итоговая аттестация в формеэкзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы коммерческой деятельности »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 4 | ||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Цели, задачи, формы и функции торговли История развития коммерческой деятельности | |||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат по теме «Изучение развития коммерческой деятельности» | 2 | ||
Тема 1. Сущность и содержание коммерческой деятельности | 16 | ||
Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
Терминология торгового дела Коммерческая деятельность: сущность, задачи, принципы. Основные требования, предъявляемые к коммерческой деятельности Объекты и субъекты коммерческой деятельности. Роль коммерческих служб на предприятии. Виды коммерческих организаций и фирм Роль информации в коммерческой деятельности Коммерческая тайна, понятие, сущность Способы защиты коммерческой тайны | |||
Практические занятия | 4 | ||
1.Механизм защиты коммерческой тайны 2.Определение степени риска предприятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций на тему: «Объекты и субъекты коммерческой деятельности» Доклад на тему «Коммерческая тайна» | 4 | ||
Тема 2. Субъекты коммерческой деятельности | 22 | ||
Содержание учебного материала | 6 | ||
Инфраструктура оптовой торговли Инфраструктура розничной торговли Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности Классификация субъектов по признакам, целям деятельности, формам деятельности, численности работающих Типы и виды торговых организаций, их характеристики и идентификационные признаки | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
1.Создание субъектов коммерческой деятельности 2.Определение типов и видов торговых организаций | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на тему «Рассчитать численность работающих». Подготовка рефератов на тему «Инфраструктура розничной торговли» Работа с конспектом лекции | 12 | ||
Тема 3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности | 26 | ||
Содержание учебного материала | 6 | ||
Информационное обеспечение коммерческой деятельности: понятие. Коммерческая информация: ее анализ и учет на предприятии. Пути получения достоверной коммерческой информации. Внутренние и внешние источники. Значение различных видов информации в коммерческой деятельности (информация о покупателе и мотивах покупки, о требованиях рынка к товару; о конъюнктуре рынка; о конкурентной среде и др.) Информационные процессы: сбор, обработка, накопление, хранение, передача информации другим участникам коммерческой деятельности. Информационные ресурсы: товарно-сопроводительные документы, товарная маркировка и ее назначение для предприятий-изготовителей, продавцов, потребителей и др. Основы правового режима информационных ресурсов. Товарные знаки и знаки обслуживания: понятие, назначение, виды, правовая охрана, регистрация и основания для отказа в регистрации, экспертиза, использование, передача, прекращение правовой охраны. Международные и российские организации, регистрирующие товарные знаки. Ответственность за незаконное использование товарных знаков и знаков обслуживания. Защита информации и прав субъектов коммерческой деятельности в области информационных процессов: объекты и режим защиты, права и обязанности субъектов. Государственная и коммерческая тайна: понятие, объекты, отличия | 2 | ||
Практические занятия 1.Изучение информационных знаков 2.Расшифровка торговых знаков 3.Обработка и анализ информации(анкета, соц.опрос) 4.Ознакомление с товарно-сопроводительной документацией и их заполнение 5.Изучение зарубежной маркировки товаров | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания (написание рефератов) по теме 3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности Работа с конспектом лекций Чтение текста учебника | 10 | ||
Тема 4. Коммерческая работа по розничной продаже товаров | 20 | ||
Содержание учебного материала Характеристики розничной торговли Принципы размещения различных торговых организаций Структура торгово-технологического процесса Устройство и основы технологических планировок магазинов Виды услуг розничной торговли и требования к ним | 6 | ||
2 | |||
Практические занятия Установление соответствий вида и типа розничной торговой организации ассортимента реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания.Изучение договора поставки, его содержание | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы по структуре торгово-технологического процесса предприятия торговли Подготовка реферата на тему: «Принципы размещения торговых организаций» Работа с конспектом лекций | 8 | ||
Тема 5. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров | 16 | ||
Содержание учебного материала | 6 | ||
Характеристики оптовой торговли Планирование торговых закупок. Формы договоров оптовой торговли | 2 | ||
Практические занятия | 6 | ||
1.Оформление документации – заполнение накладной, акта о приемки товаров 2.Оформление документации – заполнение акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемки ТМЦ, 3.Оформление документации – заполнение товарной накладной, счета-фактуры | |||
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальные задания: «Составления плана торговых закупок» Оформление договоров на поставку товаров | 4 | ||
Тема 6. Технологические процессы в магазине | 12 | ||
Содержание учебного материала | |||
Виды, принципы и схемы организации оперативных процессов в магазине Процесс продажи. Магазинная и внемагазинная торговля Этапы, правила продажи, государственный контроль за их соблюдением. Федеральные законы и нормативные акты по государственному регулированию коммерческой деятельности | 8 | 2 | |
Практические занятия | 4 | ||
1.Составить схему организации оперативных процессов в магазине 2.Оформление договора купли-продажи | |||
Тема 7. Торговое обслуживание | 16 | ||
Содержание учебного материала | 6 | ||
Составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей Основные элементы, определяющие уровень обслуживания покупателей Виды и формы предоставляемых покупателям торговых услуг Номенклатура показателей качества услуг и методы их определения | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
1 Решение ситуационных задач «Общение с покупателями: преодоление возражений и отказов». 2. Решение ситуационных задач «Общение с покупателями: преодоление возражений и отказов». 3. Определение необходимых торговых услуг в конкретном предприятии | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление диалогов Подготовка рефератов на тему «Уровень обслуживания покупателей», «Виды и формы торговых услуг» | 6 | ||
Тема 8. Материально-техническая база коммерческой деятельности | 20 | ||
Содержание учебного материала | 8 | ||
Технологический цикл товародвижения: этапы, составляющие элементы Виды коммерческой деятельности в зависимости от места в технологическом цикле товародвижения: сбытовая, торговая (оптовая и розничная) и в зависимости от объектов и сферы применения: товарная, сервисная (в сфере услуг), финансовая и пр. Инфраструктура коммерческой деятельности, ее элементы: кредитная система и коммерческие банки; товарные, сырьевые, фондовые, валютные биржи; аукционы, ярмарки; система страхования коммерческого риска; таможенная система; коммерческо-выставочные комплексы и др. | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
Изучение схемы товародвижения от изготовителей до потребителей продукции и действий субъектов инфраструктуры товарного рынка в процессе товародвижения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: «Инфраструктура коммерческой деятельности», «Товародвижение». Работа с конспектом лекций. | 8 | ||
Тема 9. Технология складских операций | 16 | ||
Содержание учебного материала | 4 | ||
Назначение и классификация товарных складов Технология операций по поступлению товаров на склад Организация и технология отпуска товаров со склада. Технология складского товародвижения.Структура и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли | 2 | ||
Практические занятия Анализ технологи складских операций Организация товародвижения розничной торговой сети Формирование правил внутреннего распорядка для персонала склада | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы «Поступление товаров на склад» Подготовка реферата на тему: «Функции склада оптовой торговли» Работа с конспектом лекций | 8 | ||
Тема 10.Управление товарными запасами | Содержание учебного материала | 20 | |
Материальные потоки :понятие, виды Товарные потоки как разновидности материальных потоков Товарные запасы: понятие, их роль в обеспечении равномерности процесса производства и реализации Товарные запасы как основная часть материальных запасов, их видов: текущие, страховые, сезонные Товарные запасы. Нормирование запасов. Методы нормирования Учет и контроль за состоянием товарных запасов в коммерческих организациях | 8 | 2 | |
Практические занятия Расчет товарных запасов в торговом предприятии Расчет товарных запасов | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему « Товарные запасы» Работа с конспектом и лекциями | 6 | ||
Тема 11. Тарные операции в торговле | Содержание учебного материала | 20 | |
Понятие тары, ее функции и виды. Стандартизация и унификация тары. Организация оборота тары | 8 | 2 | |
Практические занятия | 6 | ||
Определение уровня товарных запасов Изучить методы планирования товарных запасов в торговом предприятии | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему:
Решение тестов | 6 | ||
Тема 12. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК | Содержание дисциплины | 14 | |
Понятие транспорта и его виды. Планирование и организация перевозок товаров. Показатели эффективности использования транспортных средств Транспортно-экспедиционное обслуживание. | 8 | ||
Практическая работа Составление договора перевозки на основе типовых образцов документа Составление коммерческого акта | 6 | ||
Экзамен | 2 | ||
Всего: | 222 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика и статистика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Статистика»
- структурно – логические схемы по отдельным темам;
- микрокалькуляторы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы коммерческой деятельности /О. В. Памбухчиянц-Дашков и Ко-2012-448с.
2. Коммерческая деятельность Ф.Г. Панкратов /Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко" 2013
3.Торговое дело Брагин
4.Основы коммерческой деятельности/ Б.И. Синецкий–М.:Юристь 2011-659с.
Дополнительные источники:
1.Организация и технология торговли р/ Под редакцией С. Н. Дроздова – Бобруйск ,2013.-92с.
2. Основы коммерческая деятельность / Г.С. Тютюшкина – Ульяновск 2013-119с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Расчет товарных запасов в торговом предприятии | практические занятия, решение ситуационных заданий |
Расчет товарных запасов | практические занятия, решение ситуационных заданий |
Рассмотрение схемы товародвижения от изготовителей до потребителей продукции и действий субъектов инфраструктуры товарного рынка в процессе товародвижения. | Практические занятия, решение ситуационных заданий |
Определение степени риска предприятия | практические занятия, практико-ориентированные задачи |
Знания по темам: | |
Виды, принципы и схемы организации оперативных процессов в магазине | решение тестов, устный опрос |
Коммерческая тайна, понятие, сущность Способы защиты коммерческой тайны | Устные опрос, решение тестов |
Информационное обеспечение коммерческой деятельности: понятие. Коммерческая информация: ее анализ и учет на предприятии | Выполнение тестовых заданий |
Понятие транспорта и его виды. Планирование и организация перевозок товаров | Выполнение рефератов |
Товарные запасы как основная часть материальных запасов, их видов: текущие, страховые, сезонные | Устный опрос, тестовые задания, выполнение структурно-логических схем, решений ситуационных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовый образовательный уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы проектной деятельности" является составной частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОГС СПО по специаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 0...

рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности"
Рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности" для специальности 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности" по специальности СПО 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Рабочая программа по дисциплине Основы предпринимательской деятельности
Рабочая программа по дисциплине Основы предпринимательской деятельности специальность 38.02.04 Коммерция...

Рабочая программа по дисциплине Основы коммерческой деятельности
рабочАЯ программА профессонального модуля ОП 12 Основы коммерческой деятельности....