Рабочая программа "Экономика"
рабочая программа по теме

Сарникова Наталья Сергеевна

Рабочая программа для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ekonomika.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕХНИКУМ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.12. ЭКОНОМИКА

Нижний Новгород

2014

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы  для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

        Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», г. Нижний Новгород.

Разработчик: Сарникова Н.С., преподаватель спец технологий ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», г. Нижний Новгород.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ             4

2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                       5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ

    ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                        12

        

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее СПО), реализующую образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалиста среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным дисциплинам.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения  дисциплины:

Учебный материал курса ориентирован на понимание студентами специфики экономического знания и усвоение его основных проблем.

Цель курса — Целью курса «Экономика» является изучение различных аспектов экономических отношений людей на основе достижений экономической теории и практики мировой цивилизации. Экономика составляет фундамент общественных отношений, поэтому познание экономической действительности практически значимо для студентов неэкономических специальностей технических вузов. Становление современной экономики невозможно без хорошо подготовленных специалистов, освоивших фундаментальные принципы организации экономических отношений.

Основные задачи курса:

      Задачи курса состоят в том, чтобы помочь студентам сформировать представления о предмете экономики, ее основных направлениях и школах, взглядах выдающихся ее представителей, актуальных экономических проблемах, значении и функциях экономики в обществе. Исходя из основной цели, в ходе освоения курса студенты должны реализовать совокупность познавательных и практических задач в изучении таких сложных вопросов экономической науки, как история, предмет и метод экономической теории, основы теории рыночной экономики, теоретические проблемы микро -, мезо - и макроэкономики.

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • функции денег,
  • банковскую систему,
  • причины различий в уровне оплаты труда,
  • основные виды налогов,
  • организационно-правовые формы предпринимательства,
  • виды ценных бумаг,
  • факторы экономического роста;

 уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 час. в том числе:

             обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 117 час.

             самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося 58 час.

         

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

В том числе:

         дифференцированный зачет

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (всего)

58


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание дисциплины и ее задачи.

1

1

Раздел 1

Экономика и экономическая наука

Тема 1.1.

Потребности. Ограниченность ресурсов.

Содержание учебного материала

1

2

Экономические потребности человека. Ограниченность экономических ресурсов.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Соколова С.В. Основы экономики: Рабочая тетрадь. (4стр.)

Ответить на вопросы и заполнить таблицы.

2

2

Тема 1.2.

Факторы производства и факторные доходы.

Содержание учебного материала

6

2

Факторы производства.

Заработная плата. Формы оплаты труда.

Прибыль. Структура прибыли. Рентабельность.

Рента. Земельная рента.

Научные подходы к категории процент.

Основные теории происхождения процента.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить реферат на одну из тем:

«Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли»

«Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие»

2. Выполнение компьютерной презентации по теме «Значение экономики для развития общества»

2

2

Тема 1.3.

Типы экономических систем.

Содержание учебного материала

4

2

Традиционная экономика.  

Административно-командная экономика.

Условия функционирования командной экономики.

Смешанная экономика.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщения на темы:

«Модели смешанной экономики»

«Экономические кризисы в истории России»

«Россия на рынке технологий»

2.Оформить экономический терминологический словарь.

3

3

Тема 1.4.

Собственность. Конкуренция.

Содержание учебного материала

6

2

Понятие собственности.

Формы собственности.

Конкуренция.

Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Олигополия.

Антимонопольная политика государства.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Соколова С.В. Основы экономики: Рабочая тетрадь. (34 стр.)

Ответить на вопросы и заполнить таблицы.

2.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Мое отношение к монополии»

«Конкуренция – важный аспект развития экономики»

2

2

Тема 1. 5.

Экономическая свобода.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие экономической свободы.

Специализация и ее значение для формирования рынка.

Раздел 2

Семейный бюджет

Тема 2.1

Доходы и расходы семьи

Содержание учебного материала

3

2

Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения.

Страхование.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Гомола А.И. Экономика (67 стр.) Ответить на вопросы.

2

3

Раздел 3

Рыночная экономика

Тема 3.1.

Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

Содержание учебного материала

6

2

Понятие и функции рынка.

Виды, структура и инфраструктура рынков.

Закон спроса

Закон предложения

Эластичность спроса и предложения.

Противоречия рынка. Экономические кризисы.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Электронные рынки как феномен мировой экономики»

«Оффшорный бизнес и его роль в экономике России»

2.Оформить экономический терминологический словарь

2

3

Тема 3.2.

Экономика фирмы.

Содержание учебного материала

6

2

Основные признаки предприятия.

Предпринимательская деятельность.

Виды предпринимательской деятельности.

Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. 

Организационно-правовые формы предприятий.

Классификация предприятий.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Сущность деятельности акционерного общества»

«Формы связей предприятий»

2.Изучение связи предприятий в предпринимательской деятельности.

2

3

Тема 3.3.

Производство, производительность труда.

Содержание учебного материала

8

2

Типы производства и их характеристика        

Производственный процесс и его содержание        

Производственный цикл        

Принципы организации производственного процесса        

Нормирование труда.

Методы организации производственного процесса  

Основной капитал.

Оборотный капитал.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Соколова С.В. Основы экономики: Рабочая тетрадь. (9 стр.)

Ответить на вопросы и заполнить таблицы.

2

2

Раздел 4

Труд и заработная плата

Тема 4.1.

Труд. Рынок труда.

Безработица.

Содержание учебного материала

6

2

Рынок труда.

Заработная плата и мотивация труда.

Безработица.

Политика государства в области занятости.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить реферат на одну из тем:

«Формы и системы оплаты труда»

«Материальная заинтересованность работников»

2.Дополнить термины в словарь

2

2

Тема 4.2.

Экономика малого предприятия.

Содержание учебного материала

5

2

Роль малого бизнеса в экономике.

Система поддержки малого бизнеса.

Разработка бизнес-плана.

Формы сотрудничества.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить реферат на одну из тем:

«Роль профсоюзов в защите работников»

«Значение и сущность работы службы занятости в России»

2

2

Раздел 5

Деньги и банки

Тема 5.1.

Понятие денег и их роль в экономике

Содержание учебного материала

4

2

Деньги и их роль в экономике.

Виды денег.

Кредитные деньги.

Мировые деньги.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить реферат на одну из тем:

«Возникновение и эволюция денег на Руси»

«Мировые деньги»

2. Выполнение компьютерной презентации по теме «Деньги»

2

2

Тема 5.2.

Банковская система. Финансовые институты

Содержание учебного материала

4

2

Банковская система. Деятельность банков.

Центральный банк.

Банковские операции и сделки.

Финансы и финансовая система.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить реферат на одну из тем:

«Банковская реформа России»

«Экономические кризисы в истории России»

«Центральный банк и его роль»

2

2

Тема 5.3. 

Инфляция и ее социальные последствия

Содержание учебного материала

4

2

Сущность инфляции.

Виды инфляции.

Прогнозируемость инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить реферат на одну из тем:

«Центральный банк и его роль»

«Финансовый кризис 1998 года в России»

2. Выполнение компьютерной презентации по теме «Инфляция»

4

2

Контрольная итоговая работа

2

3

Раздел 6.

Государство и экономика.

Тема 6.1.

Роль государства в экономике.

Содержание учебного материала

3

2

Роль государства в развитии экономики.

Экономические функции государства.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Внешний долг России и проблемы его урегулирования»

«Мировой опыт свободных экономических зон»

2

2

Тема 6.2.

Налоги.

Содержание учебного материала

2

2

Система налогообложения.  

Виды налогов.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Значение налогов в развитии экономики России»

«Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики»

2

2

Тема 6.3.

Государственный бюджет. Государственный долг.

Содержание учебного материала

4

2

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов. Структура бюджетных расходов.

Дефицит и профицит государственного бюджета.

Роль государства в кругообороте доходов и расходов.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Бюджетный дефицит и концепции его регулирования»

«Внешний долг России и проблемы его урегулирования»

2

2

Тема 6.4.

Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

Содержание учебного материала

4

2

Цели  и состав ВВП.

Основные факторы экономического роста.

Типы экономического роста.

Экономический цикл.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Проблемы вступления России в ВТО»

«Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС»

2. Оформить терминологический словарь

3

2

Раздел 7.

Международная экономика

Тема 7.1.

Международная торговля

Содержание учебного материала

4

2

Международная торговая политика.

Протекционизм в международной торговой политике.

Причины ограничений в международной торговле. 

Фритредерство. Таможенная пошлина

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Государственная политика в области международной торговли»

«Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ вв.»

2

2

Тема 7.2.

Обменные курсы валют. Экономическое сотрудничество.

Содержание учебного материала

4

2

Валюта. Виды валют.

Валютный курс.

Факторы, влияющие на курс.

Международное экономическое сотрудничество.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Международные валютно-финансовые организации»

«Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс)»

2. Подготовка к итоговому зачету

3

2

Тема 7.3.

Особенности современной экономики России.

Содержание учебного материала

4

2

Экономические реформы в России.

Экономический рост.  

Инвестиции в современной России.

Россия и мировая экономика.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Электронные рынки как феномен мировой экономики»

«Особенности современной экономики США»

2. Подготовка к итоговому зачету.

4

2

Дифференцированный зачет

2

3


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Основы рекламной деятельности»;
  • методические указания по выполнению практических работ;
  • раздаточный материал по темам программы.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Гомола А.И., Кириллов В.Е. Экономика. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.

2. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф.  Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Норма,

2008. – 696 с.

Дополнительные источники:

1.Соколова С.В. Основы экономики: Рабочая тетрадь. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.  

2. Алехина Г.А., Барышева Г.А., Вазим А.А. Экономика. Микроэкономика:

Учебное пособие - Томск: Изд. ТПУ, 2007 - 153с.

3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. –

861 с.

 Программное обеспечение и Internet-ресурсы:

1.http://www.ofguu.ru/

2. http://www.nauki-online.ru/ekonomika

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение знаний:

функции денег

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

банковскую систему

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

причины различий в уровне оплаты труда

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

основные виды налогов

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

организационно-правовые формы предпринимательства

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

виды ценных бумаг

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

факторы экономического роста

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

Освоение умений:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем

Тестирование

описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики

Тестирование

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...

Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Рабочая  программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...

Рабочая программа производственной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Производственная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности.Освоение основного вида профессиональной деятель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места" общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы по професси 260807.01 "Повар, кондитер"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  в...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...