Рабочая программа Экономика отрасли
рабочая программа
Рабочая программа Экономика отрасли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_ekonomika_otrasli.docx | 71.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.М.Н.ЕРБАНОВА»
Рассмотрена и одобрена на заседании УМО ____________________________________ (наименование УМО) Протокол № ___ от «____» _______ 20__г. Председатель УМО ________/________________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ________/Бадмаева Д.Д. «___» _____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
код, наименование профессионального модуля
Специальность:
Квалификация:
Форма обучения: очная
Курс: четвертый
Рабочую программу разработал(а/и): _Подпругин Сергей Данилович/_____________________
Ф.И.О. подпись
__________________________/_____________________
Ф.И.О. подпись
г. Улан-Удэ, 2022 г.
Оборотная сторона титульного листа
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 834(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ___ ________ 20__ года, регистрационный №________), примерной основной образовательной программы по специальности / профессии______________________________
(зарегистрирована в государственном реестре примерных основных образовательных программ__. __20__ г. под номером №__________), рабочей программы воспитания по специальности
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»
Разработчик: Подпругин Сергей Данилович, преподаватель, к.э.н, доцент.
(фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория (при наличии)
Разработчик: ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория (при наличии)
_____________________________________________________________________________
Настоящая Программа не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ "Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова"
______________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.17. Экономика отрасли
- Область применения программы
Программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
Программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП.17. Экономика отрасли входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины является: получение теоретических знаний о принципах и закономерностях функционирования предприятия отрасли как хозяйствующего субъекта, приобретение практических навыков расчета экономических показателей его деятельности и формирование компетенций, позволяющих подготовить их к профессиональной деятельности.
Задачами освоения дисциплины являются: сформировать знания и умения в области общих положений экономической теории; организации производственного и технологического процессов; механизмов ценообразования на продукцию (услуги), форм оплаты труда в современных условиях, материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования..
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять организационно-правовые формы организаций; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности отрасли.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; принципы и методы управления основными и оборотными средствами, методы оценки эффективности их использования; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли, показатели их эффективного использования; формы оплаты труда; способы экономии ресурсов, основные технико-экономические показатели деятельности отрасли и методику их расчета.
1.4. Перечень компетенций в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем управления.
ПК 1.2. Выполнять монтаж и эксплуатацию осветительных и электронагревательных установок.
ПК 1.3. Поддерживать режимы работы и заданные параметры электрифицированных и автоматических систем управления технологическими процессами.
ПК 2.1. Выполнять мероприятия по бесперебойному электроснабжению сельскохозяйственных предприятий.
ПК 2.2. Выполнять монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций.
ПК 2.3. Обеспечивать электробезопасность.
ПК 3.1. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.
ПК 3.2. Диагностировать неисправности и осуществлять текущий и капитальный ремонт электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.
ПК 3.3. Осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.
ПК 3.4. Участвовать в проведении испытаний электрооборудования сельхозпроизводства.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 30 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 20 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
Доклады | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.17. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Производственный потенциал отрасли | 1 | ||
Тема 1.1. Место и роль отрасли в народном хозяйстве | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1 2 3 | Понятие и значение сельского хозяйства. Особенности сельского хозяйства. Показатели эффективности сельскохозяйственного производства | |||
Практические занятия: На основе статистических данных провести анализ состояния отраслей народного хозяйства Республики Бурятия и оценить роль сельского хозяйства в экономике республики (дискуссия) | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект. Аграрные регионы России. Развитие сельского хозяйства в различные периоды времени. Современное состояние отрасли в России. Проблемы, стоящие перед отраслью | 2 | |||
Тема 1.2. Земельные и трудовые ресурсы сельского хозяйства | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |
1 2 3 4 5 6 | Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве. Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве. Показатели эффективности использования земли в сельском хозяйстве Понятие трудовых ресурсов, их состав и структура. Эффективность использования трудовых ресурсов: показатели и методика их определения. Сущность, основные принципы, формы, виды и системы оплаты труда в сельском хозяйстве | |||
Практические занятия: Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать состав и структуру земельного фонда, показатели эффективности использования земельных ресурсов Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать состав и структуру трудовых ресурсов предприятия, показатели эффективности их использования. Решить задачи на определение заработной платы работников (разбор конкретных ситуаций) | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект. Плодородие земли. Земельная рента. Рынок земли. Доклады. Рынок труда России. Занятость и безработица | 2 | |||
Тема 1.3. Основные и оборотные фонды отрасли | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |
1 2 3 4 5 | Основные средства: назначение, состав, структура. Экономическая эффективность и основные направления улучшения использования основных средств Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Экономическая эффективность использования оборотных средств, ее показатели и методика определения. Пути улучшения использования оборотных средств | |||
Практические занятия: Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать состав и структуру основных и оборотных фондов, показатели эффективности их использования | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклады. Воспроизводство основных фондов, виды воспроизводства. Нормирование оборотных средств | 2 | |||
Раздел 2. | Эффективность деятельности предприятий отрасли | |||
Тема 2.1. Себестоимость продукции и услуг в сельском хозяйстве | Содержание учебного материала: | 2 | 3 | |
1 2 3 4 5 | Издержки производства, их сущность и виды Классификация затрат Понятие и виды себестоимости. Факторы, влияющие на уровень себестоимости Пути снижения себестоимости производства в отрасли | |||
Практические занятия: Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать состав и структуру затрат на основное производство. Решить задачи на определение себестоимости продукции | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект. Пути снижения себестоимости продукции в сельском хозяйстве | 2 | |||
Тема 2.3. Эффект и эффективность мероприятий в сельском хозяйстве | Содержание учебного материала: | 2 | 3 | |
1 2 3 4 5 6 | Понятие и уровни экономической эффективности производства АПК. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства. Факторы повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Прибыль, формирование и распределение прибыли. Рентабельность деятельности предприятий отрасли. Пути повышения эффективности деятельности | |||
Практические занятия: Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать показатели прибыли и рентабельности деятельности предприятия в сельском хозяйстве | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект. Понятие эффекта и эффективности. Натуральные и стоимостные показатели характеризующие эффективность отрасли. | 2 | |||
Всего: | 30 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации дисциплины используется учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет экономики организации) (Кабинет финансов, денежного обращения и кредитов) (449): 30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная. 1 стенд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Экономика сельского хозяйства: учебник / Г. А. Петранёва, Н. Я. Коваленко, А. Н. Романов, О. А. Моисеева ; под ред. проф. Г. А. Петранёвой. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - URL: https://znanium.com/catalog/product/993542
Дополнительные источники:
1. Сабетова, Л. А. Экономика предприятия АПК: учебное пособие / Л. А. Сабетова, Т. Л. Ларшина. — Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-94664-415-0. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157857
2. Минаков, И. А. Экономика отраслей АПК: учебник для вузов / И. А. Минаков. — 4-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 356 с. — ISBN 978-5-8114-5370-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152606
3. Колесняк А.В. Экономика отрасли: методические рекомендации для обучающихся по специальности 36.02.02 "Зоотехния" / А. В. Колесняк ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 47 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=3994
4. Экономика АПК : практикум для обучающихся по специальности 35.02.05 "Агрономия" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. А. В. Колесняк. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 49 с. - Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=3850
. Периодические издания:
1. Агропанорама: научно-практический журнал / Белорусский государственный аграрный технический университет.- Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/2531
2. Вестник ВСГУТУ: научно-теоретический журнал/ Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.- Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/2391?category=1029
3. Вестник Бурятской ГСХА им. В. Р. Филиппова: научно-теоретический журнал/ Бурятская ГСХА.- Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=25673
4. НИР. Экономика: научно-практический журнал / Инфра-М.- Режим доступа: https://znanium.com/catalog/magazines/issues?ref=77d2f791-1df0-11e4-b05e-00237dd2fde2
Современные профессиональные базы данных и информационные ресурсы сети Интернет
- Электронно-библиотечная система Издательства «Инфра-М» ZNANIUM.com [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система /ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» – Электрон. дан. − Режим доступа: http://znanium.com/catalog/ – Загл. с экрана (доступ только зарегистрированным пользователям).
- Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]: – Электрон. дан. − Режим доступа: https://e.lanbook.com/ – Загл. с экрана (доступ только зарегистрированным пользователям)
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Федеральная служба государственной статистики. -Режим доступа: http://burstat.gks.ru/
- КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система официальной информации /ООО «Правовые информационные технологии» РИЦ 355 Распространения Правовой Информации КонсультантПлюс. – Электрон. дан. – Режим доступа: в локальной сети. – Загл. с экрана.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Темы дисциплины | Код компетенции | Наименование оценочного средства | Способ контроля |
Раздел 1. Производственный потенциал отрасли | |||
Тема 1.1. Место и роль отрасли в народном хозяйстве | ОК 1- 9 | Вопросы входного контроля Дискуссия Тестовые задания | Устный опрос Подведение итогов дискуссии Письменное тестирование |
Тема 1.2. Земельные ресурсы сельского хозяйства | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания | Проверка заданий Письменное тестирование |
Тема 1.3. Основные и оборотные фонды отрасли | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания Темы докладов | Проверка задания Письменное тестирование Оценка докладов |
Тема 1.4. Трудовые ресурсы отрасли | ОК 1- 9 | Ситуационные задачи Тестовые задания Темы докладов | Проверка задания Письменное тестирование Оценка докладов |
Раздел 2. Эффективность деятельности предприятий отрасли | |||
Тема 2.1. Себестоимость продукции и услуг в сельском хозяйстве | ОК 1-9 | Комплект практических заданий Тестовые задания | Проверка заданий Письменное тестирование |
Тема 2.2. Цена и ценообразование на продукцию сельского хозяйства | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания Темы докладов | Проверка задания Письменное тестирование Оценка докладов |
Тема 2.3. Эффект и эффективность мероприятий в сельском хозяйстве | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания | Проверка заданий Письменное тестирование |
Тема 2.4. Инвестиции и инновации в сельском хозяйстве | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания Темы докладов | Проверка задания Письменное тестирование Оценка докладов |
5 Результаты освоения дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины
№ п/п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: | |
знать | уметь | |||
1 | ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | сущность организации как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; принципы и методы управления основными и оборотными средствами, методы оценки эффективности их использования; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли, показатели их эффективного использования; формы оплаты труда; способы экономии ресурсов, основные технико-экономические показатели деятельности отрасли и методику их расчета | находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять организационно-правовые формы организаций; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности отрасли |
2 | ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ||
3 | ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | ||
4 | ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | ||
5 | ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ||
6 | ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | ||
7 | ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | ||
8 | ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | ||
9 | ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | ||
Итоговая аттестация в форме | экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экономика" для экономических специальностей СПО
Рабочая программа дисциплины ОДП. 12 "Экономика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)...
Рабочая программа "Экономика"
Рабочая программа для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям)...
Рабочая программа "Экономика организации"
Рабочая программа для специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений....
Рабочая программа Экономика отрасли
Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли для специальности СПО Сервис на транспорте...
Рабочая программа Экономика отрасли
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли" для специальности 36.02.01. Ветеринария...
Рабочая программа_Экономика отрасли
Рабочая программа...
Курс презентаций, к рабочей программе Технология отрасли 2022 г.
В данном материале предоставлен курс презентаций к рабочей программе Технология отрасли по специальности 15.02.01 Монта и техническая эксплуатация промышленного оборудования целлюлозно-бумажной промыш...