Рабочая программа_Экономика отрасли
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Приложение 2.18
к ОПОП по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Воскресенский колледж»
Утверждена приказом руководителя
образовательной организации
№_____от ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Воскресенск 2021г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК строительных дисциплин
Протокол №
« » августа 2021г.
____________/ А.А.Харионов/
Программа учебной дисциплины ОП.07 «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2018 № 2.
Организация -разработчик: ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»
Разработчик: преподаватель ГБПОУ МО «Воскресенский колледж» Климова Л.И.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика отрасли» является частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений , утвержденного Приказом Минобрнауки России от 10 января 2018 № 2.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК: ОК 01-ОК 07; ОК 09 – ОК 12, ПК 3.1 – 3.3
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 01 – ОК 07, ОК 09 – ОК 11, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 16, ЛР17, ЛР 19 | рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности отрасли; составлять и заключать договоры подряда; использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и сбыт; в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление менеджмента Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, текущего ремонта и реконструкции строительных объектов. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач. Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации по выполняемым видам строительных работ Осознающий себя гражданином и защитником великой страны; Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства; Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений; Ставящий перед собой образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций. | состав трудовых и финансовых ресурсов отрасли; основные фонды и оборотные средства строительной отрасли, показатели их использования; основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности отрасли; механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда; методологию и технологию современного менеджмента; характер тенденций развития современного менеджмента; требования, предъявляемые к современному менеджменту; стратегию и тактику маркетинга; содержание разделов бизнес-плана |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины, в т.ч | 72 |
теоретическое обучение | 30 |
практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа | 6 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1 Строительство отрасль материального производства | Содержание учебного материала Организация, основные признаки. Характерные особенности отрасли капитального строительства. | 2 | ОК 01 – ОК 07, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 19 |
Тема 2 Организационные формы процесса строительного производства | Содержание учебного материала Внешняя и внутренняя среда организации. Понятие менеджмента в строительстве | 2 | ОК 01 – ОК 07, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 19 |
Тема 3 Капитал и имущество организации (предприятия) | Содержание учебного материала 1. Основные фонды предприятий. Понятия, структура. Эффективность использования Практические занятия 1. Расчет среднегодовой стоимости основных средств 2. Расчет показателей эффективности использования основных средств 3. Расчет износа и амортизационных отчислений Самостоятельная работа обучающихся Тема: «Аренда, лизинг, нематериальные активы» - доклады | 2 6 2 | ОК 01 – ОК 07, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 19 |
Тема 4 Оборотные средства организации | Содержание учебного материала Классификация оборотного капитала. Состав, структура, показатели использования. Нормирование. Практические занятия 1. Определение потребности в оборотном капитале 2. Определение нормативов оборотных средств 3. Расчет показателей использования оборотного капитала | 2 6 | ОК 09 – ОК 11, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 16, ЛР17, ЛР 19 |
Тема 5 Инвестиционная деятельность организации | Содержание учебного материала Проблемы обновления материально-технической базы. Инвестиционный процесс: направления, показатели Практическое занятие Расчет показателей эффективности инвестиционной деятельности Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов на тему «Расчет показателей экономической эффективности инвестиционных проектов» | 2 2 2 | ОК 09 – ОК 11, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 16, ЛР17, ЛР 19 |
Тема 6 Маркетинг в строительстве | Содержание учебного материала 1. Маркетинговые исследования рынка строительной продукции. Позиционирование строительной продукции. Особенности сбыта 2. Изучение запросов и поведение потребителей, отбор целевых рынков и сегментация, позиционирование товара | 4 | ОК 09 – ОК 11, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 16, ЛР17, ЛР 19 |
Тема 7 Труд, кадры, оплата труда. Производительность труда | Содержание учебного материала 1. Состав и структура кадров. Трудовые ресурсы 2. Нормирование труда. Рабочее время и его использование. Производительность труда 3. Мотивация и роль труда в условиях рыночной экономики. Формы и системы оплаты труда 4. Тарификация работ и рабочих. Нормирование труда. Виды доплат к заработной плате Практические занятия 1. Расчет заработной платы при повременной форме оплаты 2. Расчет заработной платы при сдельно-премиальной и бестарифной форме оплаты Самостоятельная работа обучающихся Изучение Трудового Кодекса в части «Доплаты к заработной плате работникам» | 8 4 2 | ОК 09 – ОК 11, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 16, ЛР17, ЛР 19 |
Тема 8 Издержки, себестоимость, ценообразование на предприятии | Содержание учебного материала 1. Понятие издержек строительного производства и себестоимости продукции . Состав затрат и структура себестоимости. Сметная стоимость 2. Ценообразование в строительной отрасли. Порядок формирования цены Практические занятия 1. Расчет структуры себестоимости 2. Определение сметной стоимости работ 3. Определение себестоимости и цены на продукцию строительного производства 4. Расчет цены на продукцию при различных методах ценообразования | 4 8 | ОК 09 – ОК 11, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 16, ЛР17, ЛР 19 |
Тема 9 Доход, прибыль, рентабельность | Содержание учебного материала 1. Понятие, сущность, виды дохода и прибыли в строительстве 2. Понятия, показатели и виды рентабельности Практические занятия 1. Расчет прибыли. Распределение прибыли в организации 2. Расчет рентабельности производства и продукции. Определение показателей эффективности деятельности организации | 4 4 | ОК 09 – ОК 11, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 16, ЛР17, ЛР 19 |
Тема 10 Планирование на предприятии | Содержание учебного материала Понятие планирования на предприятии. Виды планов. Бизнес-планирование. Типы планов Практические занятия 1. Виды и структура бизнес-плана 2. Составление бизнес-плана | 2 4 | ОК 09 – ОК 11, ПК 3.1 – 3.3 ЛР 1, ЛР 16, ЛР17, ЛР 19 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |||
Всего | 72 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные кабинеты:
Кабинет «Экономика организации» и «Статистика», оснащенный оборудованием: посадочными рабочими местами по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методического материала, включающий: конспект лекций, учебно-методическую литературу, тестовые задания. Технические средства обучения: компьютер.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
- Основные печатные издания
1.Гомола А.И., П.А.Жанин, В.Е.Кириллова. Экономика. Учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля, Москва, Издательский центр «Академия», 2019 г.
2.Гомола А.И., П.А.Жанин, В.Е.Кириллова. Экономика. Практикум для профессий и специальностей социально-экономического профиля, 3.Москва, Издательский центр «Академия», 2018 г.
3.Грибов В.Д.,Грузинов. Экономика отрасли. Учебник. М., ИНФРА М, 2019
4.Котерова Н.Г. Экономика организации, учебник для студ.учреждений среднего профессионального образования.Москва, издательский центр «Академия», 2019 г.
5.Экономика предприятия. Учебник для ВУЗов под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.М. – М. ЮНИТИ-Дана, 2019г.
6. Конспект лекций
3.2 Основные электронные издания
1. http://eup.ru Научно- образовательный портал Экономика и управление на предприятиях
2. https//www.kommersant.ru -Информационный сайт Коммерсант.ру
- Дополнительные источники
1.Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия.-М.2015 г.
2..Грибов В.Д., Грузинов П.В. Экономика предприятия. Учебное пособие и практикум, М. 2016 г.
3.Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия). Учебно-методический комплекс. Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2015 г.
4.Сафронов Н.А. Экономика организации. 2 издание. – М. МАГИСТР. ИНФРА-М 2015 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знать: сущность организации как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; организацию производственного и технологического процессов; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; механизмы ценообразования; формы оплаты труда; основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта; аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; методологию и технологию современного менеджмента; характер тенденций развития современного менеджмента; требования, предъявляемые к современному менеджменту; стратегию и тактику маркетинга; содержание разделов бизнес-плана
| Полноту представления о процессе эволюции экономики организации как науки 85-100% правильных ответов - «отлично» (демонстрирует полное и ясное знание предмета, задач, принципов, анализирует современные тенденции развития) 69-84% правильных ответов - «хорошо» (допускает неточности в изложении основ, принципов и тенденций развития, в анализе рассчитанных показателей) 51-68% правильных ответов –«удовлетворительно» » (имеет неполное представление, не умеет рассчитывать показатели) 50% и менее –«неудовлетворительно» (демонстрирует полное отсутствие знаний) Овладение элементами, понятиями, принципами основных эконмических категорий Знание принципов организации производственного и технологического процессов Знание состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показателей их эффективного использования; способов экономии ресурсов, энергосберегающих технологий; механизмов ценообразования форм оплаты труда; Полноту представления об основных технико-экономических показателях деятельности организации и методике их расчета | Тестирование, устный опрос, дифференцированный опрос, индивидуальный, фронтальный, графологический диктант, решение задач, проверка самостоятельной работы, защита рефератов, выполнение практической работы |
Уметь: определять организационно-правовые формы организаций; ресурсов организации; заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; рассчитывать цену продукции; находить и использовать необходимую экономическую информацию; составлять и заключать договоры подряда; использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и сбыт; в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление менеджмента; | Правильно рассчитывать и планировать состав и величину материалов и прочих ресурсов организации Правильность применения методик калькулирования себестоимости единицы продукции, цены продукции Полнота представления о расчете заработной платы работникам при различных формах оплаты труда правильности заполнения первичных документов по экономической деятельности организации | Выполнение домашнего задания, самостоятельной внеаудиторной работы, контрольные практические работы по темам курса, выполнение и защита рефератов, фронтальный опрос, решение задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экономика" для экономических специальностей СПО
Рабочая программа дисциплины ОДП. 12 "Экономика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)...
Рабочая программа "Экономика"
Рабочая программа для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям)...
Рабочая программа "Экономика организации"
Рабочая программа для специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений....
Рабочая программа Экономика отрасли
Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли для специальности СПО Сервис на транспорте...
Рабочая программа "Экономика организации"
Разработанна для студентов специальности "Автоматизация технологических процессов"...
Рабочая программа Экономика отрасли
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли" для специальности 36.02.01. Ветеринария...
Рабочая программа Экономика отрасли
Рабочая программа Экономика отрасли для специальности Электрификация и автоматизация сельского хозяйства...